При преподавании необходимо ориентироваться на достижения
современной науки и техники, но опираться на лучшие дизайнерские разработки,
«проверенные» временем. Изучение дисциплины направлено на стимулирование
самостоятельной работы обучающихся по повышению своей профессиональной
подготовки.
Семантические единицы:
|
Семантическая единица
|
Изучались ранее
|
Не изучались ранее
|
1
|
Контраст
|
+
|
|
2
|
Нюанс
|
+
|
|
3
|
Масштаб
|
+
|
|
4
|
Ритмический ряд
|
+
|
|
5
|
Метрический ряд
|
+
|
|
6
|
Тени и пластика
|
|
+
|
7 7.1 7.2 7.3 7.4
|
Пропорции:
|
+
|
|
|
арифметические,
геометрические, гармонические, золотое сечение
|
|
+ + + +
|
8
|
Зрительная легкость и
тяжесть
|
|
+
|
9
|
Динамичность
|
+
|
|
10
|
Статичность
|
+
|
|
11
|
Симметрия
|
+
|
|
12
|
Асимметрия
|
+
|
|
13
|
Единство характера
|
|
+
|
Всего 17
|
10
|
7
|
Общее количество семантических единиц - 17, из них 7 - изучаются впервые,
остальные - рассматривались ранее на дисциплине «Основы композиции», что
облегчает восприятие и усвоение материала.
Вид создаваемой коммуникативной ситуации: фронтальная (учебный материал
доводится преподавателем до обучающихся в составе курсового потока). Управление
познавательной деятельностью обучающихся: Р-Р-Р, т.е.: вид разомкнутый -
процесс рассеянный - тип ручной (в целом обратная связь отсутствует, но
присутствуют её элементы при переходе от одного вопроса к другому, при
обсуждении учебных наглядных пособий и в заключительной части лекции;
информационный процесс распространяется на всю аудиторию; процесс управления
деятельностью осуществляет преподаватель). Средства обучения - материалы лекции
по данной теме, учебные книги согласно списка литературы, плакаты, схемы и
аналоги, которые используются в учебном процессе в качестве носителей учебной
информации и инструмента деятельности преподавателя и обучающихся, что
позволяют достичь поставленных целей обучения и экономить время изложения
вопроса.
Учебно-материальное обеспечение:
- плакаты, композиционные и эргономические схемы (студентами кафедры
«Дизайн» во время учебной практики был выполнен ряд учебных пособий по
дисциплине «техническая эстетика». Некоторые из пособий по данной теме можно
увидеть в прил.2);
- учебно-методическая литература;
- аналоги дизайнерских разработок.
Логика изучения темы, учебные вопросы и расчёт времени:
I Вступительная часть
|
5 мин
|
II
|
Учебные вопросы:
|
|
|
Средства композиции и их
применение в процессе достижения эстетически выразительной предметной формы:
|
70
|
|
Подвопросы:
|
|
|
1.1
|
Контраст как средство
композиции
|
10
|
|
1.2
|
Нюанс как средство композиции
|
10
|
|
1.3
|
Масштаб и масштабность
|
10
|
|
1.4
|
Ритмический и метрический
ряд
|
10
|
|
1.5
|
Тени и пластика
|
10
|
|
1.6
|
Пропорции
|
10
|
|
1.6.1
|
Виды пропорций и
пропорционирование
|
10
|
|
Свойства и качества
композиции как следствие применения композиционных средств
|
40
|
|
Подвопросы:
|
|
|
2.1
|
Зрительная легкость и
тяжесть
|
10
|
|
2.2
|
Статичность и динамичность
|
10
|
|
2.3
|
Симметрия и асимметрия
|
10
|
|
2.4
|
Единство характера
|
10
|
III
|
Заключительная часть
|
5
|
|
Всего:
|
120 мин
|
Методические приёмы: весь процесс рассмотрения учебных вопросов для
увеличения понимаемости темы и усвояемости материала сопровождается
демонстрацией наглядных пособий (плакаты демонстрируются по необходимости, при
переходе от вопроса к вопросу). Для переключения внимания обучающихся
приводятся примеры из жизни: реальные городские узнаваемые архитектурные
объекты, примеры дизайнерских решений магазинов, кафе, офисов и т.д. Это
целесообразно именно для студентов специализации «Дизайн среды», которые
изучают «Техническую эстетику». Для другой аудитории, например, специализация
«Дизайн костюма» было бы уместным привести пример из области моды, где
композиционные средства остаются теми же, но находят иное образное выражение в
ткани.
Задание на самоподготовку
· Изучить и законспектировать:
1. Глава 1. Структура теории композиции в технике, вопр. 5- «Приемы и
методы работы над композицией», с. 21-23, Сомов Ю.С. Композиция в технике. -
М.: Машиностроение, 1982. - 277с.
2. Глава 5. Некоторые исторические закономерности развития формы в
технике; с. 204-230, Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение,
1982. - 277с.
· Изучить:
3. Глава 6. Анализ композиции промышленных изделий, с. 244-255,
Сомов Ю.С. Композиция в технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.
4. Глава 2. Основы композиции, с. 28-46, Шпара П. Е. Техническая
эстетика и основы художественного конструирования, - Киев, « Высшая школа»,
1984. - 199с.
· Ответить на вопросы:
1. Что такое пропорции и каково их назначение в композиции изделий?
2. В чем суть гармонических систем пропорций по ГОСТ 8032-56?
3. Что такое «Модулор»?
4. Каково значение масштаба в композиции изделий?
5. Что такое симметрия и асимметрия в композиции изделия?
6. Приведите пример контрастной и нюансной композиции в области техники.
Рекомендуемая литература
№№ п/п
|
Рекомендуемая литература
|
Наличие в библиотеке ОГТУ
|
|
Основная литература
|
|
1
|
Нестеренко О.И. Краткая
энциклопедия дизайна. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 334с.
|
+
|
2
|
Еремин В.Г., Сафронов В.В.,
Схиртладзе А.Г., Харламов Г.А. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в
машиностроении: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Машиностроение,
2000. - 392 с (п. 8.1).
|
+
|
3
|
Методика художественного
конструирования / под ред. Соловьёва Ю.С. и др. - М.: ВНИИТЭ, 1993. - 166с.
|
+
|
4
|
Шпара П. Е. Техническая
эстетика и основы художественного конструирования, - Киев, « Высшая школа»,
1984. - 199с.
|
+
|
5
|
Сомов Ю.С. Композиция в
технике. - М.: Машиностроение, 1982. - 277с.
|
+
|
6
|
Эргономика: Принципы и
рекомендации / под ред. Мунипова В.М. и др. - М.: ВНИИТЭ,1983. - 183с.
|
+
|
7
|
Воронов Н., Шестопал Я.
Эстетика техники. - М.: Советская Россия, 1982. - 175с.
|
_
|
8
|
Борисовский Г.Б. Красота и
стандарт. - М.: Издательство комитета стандартов, мер и измерительных
приборов, 1968. -139с.
|
_
|
9
|
Холмянский Л.М., Щипанов
А.С. Дизайн. - М.: Просвещение, 1985. - 237с.
|
_
|
10
|
10 Пономарева Е.С. Цвет в
интерьере. - Минск: Высшая школа, 1984. - 166с.
|
+
|
|
Дополнительная литература
|
+
|
11
|
А.Ф. Кулаков. Д.А. Кулаков,
А.С. Грозных. Интерактивная система контроля знаний студентов/ рекомендовано
в качестве учебного пособия. - ОрелГТУ, 2003. - 45 с.
|
|
12
|
В. Папанек. Дизайн для
реального мира/ Пер. с английского. - М : Издатель Д.Аронов, 2004. - 412с.
|
-
|
13
|
Техническая эстетика/
Периодическое издание
|
-
|
Семинарский этап обучения
Метод обучения - семинар, так как данная форма групповых занятий проходит
при активном участии слушателей, что позволит наиболее эффективно достичь целей
занятия.
Формулировка решаемых в рамках семинара дидактических целей и задач:
·
выявить степень
усвоения обучающимися ключевых категорий и понятий темы;
·
углубить и
закрепить знания по вопросам, выносимым на обсуждение;
·
обеспечить формирование у студентов собственное
личностно-смысловое и творческое отношение к рассматриваемым учебным вопросам;
·
способствовать
формированию у обучающихся мотивационной готовности применять полученные знания
в своей будущей профессиональной деятельности.
Данные учебные и воспитательные цели ставятся таким образом ввиду того,
что семинарское занятие является итогом изучения раздела и позволяет обобщить и
подытожить материал, изученный в рамках раздела.
Вид создаваемых коммуникативных ситуаций - коллективная, групповая.
Вид управления познавательной деятельностью - ЗРА (замкнутое с обратной
связью, рассеянное на весь поток, автоматическое - компьютерные тесты) и ЗРР
(замкнутое с обратной связью, рассеянное на весь поток, ручное).
Средства контроля - контрольные тестовые задания.
Материальное обеспечение: набор тестовых заданий (тестирование проводится
в компьютерном классе) , наглядные пособия выставка литературы.
Вопросы семинара:
1. Контраст и нюанс как выразительные
средства композиции в современном проектировании.
2. Статика и динамика как свойства
композиции в современном проектировании.
3. Единство характера как одно из
важнейших свойств и качеств композиции.
Семантические единицы:
1
|
Контраст
|
2
|
Нюанс
|
3
|
Статика
|
4
|
Динамика
|
5
|
Единство характера
|
План проведения семинарского занятия
1. Вступительная часть
Действия преподавателя
|
Действия обучаемых
|
мин
|
Проверяет присутсвие
студентов и их подготовленность к проведению занятия. Доводит до обучающихся
тему занятия, его цели, вопросы, выносимые на обсуждение, логику и порядок их
рассмотрения. Назначает группу оппонентов, которые должны задавать вопросы
отвечающим.
|
Староста называет
отсутсвующих. Делают соответствующие пометки в конспекте. Фиксируют качество
ответов каждого обучающегося, задают вопросы по итогам ответов .
|
5
|
Страницы: 1, 2, 3
|