Пути совершенствования этикета преподавателя
План
Введение
1.
Этикет и его значение в системе образовательного процесса
2.
Формирование мастер-класса для преподавателя
3.
Речевой этикет преподавателя
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
В настоящее время преподаватели вузов ориентированы,
в основном на традиционный подход, но сегодня необходим иное отношение к
учебному процессу. Он представляет органическое сочетание классических и
инновационных методов в обучении, внедрение инновационных форм и методов
обучения, новых образовательных и информационных технологий для привития у
студентов самостоятельности, инициативности, активности в обучении. Прежде чем
раскрыть, научить и привить такие навыки у студентов, необходимо развить их в
самих преподавателях.
Образовательный процесс - двустороннее явление.
Тесное сотрудничество, доброжелательные взаимоотношения между студенчеством и
преподавательским составом - одно из слагаемых успеха и качества учебного
процесса. Ведь студенты наблюдают за поведением преподавателей и делают выводы
об их системе ценностей. "Преподаватель, оставляющий без внимания
нарушения этических принципов образования или легкомысленно относящийся к этому
явлению, закладывает в сознании студента мысль, что основные ценности учебы и
более того, жизни, в студенческом коллективе не заслуживают серьезных
усилий".
Система образования должна быть свободна от
коррупции. Вопросы академической честности или нечестности в вузовской среде,
как преподавательской, так и студенческой, не в первый раз являются предметом
разговоров, дискуссий, публикаций. Но все это было на уровне рассуждений и
попыток объяснения (или оправдания?) причин и следствия проявления нечестности,
в общем. В общественном сознании укоренилось мнение, что в вузах сплошь и рядом
встречаются: нарушения профессиональной этики различного характера от
морального давления, унижения студента до расцвета коррупции; слабый уровень
качества образования и воспитания по причине некомпетентности и невоспитанности
педагогов.
Исходя из этого, мною в качестве одной из мер
повышения уровня преподавания и борьбы с проявлениями академической
нечестности, предложена идея разработки Кодекса профессиональной этики
преподавателей.
Кодекс профессиональной этики главной целью
ставит пропаганду и поддержание высоких этических норм профессиональной
деятельности, поведения, взаимоотношений в академическом сообществе. Он
определяет принципы деятельности, стандарты профессионального поведения и
деловой этики преподавателя КБТУ во взаимоотношениях с коллегами, со студентами
и органами управления учебного заведения.
Кодекс профессиональной этики преподавателей
отражает этические стандарты и нравственные ценности, обеспечивает стабильность
и качество учебного процесса. Этические нормы в системе образования невозможны
без верховенства закона, демократических процедур и стандартов, которые,
несомненно, должны быть соблюдены и отражены в Кодексе.
Не следует забывать, что преподавательское
общество - это часть общества в целом. И вопросы его поведения в жизни и
профессиональной деятельности касаются государства. В этой связи огромна роль
экономической и социальной политики государства. Считаю необходимым выявление
причин и следствий поведения преподавателя, нарушающих морально-этические
нормы.
Цель работы - изучить современные направления
распространения позитивного опыта в развитии этикет преподавателя.
1. Этикет и его значение в системе
образовательного процесса
Несомненно, что поведение, являясь образом жизни
и действий, обусловливается рядом особенностей человека: его характером и
темпераментом, потребностями, взглядами, убеждениями, вкусами, привычками и
пожеланиями. Личность, способная контролировать свое поведение и
соответствовать общественным требованиям, обладает культурой поведения. Этот
взгляд вполне соответствует утверждению Л.С. Выготского и А.Р. Лурии, выявивших
закономерность развития культуры поведения. Каждой исторической ступени в
овладении силами природы, писали они, соответствует ступень в овладении
человека своим поведением. Активно приспосабливаясь к среде, изменяя природу,
вырабатывая регулятивный принцип поведения, человек подчинял своей власти
собственные психические процессы, иными словами, формировал свою культуру
поведения.
Культура поведения соотносится с поведением
личности и представляет собой совокупность форм и способов поведения, в которых
личность отражает моральные и эстетические нормы, выработанные обществом.
Переработав собственным сознанием общественные нормы, личность берет их на
вооружение и соблюдает в поведении, что способствует осуществлению эффективного
общения с окружающими людьми. Под эффективным общением мы понимаем такое, в
котором раскрываются все позитивные стороны его участников, создаются условия
для совершенствования, возникает гармония отношений, свидетельствующая о том,
что личность принимаема обществом и сама принимает это общество.
Культура поведения педагога несет в себе двойную
нагрузку. Во-первых, она характеризует педагога как личность, соответствующую
общественному развитию, во-вторых, она является профессиональным качеством,
оказывающим воспитывающее воздействие: только обладая культурой поведения,
педагог может качественно формировать ее у тех, кто находится в зоне его
педагогической деятельности.
Нередко синонимом культуры поведения определяют
поведенческую культуру. Мы разводим эти понятия.
Поведенческая культура охватывает поведение в
аспекте многовекового общественного развития и включает в себя совокупность
всех поведенческих явлений, выработанных человечеством. Начало ее формирования
относится ко времени появления человеческого общества, о чем имеется немало
сведений. Известно, что нарушение заведенного поведенческого порядка в
первобытные времена строго каралось, вплоть до исключения нарушителя из рода и
племени. С появлением государства возникло требование неукоснительного
соблюдения принятого порядка при дворе монарха, при выполнении посольской
миссии. Формировались поведенческие правила, соответствующие условиям жизни той
или иной социальной группы: священнослужителей, дворян, купцов, ремесленников,
студентов. Поведенческие правила первоначально передавались устно и в
практическом соблюдении обрядов и традиций, а затем и в специальных изданиях.
Уже в середине III-го тысячелетия до н.э. в Древнем Египте была составлена
«Инструкция по поведению», о содержании которой мы можем только догадываться,
поскольку до нас дошло лишь ее название.
Первыми компонентами поведенческой культуры
являлись обычаи, традиции, нравы, порядки, привычки. Постепенно формировались
этические и эстетические поведенческие нормы. Во времена средневековья человек
рассматривался как создание Господа, но создание ничтожное, полностью зависимое
от божественной воли и обязанное, отказавшись от радостей жизни, молиться и
прославлять Создателя. В эпоху Возрождения сформировалось, прежде всего, в
Италии, новое отношение к человеку как великому творению Господа, давшего
человеку способности и таланты, силу и ловкость, ум и стремление к познанию.
Человек, неустанно развивавший в себе эти качества, считался достойным
уважения. Так в западноевропейском обществе возникла потребность в проявлении
посредством поведения уважения к достоинству человека. На основе опыта, уже
накопленного поведенческой культурой, создавались поведенческие правила, суть
которых заключалась в демонстрации уважения к человеку, в создании условий для
приятного общения, в демонстрации желания и потребности нравиться окружающим
людям.
Поведенческая культура и культура поведения
находятся в тесной взаимозависимости. Содержание поведенческой культуры (ПК),
как общественного установления, воздействует на культуру поведения отдельной
личности (КПЛ). Член общества, хочет того или нет, обязан руководствоваться
правилами, принятыми в обществе, поскольку нельзя, как известно, живя в
обществе, быть от него свободным. Вместе с тем, поведение конкретного члена
общества оказывает влияние на состояние поведенческой культуры, хотя это явно и
не обнаруживается. Кроме того, в каждой социальной группе, например, среди
педагогов, существуют свои поведенческие правила, которые мы ввели в понятие
«культура поведения общественной группы» (КПОГ). Культура поведения группы
воздействует и на все общество в целом, и на каждого члена группы, а также
зависит от них.
Культура поведения педагога не только зависит от
общественных устоев, но и оказывает на них воздействие. Воспитатель и школьный
учитель формируют культуру поведения у своих воспитанников, а также
воздействует на культуру поведения родителей воспитанников. Преподаватель
колледжа или вуза совершенствует культуру поведения будущих педагогов. Такое
опосредованное воздействие педагога на общество представляется нам достаточно
значимым. В рамках огромной социальной группы - воспитателей, учителей,
преподавателей учебных заведений - также вырабатываются правила поведения,
объединенные в педагогический этикет.
Этикет тесно связан и с поведенческой культурой,
и с культурой поведения. Он является компонентом поведенческой культуры, но
компонентом наиболее высоким, вобравшим в себя черты других ее компонентов.
Наличие этикета в обществе является показателем культуры общества,
демонстрацией тех или иных нравственных и эстетических принципов. Несомненно
также, что он является продуктом цивилизации. Немецкий исследователь
цивилизации Н. Элиас, отмечал: личность формируется в процессе социального
взаимодействия людей, но, вместе с тем, она «активно влияет на этот процесс,
меняя границы между "я", "мы", "они"».
Личности этикет необходим: владение этикетом
свидетельствует о наличии у личности высокого уровня культуры поведения.
Педагогический этикет включает в себя
совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений,
возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем
воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику,
его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных,
творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет
проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя - в
профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении. Соблюдение
педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного
подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения преподавателя
и студентов, направленного на создание благоприятного психологического климата
в среде студентов, способствующего установлению правильных взаимоотношений как
со студенческим сообществом, так и с отдельным студентом. Соблюдение этикета
помогает укреплению авторитета преподавателя среди студентов. Например,
преподаватель высказал студенту комплимент, в основе которого лежит реальный
позитивный поступок, и это не только порадует студента, но и повысит его
эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно
сделанное критическое замечание не отвратит студента от преподавателя, а внушит
ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам
педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на
педагогическую деятельность. Так разноцветная и слишком яркая одежда
преподавателя может негативно влиять на состояние студенческой аудитории,
безвкусный или легкомысленный стиль в одежде вызывает нередко их раздражение и
недоверие. [1]
2. Формирование мастер-класса для
преподавателя
Главная цель мастер-класса - повышение и
совершенствование этики и общей культуры преподавателя.
Основные задачи:
1. Ознакомление с материалами, представленными
ведущими мастер-класса,
2. Сбор материала по проблеме (конспекты уроков,
дидактические материалы, презентации, методические рекомендации и др.),
3. Обсуждение проблемных вопросов по некоторым секретам
межличностного общения,
4. Выполнение заключительного задания по этикету
учителя и ученика,
5. Подведение итогов.
Для того чтобы вписать свой ответ, выберите
команду "Изменить" из меню "Выберите действие" в верхней
части экрана. Напишите свой ответ под каждым утверждением/вопросом. После
ответа обязательно укажите в скобках свою фамилию и инициалы.
1. Какие правила поведения в образовательных
учреждениях Вы знаете?
В образовательном учреждении учащиеся должны
здороваться с любым учителем (или взрослым человеком), которого встречают в
стенах школы. При приветствии группы учителей нельзя называть по имени только
одного из них. Учитель, входя в здание, приветствует всех, кто стоит у входа, а
не только тех детей, у которых проводит уроки.
Учителя и администрация должны приветствовать
друг друга, быть образцом поведения для школьников: «Здравствуйте, уважаемые
коллеги! Рада встрече в мастер-классе! Приятно видеть знакомые имена! Добрый
день, коллеги!»
Мне бы хотелось затронуть тему поведения учителя
на ученых советах и собраниях. К сожалению, довольно часто можно наблюдать, как
педагоги, которые призваны учить своих студентов правилам этикета, сами не
всегда выполняют эти правила. Наверное, и вам эта ситуация знакома. Попробую
обозначить те неукоснительные правила, которые следует выполнять.
На собрание не стоит опаздывать, лучше прийти за
5-10 минут до его начала. Не стоит брать с собой для проверки тетради и журналы
для заполнения. Цель собрания - решение и обсуждение важных вопросов, которые
учитель может упустить из своего внимания, или не вникнув в проблему задавать
вопросы невпопад, вызывая тем самым недовольство коллег.С уважением относиться
к выступлениям коллег, не перебивать, давая возможность выступающему высказать
свою мысль полностью. Во время выступления, докладов нельзя разговаривать с
коллегами, попутно обсуждая услышанное, даже если вы не согласны с тем, что
услышали. Обсуждение должно носить конструктивный характер и затрагивать именно
тему обсуждения, а не наболевший вопрос, который не дает покоя конкретному
педагогу. Все личные вопросы лучше задать в индивидуальном порядке, исключением
может стать только то, если ваш вопрос или ситуация иллюстрирует обсуждаемую
тему.
Во время выступления необходимо придерживаться
регламента, но коллегам не стоит демонстративно посматривать на часы и
выкрикивать с места, для этого есть ведущий собрания, который решает все
организационные вопросы.
Во время реплик или выступлений с места
необходимо встать и по возможности повернуться лицом к сидящим, чтобы коллеги
разговаривали с Вами, а не со спиной. Сами выступления должны носить
дружелюбный характер, высказывания должны быть тактичными. Ни в коем случае
нельзя во время обсуждения профессиональных вопросов переходить на личные
качества коллег. Недопустимо обсуждать поведение или работу коллеги в его
отсутствие. Во время собрания необходимо выключить мобильный телефон или убрать
звук. После выступлений или собрания в целом необходимо поблагодарить коллег и
организаторов собрания за подготовку. Если вы заметили какие-то неточности или
шероховатости в проведении собрания, лучше сказать об этом в тактичной форме
индивидуально после собрания. Если во время выступления коллега допускает
стилистическую ошибку не стоит хором исправлять ее, ставя человека в неловкое положение,
лучше также это сделать после собрания индивидуально.
Задание на мастер-классе.
Вы, молодой преподаватель (учитель), пришли на корпоративную вечеринку.
Подумайте, каким образом можно изменить ситуацию в свою пользу? Как оказаться в
центре беседы? Как заставить относиться к себе как к равному, с должным
вниманием и уважением? Необходимо, во-первых, решить, что это тебе нужно и
получать удовольствие от общения с коллегами. Во - вторых, занять активную
позицию в общении, подходить к тем людям, которые вызывают симпатию, хотя
психологи советуют войти в наибольшую компанию, послушать, о чем разговор, и
включиться в него, при этом говорить спокойно, решительно и непринужденно.
Целеустремленное движение привлекает внимание.
Рассмотрим ситуации, которые могу возникнуть в
образовательном учреждении.
Ситуация 1:
Учительница: “А теперь, чтобы вы лучше
запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу”. Из класса раздалось
недовольное нытье: “Ну зачем”, “Вот еще!”, “Давайте не будем”, “Мы и так
запомним”.
Учительница (озадаченно помолчав): “Ну, хорошо,
таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку”. Опять недовольные выкрики
из класса: “Зачем?” “Давайте, лучше таблицу!” и т.д. Учительница: “Ну уж нет,
не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать”.
Страницы: 1, 2
|