И, наконец, еще одним неофициальным мероприятием для деловых
людей является посещение всевозможных выставок. Здесь для одежды лучше избрать
повседневный стиль, позволив себе некоторую свободу по сравнению с одеждой «для
офиса». Прическа не должна быть гладкой и уложенной «волосок к волоску»,
оставаясь более естественной, чем это принято при официальных деловых встречах.
1.4
Встреча за городом
В поисках альтернативных мест для делового общения, когда
совместный бизнес-ланч или «старый добрый» отдых в русской бане уже не
удовлетворяют, многие бизнесмены и политики все чаще назначают свои встречи
вдали от шумной цивилизации. Это может быть как встреча в каком-нибудь
загородном гольф-клубе, так и небольшой пикник непосредственно на природе.
Естественно, что такие мероприятия требуют специального облачения.
Если для заключения многомиллионной сделки вы отправляетесь в
загородный гольф-клуб и при этом выйти на поле, чтобы в процессе общения
загнать пару мячей в лунку, без традиционной одежды для гольфа вам не обойтись.
В принципе, гольф - это не просто спорт и общение, это отдельная философия,
поэтому особенности этикета игроков (в том числе, и их экипировки) требуют
отдельного разговора. Скажу только, что «костюм» гольфиста состоит из ботинок
определенной модели, рубашки-поло, брюк и кепки. Но вернемся к одежде «для
природы». Совместный выезд партнеров за город изначально предполагает их более
тесное и дружественное общение, чем в стенах офиса. В этой связи вполне
естественно, что любой традиционный деловой костюм здесь будет неуместен. В
одежде для этих случаев царит спортивный стиль. Вид современной спортивной
одежды может быть вполне городским. Принадлежность к стилю выдают лишь ее
конструктивные особенности и материалы, из которых она изготовлена.
За город можно поехать и в спортивном костюме, и в свитере с
джинсами. Женщина может поехать и в юбке - джинсовой или трикотажной, но все же
в спортивных брюках ей будет удобнее. Высокие каблуки стоит оставить дома. На
природе, где все должно быть удобным и не должно мешать свободе движений, они
будут выглядеть неорганично. То же самое касается золотых украшений и
громоздкой бижутерии. Можно оставить только какое-нибудь колечко или перстенек,
которые для хозяина перестали быть просто украшениями и, скорее, являются неким
привычным талисманом.
Прическа (это касается и мужчин, и женщин) должна быть
свободной и максимально естественной. Ни о каких укладках «волосок к волоску»
речи быть не может. Самое большее, что допускается сделать - это немного
смазать волосы «легким» гелем или воском. Ничего страшного, если ветер выпустит
из прически несколько локонов. В любом случае, на природе это будет выглядеть
гораздо привлекательнее, чем «зализанная» прическа, скрепленная «тоннами» лака.
Женщинам лучше отправляться на природу в своей первозданной
красе, то есть без видимого макияжа. На фоне природы, являющейся эталоном
естественной красоты, привлекательным смотрится только то, что не выходит за
границы естественного. В крайнем случае, если без косметики никак не обойтись,
можно использовать минимум прозрачной помады и немного подчеркнуть тушью самые
кончики ресниц. При этом надо учитывать, что тушь должна быть водостойкой,
чтобы при первых капельках дождя она не потекла.
2.
Как содержать голову «в порядке»
Пока всеобщая мода на прически пребывает в смущении и
неопределенности, теряясь в многообразии своих проявлений, в мире
бизнес-причесок царит классический стиль, не терпящий никаких особых излишеств.
Мода модой, а затылок делового человека по-прежнему должен быть строгим и идеально
выстриженным в соответствии с особенностями строения головы. Собственно, именно
форма затылка является важнейшей составляющей мужской стрижки, первый и главный
закон которой гласит: «Уровень волос на затылке не может опускаться ниже
воротничка сорочки». По классике, волосы «до плеч» - удел приверженцев
романтического стиля, являющегося полной противоположностью стилю делового
человека. В рамках делового стиля допускается лишь сохранение объема прически,
но никак не увеличение длины волос. Недопустимы и круглые очертания затылка,
потому что при виде сзади он неизбежно смахивает на женскую стрижку.
Форма виска в классических мужских прическах также
подчиняется весьма строгим правилам. Висок не может быть слишком низким, а при
взгляде на человека в профиль, кончик его виска должен «смотреть на нос». В
зависимости от черт лица человека допускается некоторое отклонение длины волос
на его висках: они могут быть или чуть-чуть короче, или чуть-чуть длиннее, но
общие принципы должны быть сохранены.
Таким образом, карьеристам, питающим слабость к романтическим
локонам, придется смириться - силуэты мужских причесок остаются короткими,
выдержанными и строгими.
Эксперименты с цветом волос деловым мужчинам проводить тоже
не рекомендуется. Волосы не могут быть покрашены ни в какие «перья», «блики» и
должны быть первозданного цвета. Единственные, кто может поспорить с природой,
- это те, кого «портит» чрезмерное количество появившихся седых волос и кому
необходимо скрыть свой возраст. Если седина, вопреки расхожему мнению, не
украшает, то не стоит пытаться самостоятельно придать своим волосам радикальный
черный цвет. Правильно и качественно осуществить подобное превращение способен
только профессионал, так как седина не должна быть закрашена полностью, а лишь
немного притушевана. Следует помнить и том, что отрастающие волосы у корней
выглядят неопрятно, поэтому красить их придется регулярно. Так что, однажды
пойдя на этот шаг, запланируйте наперед некоторое количество времени для
периодического посещения салона.
Деловым женщинам в качестве основы прически также
рекомендуется избрать какую-либо классическую форму стрижки, например, каре.
Любой профессионал скажет Вам, что из нее можно сделать все, что угодно. Иными
словами, на базе одной стрижки реально создать огромное множество различных
причесок, и в течение одного и того же дня женщина может становится совершенно
разной: по-деловому строгой на работе и загадочно-женственной вечером. Впрочем,
стрижка «каре» - это лишь один из базовых вариантов для будущей прически. Если тип
лица требует, чтобы волосы были приподняты к теменной зоне, значит лучше
сделать стрижку, где уши будут открытыми. Помимо этого, очень удобна короткая
стрижка «а-ля Хакамада», которую, используя различные ухищрения, можно
преподнести и как деловую, и как романтическую, и как авангардную. Главное, что
отличает классическую деловую женскую стрижку «на каждый день», - это
отсутствие локонов, рисунков на выстриженных участках головы и ярких тонов
волос.
Видоизменение прически в сторону романтического и авангардного
стиля производится как с помощью традиционной укладки, так и с использованием
шиньонов, накладных прядей и окраски волос временными красителями. Современные
средства позволяют изменить цвет волос и их отдельных прядей, воспользовавшись
специальными пульверизатором или тушью для волос. Вечером такая яркая прядь
поможет женщине подчеркнуть ее индивидуальность, а наутро она смоется, и
бизнес-леди опять станет похожей не строгого президента фирмы. Фактически,
иногда достаточно лишь одного штриха, будь то нечаянный локон или искрящаяся
прядь волос, чтобы деловая женщина ощутила себя очаровательной красоткой.
Что касается цвета волос, то деловые женщины, в отличие от
мужчин, имеют право изменять его, но при этом пользоваться следует только
натуральной гаммой. Любые яркие и динамичные цвета не соответствуют
традиционной атмосфере бизнеса, поэтому огненно-рыжая голова будет
восприниматься в ней как диссонирующее резкое пятно. Необходимо прибегать к
спокойным цветам, близким к основному цвету волос.
В зависимости от цвета волос, глаз и кожи, стилисты
подразделяют людей на 4 основных типа - зиму, весну, лето и осень. Каждому из
этих типов подходит определенная гамма натурального и гамма искусственного
цвета. В этой связи, деловым женщинам рекомендуется использовать только
натуральную гамму, присущую ее типу. К примеру, если «свои» волосы -
каштановые, то позволительно использовать для их окраски коричневую гамму, но
ни в коем случае не искусственный красный цвет.
Обладательницам длинных волос придется забыть о том, что
распущенные локоны могут небрежно струится по плечам. Такая прическа, а вернее
ее отсутствие, никак не годится для делового мира. Конечно, это не означает,
что всем без исключения бизнес-леди необходимо коротко остричься. Дама, имеющим
крупную фигуру, короткая стрижка, как правило, не идет, поэтому длинные волосы
здесь лучше сохранить. Главное чтоб они были убраны в аккуратную прическу,
сделанную из пучков либо кос, уложенных с помощью заколок. Правда, к выбору
заколок следует подойти с особой тщательностью: во-первых, их должно быть
совсем не много, и, во-вторых, они не должны быть слишком больших размеров и
ярких цветов. Ни в коем случае нельзя использовать заколки-банты и заколки с
вульгарными камнями, а также заколки - «прихватки», модные в молодежной среде.
Таким образом, длинные волосы можно носить только в случае, если женщина сумеет
с ними совладать и готова постоянно наводить на своей голове полный «порядок»
(самостоятельно, либо при помощи парикмахера).
3.
Такие важные «мелочи»
Руки делового человека всегда на виду, поэтому их внешний вид
важен ничуть не менее чем аккуратная прическа. Об этом ни в коем случае не
стоит забывать, причем не только женщинам, но представителям сильной половины
человечества. Для мужчин такой уход означает, как минимум, отсутствие ломких,
«зазубренных» ногтей и шершавой кожи, а женщинам следует подойти к этому
вопросу еще более серьезно.
Длина ногтей у женщин, как и форма, должна быть естественной.
Самой правильной формой ногтей является та, когда срез ногтя повторяет форму
лунки. А беспроигрышным вариантом цвета лака «на каждый день» для ногтей любой
формы и длины является бежево-персиковая и светло-розовая гамма. Если же ногти
острижены коротко, то использовать можно только бесцветный лак. Правда, в
последнем случае лучше отказаться от использования всевозможных колец и
обходится совсем без них. Носить на руках украшения, привлекающие взор,
допустимо только когда руки безукоризненны и ногти достаточно длинны. Впрочем,
количество украшений, надеваемых деловыми женщинами в повседневной жизни,
все-таки должно быть минимальным. Вариант «новогодней елки, увешанной
игрушками» (пускай даже дорогими), со стороны смотрится, по меньшей мере,
нелепо.
Подобный же принцип действует и в отношении макияжа: лучше
вообще никак не накрасится, чем накрасится чрезмерно или кое-как. Косметика
является настолько «сильным» средством преображения, что с помощью нее можно не
только полностью изменить свой имидж, но и поменять визуально форму губ, глаз,
овал лица. Правда, этой науке необходимо учиться отдельно, например, пройдя
курсы по макияжу или хотя бы проконсультировавшись с опытным визажистом.
Самым оптимальным вариантом для деловой женщины является
«естественный» макияж, то есть макияж с использованием только естественных
тонов косметики. Процесс этот состоит из 4-х этапов: на лицо необходимо нанести
легкий слой пудры; затем нужно слегка прорисовать и тщательно причесать брови
щеточкой; далее, на кончики ресниц наносится немного коричневой или темно-серой
туши; и завершает процесс - нанесение на губы прозрачного блеска. Такой макияж
можно всегда использовать как базовый, превратив его в конце дня с помощью
более ярких красок в «вечерний».
Особое внимание следует к искусству макияжа уделить
обладательницам очков. В зависимости от типа линз, очки либо зрительно
увеличивают, либо уменьшают глаза. Поэтому, «рисуя» глаза, нужно учитывать то,
как они будут выглядеть «под очками», или в том случае, если их придется снять.
К примеру, коричневый цвет теней, нанесенных на веки глаз, с учетом преломления
света линзами очков может создать впечатление, что женщина только что плакала.
А слишком большая «стрелка» подводки под «плюсовыми» очками визуально может
стать просто огромной. Таким образом, эксперименты с макияжем лучше
профессионалам, которые могут подобрать несколько его видов на все случаи
жизни.
Запах духов должен быть едва уловим, но сами духи - дорогими
и тонкими. Надо помнить французскую пословицу: «Кто пахнет слишком хорошо - тот
пахнет дурно».
Иностранные бизнесмены тщательно следят за деталями и
придирчиво учитывают их в своих выводах. Например, чудовищное впечатление
производят короткие, спустившиеся складками носки, которые открывают икры
бизнесмена, когда он сидит, закинув нога на ногу. Особенно необходимы чистые и
без дыр носки в Японии, поскольку там приходится снимать обувь при входе в дом
или ресторан.
Портят впечатление мятый, несвежий носовой платок,
полуоторванная пуговица или привычка протирать очки концом галстука. Надо
отбросить простодушную отечественную привычку дополнять пиджачную пару с
галстуком босоножками, из которых выглядывают нитяные носки, избегать слишком
пахучих одеколонов и лосьонов после бритья, и вообще, главное, к чему следует
стремится, - общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой
педантичности в одежде. Это должно заставить партнера думать, что столь же
подтянуты вы будете и в делах.
И в завершении остановимся на аксессуарах. Все аксессуары
делового человека, будь то перчатки, очки, сумки, часы, шарфы, носки или зонты,
помимо соответствия стилю, должны быть безукоризненно подобраны и высочайшего
качества. Нужно помнить и том, что именно мелочи обращают на себя внимание и
несут много важной информации о своем владельце.
Так, классические перчатки, портфель и сумки должны быть
изготовлены из высококачественной кожи. Деловые женские сумки просты по
дизайну, при этом в настоящее время весьма актуальны плоские формы:
вертикальные и горизонтальные сумки-пакеты. Бумажник и кошелек приобретайте
одного цвета, без узора.
Если вы носите очки, оправа должна быть средних размеров,
пластмассовая или роговая. Брюнетам рекомендуется подбирать оправу для очков в
тон волосам, блондинам и рыжеватым - избегать оправ, цвет которых хоть как-то
напоминает цвет их волос. Для них лучшая оправа - коричневого цвета. Избегайте металлических
оправ, а также темных и дымчатых очков. Они придают солидность, но лишают
привлекательности.
Цветной платочек (но не цветастый), брошь, фигурная заколка,
оригинальный пояс, элегантная сумочка - эти и другие детали женского туалета
придают ее внешнему виду индивидуальность, в отличие от других женщин.
Стремление быть замеченной - главная потребность истинной женщины. Вот почему
она постоянно изобретает средства для ее удовлетворения. И эффект аксессуаров -
одно из таких средств.
Примечательно, что достижение данного эффекта не требует
каких-то значительных материальных затрат. Сами аксессуары поддаются
многочисленным комбинациям. Они прекрасно выполнят роль дополнительных деталей
- создание личного имиджа.
У каждого предпринимателя при себе должны быть ручка и
карандаш, причем желательно, чтобы ручка была с надежным золотым или
позолоченным пером. Никогда не пишите дешевыми ручками и огрызками карандаша:
это, на первый взгляд, мелкая деталь может навсегда испортить вашу репутацию.
Запонки то входят, то выходят из моды. Они могут быть
золотыми, серебряными, перламутровыми, из драгоценных и полудрагоценных камней.
Не носите запонки из искусственных материалов.
Часы из пластика или армированной резины, которые постоянно
попискивают или звонят, на которых столько всего «наворочено», что и время
толком трудно определить, отнюдь не улучшают ваш имидж. Самые элегантные -
классические механические часы со стрелками на кожаном ремешке или
металлическом браслете. Избегайте массивных часов с черными циферблатами - они
хоть и дорогие, но производят дешевое впечатление.
Заключение
Всем известно, что впечатление, которое складывается от
человека при первой встрече, остается надолго, и изменить его бывает трудно.
Далеко не последнее место в этом отводится и одежде.
В заключение можно выделить несколько основных правил:
1) одевайтесь по возможности добротно;
2) следите за чистотой и порядком в одежде;
3) если сомневаетесь, что надеть в какой-то конкретной
ситуации, то лучше одеться консервативно;
4) одевайтесь по возможности в том же стиле, что и люди,
с которыми вы должны встретиться;
5) не носите ничего кричащего, яркого;
6) следите, чтобы ваши волосы были чистыми;
7) постарайтесь, чтобы ваши поступки, слова и одежда
запомнились с лучшей стороны;
8) всегда имейте при себе дорогую ручку или карандаш;
9) носите дорогие галстуки и по возможности не снимайте
пиджак;
10) прежде чем идти на деловую встречу, следует еще раз
посмотреть в зеркало, и вы сами удивитесь, как много мелких погрешностей
обнаружите в своей внешности;
11) если вы демонстрируете продукцию своей фирмы на
выставке, помните, что ваша одежда и весь облик в целом - это частица
информации об общем уровне вашего предприятия и о качестве поставляемой
продукции.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что главное в культуре
деловой одежды мужчин и женщин как на работе, так и на приеме - не
ультрамодность и роскошь, а чувство меры, вкус и целесообразность.
Подбор костюма, цветовая эстетика всей одежды (рубашки,
галстука, туфель, носового платка), умение сидеть в костюме - все это требует
от бизнесмена самого серьезного отношения. Даже такая мелочь - как пользоваться
духами и одеколоном.
Одежда не делает человека, но она делает девяносто процентов
того, что мы в нем видим. Если человек не будет выглядеть соответствующим
образом, люди не поверят, что он говорит что-то важное. И не надо в этом
сомневаться: когда вы чувствуете, что хорошо одеты, это возвышает вас в
собственных глазах и придает уверенности. Как сказал Ф. Беттджер в своей книге
«Вчера неудачник - сегодня преуспевающий коммерсант», который, став одним из
преуспевающих коммерсантов в области страхования, на начальном этапе своей
деятельности столкнулся с проблемой внешнего вида: «Ты заработаешь больше
денег, потому что люди будут доверять тебе, когда увидят, что ты нормально
одет».
В конце хотелось бы утешить тех, кому все, о чем шла речь
выше, показалось чрезмерно строгим и трудновыполнимым. Жизнь показывает, что
те, кто уже достиг высот в какой-то области, будь то бизнес или политика,
иногда могут позволить себе некоторые отступления от принятых норм. Выходка,
которую не простят малоизвестным людям, у выдающейся личности, скорее всего,
будет расценена как маленький каприз, или же на нее просто не обратят внимания.
Правда, идти к этим высотам, как показывает все та же жизнь, лучше в «старом
добром» классическом костюме!
Список использованной литературы
1. Кузин
Ф.А. Имидж бизнесмена. - М.: «Ось-89», 1996. - 304 с.
2. М.
Елизарова. Костюм для карьериста. Безупречный стиль для безупречного бизнеса.
// Маркетолог. - 2000 - №6 - с. 19 - 23
3. М.
Елизарова. Костюм для карьериста. Безупречный стиль для безупречного бизнеса.
// Маркетолог. - 2000 - №7 - с. 14 - 17
4. С.
Минченкова. Одежда делового человека. // Управление персоналом. - 2000 - №2 -
с. 37-40
5. Соловьев
Э. Имидж делового человека // Психология в бизнесе - 1997 - 32 - июль / август
- с. 141 - 155
Страницы: 1, 2, 3
|