Одежда делового человека
Введение
Можно ли явится на деловые переговоры в видавших виды джинсах
и клетчатом пиджаке? Это у Них нельзя! А у Нас могут! Постепенно такая
бесшабашность в формировании собственного стиля сходит на «нет». Но все же
встретить людей, одетых в полном соответствии с канонами делового этикета, в
нашей стране по-прежнему непросто.
Внешняя привлекательность бизнесмена существенно влияет на то
впечатление, которое возникает от его зрительного восприятия. Общеизвестно, что
во время деловых встреч очень трудно вести серьезные разговоры о совместных
делах с представителем фирмы, который одет небрежно или явился в офис в
стоптанных башмаках. И хотя его одежда в принципе дорогая, но неряшливость
подсознательно отражается и на восприятии самого предпринимателя.
У тех, кто занимается серьезным бизнесом и представляет
интересы крупных фирм, и значит, по роду службы обязан много времени проводить
в общении с разными людьми, подобное отношение к своей внешности исключено. И
это понятно: специфика предпринимательской деятельности предъявляет весьма
серьезное требования к внешнему облику ее участников. Внешний вид
предпринимателя - не только личное дело. По тому, как он выглядит, у его
партнеров и клиентов складывается первое впечатление не только о нем, но и о
его фирме, изменить которое в дальнейшем трудно.
Известно выражение «По одежке встречают». В нем очень точно
подмечена роль одежды в социальном представлении человека. Благоприятный
внешний облик и вкус в одежде являются немаловажной частью того, как мы
включаемся в деловую обстановку и влияем на настроение и чувства окружающих.
Одежда выступает здесь как своеобразный инструмент общения, как средство
воздействия на поведение и отношение других людей.
Предпринимательская деятельность предъявляет особые
требования к одежде. Внешний облик ее участников - это первый шаг к успеху,
поскольку для потенциального партнера или клиента костюм бизнесмена служит
своеобразным кодом, свидетельствующим о степени солидности и надежности.
Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый - таков внешний
облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими. И дело
здесь не в какой-то изысканности вкуса, а в том, что внешность такого человека
свидетельствует о его уважении к людям.
Деловой имидж позволяет создавать первое впечатление о человеке
как о предпринимателе. Такой имидж в данном случае - его фирменный знак. Его
внешняя вывеска. Чем он привлекательнее, тем выше профессиональный авторитет
бизнесмена и общественная репутация фирмы, которую он представляет.
Таким образом, внешний облик имеет первостепенное значение
для обретения положительного делового имиджа, являясь фактически его
первоосновой. В этой связи рассмотрим внешнюю привлекательность делового имиджа
более подробно.
1. Основные правила выбора одежды
1.1
Одежда для мужчин
Казалось, что может быть банальнее, чем мужской костюм? С
одной стороны, пока еще никто не придумал ничего лучше и универсальнее
классического мужского костюма - однобортного пиджака на трех пуговицах и брюк
с одним защипом. Но с другой стороны - далеко не всегда костюм «сидит»
безукоризненно и подходит своему владельцу и обстоятельствам, окружающим его,
«на все 100».
При выборе костюма нужно обязательно учитывать такие факторы,
как:
- сфера деятельности человека,
- соответствие стилю,
- прическа,
- цвет кожи, глаз, волос,
- конкретные условия (место и характер предполагаемой
встречи, особенности круга общения).
В зависимости от этих факторов, даже такая, казалось бы
несущественная деталь, как оттенок цвета костюма, может иметь существенное
значение. В одном случае, костюм может годиться для повседневной деловой
встречи, в другом - для съемок на телевидении, а в третьем - для встречи на
высшем уровне. Поэтому при формировании собственного гардероба желательно
прибегнуть к помощи стилиста по костюму.
В настоящее время многие предприниматели считаются с советами
модельеров. Основополагающим принципом при составлении гардероба, по их мнению,
должна стать универсальность одежды. Если в гардеробе есть много вещей,
которыми редко пользуются, значит, гардероб составлен неправильно.
Предположим, вам предстоит важная деловая встреча.
Разумеется, вы хотите выиграть этот раунд переговоров и привлечь к себе
внимание. Причем не напыщенностью, а деловитостью и скромностью. Те, кто имеет
обширный опыт делового общения, наверняка согласятся с тем, что хорошо
подобранный костюм - один из залогов успеха начавшихся переговоров. Старая
истина о том, что встречают по одежке, продолжает жить и в наше время. К тому
же, удачный костюм не только «влияет» на ваших собеседников, но и заражает
дополнительной энергией лично вас. Она исходит от сознания того, что вы
великолепно выглядите, производите впечатление серьезного и уверенного
человека, достигшего в жизни определенных вершин.
Не менее важное требование к одежде - это ее опрятность.
Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует о
неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде
- аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, нечищеная обувь,
плохо прилаженная одежда, мятый костюм или непоглаженная рубашка рождают
ощущение суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или
безразличия к окружающим. Все эти недостатки, малые и большие, в любом случае
вызывают ответную реакцию неодобрения или снисходительности.
Поэтому не стоит экономить на стоимости и услугах стилиста. В
конце концов, утешьтесь мыслью, что такая трата носит единовременный характер,
а купленный хороший костюм будет служить вашим интересам еще долгое время.
Согласно канонам, самое большее, что могут себе позволить
бизнесмены и политики в «официальной обстановке», - это изменение ткани костюма
в зависимости от сезона и его цвета в зависимости от комбинации собственных
характеристик (цвета волос, глаз и кожи).
Традиционными мужскими костюмами цветами принято считать
серый, черный и синий, при этом всевозможные клеточки, цветочки и полосочки
исключаются: деловой пиджак должен быть однотонным. К сожалению, из поля зрения
большинства политиков и бизнесменов совершенно незаслуженно выпадают такие
цвета, как бежевый и коричневый. А, к примеру, рыжеволосым людям такие цвета
подходят как нельзя лучше. В черный же цвет холодных оттенков (сине-черный,
графитовый черный, серо-черный) обладателям рыжей шевелюры, впрочем, как и
блондинам, облачаться не рекомендуется. Если же черный несет в себе теплый
оттенок (например, коричневый) светловолосые мужчины вполне могут его
использовать. Брюнетам, напротив, подходят «холодные» черные цвета.
В политической сфере до сих пор самым распространенным цветом
является темно-серый. Разнообразные же оттенки синего цвета (также являющегося
классическим), как правило, используются при желании выделиться общего ряда. К
примеру, «глухой» темно-синий цвет является символом выдающейся, масштабной
личности. Такие костюмы во времена своей правительственной карьеры носил В.
Черномырдин; более яркие оттенки синего еще большей степени «говорят» о желании
человека заявить о себе (Б. Немцов).
Модельерами были разработаны цветовые сочетания всех основных
элементов мужской одежды (см. табл. 1).
Таблица 1. Рекомендуемые цветовые сочетания элементов мужской одежды
Костюм
|
Сорочка
|
Галстук
|
Ботинки
|
Носки
|
Серый
|
Белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости
|
Любого цвета
|
Черные
|
В тон галстуку
|
Темно-серый
|
Белая, светло-розовая, слоновой кости
|
Красно-черный
|
Черный
|
Черные
|
Темно-голубой
|
Белая, слоновой кости
|
Серо-красно-бордовый
|
Черные, темно-коричневые
|
Серые, бордо
|
Темно-синий
|
Белая
|
Бело-красно-голубой
|
Черные
|
Темно-голубые, темно-бордовые
|
Темно-зеленый
|
Слоновой кости
|
Красно-зелено-коричневый
|
Коричневые
|
Коричневые
|
Песочный
|
Светло-голубая
|
Темно-голубой
|
Светло-коричневые
|
Светло-голубые
|
Светло-коричневый
|
Белая, розовая, табачная
|
Зеленый, бордовый, красно-черный
|
Кофейные, красно - коричневые
|
Бордо
|
Темно-коричневый
|
Белая, бежевая, светло-розовая
|
Зелено-коричневый, красно-черный
|
Коричневые
|
Кофейные, бордо
|
Черный
|
Белая
|
Серебристо-серый, красно-черный
|
Черные
|
Дымчатые, черные, темно-фиолетовые
|
Пользуясь данными таблицы, нужно учитывать, что любой цвет и
его сочетания хороши применительно к конкретной внешности
Еще один важный аспект касается покроя костюмов. Так, в
последнее время появилось тенденция к удлинению пиджака. Но подобная «модная
прихоть» идет далеко не всем. К примеру, если фигура человека достаточно
крупная, а торс длиннее, чем ноги. Зрительно такой пиджак еще больше укоротит
ноги и увеличит и без того внушительные размеры человека. Так же осторожно
следует подбирать костюм мужчинам некрупных форм.
Особо хочется обратить внимание на то, что в ансамбле мужской
одежды велика роль сорочек. Можно иметь пару выходных костюмов и пару пиджаков
с брюками, и этого будет достаточно, чтобы смотреться эффектно и свежо. Но при
обязательном условии: иметь не менее дюжины различных сорочек. Сорочка всегда
должна быть светлее самой темной нити в костюме.
Костюмные сорочки, помимо традиционных белых, могут быть
всевозможных светлых пастельных тонов. Рисунок (полоску и клетку) нынешняя мода
не приветствует. Из-под рукавов пиджака обязательно должны выглядывать манжеты
сорочки примерно на два сантиметра, поэтому рубашки с коротким рукавом,
принадлежащие к спортивному стилю, даже в летнюю жару, надевать не следует.
Помимо длины рукавов, одной из примет спортивного стиля рубашки являются две
пуговички на ее воротничке. К таким моделям ни в коем случае нельзя надевать
галстук. При покупке сорочки для костюма также стоит обратить внимание на
наличие в ее воротничке жестких вставок, так как к сорочкам с мягким воротом
галстук также надевать не принято. Если сорочка настолько тонка, что через нее
просвечивает тело, нужно надеть «под низ» майку, подобранную в тон. Но ни в
коем случае не футболку!
Одной из самых важных деталей в гардеробе мужчины и
показателем его вкуса является галстук, поэтому на его подбор не стоит жалеть
времени. Контрастные галстуки с ярким рисунком ушли в далекое прошлое. Сегодня
в моде галстуки, подобранные в тон костюма и рубашки. В качестве рисунка
допускаются легкие вкрапления, точки и полосочки, незначительно отличающиеся по
тону от общего фона.
Иногда выбрать галстук очень трудно, поэтому рекомендуется
наряду с пестрыми галстуками из шелка, искусственного шелка или искусственного
волокна приобрести два-три шерстяных однотонных галстука, которые можно
спокойно носить с любимым костюмом. Однако универсальным цветом для галстука
был и остается малиновый и бордовый. Черный галстук одевается только в знак
траура или, если это положено, к форменной одежде. И нельзя забывать, что
галстук только тогда галстук, когда он правильно завязан, а не болтается на
шее, как веревка. Лишь благодаря нему получается деталь, украшающая мужчину.
Галстук-бабочка может использоваться в случае участия
человека в каком-либо официальном, торжественном вечере, включая подобные
мероприятия, проводимые на высшем уровне. Правда, если раньше «бабочки» могли
быть двухцветными и яркими, то теперь они становятся более скромными. И,
конечно, такой галстук должен безупречно гармонировать со всем остальным
гардеробом.
Любителей платочков в нагрудном кармане пиджака - спешу
разочаровать. Такая деталь костюма подходит, пожалуй, только для эстрады. В
остальных случаях место хорошему носовому платку (разумеется, безукоризненной
чистоты!) отводится в кармане брюк.
Мужчина, который любит одеваться со вкусом, не станет
выставлять напоказ ни дома, ни на улице свои подтяжки, даже если они узкие и
вполне приличные по своему внешнему виду. Против подтяжек никто не возражает.
Для мужчин, обладающих излишними накоплениями в области талии, подтяжки
являются обязательной частью их туалета. Однако появляться в общественном месте
в подтяжках, когда они не прикрыты пиджаком, считается неприличным.
Носки (если конечно речь не идет о светлом костюме) лучше
выбирать классических темных расцветок. И самое главное, что следует учитывать,
- это длина носков. Когда вы садитесь, ее должно быть достаточно для того,
чтобы из-под брюк не выглядывали голые ноги.
Отдельной строкой при рассказе о костюме можно выделить
обувь. В классических деловых ботинках используются шнурки, либо ремешки. Лучше
обойтись без некогда модных мелких деталей и эмблем из металла, украшающих
ботинки, или они должны быть представлены по самому минимуму. Что касается
формы. То на сегодняшней день носок ботинок может быть выполнен в форме овала,
также актуальными остаются плоские «утиные» носа. Естественно, что в качестве
основного материала ботинок (и снаружи и внутри) должна быть использована
натуральная кожа, иначе к концу длинного рабочего дня желание поскорее их снять
может превратиться в навязчивую идею, мешая сосредоточиться на важных делах.
При этом появление на работе в обуви из экзотических животных (крокодила,
питона) является признаком дурного тона. Деловым мужчинам, занимающимся
традиционными видами бизнеса, также стоит забыть о всевозможных сандалиях,
мокасинах и прочих ботинках спортивного стиля, оставив их для уик-энда.
В зависимости от цвета вашего костюма, обувь может быть
бежевой, серой, синей, всех оттенков коричневого и, конечно, традиционного
черного цвета. Кстати, оттенок черного цвета зависит от текстуры материала и
может быть подобран точно в тон костюма. И не забудьте, что цвет ваших ботинок
должен быть идентичен цвету ремня и (или) портфеля.
Таковы основные правила к одежде, которые пунктуально
соблюдаются бизнесменами всего мира. Наши предприниматели, а также участники
международных выставок и ярмарок должны разбираться в подобного рода правилах,
так как, находясь за рубежом, они из вежливости должны приспосабливаться к
действующему там относительно костюма регламенту.
Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров
богатством своего облика, свидетельствующим о вашей мощной кредитоспособности.
В большинстве промышленно развитых стран тяжелые золотые перстни, цепочки и
браслеты, бросающиеся в глаза часы или излишняя пестрота галстука может только
зародить подозрение в вашей несерьезности.
Правда, есть регионы (например, арабский Восток), где не
только допускается, но даже требуется от бизнесмена демонстрация роскоши как
наглядное свидетельство его процветания. Такими «признаками успеха» являются и
платиновые зажигалки с монограммами, и часы с бриллиантами, и запонки с драгоценными
камнями.
Страницы: 1, 2, 3
|