Меню
Поиск



рефераты скачать Эстетика церемоний и ритуалов в эпоху Возрождения


5.                Чайное действо вне определенного времени.


Чаепитие такого рода организуется спонтанно, без предварительного приглашения заранее выбранных гостей. Намерение устроить чаепитие возникает во время встречи друзей или коллег, что обуславливает достаточно свободное распределение ролей в подготовке проведения чаепития: один его участник готовит бульон, другой занимается подбором и установкой цветов. В таком случае все гости должны заранее знать правила организации чайного действа. Церемония чаще всего проводится по следующей схеме: ритуал «первого угля» - поднесение сластей - перерыв - накадати - питие «густого чая»- поднесение закусок-кайсэки - ритуал «последнего угля» - питие «жидкого чая».

В наше время искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины. Сейчас нередко чайная церемония проводится не только в чайных павильонах, но и в одной из жилых комнат дома; часто чайной церемонии предшествует угощение. Однако неизменным остается дух чайной церемонии: стремление создать обстановку душевности, отойти от суетных, повседневных забот и дел. По-прежнему чаепитие — это время для бесед о прекрасном, об искусстве, литературе, живописи.




II.              БРАЧНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ


Брачная церемония в эпоху Возрождения была достаточно простой. Церковное венчание еще не было обязательным для того, а чтоб брак считался законным, довольно было простого обещания, договоренности. В это время брак рассматривался больше как деловая сделка, а не единение 2-ух сердец либо религиозное действо. Потому большая часть обычаев проходило публично и официально.

К примеру, в Германии для заключения брака, было достаточно взаимного согласия жениха и невесты, ни согласия родителей, ни брачного договора. После ритуала публичного разделения ложа, брак считался состоявшимся.


1.                Обряд публичного разделения ложа


Этот обряд был обширно распространен как в среде аристократии, так и у простолюдинов. Жених привозил невесту с приданым к себе домой, вносил двуспальную кровать, укладывал невесту в постель в присутствии свидетелей, ложился рядом и целовал её. Так он символически утверждал главную цель брака – появление наследников.

Брачное ложе считалось «мастерской любви» и его освящению священником придавали огромное значение. Он накладывал благоволение Божие, чтоб рождались здоровые детки.

У аристократов брак носил больше условный характер, преследуя политические выгоды. Молодожены могли совершенно не видеться до брака, а в обряде общественного разделения ложа вместо жениха мог принимать участие его посланник.

Физическая близость – высшее проявление любви, так считалось в эпоху Возрождения, и законы природы ставили выше всех других. Перед дверью спальни новобрачных частенько гости пели эротические песни, неравные брачные союзы заключались очень редко, ведь основой бака было физическое удовольствие, которые супруги просто должны были дарить друг другу. Матери стремились отыскать своим дочерям в мужья самых неутомимых и страстных юношей.

Свадьба и в эпоху Возрождения была семейным праздником, на который приглашали всех родственников до седьмого колена, а праздновать могли от нескольких дней до нескольких недель. На свадьбе много ели, много пили и шутили, при этом все шутки носили грубый эротический характер, однако тогда это было явлением привычным.

Самой популярной и самой необыкновенной традицией на свадьбах были танцы, которые заключались в диких прыжках, в бешеном кружении и вращении. Они вполне раскрепощали танцоров иногда до наготы. Пляска была самым излюбленным занятием на свадьбах в эпоху Возрождения, наряду с играми, песнями и хороводами, которые не проходили без легкого эротизма либо откровенного сладострастия, однако без них просто немыслим дух самой эпохи Возрождения.



 

III. Полонез, как церемониальный танец


Полонез - торжественный бальный танец-шествие. Его прототип - народный польский танец степенного, торжественного характера. В народном быту - 4-дольный, в процессе эволюции преобразился в 3-дольный. Постепенно стал танцем аристократии, потеряв свою простоту. В шляхетской среде сначала танцевался только мужчинами и приобрел черты уверенной, спокойной, воинственной горделивости: "...не скоро, но важно танцевать его следует".

Шаг Полонеза, изящный и легкий, сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей четверти каждого такта. Танец воспитывал стройность осанки, умение изящно и с достоинством "шествовать". В реальности танцевального быта Полонез исполняли по-разному: "...одни совсем не придерживались правил; другие прибавляли свое; иные ни своего, ни чужого не делали, потому что не танцевали, а ходили в такт; производили шарканьем ног неприятный шум...". Полонез составлялся из трех шагов - эта простота исходной фигуры способствовала его распространению во всех странах Европы. Во Франции Полонез стал придворным танцем в 16 в., а в России был известен еще в допетровское время. Полонез был первым европейским танцем, бытующим в боярской Руси. О "степенных польских танцах" при дворе Алексея Михайловича упомянул Я. Штелин. Полонез был популярен в начале 18 в., его танцевал Петр I и его окружение. В эти годы русский вариант Полонеза отличался от общеевропейского большей сдержанностью, степенностью. Некоторые иностранцы, в частности принцы гессенские, танцевавшие другие, более сложные танцы "довольно хорошо", будучи в 1723 при русском дворе, со сравнительно простым "польским никак не могут совладать".

Особой разновидностью Полонеза являлся церемониальный свадебный танец, сочетающий поклоны, степенное шествие пар и собственно танец. С него начинались и им заканчивались дворянские свадьбы. Сохранились сведения о церемониальных танцах в 1721: 29 сент. на свадьбе П.Мусина-Пушкина; 12 ноя. на свадьбе Матюшкина и др. аристократов. Церемониальный танец не исключал обычного Полонеза, который следовал после: так было, например, на свадьбе кн. Репнина, кн. Ю.Трубецкого в 1721.

Прощальный танец несколько отличается тем, что его танцевали, "во-первых, не три, а пять пар; во-вторых, что маршал со своим жезлом танцует впереди, и все должны следовать за ним и, наконец, в-третьих, тем, что польский начинается тотчас же". Во время танца все шаферы держат в руках восковые свечи, с которыми обыкновенно провожают танцующих в спальню невесты. Церемониальные танцы предполагали особый порядок танцующих. Обычно они открывались тремя парами: маршалом с невестою и двумя старшими шаферами с посаженой матерью и сестрой невесты. За первым танцем следовал цикл других, регламентированный бальным ритуалом.

Полонез (обычный) танцевался, разумеется, не только в пределах сугубо свадебных ритуалов. На балах, маскарадах, ассамблеях петровской эпохи этому танцу уделялось много внимания. И позднее Полонез не потерял для знати своей привлекательности. В 1744 по случаю приезда принцессы Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины II), а также год спустя в день ее свадьбы при дворе давались балы. Второй бал был примечателен тем, что продолжался не более часа и танцевали на нем "только полонезы". Насыщенный балами и маскарадами придворный музыкальный быт елизаветинской и екатерининской эпох привносил в простую основную фигуру Полонеза разнообразие и изобретательность. Так, в 1765, 21 OKT., на придворном балу танцевали "...польский в четыре пары с шеном", то есть с цепью. Двадцатилетие спустя Полонез танцевали как на пышных бальных празднествах, так и в интимном кругу приближенных и фаворитов на малых эрмитажах и взрослые, и младшие члены царской семьи.

Наиболее полное описание церемониальных танцев - первого и прощального - дает Ф.В. Берхгольц: "Дамы, как и в Английских танцах, становятся по одну, а кавалеры по другую сторону; музыканты играют род погребального марша, в продолжение которого кавалер и дама первой пары сперва кланяются (делают реверансы) своим соседям и друг другу, потом... делают круг влево и становятся опять на свое место. Такта они не соблюдают при том никакого, а только... ходят и отвешивают зрителям поклоны. Прочие пары, одна за другою делают то же самое. Но когда эти туры заканчиваются, начинают играть польский, и тогда уже все танцуют как следует и тем заканчивают".[2]

В зависимости от ситуации в Полонезе принимало участие различное число танцующих. В церемониальном танце по 3 пары в начале свадьбы и по 5 - в конце. Танцы в 3 пары характерны и для неритуального Полонеза. Но эти правила выполнялись нестрого уже в петровское время. А в случаях, когда балы устраивались в просторных залах, число танцующих доходило до 12 пар; в более поздние времена - и больше. Полонез был популярен среди лиц любого возраста и звания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Эстетика Возрождения уделяет большое внимание внешнему правдоподобию при отражении действительности, поскольку реальный мир, реабилитированный гуманистами с большим пафосом, достоин адекватного и точного воспроизведения. В этом плане совершенно понятен их интерес к техническим проблемам искусства и, прежде всего, в живописи. Линейная и воздушная перспектива, светотень, локальный и тональный колорит, пропорция – все эти вопросы обсуждаются самым живым образом. И нужно воздать должное гуманистам: здесь они достигли таких успехов, которые трудно переоценить. Большое значение гуманисты придают занятиям анатомией, математикой и вообще изучению натуры. Требуя точности в воспроизведении реального мира, они, однако, очень далеки от стремлений натуралистически копировать предметы и явления действительности. Верность природе для них не означает слепое подражание ей. Красота разлита в отдельных предметах, и произведение искусства должно собрать ее в одно целое, не нарушая при этом верности природе.

Эстетика соединима с нравственностью или духовностью, и именно по этой причине знатоки искусства чайной церемонии заявляют, что чай – это сама жизнь, а не просто вещь, доставляющая удовольствие, какой бы утонченной она не была. Многие ли из нас на самом деле настолько здоровы, что не нуждаются в лекарстве или тонизирующем средстве того или иного рода в определенные моменты своей жизни? Кроме того, каждый из нас неизбежно умрет. Современная психология приводит много случаев, когда энергичные бизнесмены, сильные физически и умственно, неожиданно тяжело заболевают, когда уходят в отставку. Почему? Потому что они не научились беречь свою энергию, то есть им никогда не приходила в голову мысль об уходе от суеты, пока они работали. В Японии воин в те далекие времена борьбы и беспокойства, в самые суровые дни войны понимал, что он не может постоянно испытывать предельного нервного напряжения, что он должен иногда каким-то образом уходить от этого. Чайная церемония, вероятно, предоставила ему именно такую возможность. Он удалялся на некоторое время в тихий уголок своего бессознательного, символом которого служила чайная комната, едва превышающая девять квадратных метров. И когда он выходил из нее, он не только чувствовал себя освеженным физически и умственно, но вполне возможно, надолго сохранял в памяти вещи более важные и глубокие, чем просто сражение.

В чайной церемонии заключено нечто большее. Приобщая людей к точно установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Чайная церемония является одной из важнейших основ культивирования национальных чувств. По мнению японцев, чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. Чайная церемония - самое полное и совершенное выражение японской эстетики.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов — ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.). Ходить по горящим углям и даже плясать могут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

Характеризуя эпоху Возрождения, Энгельс писал: "Это был, величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености".[3]

Эстетика Возрождения не представляет собою абсолютно однородного явления. Здесь были различные течения, которые часто сталкивались друг с другом. Сама культура Ренессанса пережила ряд этапов. Соответственно менялись и эстетические представления, понятия и теории. Это требует специального исследования. Но при всей сложности и противоречивости эстетики Возрождения это все же была реалистическая эстетика, тесно связанная с художественной практикой, направленная на действительность.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – 2-е изд., доп. – М., 2001.

2.                Васюра Т. Японская чайная церемония «Здесь и сейчас» № 3,4, - М.,1999.

3.                История эстетической мысли. В 6-ти т.Т.2. Средневековый Восток. Европа 15-16 веков. – М., 1985.

4.                Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник – М., 2002.

5.                Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.

6.                Всемирная история: Возрождение и Реформация. под ред. Алябьева и др. Т.9-10. - М., 1996..

7.                Лосев А.Ф. Этика Возрождения. - М., 1978.

8.                Овсянников М.Ф. История эстетической мысли: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 1984.

9.                Яковлев Е.Г. Эстетика. - М., 2002.

10.           Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец М., 1987.

11.           Куренкова Р.А. Эстетика. - М., 2003.

12.           Манн Ю. Русская литература ХIХв. Эпоха возрождения. – М., 2001.

13.           Бычков В.В. Эстетика. Учебник. - М., 2002.

14.           Кондрашев В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов Н/Д., 1998.

15.           Громов Е.С. Основные эстетические категории. - М., 1991.


[1] Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб., 1998.

[2] Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М., 1987

[3] История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.2. Средневековый Восток. Европа 15-16 веков. - М., 1985.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.