Существуют вполне определенные правила
применения пейсинга, состоящие в следующем.
1. При отражении чувств акцент делается не на
содержании сообщения, а на эмоциональном состоянии собеседника.
2. Отражая чувства собеседника, следует
показывать ему, что мы понимаем его состояние и передать это своими словами.
Например, можно воспользоваться такими фразами: "У меня такое ощущение,
что вы чем-то взволнованы". Или: "Мне кажется, что вы несколько
обижены..." При этом желательно избегать категорических формулировок типа:
"Я уверен, что вы огорчены". Такие категорические утверждения о
чувствах собеседника могут вызвать у него только раздражение.
3. Понять чувства собеседника можно различными
путями. Прежде всего, следует обращать внимание на употребляемые им слова,
отражающие чувства (коварный, неприятный, тяжелый, неожиданный, больно видеть,
трудно было представить и т. п.).
§3. Знаки внимания
О многом можно догадаться по выражению лица,
жестам, интонации. Чтобы лучше понять собеседника, надо как можно ярче
представить, что бы мы сами чувствовали на месте говорящего в такой ситуации.
Для производства хорошего впечатления очень важно, какие знаки внимания
получает человек от окружающих.
В западной психологии для обозначения любых
знаков внимания, которыми обмениваются люди, используется английское слово
"строукс", переводимое на русский язык в том числе и как
"поглаживание". Когда у людей достаточно пищи, потребность в еде
отходит на второй план, и ведущей становится потребность во внимании со стороны
окружающих. От недостатка внимания человек чувствует себя "не в своей
тарелке", ведет себя неразумно, смотрит на себя как на неудачника, а в
самых тяжелых случаях получает психическое заболевание.
Все знаки внимания (строуксы) можно разделить на
несколько категорий: положительные - отрицательные, физические -
психологические, обусловленные - необусловленные (спонтанные).
Положительные знаки внимания доставляют нам
радость, укрепляют в нас веру в свои силы. Они могут проявляться в любой форме:
признание наших достоинств, похвала, радость, гордость, восхищение и т. п.
Отрицательные знаки внимания, наоборот, вызывают
у нас чувство досады и формируют ощущение принадлежности к неудачникам. Такими
знаками могут быть критика, презрение, высмеивание, сожаление, недоверие,
неблагодарность.
Важно, однако, подчеркнуть, что отрицательные
знаки внимания - это отнюдь не самые плохие знаки, которые человек может
получить.
Самое худшее - это нулевые знаки внимания. У
заключенного, находящегося в одиночной камере, быстро наступает психическое
расстройство. Как положительные, так и отрицательные по своему содержанию знаки
внимания могут иметь либо физическую, либо психологическую форму. Различаются
эти формы в зависимости от наличия или отсутствия физического прикосновения.
Особое внимание следует уделять физическим
знакам внимания. Психологи доказали необходимость телесных прикосновений для
нормального развития ребенка. Прикоснувшись к нему или дружески похлопав по
щеке, мы тем самым подтверждаем свою любовь (а это для него главная ценность).
Поэтому особенно важно ласково прикоснуться к малышу после того, как он получил
от нас "выговор". Пусть он убедится, что наше расположение потеряно
не навсегда и мы на него больше не сердимся. Что же касается подростков, то у
них связь между прикосновением и их эмоциональным состоянием несколько иная.
Дело в том, что они обостренно стремятся к независимости и поэтому всячески
стараются избавиться от "телячьих нежностей" как символа детства.
Это, кстати, очень часто является источником обид и даже слез для многих матерей,
которые стремятся их по-прежнему приласкать. В мире взрослых прикосновения
близких людей снова становятся желанными. И особую цену они приобретают для
пожилых одиноких людей, которые через такое подчеркивание близости и внимания
лучше ощущают свою необходимость и значимость, частично утраченные с выходом на
пенсию.
Исследованиями психологов доказано, что одинокие
люди, особенно те из них, которые перенесли сердечное заболевание, имеют лучшие
шансы на выживание, если у них в доме есть кошка или собака. Объясняется это
также количеством прикосновений, получаемых человеком. Таким образом, ласкающие
прикосновения могут очень многое дать людям, которые вам дороги.
Можете ли вы сердечно пожать руку? Использовать
прикосновение на работе, но так, чтобы это выглядело естественным? Дружеское
легкое прикосновение к руке может оказать большое положительное воздействие (и
на вас тоже); оно способно и успокоить человека, не в меру горячащегося по
поводу того или иного события.
Однако прикосновение должно быть правильным,
естественным, соответствовать ситуации, чтобы ваши намерения не были превратно
истолкованы. Особенно болезненно люди реагируют на высокомерно-фамильярные
прикосновения: похлопывание по щеке, плечу, потрепывание по голове и т. п.
Такие действия взрослыми людьми воспринимаются как крайняя бестактность. У
человека, которого вы касаетесь, не должно возникнуть ощущения, что с ним ведут
себя запанибрата, фамильярничают.
Все вышеупомянутые знаки внимания
(положительные, отрицательные, физические, психологические) могут быть либо
обусловленными, либо необусловленными (спонтанными). Обусловленным знаком
внимания может быть поздравительная открытка, подарки ко дню рождения и на
праздники, премии, медали, надбавка к зарплате в связи с ростом инфляции.
К обусловленным знакам внимания относятся и
поздравительные речи, обращение к юбилярам или новобрачным. Короче говоря,
обусловленные знаки внимания называются так потому, что они обусловливаются
каким-либо событием и их можно спланировать. Поэтому они редко бывают неожиданными,
и воздействие их не слишком сильно. Более того, они могут восприниматься как
само собой разумеющееся дело, иногда - как форма лести или как свидетельство
вашего желания чего-то добиться от человека, которому вы оказываете знак
внимания.
Необусловленные знаки внимания более неожиданны
и непредсказуемы. Поэтому принимаются они теплее, искреннее и действуют
сильнее. Человека, получающего знаки внимания, можно сравнить со сберегательной
книжкой, в которой фиксируются операции двух типов: приход и расход. Разница
между "приходом" и "расходом" характеризует баланс
получаемых вами знаков внимания. Если этот баланс положительный, вы чувствуете
себя уверенно и в состоянии переносить жизненные невзгоды.
Если же вы получаете по преимуществу
отрицательные знаки внимания, то у вас развивается комплекс неудачника. Ваша
чувствительность к стрессам повышается, и жизненным обстоятельствам становится
легче вас сломить. Многие формы душевных болезней и странностей в поведении
берут начало в преобладании отрицательных знаков внимания. В какой-то мере
жизнь человека можно описать как борьбу за получение знаков внимания.
Некоторые ученые полагают, что целью нашей жизни
и являются знаки внимания, т. к. именно они вносят в нее смысл. Если собака
получает в основном положительные знаки внимания в виде ласки, похлопывания и
маленьких поощрений, она спокойна, уравновешенна и отлично себя чувствует. Но
если ей оказывать главным образом отрицательные знаки внимания, она станет
забитой или злобной. То же самое происходит и с людьми. Но собака настолько
непосредственна, что сама подходит и требует знаков внимания, когда ощущает в
них потребность. Это подтвердит любой владелец собаки, каждый день наблюдающий,
с какой радостью она его встречает. Жаль, что взрослые люди не ведут себя так
же искренне и непосредственно, как собаки или как дети. Когда взрослые люди
получают слишком мало положительных (или в крайнем случае отрицательных) знаков
внимания, их поведение становится весьма своеобразным. Они начинают рассуждать
о плохих временах, глупом правительстве, плохой погоде и пытаются объяснить
внешними причинами свои неудачи. Если вы не получаете достаточного количества
положительных знаков внимания на работе, постарайтесь компенсировать их
недостаток дома. Если же и этого будет мало, вам следует попытаться получить
недостающее их количество где-либо в другом месте.
Большинство супругов, изменяющих друг другу,
делают это не из-за сексуальной потребности, а из-за того, что не получают от
другой стороны достаточно знаков внимания.
Если все остальные способы получения знаков
внимания не срабатывают, вам придется их купить. Купленные знаки внимания
называются символами статуса. Их характерное отличие состоит в том, что они
радуют вас лишь до тех пор, пока окружающие видят, что вы ими владеете.
Примерами вещей, которые часто используются в
качестве символа статуса, являются автомобиль, дом, меха, драгоценности,
униформа, знаки различия, привилегии и т. п. Вам, конечно, приходилось
испытывать негативную реакцию со стороны человека, которому вы оказали
положительный знак внимания. Встречая отрицательную реакцию на идущие от вас
положительные знаки внимания, так и хочется сказать: "Вот видите,
положительные знаки внимания очень легко могут вызывать отрицательную
реакцию". Но это слишком поспешный вывод.
Отрицательная реакция, вероятно, вызвана одной
из следующих причин.
1. Способ, с помощью которого вы оказали
положительный знак внимания, был неуместен в данной конкретной ситуации.
Человек, отрицательно среагировавший на положительные знаки внимания, в тот
момент находился в мрачном настроении.
2. Человек прикрыл свое смущение негативной
реакцией. Оказывать и принимать знаки внимания нужно так, чтобы это выглядело
естественным. Это очень непросто. Здесь необходимы хорошая подготовка и
деликатность. Оказывать знаки внимания можно только от чистого сердца. Если вы
оказываете положительный знак внимания неискренне, в глубине души считая, что
человек этого не достоин, то как бы вы ни старались, ваше истинное отношение
проявится в мимике, жестах, позе, интонациях и т. п., и ваш знак внимания будет
отвергнут как проявление лести. Помните, что язык вашего тела никогда не лжет.
Заключение
А теперь в обобщенном виде дадим конкретные
советы по оказанию знаков внимания.
1. Если человек отрицательно реагирует на
положительные знаки внимания, это, скорее всего, означает, что он хочет
получить их еще больше.
2. Манера, в которой вы оказываете знаки
внимания, должна соответствовать вашему характеру и конкретной ситуации. Ведите
себя непринужденно и искренне. Знаки внимания должны выглядеть естественными.
Не употребляйте слишком много слов в превосходной степени и не
переусердствуйте.
3. Помните, что самый лучший "строукс"
с вашей стороны - это внимание. Это прежде всего зрительный контакт, правильное
положение тела, употребление имени собеседника, модуляция голоса, темп речи и
пр. Иными словами, речь идет о тех проявлениях, которые наблюдаются при
разговоре с приятным собеседником.
4. Решающим фактором, определяющим реакцию
человека на знаки внимания, которые вы ему оказываете, является ваше отношение
к нему. Считаете ли вы, что он действительно заслуживает положительного знака
внимания, или вы преследуете при этом какую-то скрытую цель, например, чтобы
польстить и получить что-нибудь взамен? Ваши знаки внимания будут приниматься
значительно лучше, если вы выработаете в себе установку: "Я хороший
человек. Другие тоже хорошие люди, хотя и в чем-то отличаются от меня".
5. Помните, что чем больше знаков внимания вы
оказываете человеку, тем больше знаков внимания он захочет оказать вам. Хотите
вы этого или нет, ваше истинное отношение всегда проявляется в мимике, пластике
и т. п. Поэтому язык вашего тела воспринимается окружающими как более искреннее
выражение ваших намерений, чем ваши слова.
6. Оказывая знаки внимания, избегайте затертых
фраз, клише и стереотипов. Будьте сами собой, иначе ваше поведение покажется
фальшивым людям, которые вас знают.
7. Особое внимание следует уделять оказанию
необусловленных знаков внимания. Они имеют наибольший эффект. Возьмите за
правило выражать свое положительное отношение, если видите, что кто-то делает
что-нибудь хорошее. Научитесь как можно искреннее и сердечнее выражать радость
и внимание.
8. Если вам не сразу удастся получить
положительный отклик на оказываемые вами положительные знаки внимания, не
отчаивайтесь! Продолжайте в том же духе, и рано или поздно результаты придут.
Постарайтесь оказывать побольше знаков внимания в тех областях, которые для
данного человека имеют особое значение.
9. Когда вы научитесь проявлять внимание к положительным
чертам других людей и делать это тогда, когда они этого заслуживают, тогда вам
будет гораздо легче оказывать и отрицательные знаки внимания. Людьми, на
которых обращена ваша критика, она будет легче восприниматься. Они почувствуют
ваше стремление им помочь, будут больше прислушиваться к вашим критическим
замечаниям и воспринимать их как совет и конструктивное пожелание, а не как
несправедливый упрек.
Для многих людей оказать знак внимания другому
человеку не так просто. Для других еще сложнее его принять. Это особенно
касается людей, имеющих дефицитный баланс знаков внимания. Поэтому следует
избавляться от скованности, мешающей принимать знаки внимания, и научиться
отвечать на похвалу "Спасибо, я рад, что вы так думаете обо мне",
вместо того чтобы говорить: "Да что я там особенного сделал, ерунда все
это".
Заключая разговор о технике создания хорошего
впечатления, укажем на наиболее характерные ошибки, которые допускают
российские бизнесмены при деловых переговорах с западными партнерами.
1. При первой встрече с западными коллегами наши
бизнесмены ведут себя слишком вызывающе. Хвастовство и выставление напоказ
своего благополучия уже не производят на иностранцев впечатления, а наоборот,
могут даже их оттолкнуть. Вместо этого должен быть спокойный, уверенный,
деловой и уважающий собеседника подход.
2. Нередко деловые совещания прерываются в самый
ответственный момент водителями, секретаршами, охранниками, коллегами, женами и
любовницами. Но если человек для вас настолько важен, чтобы с ним увидеться, он
также стоит того, чтобы с ним уважительно обращались.
3. Если у вас есть портативный телефон, то
проявите уважение к собеседнику и выключите его.
4. Часто делаются слишком обобщенные замечания и
высказываются необдуманные мнения. Помните, что западные бизнесмены расценивают
любые заявления о ваших способностях и возможностях как очень важную информацию
и запомнят их. Они опасаются тех, кто сулит золотые горы, даже если человек
действительно в состоянии выполнить свои обещания.
5. Несколько слов об обещаниях. Иногда во время
переговоров повторяется одна и та же фраза типа "без проблем".
Неизменно, однако, проблема есть, это просто способ обойти ее, не обсуждая.
Западные бизнесмены любят решать проблемы по ходу дела, не откладывая. Они
привыкли сначала устанавливать темы для обсуждения между сторонами, их цели,
чтобы определить, по каким пунктам стороны в согласии и какие представляют из
себя проблему.
6. Избегайте подхода "урвал солидный куш -
и беги". Именно это в данный момент очень тревожит западных предпринимателей
и мешает многим делать инвестиции как в частный, так и в государственный
сектор. Важно дать понять партнеру, что все оказанное российской стороной
внимание нацелено не на скорейшую наживу, а на долгосрочное сотрудничество.
7. Очень важно проявление уважения и внимания по
отношению к коллеге. Это не означает, что нужно накачивать его (а заодно и
себя) алкоголем и соблазнять всякими яствами. Как ни странно, это также не
означает, что нужно рассыпаться в фальшивых любезностях. На переговорах должна
царить атмосфера вежливости и уважения, даже если в их ходе возникли какие-то
сложности. Не заявляйте категорично "нет", не предлагая никаких
альтернатив. Всегда есть способы решения проблемы. Покажите, что у вас хватает
воображения их найти.
8. Постоянство - качество, которое, к сожалению,
редко встречается. Если вы обсудили какие-либо моменты и приняли решения, то
больше к ним не возвращайтесь. Если вам нужно время подумать, или вы не уверены
в чем-то, так и скажите. Не соглашайтесь с чем-либо необдуманно - ведь потом,
отказавшись от своих слов, вы просто подтвердите мнение, которое, к сожалению,
сложилось уже у многих иностранцев, о том, что суждениям русских не всегда
можно доверять
Список использованной литературы
1. Аверченко Л.К. и др.
"Психология управления". М-Н-1997.
2. Ярошевский М.Г., Петровский А.В.
"История психологии", М. - 2004
3. Гиппентрейтер Ю.Б. "Введение
в общую психологию". М-96.
4. Лавриненко В.Н. "Психология
и этика делового общения". М-97.
5. Лавриненко В.Н. "Социальная
психология и этика делового общения". М-95.
Страницы: 1, 2
|