Свойства и функции морали
Реферат
На тему:
«Свойства и
функции морали»
План
Вопрос 1.
Свойства морали
Вопрос 2.
Функции морали
Вопрос 3.
Моральная регуляция
Вопрос 4.
Противоречия в морали
Вопрос 1. Свойства морали
1.
Императивность
морали
2.
Нормативность
морали
3. Оценочность морали
1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет
общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими
условиями, духовными и материальными факторами.
Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного
сознания (религии, науки и пр.):
• социально-экономическая обусловленность содержания;
• воздействие на процессы, протекающие в обществе;
• взаимодействие с другими формами общественного сознания.
Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative - повелевать) - требование
определенного поведения, выполнения предписаний морали.
Императивность:
• согласует интересы личности с интересами общества;
• утверждает приоритет общественных интересов;
- в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее
негативных проявлений).
Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировал категорический императив
- всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме,
руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала
всеобщим законом".
Максима - это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив
поведения. Категорический императив:
• является врожденным знанием;
• его требования выполняются безусловно и добровольно;
• проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является
чувство долга;
• выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной
необходимостью. ("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к
человечеству... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к
средству". И. Кант.)
2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через
нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:
• направляется деятельность людей;
• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств
(честность, взаимопомощь и др.);
• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;
• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть
ее духовного мира;
• осуществляются нравственные связи поколений людей.
Существует два типа моральных норм:
• запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и
т. п.);
• образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).
3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке
человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми
и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.
Формы оценочности:
• одобрение, согласие;
• порицание, несогласие.
Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений
и моральных оценок.
Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельности
человека (или группы) интересам общества.
Вопрос 2. Функции морали
1. Воспитательная
2. Ценностное
J.
Коммуникативная
4. Познавательная
5. Регулятивная
6. Гуманизирующая
1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая
заключается в:
• формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении
моральных запретов;
• самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни),
осознанном выборе нравственных ориентиров.
Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства
массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.
2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в
развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на
добро").
3. Коммуникативная функция морали состоит в:
• ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);
• гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным
для всех сторон (ориентация на добро в общении).
4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является
средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания,
помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами
и т. д.
5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией)
заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:
• ограничения негативных устремлений людей;
• саморегуляции индивида и социальной среды;
• управления общественными отношениями;
• воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.
Регулятивная функция "высокой морали" является тенденцией,
устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих
нравственных представлений и социально-конкретных представлений.
Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения
или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.
6. Гуманизирующая функция заключается в:
• стремлении морали совершенствовать человека;
• обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве
Вопрос 3. Моральная регуляция
1. Компоненты системы моральной регуляции
2. Моральная регуляция
1. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их
взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и
обществом и т. д.).
В систему моральной регуляции входят:
* нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс.
Они, в свою очередь, делятся на:
* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),
* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не
навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),)
бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований.
Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается
аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с
нормами;
* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:
* содержание моральных норм;
* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве
моральных ориентиров.
Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные
ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы
(высшие цели развития личности);
* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле
жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;
* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные
принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к
ближнему). Принципы:
* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);
* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной
группы.
* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.
2. Моральная регуляция носит характер:
* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);
• императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются)
как образцы поведения.
Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с
идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть").
Нравственное сознание человека включает в себя:
• привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);
• рефлексию (раздумья);
• интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);
• моральные переживания.
Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными
правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции).
Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми,
но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском
государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление
(совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.
Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества
и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция
опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество
выполняет функции совести).
Мораль тесно связана с правом:
• моральные нормы закреплены законом;
• либерализация морали влечет либерализацию права;
- взаимодействие морали и права (суд присяжных).
Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины,
психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).
Нравственное регулирование необходимо даже в области техники
(угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).
Вопрос 4. Противоречия в морали
L
Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали
2. Универсальность моральных правил
3. Незаинтересованность моральных мотивов
4. Моральное единство людей '
5. Свободная причинность
1. Основными свойствами законов морали являются:
• объективное значение (норм, правил и пр.);
• субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);
• безличность законов морали.
Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным
нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские
государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит
аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности,
а также индивидуальной моралью.
Моральные взгляды:
• никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;
• объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);
• распространяются на всех людей и обязательны для всех.
Характерная особенность морали - единство свободы нравственной воли
человека и всеобщности законов морали.
Единство этих взаимоисключающих качеств можно объяснить "золотым
правилом нравственности": "И как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так и вы поступайте с ними" (Евангелие от Луки) или
"Чего в других не любишь, того и сам не делай".
2. Универсальность моральных правил. Нравственные позиции людей могут
отражать:
• конкретно-исторические условия развития общества;
• условия жизни человека в обществе;
• классовые, групповые интересы и т. д.
Нравственные позиции разных людей, социальных групп и общностей могут
быть диаметрально противоположными.
Нравственные нормы сформулированы как всеобщие требования. Требования
морали:
• общезначимы, содержат основы, общие для всех нравственных позиций;
• универсальны, проявляются по-разному в зависимости от ситуации и
конкретно для каждого человека.
3. Незаинтересованность моральных мотивов. Соблюдение правил морали
гарантирует комфортное сосуществование человека с другими членами общества.
Однако:
• жесткое следование нормам морали может мешать достижению цели
(например, щепетильность мешает карьерному росту);
• пороки могут служить на благо общества ("жажда наживы" -
двигатель бизнеса);
• добрый поступок, совершенный ради выгоды, нельзя считать подлинно
моральным. Моральным поступок является тогда, когда он совершен:
• без расчета на вознаграждение, бескорыстно,
• без прагматической цели - "добро ради добра";
• единственной целью поступка является самосовершенствование человека.
Незаинтересованность мотивов морали вступает в видимое противоречие с
практической целесообразностью. Гуманистической целью морали является
совершенствование людей.
4. Единство людей в морали. Нравственное воспитание человека проходит под
влиянием социальной среды (социального слоя, группы и пр.), общественного
мнения. Иногда моральные нормы среды становятся догматическими, ханжескими.
Человек может вступить в конфликт со своей социальной средой с
общечеловеческих моральных позиций (как представитель всего мира). Вступая в
противоречие с групповыми позициями, мораль служит нравственному единению всех
людей.
5. Свободная причинность (автономия личности). Причиной совершения
моральных поступков может быть ожидание одобрения со стороны других людей,
общества в целом. Однако человек может совершать моральные поступки вопреки:
• общественному мнению;
• собственному характерному складу;
- сложившимся обстоятельствам.
Человек совершает нравственные поступки без видимых причин, по
собственному выбору, совершенно свободно.
Литература
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика:
Учебник. - Гардарики, 2003. - 472 с.
2. Дружинин
В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176
|