Взгляд на Антропологическую концепцию психологии музыкального образования А. В. Тороповой
Московский педагогический государственный
университет
Взгляд на Антропологическую концепцию
психологии музыкального образования
А.
В. Тороповой
Курсовая работа по Истории и теории
музыкального образования
Работа выполнена студентом 1 курса
эстрадного отделения музыкального факультета
Долгих Александром
Москва 2003
Введение
"...в современном музыкально-образовательном
пространстве отсутствует
( или присутствует в весьма размытом виде )
важнейшее звено - психолого - антропологические знания о субъекте
музыкальной культуры, теории музыки и музыкальной практики - Homo – musicus, являющемся собственно адресатом усилий
музыкального образования, партнёром диалога с культурой, посредником
которого выступает педагог-музыкант..."
Интересная идея по-поводу того, что сознание
передаёт смысл чего-либо
посредством интонации - это и есть искусство
звука, то есть создание
музыки. Я считаю это абсолютной истиной и мало
того я обобщю:
"Когда сознание передаёт смысл чего угодно
посредством чего угодно
- это и есть создание вселенной вокруг
нас..."
Актуальность
Эта тема достаточно актуальна, так как это
бальзам на душу сегодняшнего общества, увязшего в грязи ложных данных
старых психологических школ о человеке - животном, не имеющем души
( а точнее - самого себя в роли психической
субстанции или духовного существа ). Эта тема также придаёт значение
философии, религии и искусству, а также разным видам наук, изучающим
области не только материального.
"...до последнего времени как в общей
психологии (отечественной), так и в музыкальной наблюдалось исключение,
или игнорирование фундаментальных категорий науки о целостном человеке
- сознание, душа. ( Такое положение вещей в отечественной науке имеет
социально-историческое, искусственно созданное вненаучными политически
идеологическими директивами происхождение). История советской
психологической школы, по В.П.Зинченко, это история потерь и
титанических усилий сохранить Человека ("всего Человека" -
А.Блок, а не его рефлексы) в сфере научных интересов психологии: так,
ранее потеряв душу, и дух "в 1925 г. страна потеряла
бессознательное : был запрещён психоанализ. В 1929 г. ...страна начала
терять сознание...
С 1931 г. начался дрейф от проблематики
сознания к проблематике
деятельности". Нам кажется необходимым и с
содержательно-теоретической, и с методологической, и с
психолого-педагогической ( и даже с этико-эстетической ) точки зрения
"опереть" музыкально-психологическую науку на фундамент
исследования сознания человека в его целостности и многомерности, как
средоточия "человеческого в человеке", как категории, отвечающей
требованию отражения некоей целостности в иерархии других целостностей
(человек,мир) и вмещающей в себя все проявления психического. На этом
магистральном направлении, лишь привлекая знание, добытое на различных
путях познания, где наряду с наукой, философия человека, религия и
искусство создают многомерную картину искомого целого, можно строить
концепции, соотносящие эти "частичные" образы человека друг с
другом и со смыслом его существования и развития..."
Цели, задачи
Цель А.В.Тороповой как мне показалось в том,
чтобы поднять предмет
музыкальной психологии и психологии музыкального
образования на
совершенно новый уровень понимания. Она не
преследует цель накладывать уже готовую структуру общей психологии на
музыку и её атрибуты, хотя не отрицает возможности заимствования
некоторых моментов из "науки о душе". Её цель - новая структура.
"...К попытке понимания того, как культура
и психика создают друг друга, были устремлены усилия целого ряда
выдающихся учёных нашего времени: Г.Г.Шпета, Л.С.Выготского, А.Р.Лурии,
А.А.Ухтомского, М.К.Мамардашвили, В.П.Зинченко, М.Коула и др. Их и
последующие интерпритации культурно-исторической психологии, а также
"дух романтической науки приведут нас когда-нибудь к психологии, в
которой человеческие существа смогут жить и дышать" без ущерба
для ощущения и сознания своей целостности..."
Но как мне кажется, вряд ли это будет
называться "психология"...
Основная часть
Приведу основную часть статьи, наиболее полно
описывающую её идею :
"...Итак, интонирующее сознание несёт функцию
объективации
(удваивания) и экспликации (объяснения) процесса
становления сознания, где
трансформирующееся и трансформируемое нерасчленимо взаимосвязаны
в акте делания и задают континуальность и необратимость
развитию. Именно такое существование интонирующего сознания во времени
и обусловливает его особое значение в самосознании различных традиций.
Становление человека в антропогенезе через инобытие
не раз являлось
предметом размышлений философов и учёных.
"Человеческое инобытие есть такая форма существования человека,
когда он оставляет какие-то следы, отпечатки в других людях, предметах,
вещах, произведениях искусства и т.п." Эти процессы есть суть
организации функционирования и развития сознания: интонирующего и
музыкального, в частности.
Развитие сознания через его инобытие приводит
нас к осознанию важности символического слоя сознания,
трансперсонального резервуара образов, подвигающих человеческое сознание
к развитию, деланию, осуществлению. Так, роль образа, даже протообраза -
архетипа становится в нашем исследовании одним из ключевых понятий,
берущих на себя как функцию одной из единиц анализа психики и
сознания человека, так и медиатора становления, развития и делания
сознания как в антропогенезе, так и в индивидуальном развитии
человека.
Итак, наша концепция заключается в том,
что значение музыки в
антропогенезе может выявиться только при прояснении
суперпозиции
необратимых процессов развития сознания человека
и музыки (в расширенном понимании слова "музыка" и тех явлений
становления человеческой культуры, которые ещё собственно музыкой не
являлись и которые можно условно назвать звукосимволическим планом
выражения смысла). В данной суперпозиции заключена природа спонтанного
и поступательного развития сознания человека во взаимных превращениях
форм психических и культурных (символических) феноменов. Звукосимволический
пласт выражения ( как и музыка ) является одним из каналов
интонирующего сознания или
сознания интонируемого смысла. Отсюда вытекают
функции интонирующего сознания :
а) гностическая ( бессознательное познание имплицитных
законов бытия
через
звуко-ритмическую символику),
б) рефлексирующая
( музыка как спонтанная звучащая рефлексия
сознания),
в) регистрирующая
этапы
развития сознания человека, его уровня
взаимоотношений с миром
( порождающая нормы, "эпистемы" ) и г)
трансформирующая сознание
( функция "внутреннего делания" ).
Самоосуществление или спонтанно-внутреннее делание
- эта "функция"
тесно связана со всей органомией сознания: его
чувственной и рефлексивной, биодинамической и аффективной тканями
сознания. Они обеспечиваются языком или языками, выносящими акты
переживания и рефлексии во внешний план и возвращающие их в сознание
через усмотрение их значений и отработку в контексте культуры (
культура, таким образом, понимается как общественный полигон смыслов,
утяжелённых многократным отражением в её явлениях ( через архетипы ) и
способных влиять на антропогенез). Таковы процессы, "омывающие"
сознание человека как данность и обеспечивающие трансформации этой
данности, психическое развитие человека и человечества.
Напомним мысль М.К.Мамардашвили о том, что
сколь бы глубоко в
историю мы не погружались, нигде мы не найдём
человека без сознания, без языка, без плача по умершему... Таким
образом, двунаправленными становятся предметные понятия нашего тезауруса:
сознание, язык, символ, символическое действие - одним концом
направлены к пониманию порождающей музыку цепочки
превращенных форм сознания, а другим концом - к пониманию порождения человека
и трансформаций его природы через звукосимволический пласт культуры. В
первой перспективе - музыка, её язык и значение "просвечивает"
сквозь целостность человека, во второй - человек, его развитие,
прошлое, будущее и вневременное просвечивают сквозь музыкальную
реальность, её "интонируемый смысл", образуя один из аспектов
человековедения - музыкально-психологическую антропологию. Ещё В.Гумбольдт
хотел понять, как "язык, происходя из природного звука и
потребности, становится родителем и воспитателем всего высочайшего и
утончённейшего в человечестве". Гумбольдт считал язык организмом
духа. Думаю, что речь идёт не об одном языке
( вербальном ), а о языках культуры.
Таким образом, концепция психологии музыкального
образования,
фундированная в более общих и глубоких пластах
онтологии человека,
выводит рассмотрение своих проблем на уровень
музыкально-
психологической антропологии. Такой способ
концептуализации содержания означенного предмета кажется нам оправданным
и своевременным. Привитие будущим музыкантам-педагогам опыта
антропологического самосознания в своей профессии даст ещё ряд
преимуществ. Например, связанных с погружением ребёнка - субъекта
образования - в такой музыкально-педагогический контекст, создаваемый
сформировавшимися установками педагога, который включает понятия
"внешняя и внутренняя музыкальная (звукосимволическая) реальность
психики ребёнка", "охранный для личности смысл
фантазирования", "интонационно-символические манифестации
личности", "архетип интонирующего сознания личности",
"музыкально-символическая модель будущего в развитии ребёнка",
"интегрированность или расщеплённость
'Я' ", "живое или механическое движение
в построении образа", "музыка как функциональный орган
души" и т.д.
Такова в самых общих чертах антропологическая
концепция психологии
музыкального образования, заслуживающая, на наш
взгляд, обсуждения и
развития в ряду базовых подходов к разработке
прблематики музыкально-педагогической и музыкально-психологической
направленности..."
Комментарии
Как я понял, главная идея - сознание человека
необъятно, в нём очень
много таинственного потенциала, оно представитель
Высшего Разума или
Высшей Субстанции, его возможности не ограничены
( тем более музыкальные и, естественно, творческие).
"...В связи с представлением о том, что
сознание человека является тем
предметом, в содержании и структуре которого
заложены потенции и
программы самоосуществления человека, его
развития и "внутреннего
делания" ( как осознаваемого саморазвития ) и,
кроме того, сознание
является презентантом самой субстанции
психического ( включающего
телесные и социальные уровни ) ещё до её
расчленения на отдельные
процессы и функции, данная категория принимается
в качестве ключевой
и основополагающей нашего концептуального
подхода..."
Не удивительно, что выдающиеся люди - это в
основном не те, кто
учился на хорошие отметки или вобще учился. Я
поддерживаю идею того, что теорией (или логикой) возможно
перебарщивают наши умы. Мне кажется, что порвано равновесие между
массой ( реальным предметом или свойством ) и значимостью ( идеей об
этом реальном предмете или свойстве ). Слишком большое значение
придаётся значимости, а не массе. Не потому ли это, что в сфере
искусства слишком много авторитетных мнений, нежели каких-либо реальных
законов или аксиом ?
"...Добавим, что в жертву логике принесена
не только психология, но
и музыка, превращенная в иллюстрации к
построениям музыкознания.
Следствием этого является обучение "тощим
абстракциям", способствующим всё той же психологической
дистантности человека ( ребёнка ) и музыки. Данное положение вещей
требует осознания и соотнесения с целью музыкального
образования..."
Заключение
Торопова пишет о влиянии прошлого музыкального
опыта человека на его сегодняшнее состояние, на его интонирующее
сознание.
Также она упоминает Ламу Анагарика Говинду и
его "Психологию раннего буддизма" и "Основы тибетского
мистицизма".
Лично я вижу в её идее глубокий смысл, хотя
возможно не все его могут уловить. Торопова не пишет это конкретно
в лоб, а использует обобщённые слова и выражения, пытаясь скрыть это
за призмой научной терминологии - и это единственное, что я
действительно критикую! Зачем всё так усложнять?! Для кого писалась
эта статья, которую я здесь рассматриваю ?! Для "избранных"
что ли ?! Это то, что мне не нравится в психологии - слишком
много "хлама" !
Всё же я, используя несколько словарей,
прочитал статью и понял
о чём там. Но сколько у меня ушло на это
времени !..
Я бы уже пару любовных романов прочитал за
это время...
Но, возвращаясь к глубокой идее, она
заключается в том, что возможно
прошлый музыкальный опыт человека (конкретного
человека) не
ограничивается рамками одной жизни человека, а
уходит очень далеко в его прошлое. Как мне кажется здесь есть намёк на
прошлые воплощения человека, что и проповедует буддизм в лице Ламы,
которого упоминает автор.
"...Звуковой символ, по Ламе Анагарика
Говинда, лежит в основании
становления сознания. Акт переживания субъекта
становится актом
становления сознания в творческом акте
"наименования, формулирования"
(так в переводе означено его представление), мы
бы сказали интонирования.
Каждая интонированная сознанием "вещь
опыта" становится содержанием и принадлежит сознанию интонирующего.
Таким образом, акт интонирования становится уже не только рефлексивным
актом, актом познания, но и актом делания. Делание, или
самоосуществление (самосозидание или саморазрушение) происходит через
трансформации в сознании человека, которое охватывает всю иерархию его
природно-психологической структуры. На признании того факта, что в
загадочно-неопределённых и неисчерпаемых ресурсах сознания и коренится
возможность трансформаций и направленного воздействия,
основывается всё магическое мировоззрение. И
сейчас нередко это знание отражается в интуициях и гипотезах
современной науки, и во вненаучных, подчас спекулятивных, практиках ( что
не отменяет
наличия данного опыта сознания у человека
)..."
"...Зная из теорий развития психики, что
ранние её формы не исчезают, а
лишь интериоризуются, инкорпорируются в сознании.
Мы предполагаем, что в музыкальном сознании современного человека в
бессознательной и
превращённой форме содержатся все предыдущие
формы функционирования интонирующего сознания : от его синкретичности,
через появление расщеплённых форм, к образованию во внутреннем
пространстве отчуждённых "искусственных" форм
музыкально-художественного творчества. Таким образом, через предмет
музыкально-психологической антропологии - сознание Homo-musicus,
которое многообразно и многомерно - релизуется диалог с Другим, а
вернее, с Другими "Я" - инокультурными, инонациональными и
иновременными обликами "человека
музыкального"... Именно в такой
перспективе и диалоге только и возможно
прояснение своего места и
состояния сознания современного человека,
транслируемого через культуру и образование. С таким осознанием
собственных психолого-педагогических деяний в антропологическом контексте
связано чувство ответственностипедагога и музыканта перед настоящим и будущим,
которое мы готовы или не готовы принять..."
Ещё одна идея блестит в предыдущих строках:
Через историю о себе реализуется
диалог с другим.
***
Ну вот и раскрыты основные идеи
Антропологической концепции
психологии музыкального образования, жаль только
что они
не решают проблему свойств человеческой души
( как обычно и происходит в психологии ).
"...Выстраиваемая нами концепция психологии
музыкального
образования не свободна от проблемы, общей для
исследований
психического плана человеческого
существования..."
|