По аналогии с пищевым вкусом он выделяет художественный вкус,
дурной вкус и извращенный вкус. Из английских философов можно привести для
примера Д. Юма, который полагал, что вкус – это способность различать
прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.
Смотря либо слушая, художественное произведение, мы очень
часто в конце произносим: «нравится – не нравится», «прекрасно – безобразно».
Эмоциональная реакция на произведение выражается в языке в форме эстетической
оценки. Под ней подразумевается высказывание, описывающее эстетическое чувство
зрителя при восприятии произведения. Такое высказывание в эстетике появляется
впервые в трудах И. Канта («Критика способности суждения») и получило название
«суждения вкуса». Существует четыре разновидности эстетической оценки:
положительная, отрицательная, противоречивая, неопределенная. Рассмотрим
эволюцию суждений вкуса, как в положительном, так и в отрицательном варианте, а
потом проанализируем действие вкуса. История изобразительного искусства
показывает, что имеют место семь основных ступеней в развитии отрицательной
оценки: «холодно и безжизненно» («не трогает»); «трескуче и высокопарно»;
«непрофессионально и неправдоподобно»; «безвкусица и пошлость», «бессмыслица»,
«патология», «идеологическая диверсия». Выделяют также положительное и
отрицательное действие вкуса. Примером положительного действия вкуса могут быть
экстремальные случаи: подделки, хищения, «художественные терракты» (1985 год,
Эрмитаж, СССР, облили кислотой картину Рембрандта «Даная»). Отрицательное
действие вкуса может проявляться в отказе от допуска картины на выставку.
Наивысшей формой отрицательного действия вкуса является «художественное»
аутодафе, т.е. сжигание картин на костре, изобретателем этого явления является
религиозный деятель Савонарола (Италия XV в.) Приведем примеры этой формы. С. Боттичелли
известный художник Возрождения сжигал в кострах свои картины. Гитлер в 30-е
годы XX века провел пиктоцид (своеобразный аналог геноцида в сфере искусства).
Нацисты подвергли идеологической диверсии 1290 картин и 1004 сожгли. То же
самое происходило и с литературой.[15]
2.3 Эстетические чувства
Эстетическими называются такие высшие чувства, которые
вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то
явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и
действия.
Мы испытываем эстетическое удовольствие, наблюдая
величественные картины природы, слушая музыку и пение, читая художественные
произведения, наблюдая танцы и гимнастические упражнения, воспринимая
произведения живописи и архитектуры. Эстетические чувства вызывают в нас
домашняя утварь, мебель, одежда, обои, которыми оклеена наша комната. Красивыми
или некрасивыми мы считаем поступки людей, рассматривая их с точки зрения
общепризнанных общественных требований.
Эстетические чувства могут иметь «созерцательный» характер,
когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности; они
становятся активными, когда органически включаются в нашу деятельность,
придавая ей определенные эстетические формы и черты. Мы можем испытывать
эстетическое чувство не только тогда, когда смотрим балет или слушаем музыку,
но и когда сами танцуем и поем. Особенно большое значение приобретают активные
эстетические чувства в творческой деятельности людей.[16]
Связь эстетических чувств с восприятием действительности
огромна и общепризнана. Однако эстетическое восприятие действительности
отличается особыми чертами по сравнению с восприятием в процессе обычного
труда, учебной пли научной деятельности. Во всех этих случаях восприятие носит
строго объективный характер, его задачей является подмечивание и регистрация
объективных фактов, их особенностей, существующих между ними связей. В
эстетическом восприятии объективная действительность отражается особым образом
- в форме эмоциональных переживаний, вызываемых в нас воспринимаемыми
явлениями.
Отличительной особенностью эстетических чувств является их
«бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших
материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение
жизни: когда мы любуемся картиной, изображающей фрукты, у нас не возникает
желание их съесть: эстетическое чувство при восприятии этой картины не связано
с вкусом и питательностью изображённых на ней предметов. В основе эстетических
чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность - потребность в
эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека:
приготовляя домашнюю утварь из глины, вытачивая из камня наконечники для своих
стрел и копий, первобытный человек уже тогда придавал им эстетические формы,
хотя это ни в какой степени не увеличивало добротности изготовляемых предметов,
не делало их более пригодными для тех функций, для которых они предназначались.
В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в
эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в
созданных человеком различных видах искусства - музыке, живописи, поэзии,
архитектуре, хореографии и т. д.
2.4 Историчность эстетического взгляда
В современной эстетической мысли за последние десятилетия
сложились направления, формулирующие свои задачи и методологию как существенно
отличные от задач и методов традиционной эстетики. В первую очередь - это
смещение акцента в сторону институционального подхода и социологических методов
исследования в противовес классическому эссенциалистскому подходу и
спекулятивному методу. Социологическое направление в соответствии с
тенденциями, свойственными современному гуманитарному знанию в целом, пытается
переинтерпретировать основные эстетические категории в терминах социологии и
экономики (в частности, в терминах ценности и обмена).
Современные социологи и культурологи, в частности Пьер
Бурдье, требуют радикального разрыва с эстетической мыслью, претендующей на
открытие внеисторической и онтологически обоснованной сущности эстетического и
перехода к поиску основ эстетического подхода в области социологии и истории
художественных институтов.[17]
Схема классической эстетики разворачивается между двумя
полюсами: с одной стороны - объект, обладающий определенными качествами, с
другой - акт восприятия. Основные усилия направлены на выявление неких общих
критериев, позволяющих выделять объекты, подлежащие преимущественно
эстетической оценке (то есть, произведения искусства), в ряду других объектов и
категорий, позволяющих такую оценку осуществлять, например, категории
прекрасного и возвышенного. Что касается акта эстетического восприятия, то он
также предполагает наличие определенных способностей, имеющих всеобщую природу.
При этом признается наличие некой специфической, онтологически обоснованной
сущности эстетического. В качестве объекта, подлежащего эстетической оценке в первую
очередь, выступает произведение искусства, что связано с представлением о
нефункциональном «чистом искусстве», единственный смысл существования которого
заключается в том, чтобы быть носителем эстетической функции, заложенной
автором. Формируется трехчастная система, включающая произведение искусства как
объект, наделенный специфическими свойствами, воспринимающего субъекта как
носителя способностей, имеющих всеобщий характер, и, вследствие этого,
способного выносить суждение вкуса, и, наконец, фигуру творца (автора),
обладающего исключительными способностями, позволяющими создавать новое, но
соотносимое, опять же, с универсальными эстетическими критериями.
Современный вариант изымает из системы отсылку к онтологии,
замыкая ее саму на себя. Свободный акт творчества превращается в экономически
обусловленное следование установкам определенной социальной практики.
Эстетическое переживание в классическом понимании является
результатом, во-первых, непосредственного чувственного восприятия, во вторых -
процесса интерпретации, актуализирующего личный опыт и интеллектуальный багаж
субъекта. Социологическое направление указывает здесь на необходимость изучения
социальных и исторических условий возможности такого переживания. В связи с
этим, критике подвергаются также феноменологический и структуралистский проекты
анализа эстетического, так как и опыт, и язык являются продуктами истории.
Произведение искусства может восприниматься как таковое (а
именно: символический объект, наделенный ценностью и значением (Бурдье)) только
в том случае, если зритель соответствующим образом предрасположен, то есть не
произведение искусства как объект эстетической оценки обладает определенными
свойствами, а эстетический взгляд конституирует произведение искусства, наделяя
его ценностью и значением.[18]
Для того чтобы воспринимать произведение искусства в качестве
объекта эстетической оценки, то есть как форму, а не как функцию, необходимо
наличие автономного художественного поля, которое само устанавливает свои цели
и критерии, часто противопоставленные внешним требованиям. Успешное
функционирование такой системы, в которой производятся и транслируются
ценности, обеспечивается наличием соответствующих институций. В первую очередь
это пространства репрезентации (музеи, галереи, выставки), затем, инстанции
легитимации (академии, салоны, институт критики), и, наконец, механизм
воспроизводства производителей и потребителей (система образования).
Совокупность данных элементов и взаимоотношений в рамках системы делает
возможным переживание эстетического опыта. В перспективе такой подход допускает
наличие в социуме различных атомарных, в том числе взаимоисключающих
эстетических практик, имеющих собственные установки и критерии.
История, таким образом, предстает не в качестве
вспомогательной для эстетики дисциплины, которая упорядочивает разнообразие
художественных явлений, формируя различные единства - стили, школы,
направления, а в качестве условия возможности формирования определенных
представлений, на выявление разнообразия которых направлены исследовательские
усилия.
Результатом любой эстетической практики, с точки зрения
социологического подхода, является формирование представления о ценности.
Причем, применительно к современной культурной ситуации речь идет не об
эстетической ценности объекта, то есть его способности актуализировать
переживание, а о его знаковой ценности, которая может быть эквивалентна
рыночной стоимости. Структура и содержание произведения в данном случае выпадают
из поля зрения исследователя, так как их невозможно описать ни при помощи
анализа институций, ни в терминах экономического обмена. Вопрос о том, почему
тот или иной объект занимает определенную позицию в иерархии художественного
поля становится второстепенным, так как любые таксономии признаны
относительными и случайными. Произведение искусства представляется не в
качестве объекта, обладающего какими-либо качествами, а в качестве знака в
пространстве, где циркулируют заранее заданные символические ценности, которые
могут быть присвоены любому объекту в процессе формирования общественного
мнения.
Заключение
Эстетическое сознание в системе форм общественного сознания
занимает особое место. Выделившись в особую ветвь духовной культуры, оно в то
же время выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического
сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки,
вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое
сознание - это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное
единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека
и общества в целом.
Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного
сознания, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к
миру и выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к
идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное представление
о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство, почет - словом, все то,
что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота рассматривалась не столько в эстетическом,
сколько в этическом и экономическом отношениях, как совершенство того или иного
предмета или состояния.
В заключение хотелось бы сказать, что необходимо
разграничивать категории эстетических объектов, которые существуют в сознании человека.
Точное знание категорий эстетики полезно каждому человеку,
ибо помогает нам лучше ориентироваться в безграничном мире эстетических
ценностей.
Список использованной литературы
1. Бурдье П., Рынок
символической продукции // Вопросы социологии, №1/2 1993, №5 1994.
2.
Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 1975.
3.
Бычков В.В. Эстетика. – Краткий курс. М., 2003.
4.
Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. – М., 1974. Ван
Гог В. Письма. – М, 1966.
5.
Дедюлина М.А., Титаренко И.Н. Эстетика: Конспект лекций. – Таганрог, 2001.
6.
Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М.: Политиздат, 1987.
7.
Диденко В.Д. Искусство и философия. – М.: Знание, 1986.
8. Давидович В.Е. Теория
идеала. – Ростов-на-Дону, 1983.
9.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. – М., 1964.
10.
Изард К. Эмоции человека. М, 1980.
11.
Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.
12.
Кривцун О.А. Эстетика. – М., 2001.
13.
Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х т. – М.: Искусство, 1986.
14.
Матисс А. Сборник статей о творчестве. – М, 1958.
15.
Рубинштейн С.Л. Бытие и познание. – М, 1957.
16.
Шеллинг Ф. Философия искусства. – М., 1966.
17.
Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль,
1979.
18.
Эстетика и жизнь: Общие проблемы эстетики. – М.: Искусство, 1978.
[1]
Бычков В.В. Эстетика. – Краткий курс. М., 2003. – С. 41.
[2]
Рубинштейн С.Л. Бытие и познание. – М, 1957. – С. 264.
[3]
Дедюлина М.А., Титаренко И.Н. Эстетика: Конспект лекций. – Таганрог, 2001. – С.
59.
[4]
Матисс А. Сборник статей о творчестве. – М, 1958. – С. 89.
[5] Ван Гог В. Письма. – М, 1966. – С. 113
[6]
Изард К. Эмоции человека. М,1980. С. 16 – 65.
[7] Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М.: Политиздат,
1987. – С. 116.
[8]
Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 1975. – С. 48.
[9]
Дедюлина М.А., Титаренко И.Н. Эстетика: Конспект лекций. – Таганрог, 2001. – С.
62.
[10]
Дедюлина М.А., Титаренко И.Н. Эстетика: Конспект лекций. – Таганрог, 2001. – С.
65.
[11]
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. – М., 1964.
– С. 163.
[12] Давидович В.Е. Теория идеала. –
Ростов-на-Дону, 1983. – С. 112.
[13] История эстетики. Памятники мировой эстетической
мысли. Т.2. – М., 1964. – С.389.
[14] Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и
рассуждения. – М., 1974. – С.267- 268.
[15]
Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. – М.: Искусство, 1975. – С. 205.
[16]
Изард К. Эмоции человека. М, 1980. – С. 183.
[17] Бурдье П., Рынок символической продукции // Вопросы
социологии, №1/2 1993, №5 1994. – С. 94.
[18] Давидович В.Е. Теория идеала. –
Ростов-на-Дону, 1983. – С. 64.
Страницы: 1, 2
|