Система отрицательных этикетных знаков (не полученный вовремя
ответ, неполучение ответа) прочитывается как нежелание поддерживать деловые
отношения, как знаки неуважения.
Этикет подчинен сложившейся системе ценностей, отражает и
закрепляет ее. Вместе с тем этикет - явление национальное, имеющее у каждого
народа ярко выраженную специфику.
Для русского речевого этикета характерно выделение приоритетов в
ином порядке, чем, скажем, для английского или французского: для англичан
первичен социальный статус, затем пол и в третью очередь личные заслуги, для
французов - пол, социальный статус и затем личные заслуги, для традиций
русского речевого этикета характерно равновесие таких приоритетов, как личные
заслуги и социальный статус, а вот признак пола практически не существен для
выбора этикетного знака.
Нивелирование полов - характерная черта русского служебного
этикета. Это обстоятельство связано с тем, что до 1917 года женщин на
государственной службе практически не было, а в советскую эпоху господствовало
бесполое обращение "товарищ".
Мы выбираем существительное мужского пола для обозначения
должностного лица, кем бы оно ни было: прокурор Степанова О.А., генеральный
директор Осипова Н.Я., менеджер Горшкова Л.И.
Адресация дает возможность использования индекса "г-жа",
являющегося в том числе и вежливым указанием на пол адресата:
Менеджеру по рекламе
г-же Никитиной О.Я.
Этикет дает нам много возможностей для регулирования отношений
между корреспондентами и для достижения самых различных коммуникативных целей.
Аксиома этикетных требований - забота о сохранении чувства собственного
достоинства адресата и принцип удовольствия от общения, столь важный для
желающих установить прочные деловые контакты.
Фактор адресата и особенности речевой ситуации должны учитываться
при выборе этикетных средств.
Вслед за заключительными репликами вежливости следует самоименование
должностного лица, подписывающего документ, и его подпись. В самоименование
включаются указание на занимаемую должность и название организации, если письмо
направляется не на бланке учреждения, в противном случае — только должность.
Начальник Главного Управления образования
|
(Подпись)
|
Е.Я.Коган
|
Директор Воскресенского
ПАТП
|
(Подпись)
|
В.В.Сиволобов
|
И.о. начальника Главного Управления образования Самарской
области
|
(Подпись)
|
В.А.Прудникова
|
Или
Генеральный директор
|
(Подпись)
|
С.А.Прохоров
|
Главный бухгалтер
|
(Подпись)
|
М.И.Притула
|
Если письмо
направляется от имени Ученого совета какого-либо научного заведения,
самоименование представляет собой указание на ту роль, которую то или иное лицо
выполняет в данном органе:
Председатель Ученого совета института
|
(Подпись)
|
П.Н. Сергеев
|
Секретарь Ученого совета
|
(Подпись)
|
Л. Д. Сухов
|
Универсальным принципом использования этикетных средств является
принцип вежливости, который выражается в рекомендациях, данных читателям в
одном старом русском письмовнике и не утративших актуальности по сей день:
"Первая обязанность пишущего — помнить свое собственное положение, знать
положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как
будто мы стоим перед ним и разговариваем". Это особенно важно сегодня,
когда официальная переписка начинает носить более личный и динамичный характер.
2
Речевая ситуация и стандартные средства
языка
Для деловой переписки понятие речевой ситуации включает следующие
необходимые факторы.
На приведенной схеме выделены основные объективные факторы речевой
ситуации, среди которых, пожалуй, самым важным является фактор цели.
Поскольку ясно осознанная и хорошо сформулированная цель - основа
коммуникативного успеха, она подается в виде речевой формулы, ключевым словом
которой является глагол-действие: прошу, сообщаем, предлагаем, требуем и т.п.
Речевые цели связаны с необходимостью:
·
(а) привлечь внимание к проблеме, информировать адресата;
·
(б) побудить к действию - решению проблемы, склонить к участию в
чем-либо, заставить совершить необходимое действие;
·
(в) документировать, придать юридический статус какому-либо
событию (чаще всего финансовой операции);
·
(г) поддержать деловые отношения, сделать их более прочными.
Цель определяет тематический и функциональный тип деловой бумаги,
композицию письма, его тональность. Однако особое значение в этой связи имеет
ключевая формула. Так, цель, предполагающая воздействие на адресата, часто
реализуется в виде формулы, состоящей из мотивационной части и собственно
речевого действия.
В связи с изменением цен на энергоносители просим Вас
привести в соответствие с новыми тарифами расчеты за IV квартал 1996 года.
При этом мотивация должна отвечать принципу достаточности, а
речевое действие должно быть реализовано в убедительной и вежливой форме.
Мы были бы рады получить от Вас ответ не позднее...
С удовольствием сообщаем Вам...
Требуем незамедлительно погасить
задолженность...
Цель, предполагающая информирование адресата, как правило,
реализуется в виде формулы, непосредственно вводящей сообщение.
Сообщаем Вам...
Отвечаем Вам настоящим письмом...
Ставим Вас в известность...
ЗАО "Веста " заявляет о...
Гарантируем...
Информируем Вас о...
Фактор адресата влияет на
выбор этикетных фраз, состав и оформление реквизитов, иногда даже на
лексический состав текста письма и его объем: к народным избранникам, к заслуженным
деятелям науки и культуры, к высокопоставленным чиновникам обращаются со
словами: "глубокоуважаемый", "многоуважаемый", в остальных
случаях - "уважаемый":
Глубокоуважаемый Дмитрий Сергеевич!
Уважаемый г-н Кутю...
В случае если адресат хорошо известен, для обращения используется
формула, включающая имя и отчество адресата:
Уважаемый Владимир Егорович...
Уважаемая Марина Алексеевна!
Практику обращения только по имени в русских деловых письмах
нельзя считать плодотворной, хотя она появляется сегодня в деловой
корреспонденции. Обращение регулирует социальную дистанцию общения. У
русскоговорящих есть прекрасный инструмент такого регулирования - обращение по
имени и отчеству в условиях официального общения и обращение по имени в
неофициальной обстановке. Эти различия представляют традиции русской речевой
культуры.
Письмо хорошо знакомому адресату, постоянному партнеру, коллеге
будет более лаконичным, что объясняется общим знанием каких-то реалий,
подробностей.
Транспорт прибыл 21.01.96. Просим подтвердить дату отправки и
наличие сопроводительных документов.
С уважением Барабин Е.Л.
Такой текст приближается к телеграфному по лаконизму. И напротив,
чем менее знаком адресат, тем полнее должна быть информация, содержащаяся в
письме.
Обдумывая первую фразу письма, мы выбираем не только конструкцию
высказывания, но и его тональность. Именно последняя часто определяет
выбор лексических средств
Позвольте сообщить Вам...
Мы с удовольствием сообщаем Вам...
Примите к сведению...
Доводим до Вашего сведения...
Приведенные выше стандартные выражения функционально однородны,
однако тональность их ощутимо различается. В одном случае подчеркивается
уважительное отношение к адресату, обладающему достаточно высоким социальным
статусом, во втором - официальность, административное давление.
Коммуникативные роли - это роли
инициатора письменного диалога и отвечающей стороны. Инициативные письма;
требующие ответа, - в деловой практике это коммерчески, письма. Причем отвечать
нужно по возможности быстро, желательно в трехдневный срок. Максимальная
отсрочка ответа не должна превышать 10-12 дней.
Инициативные письма, не требующие обязательного ответа:
·
письма-требования,
·
письма-предупреждения,
·
гарантийные письма,
·
благодарственные письма,
·
письма-сообщения,
·
письма-напоминания,
·
сопроводительные письма,
·
письма-заявления,
·
письма-извещения,
·
письма-приглашения,
·
рекламные письма,
·
письма-предложения (представления).
Ролевые позиции инициатора и ответчика реализуются в тексте письма
в виде устойчивых формул ввода сообщения:
Настоящим отвечаем на Ваше письмо за ©... от...
Отвечаем на Ваш запрос о поставке запасных частей от...
Позвольте предложить Вам...
Прошу Вас выслать образцы материалов...
Причем в письмах-ответах обязательно повторяются формулировки
инициативного письма. Например, письмо-ответ, содержащее отказ в просьбе или
отклонение предложения, составляется по схеме:
1.
повторение просьбы;
2.
причины, по которым просьба не может быть удовлетворена или почему
предложение не может быть принято;
3.
констатация отказа или отклонения предложения.
На Вашу просьбу о дополнительной оплате торговой наценки на
учебники сообщаю, что между Главным управлением образования Самарской области и
Роскнигой в 1995 году соглашение подписано не было. Поэтому оплачивать торговую
наценку в размере 25 % Главное управление образования не будет.
В заключение инициативных писем часто употребляются фразы,
указывающие на желательные сроки ответа:
С нетерпением ждем Вашего письма.
Просим ответить по возможности скорее.
Просим ответить в двухнедельный срок.
Прошу отослать ответ обратной электронной почтой.
3
Композиция деловых писем
Каждое деловое письмо может содержать один или несколько аспектов
- содержательных фрагментов, включающих речевое действие. Отсюда письма делятся
на одноаспектные и многоаспектные. Изложение каждого аспекта содержания в
сложном письме обычно начинается с нового абзаца. Композиция, или структура,
текста официального письма - это последовательность расположения его составных
частей - аспектов. Причем в качестве самостоятельных аспектов рассматриваются
речевые фрагменты с однотипными речевыми действиями - просьбами, сообщениями,
предложениями. Структура письма в этом случае может выглядеть следующим
образом:
I. Просим...
II. Также просим...
III. А также просим...
I. Сообщаем...
II. Одновременно сообщаем...
Выделение каждого речевого действия в самостоятельный аспект
необходимо потому, что по каждой просьбе, по каждому предложению принимается самостоятельное
решение.
Структура аспекта отличается жесткостью и однозначностью. Она определяется
как двухчастная: первая часть содержит информацию о реальных, имевших место
фактах, событиях (ссылка, мотивация, история вопроса); вторая часть в аспекте
модальности ирреальна, декларативна, она называет желаемые, предполагаемые
события, выраженные при помощи речевых действий (просьбы, предложения,
требования т.п.): Настаиваю на немедленном погашении долга, т.е.
композиция служебного письма, содержащего запрос, будет такой:
1.
обоснование актуальности запроса;
2.
содержание запроса;
3.
ожидаемый результат, если запрос будет удовлетворен;
4.
формулирование гарантии
Многоаспектное письмо представляет
собой последовательно повторяющиеся содержательные аспекты, синтаксически
оформленные в виде абзацев.
Для связи аспектов и содержательных фрагментов одноаспектных писем
используются стандартные выражения:
Во-первых...
Прежде всего...
Во-вторых...
Затем...
В-третьих...
В заключение...
Переходя к следующему вопросу...
Что касается вопроса о...
Учитывая все вышесказанное...
Исходя из вышесказанного...
В связи с необходимостью вернуться к вопросу о...
Подводя итоги, необходимо подчеркнуть...
В заключение выражаем надежду на...
В заключение хотим напомнить Вам о...
Объем абзаца колеблется в деловых письмах весьма существенно - от
одного предложения до страницы и более.
Абзацное членение может быть проведено в пределах текста
одноаспектного письма, представляющего идеальный вариант композиции, а также в
пределах одной композиционной части письма, совпадающей с аспектом. Красной
строкой выделяется новая мысль, тема или новый поворот темы письма.
Стандартизация и унификация, требующие единообразия в построении
текста, обусловили строгую композиционную соотносимость и закрепленность частей
делового письма.
Несоблюдение этих правил затрудняет процесс восприятия текстовой
информации. Письма, в которых не соблюдаются правила абзацного членения и
выделения аспектов содержания, приходится читать и перечитывать по нескольку
раз, что резко снижает их эффективность.
Языковой стандарт делового письма
Своеобразным итогом стандартизации языка делового письма стали
тексты-аналоги, или типовые тексты, и трафаретные письма.
Образец
ОАО "ЭКСПО-ВОЛГА"
443125, г. Самара, Московское шоссе, 264
Тел.: (8462) 53-45-83, 53-46-96 Per. N__
Тел./факс: (8462) 53-46-67, 56-16-03
Заявка на участие в выставке
Товары и предприятия г. Чапаевска (название выставки)
Полное название предприятия Учебно-производственное предприятие
Всероссийского общества слепых
Сокращенное название предприятия (для надписи на фризе):
Примечание. Вписать название фирмы печатными буквами, в одной
клетке - один знак.
Адрес предприятия:
Индекс 446115 Республика_______Область Самарская
Район_________Населенный пункт___________
Улица Ленина Дом 99 Офис___________________
Телефон (указать код города) 3-34-47 Телефакс_______
Ф.И.О. руководителя Фирсалов Иван Викторович______
Должность руководителя директор
Количество участников 2 Ф.И.О. ответственного лица__
Количество арендуемой выставочной площади:
а) закрытая выставочная площадь 4 кв.м.
б) открытая (вне выставочного павильона)______кв. м.
Стандартный выставочный стенд 4, 6, 8, 10, 12 кв. м. и т. д.
Забронировать места в гостинице с_____ по _____ на___ человек
Форма участия (очная, заочная)________________
Информация для размещения в каталоге (не более 50 слов, возможно
приложение на отд. листе):
электропитание (220В, 380В) Мощность
Расчетный счет N 043657619 в Чапаевском отделении Сбербанка
4259_______
БИК 043657619 кор/счет 600164719 ИНН 6335000194 Код по ОКОНХ 17380
, код по ОКПО 02831722 Дополнительные услуги (вписать в таблицу):
N
|
Наименование
услуги
|
Цена
за единицу
|
Количество
|
Сумма
|
|
|
|
|
|
Общая стоимость услуг, предоставленных ОАО
"ЭКСПО-ВОЛГА":_______________
Настоящим подтверждаем наше участие в выставке "Реклама.
Печатный двор. Дизайн" и выражаем свое согласие с правилами и положениями
условий участия.
Участник _____
Руководитель_____
Гл.
бухгалтер _____
|
Организатор
_____
Руководитель
_____
Гл.
бухгалтер_____
|
Появление трафаретных писем было связано с необходимостью решения
однотипных проблемных ситуаций в производстве, на транспорте, в торговле.
Типовой текст строится на основе не только клишированных фраз, но
и клишированных предложений:
В ответ на Вашу просьбу высылаем Вам интересующую Вас информацию.
Настоящим подтверждаем свое участие в выставке.
Считаем необходимым выразить свое несогласие с Вашими замечаниями
по качеству выполнения работ.
Трафаретных текстов сегодня становится меньше, потому что
увеличивается количество нестандартных ситуаций, отражающихся в деловой
переписке. Однако контракты, письма-заявки и другие виды писем, необходимых для
предприятия в большом количестве, чаще всего представляют собой трафаретные
тексты.
Фразы-клише в остальных
регламентированных текстах могут представлять собой
1.
мотивацию речевого действия
В соответствии с
|
Протоколом
о взаимных поставках
предварительной
договоренностью
решением
арбитража
подзаконным
актом о...
|
На
основании
|
Протокола
о взаимных поставках
прейскуранта
|
В
связи с
|
открытием
новой линии
выходом
из строя агрегата
|
2.
устойчивую речевую формулу ввода информации
Ставлю Вас в известность...
Требуем принять решение о...
Просим принять приглашение на...
3.
устойчивые этикетные формулы обращения, приветствия, прощания,
поздравления и т.п.
Уважаемые господа!
Имеем честь предложить Вам...
Выражаем надежду на дальнейшее сотрудничество. Всегда к Вашим
услугам.
Все эти стандартные аспекты делового письма используются в тексте
исходя из практической необходимости, определенной таким понятием, как речевая
ситуация.
Заключение
Деловая переписка требует соблюдения твердо закрепившихся в
деловой практике норм и правил письменной речи, т.е. того, что принято называть
ее речевым этикетом. Нормы такого этикета как бы предполагают общественную
договоренность о том, что считать принятым в деловой переписке, а что
непринятым.
Деловое общение - это самый массовый вид социального общения. Оно
представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений,
экономико-правовых и дипломатических отношений.
Универсальным
принципом использования этикетных средств является принцип вежливости, который
выражается в рекомендациях, данных читателям в одном старом русском письмовнике
и не утративших актуальности по сей день: "Первая обязанность пишущего —
помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и
представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и
разговариваем". Это особенно важно сегодня, когда официальная переписка
начинает носить более личный и динамичный характер.
Умение
успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение
работать с документами – важнейшие составляющие профессиональной культуры
человека, принимающего решения.
Низкая
речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний,
переговоров.
Культура речи является экономической
категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах
неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура
общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.
Список используемой литературы
1. Акиншина А.А., Формановская Н.П. Русский речевой этикет. – М.:
Русский язык, 1978
2. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, 1993
3. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М., Прогресс, 1990
4.
ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядительной документации.
Требования к оформлению документов. – М.: ИПК Издательство стандартов, 2003.
5. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства:
Документационное обеспечение управления: Учеб. пособие. – 5-е изд., испр. и
доп. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 320 с.
6. Кузнецова Т.В. Делопроизводство – Москва: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез», 2000 г.
7. Кузнецова Т.В. Составление и оформление служебных документов –
Москва: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999 г.
8. Организация работы с документами: Учебник/ Под ред. проф. В.А.
Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 592 с.
9. Печникова Т.В., А.В. Печникова Практика работы с документами в
организации. Учебное пособие. М.: «ЭКСМОС», 1999.-320 с.
10. Положение о Государственном гербе, утвержденном Указом Президента
РФ от 30 ноября 1993 г. № 2050
11. Колтунова М.В Язык и деловое общение. М.: Экономическая
литература. -2002
12. Чуковенков А.Ю., Янковая В.Ф. Правила оформления документов:
Комментарий к ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-распорядит: издательство: Проспект. год
издания: 2005
Страницы: 1, 2
|