Социометрическая структура группы
План
Введение. 2
Глава 1. Социометрия как
метод изучения малых групп.. 4
1.1 Понятие социометрии и ее
назначение.. 4
1.2 Описание социометрии как
практического инструментария для изучения межличностных отношений в малых
группах. 6
1.3 Процедура проведения
социометрического исследования. 11
1.4 Связь социометрии с
этикой деловых отношений. 17
Глава 2. Практическое
использование метода социометрии для изучения отношений в малой группе (на
примере студенческих групп). 19
2.1 МА-111. 19
2.2 СКС-311. 20
2.3УП-411. 21
2.4 Общий вывод по
результатам. 22
Глава 3. Рекомендации по
сплочению групп. 23
3.1 Рекомендации по сплочению
группы МА-111. 23
3.2 Рекомендации по сплочению
группы СКС-311. 24
3.3 Рекомендации по сплочению
коллектива на предприятии. 24
Заключение. 26
Список используемой
литературы:. 28
Приложение. 30
Введение
Личность, группа, коллектив, общество — явления, которые
взаимосвязаны логикой развития человечества. В обществе существуют и малые, и
большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других.
В малой группе определяющими являются непосредственные
отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт,
податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая
совместимость и т. д. В коллективе же как определяющие выступают те
взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и
ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и
личностно-значимым содержанием.
Концепция первичных малых групп и коллективов, в
современных условиях нуждается в возможно более широком развитии, необходимом
для решения проблем общества.
Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения
отношений в малой группе является метод социометрии.
Объект исследования — метод социометрии как метод
изучения отношений в малых группах.
Предмет исследования — особенности метода социометрии как
способа изучения отношений в малых группах.
Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная
демонстрация социометрии как метода изучения отношений в малых группах.
Социометрия представляет собой отрасль социологии и
социальной психологии, изучающую межличностные отношения в малых группах, с
другой стороны — экспериментальный метод, позволяющий исследовать межличностные
отношения в малых группах.
Изучив выборы, сделанные членами малой группы по
определенному критерию можно выявить своеобразие неформальной структуры группы
и содержательные характеристики этой структуры.
Основные методы исследования: теоретический анализ
научной литературы; метод социометрии; методы математической статистики; анализ
полученных статистических данных.
Теоретическая значимость работы обусловлена расширением
представлений о социометрии как единстве теоретического и прикладного
направления в социологии и социальной психологии
Практическая значимость заключается в том, что в работе
рассмотрены и обобщены технологии применения социометрии как метода изучения
отношений внутри малых групп.
Глава 1. Социометрия как метод
изучения малых групп
1.1 Понятие социометрии и ее
назначение
Малая группа как объект исследования занимает особое
место в системе социальных наук. Процесс непосредственного социального
взаимодействия, происходящий в малой группе и создающий социальную “микросреду”
человека, является чрезвычайно сильным фактором формирования и воспитания
личности, социально-психологического стимулирования и регулирования ее
деятельности. Малая группа — важный элемент социальной системы в целом, она
фокусирует в себе те общественные отношения, в которые она вплетена, воплощает
их во внутригрупповые отношения. Знание механизмов этих отношений представляет
собой необходимый элемент социального управления, построенного на научной
основе. В то же время именно в малой группе действие этих механизмов столь
наглядно и разнообразно, что позволяет успешно применять и анализировать самые
различные подходы к объяснению социальной реальности — социологический,
социально-психологический и психологический, динамический и статистический и т.
Д [1, 14].
Одним из наиболее эффективных способов исследования
эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является
социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных
отношений в группе [3.67].
Термин “социометрия” происходит от латинского слова
societas — общество и греческого metruin — измеряю и обозначает с одной стороны
отрасль социальной психологии и социологии, изучающую межличностные отношения в
малых группах количественными методами с акцентом на изучение симпатий и
антипатий внутри группы, а с другой стороны — прикладное направление, включающее
изучение, совершенствование и использование соответствующего инструментария для
решения практических задач [1; 7].
Социометрический тест предназначен для диагностики
эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы.
Если конкретизировать, то назначение социометрической
процедуры может быть трояким: (а) измерение степени сплоченности -
разобщенности в группе; (б) выявление "социометрических позиций",
т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии,
где на крайних полюсах оказывается "лидер" группы и
"отвергнутый"; (а) обнаружение внутригрупповых подсистем — сплоченных
образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры” [13, 176].
С помощью этого способа можно установить популярность —
непопулярность отдельных членов группы, изучить типологию социального поведения
людей в условиях коллективной деятельности, вскрыть неформальную структуру
группы, выявить степень социально-психологической совместимости ее членов и
т.п.
Возникновение и развитие социометрии (как теоретической
системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом связаны с
жизнью и творчеством получившего широкую известность в наше время социолога,
психиатра и социального психолога Джекоба Л. Морено, который по праву считается
ее основателем [5.170].
Социометрия представляет, по мнению Морено, “последнее
слово” современной социальной мысли и является “подлинно американским
движением”. При всех ограничениях, присущих подходу Морено к социометрии, ее
роли и месте в системе социальных наук, его понимание социометрии оказало
огромное влияние на возникновение и развитие и социометрической теории, и
практических социометрических методик, в том числе на их применение в процессе
изучения отношений в малых группах [1; 43].
Чтобы лучше понять истоки некоторых положений
“социометрической науки” о малых группах, необходимо осветить взгляды и
мировоззренческие позиции ее основателя Морено, а также описать процесс
распространения социометрии среди исследователей всего мира.
“В бурях и натиске первой
мировой войны,— пишет Морено,— мне пришла в голову идея социометрии как
единственного пути к новому порядку в обществе” .
Система социометрии содержит три элемента: социус
(товарищ, друг), измерение (мера) и драму (действие, акт). Отсюда три
направления в исследовании: исследование групп, исследование измерения и
исследование действия. Подлинная социометрия является “всегда наукой действия”
[1, 57].
1.2 Описание социометрии как
практического инструментария для изучения межличностных отношений в малых
группах
В работе рассматривается социометрия как метод изучения
малых групп при помощи описания системы межличностных отношений между их
членами.
Социометрические методики исследования групп и первичных
коллективов используются социальными психологами и социологами для исследований
на предприятиях, в школах, вузах, спортивных коллективах,
а также для формирования особых групп и коллективов, для которых проблема
межличностных отношений и психологической совместимости имеет исключительно важное значение (например,
космических экипажей) [6.175].
Социометрическая техника
исследования малой группы построена на том, что
исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместной работы,
совместного проведения свободного времени, совместной учебы, соседа по парте и
т. д. Для большей наглядности используем для иллюстрации
наиболее простую анкету [1, 49].
Социометрическая анкета
для студентов учебного заведения
С кем из студентов группы я предпочитаю
сидеть за одной партой?
1. __________., потому что
_____________________________________
2. __________., потому что
______________________________________
3. __________., потому что
______________________________________
С кем из студентов группы я не хотел бы сидеть за одной
партой?
1. __________., потому что
_____________________________________
2. __________., потому что
______________________________________
3. __________., потому что
______________________________________
С кем из одногруппников я предпочитаю учиться вместе?
1. __________., потому что
______________________________________
2. __________., потому что
______________________________________
3. __________., потому что
______________________________________
С кем из одногруппников я не хотел бы учиться вместе?
1. __________., потому что
______________________________________
2. __________., потому что
______________________________________
3. __________., потому что
______________________________________
С кем из студентов группы я предпочитаю работать вместе?
1. __________., потому что
_____________________________________
2. __________., потому что
_____________________________________
3. __________., потому что
_____________________________________
С кем из студентов группы я не хотел бы работать вместе?
1. __________., потому что
_____________________________________
2. __________., потому что
_____________________________________
3. __________., потому что
_____________________________________
С кем из студентов группы я хотел бы проводить свободное
время?
1. __________., потому что
____________________________________
2. __________., потому что
____________________________________
3. __________., потому что
____________________________________
С кем из студентов группы я не хотел бы проводить
свободное время?
1. __________., потому что
______________________________________
2. __________., потому что
______________________________________
3. __________., потому что
______________________________________
По числу полученных от других членов группы выборов (или
отказов) и их интенсивности (в соответствии со
степенью желания или нежелания) можно судить о популярности, авторитете,
положении человека в коллективе. Если же учесть число всех членов коллектива,
охваченных социометрическим изучением, число всех
теоретически возможных выборов и число выборов, действительно сделанных в
коллективе (односторонних и взаимных), то можно вычислить, количественно определить
интеграцию и сплоченность коллектива [7].
В процессе социометрии используются так называемые
“социометрические вопросы” [4].
Отличие социометрического вопроса от обычного заключается
в том, что ответом на социометрический вопрос является не значение признака,
измеренное в номинальной, порядковой или метрической шкале, как в обычном
опросе, а фактически фамилия (или номер, заменяющий фамилию) того или иного
члена группы. Если обычный вопрос задает некоторое распределение опрашиваемого
множества респондентов по изучаемому признаку, то социометрический вопрос
задает некоторую структуру отношений в изучаемом множестве. Эта особенность,
как будет показано ниже, коренным образом сказывается, прежде всего, на методах
обработки и анализа данных. Поэтому статистические методы обработки данных,
использующиеся при анализе обычных опросов (анализ распределений, меры
центральной тенденции, вариации и связи), при обработке социометрических данных
либо не применимы вообще, либо требуют существенной модификации [8]. Эта
особенность задает также специфические способы представления информации
(социограммы и социоматрицы), поэтому изложение социометрических методов всегда
сопровождается достаточно подробным изложением методов представления и анализа
социометрических данных. Рассмотрим другие особенности социометрических
вопросов и некоторые проблемы их использования при проведении опросов.
Типы социометрических вопросов. Для наглядности приведем
условный пример анкеты, составленной из вопросов различных типов, встречающихся
в социометрических опросах, и предназначенной, для исследования студенческой
группы (по Паниотто В.И.) [4, 186].
1. Проранжируйте, пожалуйста, членов Вашей группы по
степени близости (сперва назовите самого близкого для Вас товарища, потом менее
близкого и т. д.) __________________
2. С кем из членов Вашей группы Вы ходили в кино в этом
месяце? _________
3. С кем из членов Вашей группы Вы согласились бы жить в
одной квартире в первую очередь ________________? Во вторую очередь
_________________ ? В третью очередь ______________________?
4. А кто, как Вам кажется, согласился бы жить вместе с
Вами (укажите не более трех человек)?
5. Оцените, пожалуйста, каждого из членов Вашей группы по
перечисленному ниже набору качеств, обведя кружком соответствующий балл (если
качество выражено в очень высокой степени — 5 баллов, в высокой — 4, в средней
— 3, что означает, что данное качество выражено в такой же степени, как и
противоположное, 2 ставьте в том случае, если в высокой и 1 — если в очень
высокой степени выражено противоположное качество):
трудолюбив 5 4 3 2 1 ленив
одарен 5 4 3 2 1 бездарен
организован 5 4 3 2 1 неорганизован
Первое из оснований для деления вопросов на типы — способ
определения предпочтений опрашиваемого: балльная оценка, ранжирование или метод
парных сравнений. С этой точки зрения социометрические вопросы практически не
отличаются от обычных. Вопрос 1 дает пример использования ранжирования в
социометрическом вопросе, вопрос 4 — пример использования балльных оценок
(выборам, сделанным в ответ на вопрос “в первую очередь” приписывают обычно
балл 3, “во вторую очередь” — балл 2, “в третью очередь”— балл 1). В том
случае, когда выборам приписывают некоторый балл или вес, вопрос называется
взвешенным. Чаще всего респондент выбирает из множества членов группы несколько
человек по заданному критерию, никак не упорядочивая их (так же, как
респонденты при ответе на обычный вопрос с использованием номинальной шкалы). В
этом случае вопрос называется невзвешенным. Этот случай можно рассматривать как
один из специальных вариантов метода ранжирования (выделяются две группы — предпочитаемые
и остальные) [9].
Второе основание — ограничено ли число выборов,
разрешенных респонденту. Вопросы с ограниченным числом выборов иногда называют
параметрическими (см. вопрос 4), а вопрос, в котором респондент может указать
любое число членов группы, — непараметрическим (вопрос 2, например)). Вопрос о
том, какой из типов дает более надежную информацию, является дискуссионным.
Некоторые авторы полагают, что лимитирование выборов заставляет испытуемых
более внимательно относиться к своим ответам, снижает вероятность случайных
ответов, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной
численности, активизирует выбор. Хотя, на мой взгляд, ограничение числа выборов
не позволяет респондентам полностью отразить свои предпочтения. Так Холленд и
Лейнгардт показали, что при решении ряда задач, связанных с проверкой гипотез о
динамике структуры малой группы, использование критериев с ограничением числа
выборов приводит к существенным ошибкам.
1.3 Процедура проведения
социометрического исследования
Важнейшим условием надежности результатов при проведении
социометрического исследования является четкое выполнение его процедуры. Как
отмечает Паниотто В.И., существуют специфические особенности процедуры
социометрического опроса, связанные, во-первых, с тем, что исследование
проводится в малой социальной группе (исследователь должен четко обозначить
границы группы, в которой проводится исследование), во-вторых, с тем, что
изучаются, как правило, межличностные отношения, затрагивающие жизненные интересы
каждого из членов группы [4, 189]. Это предъявляет особые требования к уровню
профессионализма социолога и этическому аспекту проводимых исследований. Иногда
перед проведением исследования социолог проводит так называемую социометрическую
разминку — в течение некоторого периода (одна-две недели) знакомится с жизнью
группы, пытается завоевать доверие членов группы и установить отношения
сотрудничества, пробудить интерес к исследованию и желание искренне отвечать на
вопросы анкеты. Такие контакты желательны лишь в том случае, если обеспечена
анонимность ответов — в противном случае тесный контакт исследователя с группой
приводит к включению его в систему межличностных отношений и может отрицательно
сказаться на искренности ответов.
Страницы: 1, 2
|