Правила ведения речи
Содержание
Введение
Глава 1.Этикет и речь
Глава 2. Речевое поведение
2.1 Правила диалога
2.2 Ораторская речь
Глава 3. Правила говорящего и слушающего
4.О речевой ситуации
4.1 Застольная речь
4.2 Культура речи в национальном общении
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Мы живем в знаменательное
время, когда особенно остро человек осознает свое место в мире, осознает Землю
как единый дом для всего на ней живущего. Происходит глобальное понимание
связей всего со всем, взаимозависимостей и взаимовлияний, о которых не думали
еще совсем недавно. Широко развивается наука экология, обсуждаются последствия
вмешательства человека в природу. Пишут много и широко и об экологии человека,
изучающей процессы взаимопроникновения природы и общества, и об экологии
культуры — о защите памятников старины и других многочисленных явлений
культуры, пишут и об экологии слова. Пришла пора говорить и об экологии
общения, поскольку часто общаемся мы неумело, плохо, невразумительно, а порой и
нанося друг другу почти смертельные раны! А иногда и без "почти"...[19,
c.3]
Отсюда вытекает
актуальность темы моей работы - «Правила ведения речи».
Человек рождается, растет
и очень быстро овладевает языком, не зная его строения. Но потом, уже в школе,
он знакомится и с тем, как устроен язык, из чего состоит и как функционирует.
Если же человека этому не учить, в его осмыслении, понимании культуры вообще, и
своей национальной культуры в частности, наступит глубокое зияние. Где и когда
нас профессионально учат общению? Учат ли общению будущих продавцов или,
скажем, медсестер? А будущих должностных лиц или общественных деятелей, которые
поведут прием трудящихся и будут беседовать с ними по разным, часто жизненно
важным вопросам? Совершенно необходимо срочное широкое, массовое обучение людей
тем аспектам и направлениям в языкознании, которые уже имеют более или менее
надежную научную базу, — культуре речи, стилистике, риторике, теории общения.
Необходимо продолжить дальнейшие научные поиски в теории общения с участием
специалистов разных и смежных областей знания, нужно создать учебники по
общению, как общие, так и ориентированные на студентов различных
специальностей, в структуре деятельности которых общение — непременный элемент.
Это врачи, юристы, журналисты, учителя, продавцы, да и вообще работники всей
широкой сферы обслуживания... Наконец, необходима и серия научно-популярных
изданий, затрагивающих многочисленные стороны человеческого общения.[17, c.4]
Сегодня особенно
актуальны как речевое поведение в целом, так и правила ведения диалогов.
Новизна
и специфичность современных, чисто российских, аспектов правила ведения речи
заключаются в том, что формирование таких новых структур происходит на фоне
общества.
Вне культуры общения
расстраивается взаимодействие людей, их производственная деятельность, их
повседневный быт. "Сейчас в стране идет прекрасный, долгожданный, но для
некоторых мучительно трудный процесс демократизации нашего общества. Мы учимся
жить в условиях демократии. А демократия — это еще и интеллигентность,
взаимоуважение. Это должно проявляться во всем: в спорах, в отстаивании собственного
мнения, в умении внимательно выслушать оппонента, постараться понять его, ибо,
не поняв, как ты сможешь ответить ему спокойно и по существу? А умеем ли мы
вообще слушать друг друга?». Не оскорблять человека, не унижать его
достоинство, а, напротив, выражать ему уважение, проявлять доброжелательство и
помогает речевой этикет. Он — существенная часть культуры общения.[5, c.45]
Целью
данной работы являются правила ведения речи, их анализ и разработка
рекомендаций.
Для
достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1.
Выяснить, какая
связь между речью и этикетом.
2.
Для чего нужны в
обществе правила речи.
3.
Проанализировать,
где мы встречаем правила речи, и как они помогают.
4.
Богатый опыт по
исследованию проблем ведения речи накоплен в отечественной теории и практике,
что нашло отражение в работах: Акишина А. А., Акишина Т. Е., Формановская Н.
И.,Введенская Л. А., Павлова Л. Г.,Веселов В. П. Виноградов С. И., Платонова О.
В. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Граудина Л.К. и Е.Н.Ширяев, Далецкий Ч.,
Лихачев и др.
Глава 1. Этикет и речь
При слове этикет в нашем
воображении возникают некие придворные церемонии, о которых мы когда-то читали.
Конечно, первоначально этикет возник как церемония демонстрации иерархической
власти. Э.В. Арова в книге "Будьте добры" рассказывает, что
древнейшие сведения об этикете содержатся уже в "Поучениях Кагемни фараону
Снофри", которым около пяти тысяч лет. Само же слово этикет возникло во
Франции и употребляется со времен Людовика XIV.
В каждом обществе этикет
постепенно развивался как система правил поведения, система разрешений и
запретов, организующих в целом морально-нравственные нормы: оберегай младших,
заботься о жене, уважай старших, будь добрым к окружающим, не обижай, не
оскорбляй зависящих от тебя, будь трудолюбивым, совестливым — и т.д. и т.п. [14,
c.10]
Этикетных знаков великое
множество в каждом сообществе. Они бывают общенациональными, бывают знаками
социальной среды, или социальной группы, или узкого круга — и при этом всегда
несут важную информацию: свой — чужой (не принадлежащий к среде, кругу),
вышестоящий — нижестоящий, далекий — близкий, знакомый — незнакомый, желанный —
нежеланный и т.д.
Естественно, что этикет и
речь связаны теснейше. Об этом прекрасная книга В.Е. Гольдина "Речь и
этикет". Манера речи, стиль, разрешение или запрет говорить одно и не
говорить другое, выбор языковых средств как помета своей принадлежности к среде
— все это заметно в наших повседневных речевых проявлениях.
Попробуем сделать вывод
относительно того, что такое этикет. Это самые разнообразные словесные и
несловесные (или, вербальные и невербальные) знаки, оповещающие окружающих о
принадлежности человека к той или иной, более широкой или более узкой, среде,
группе. Знаки этикета составляют некоторую систему правил, обязательных для
исполнения в данном обществе. Не исполняющий этикетных правил выпадает из этой
среды. А поскольку порядок поведения в обществе воспитывается с детства в
каждом его члене семьей и школой, всей средой, то этикет становится частью
моральных правил, изучаемых наукой этикой. [2, c.5-8]
"Словарь по
этике" определяет это понятие так: "Этикет (французское etiquette —
ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего
проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и
приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)". Как
видим, здесь общие правила поведения и правила речевого поведения объединены.
Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует наше поведение
в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет можно определить
как регулирующие правила речевого поведения. Это широкая зона единиц языка и
речи, которая словесно выражает этикет поведения, дает нам в руки те языковые
богатства, которые накопились в каждом обществе для выражения неконфликтного,
"нормального" отношения к людям, а это значит — отношения
доброжелательного. С другой стороны, этикет регулирует сложный выбор наиболее
подходящего, наиболее уместного средства именно данным человеком, для его
конкретного адресата, в данном конкретном случае, в данной ситуации и
обстановке общения. В одном случае получается текст: Тань, а Тань, сбегаем в
кино!, а в другом: Уважаемая Татьяна Сергеевна, разрешите пригласить вас на
новый фильм. Мы каждый день и по много раз употребляем выражения речевого
этикета: обращаемся к людям, приветствуем их, прощаемся, благодарим, извиняемся,
поздравляем с праздником, сочувствуем и соболезнуем, одобряем и делаем
комплимент, мы что-то советуем, о чем-то просим — и все это так, что учитываем
и официальную или неофициальную обстановку общения, и свои собственные роли
относительно ролей собеседника, и конкретную ситуацию общения, и национальные
привычки и обычаи. И все это привычно, автоматически, потому что "так
надо".
В силу тысячекратного
повторения в типичных ситуациях речевой этикет воплотился в стереотипах, в
устойчивых выражениях, формулах общения, которые мы не строим заново каждый
раз, когда нам надо их употребить, а используем готовые, отложившиеся в нашем
языковом сознании. Но впрочем, и здесь все же строим новое. В целом речевой
этикет — это зона устойчивых, стереотипных коммуникативных единиц языка, хотя
каждый конкретный выбор в каждом конкретном речевом акте, как и всякий выбор,
дело творческое. [11, c.23-35]
Глава 2. Речевое
поведение
Психолингвисты определяют
речевую деятельность как мотивированное, определяемое целями сознательное
речевое проявление, а речевое поведение — как лишенное осознанной мотивировки
автоматизированное, стереотипное речевое проявление. Речевое поведение человека
— сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения
и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными
ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной
общности особенностями. Речевое поведение стереотипно, привычно, поэтому оно
выражается в стереотипных высказываниях, речевых клише, с одной стороны, и в
каких-то сугубо индивидуальных речевых проявлениях данной личности — с другой.
К этому надо добавить и неречевые (невербальные) средства коммуникации — жесты,
мимику, тональные и фонационные особенности. Иначе говоря, в речевом поведении
проявляется языковая личность, принадлежащая данному времени, данной стране,
данному региону, данной социальной (в том числе и профессиональной) группе,
данной семье. Здесь много общего и много особенного. Человек, профессионально
связанный с речевой деятельностью и привыкший к публичным выступлениям
(например, лектор, журналист, диктор), свободно чувствует себя в общении, его речевое
поведение выдает в нем человека, владеющего речью, жестом, могущего
концентрировать внимание слушателей. Напротив, не связанный с
"речевой" профессией, оказавшись перед микрофоном, ведет себя
скованно, мимика его неестественна, он не знает, куда девать руки, мучительно
ищет слова... А бывает и не так. Самобытная личность нередко находит способ
интересно сообщить о себе и своих делах, не затрудняясь манерой речи и
обнаруживая в своем поведении раскованность и смелость. [15, c.12-18]
Речевое поведение впрямую
связано и с ролевым поведением, с присущими каждому из нас постоянными и
переменными ролевыми признаками. Каждый человек находится во множестве ролевых
и речевых ситуаций, постоянно ориентируется в обстановке общения, и в своем
партнере, и в присутствующих третьих лицах и постоянно выбирает ту или иную
речевую манеру, то или иное поведение. Владение переключением речевого кода при
том или ином ролевом речевом поведении — составная часть наших речевых умений и
нашей культуры вообще. Чем культурнее человек, тем выше его культура общения и
тем совершеннее его способность переключаться. Но переключение не безгранично!
Оно зависит от присущих человеку постоянных социальных признаков, его
собственных привычек, его излюбленных речевых приемов.
Есть речевое поведение,
присущее горожанам и жителям деревни, высокообразованным и малообразованным
людям, молодым и старым и т.д. и т.п. А есть речевое поведение, которое присуще
только Ивану Ивановичу или Анне Кузьминичне.
Можно сделать вывод, что
языковая личность очень сложна в своих проявлениях. Она несет в себе опыт
языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны,
среды, а также и свой собственный неповторимый опыт и облик. Общаясь, мы всегда
обнаруживаем себя как личность и всегда находимся в рамках заданного
многообразными условиями речевого поведения. Следовательно, речевое поведение
человека будем рассматривать как разновидность и составную часть его
социального поведения. [7, c.66-70]
2.1 Правила ведения
диалога
Слово подразделяется на внутреннее и внешнее.
Внутреннее слово организует мысль, которую предстоит выразить. Слово внешнее
есть непосредственное выражение мысли в устной или письменной форме. Правила и
рекомендации, которые приводятся ниже, относятся к внешнему слову, то есть к
основным видам общения — монологу и диалогу. Эти правила обобщают опыт
организации речевых отношений.
I. Правила для
говорящего и слушающего
1. Ритор
всегда готов вести диалог.
2. В
диалоге положение слушающего более благоприятно, чем положение говорящего.
3. Обращение
с речью предполагает, что слушающий прерывает любое дело или собственную речь,
чтобы выслушать сообщение.
4. Следовательно,
говорящий несет ответственность за актуальность, значимость, уместность
сообщения.
5. Если
обращенная речь бессодержательна или не вызывает ответной мысли у слушающего,
диалог может быть прерван, а дело может не состояться, за что ответственность
несет говорящий.
II. Условия
продолжения диалога.
1. Слушающий
должен внимательно выслушать обращенное к нему высказывание.
2. Слушающий
может ответить на вопрос либо сообщением, либо действием.
3. Слушающий
может ответить на повествование либо новым сообщением, либо пересказом
(третьему лицу), либо умолчанием.
4. Слушающий
может ответить на побуждение либо действием, либо новым сообщением.
5. Слушающий
может пересказать полученное сообщение другому лицу, если он не получил от
говорящего специального запрета на пересказ.
6. Слушающий
может ответить на сообщение действием, если оно специально не запрещено. [16, c.35-39]
III. Правила
защиты говорящего от слушающего и слушающего от говорящего
Правила
для говорящего:
1. Говорящий
должен тщательно отсеивать сообщаемую информацию: имеет преимущество тот, кто
владеет информацией.
2. Последствия
каждого высказывания должны быть обдуманы.
3. Каждое
высказывание должно быть целесообразным: его создание говорящим исходит из
замысла, а не из психологической реакции на обстоятельства.
4. Содержание
и смысл высказывания определяются тоном, которым оно произнесено.
5. Сообщение
должно быть уместным.
6. Сообщение
не должно быть противоречивым.
7. Сообщение
должно содержать новую информацию.
8. Сообщение
не должно быть многословным.
Правила
для слушающего:
1.
Слушающему следует сопоставить сообщение говорящего с сообщениями на ту же
тему, полученными от разных лиц.
2. Слушающий
должен выделить истинные и ложные, правдоподобные и неправдоподобные
высказывания.
3.
Слушающий должен выделить приемлемые и неприемлемые для него высказывания.
4.
Сопоставив высказывания на ту же тему различных лиц, разделив истинные и
ложные, приемлемые и неприемлемые сообщения, слушающий отделяет интересы
говорящего от содержания его высказывания.
5.
Слушающий оценивает высказывание и интерес говорящего применительно к ситуации
речи и на этом основании отделяет интересы говорящего от его намерений, так как
интересы могут не совпадать с намерениями.
6.
Выделив интересы и намерения говорящего, слушающий сопоставляет данное
высказывание с другими высказываниями того же лица и определяет искренность, то
есть добросовестность намерений говорящего.
7. С
должным вниманием слушающий относится к суждениям говорящего о других лицах и о
том, что они говорят: если ваш собеседник не в состоянии хранить секреты
других, то он не в состоянии хранить и ваши секреты; если он недоброжелательно
относится к другим, то, очевидно, он недоброжелательно относится и к вам.
8. Не
меньшее внимание слушающий уделяет логическим и содержательным ошибкам
говорящего: по этим ошибкам оценивается разум собеседника как способность
понимания и суждения.
9. Ошибки
в содержании речи слушающий связывает с отношением говорящего к собственным
высказываниям (модальностью речи): говорящий может быть скромным, смиренным
человеком, но может шутить, испытывать слушающего, намеренно вводить его в
заблуждение относительно своих умственных способностей или информированности.
10. Из
содержания речи собеседника следует отобрать положительную и пригодную
информацию, которая будет основой ответного суждения.[4, c.43-55]
Страницы: 1, 2
|