Основные эстетические категории
Реферат на тему:
Основные эстетические
категории
План
Ведение
Глава 1. Трагическое и
героическое: понятие сущность, особенности
1.1 История осознания
трагического начала в человеческой жизни
1.2 К вопросу о
соотношении трагического и героического
Глава 2. Место
героического в повседневной деятельности сотрудника
ОВД
2.1 К вопросу о
нравственном воспитании личности
2.2 Нравственное
воспитание в трудах Чернышевского Н.Г.
Заключение
Список использованной
литературы
Практические задания
Введение
Прежде чем
приступить рассмотрению вопроса о основных эстетических категориях, следует
определится с понятием что такое эстетика вообще. Но прежде также нужно
указать, то, что данная тема очень обширная. Эстетка это наука, имеющая много
категорий, в том числе трагическое и героическое тоже следует отнести к категории
эстетики рассмотреть данную тему в рамках одного реферата очень трудная задача,
поэтому после того, как мы определимся понятиями, что такое эстетика мы должны
определить рамки, которые должны рассматриваться в данной работе.
Итак,
эстетика – это древняя наука, на сегодняшний день она определяется следующим
образом: «эстетика – это наука о неутилитарных субъект-объектных отношениях, в
результате которых субъект в процессе конкретно-чувственного восприятия особого
класса объектов или созидания их достигает состояний абсолютной личной свободы
и полноты бытия, сопровождающихся духовным наслаждением».[1]. Данное определение
может означать, что эстетика может быть связана с другими науками, историей,
философией, исскуством, культурой, в современных условиях как подмечает Борев
Ю.Б.[2]».Сегодня эстетика
представляет собой науку о природе эстетического и его функциях, о законах
эстетической деятельности и восприятия, об эстетическом освоении (познании и
преобразовании) природы и общественной жизни. Основная фундаментальная проблема
современной эстетики – соотношение художественного образа и его объекта, вопрос
художественного отражения действительности. Изучение данной проблематики
предполагает анализ художественных произведений и процесса художественного
творчества, но не ограничивается этим. В последнее время все шире используются
не только методы философии, но и психологии, кибернетики, семиотики и многих
других наук и областей теоретической деятельности».
И уж если мы
определили современные направления эстетики, то нужно определится и с
современными категориями данной науки. Категории (греч. kategoria — «высказывание, признак») —
наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие
свойства и отношения явлений действительности и познания и являющиеся
результатом логического обобщения эмпирического (основанного на опыте)
материала.[3].
Трагическое —
эстетическая категория, характеризующая напряженное переживание конфликта,
связанное с преодолением, преображением (катарсисом), страданиями или аффектами
героя. В рамках философского анализа трагическое - форма драматического
осознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его
существованию и приводящими к гибели человека или важных духовных ценностей.
Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью
враждебных ему сил, а его свободную, активную деятельность, восстание против
рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В трагическом человек раскрывается
в переломный, напряженный момент своего существования. Сфера трагического
находится в той области действительности, где человек в своей деятельности
сталкивается с явлениями, которые пока еще не познаны им и не подвластны его
воле.
Следует
полагать, что данное определение, а именно вот эта его часть» Трагическое
предполагает не пассивное страдание человека под тяжестью враждебных ему сил, а
его свободную, активную деятельность, восстание против рока, судьбы,
обстоятельств и борьбу с ними трагической категории эстетики очень подходит при
определении позиции сотрудника внутренних дел, поэтому мы будем рассматривать в
данной работе эстетку поведения сотрудника внутренних дел в рамках выделенной
нами позиции. Целью данной работы является краткий анализ становления эстетики
в её нынешнем виде, не заглянув в историю, мы не сможем правильно оценить
сегодняшнее понятие трагического и героического; а так же рассмотрение вопроса
о нравственном воспитании проблеме жизни с точки зрения современной эстетики
применительно к сотруднику органов ОВД и выделение наиболее важных, на наш
взгляд, моментов.
Глава 1 Трагическое
и героическое: понятие сущность, особенности
1.1 История
осознания трагического начала в человеческой жизни
«Платон не
вместил в рамки своей эстетики высшее достижение античного искусства –
трагедию: человечество, не сумевшее разумом обуздать страсти и жить счастливо,
не должно умножать свои страдания изображением трагедии на сцене; трагедия не
доставляет удовольствия; она – бедствие и бич для людей. Платон отказывается
принять в государство трагическую музу, ибо это значило бы допустить, чтобы в
нем царило страдание вместо мудрых законов».[1].
Мы полагаем,
что современные понятия трагического в эстетике, сложились далеко не сразу и не
случайно, ведь не даром эстетика тесно связана с историей, философией, культурологией
и исскуством. Это может означать только одно – анализ истории развития
трагической категории эстетики поможет лучше сознать современную
действительность.
На первый
взгляд, может показаться, что трагическое не имеет никакого отношения к
эстетике. Например, трагедия японского города Хиросимы, погибшего от сброшенной
на неё атомной бомбы в 1945году. Очевидно, этот вопрос волновал и древних
людей, например, Аристотель Высоко ценивший, по мнению Борева Ю. Б.трагедию,
определяет её так»: «Итак, трагедия есть подражание действию важному и
законченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи, в каждой
из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа,
совершающее путем сострадания и страха очищение (катарсис) подобных аффектов». [2].
Катарсис
(очищение) – термин, служивший для обозначения одного из сущностных моментов
эстетического воздействия искусства на человека. Пифагорейцы разработали теорию
очищения души от вредных страстей путем воздействия на нее специально подобранной
музыкой. Платон не связывал катарсис с искусствами, понимая его как очищение
души от чувственных устремлений, от всего телесного, затеняющего и искажающего
красоту идей. Собственно эстетическое осмысление катарсиса было дано
Аристотелем, который писал, что под действием музыки и песнопений возбуждается
психика слушателей, в ней возникают сильные аффекты (жалости, страха,
энтузиазма), в результате чего слушатели «получают некое очищение и облегчение,
связанное с удовольствием…». Он также указал на катартическое воздействие
трагедии, определяя ее как особого рода «подражание посредством действия, а не
рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов»[.3].
Сущность
феномена трагического эстетического заключается в изображении неожиданно
возникших страданий и гибели героя, свершившихся не по причине несчастного
случая, но как неизбежное следствие его (как правило, вначале неосознаваемых)
проступков или вины, обычно предопределенных судьбой, роком, «безысходной
эмпирией» - некой независимой от человека внешней могучей силой.
Герой
трагедии, как правило, предпринимает попытки борьбы с роковой неизбежностью,
восстает против судьбы и погибает или терпит муки и страдания, демонстрируя
этим акт или состояние своей внутренней свободы по отношению к внешне
превышающей его силы и возможности стихии. Зрители (читатели) трагедии, активно
сопереживая герою, к концу трагического действа испытывают эстетический
катарсис, чистое эстетическое наслаждение.
При этом
зритель сознает, что трагедия происходит на сцене театра, а не в жизни, о чем
не дают забыть и все «украшения» трагедии, в результате чего он испытывает
наслаждение от трагедии, которое определяется не побочными эффектами. Вся последующая история
эстетики в понимании трагического, так или иначе, вращалась вокруг
аристотелевского определения трагедии, развивая или переосмысливая те или иные
его положения, но, не отказываясь от них в принципе и не добавляя к ним чего-то
принципиально нового.
Трагическое
тесно связано с возвышенным и героическим, поскольку предполагает героическую
личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей.
Следовательно,
напрашивается вывод о том что, существование трагического начала в человеческой
жизни было осознано первоначально в художественной форме - в мифах и легендах,
затем в жанре трагедии. По всей видимости, такое понимание трагического
просуществовало достаточно долго, потому-то некоторые изменения в понимании
трагического произошли, по мнению исследователей, например, того же Бычкова В.
В. только ХVII веке появляются анализы трагедии как литературного жанра - у Н.
Буало, Д. Дидро, Г. Э. Лессинга, давшего моралистическое толкование Аристотеля,
Ф. Шиллера.[4].
В течение
всей истории происходит пересмотр взглядов на трагическое подтверждение мы
находим у того же Борева Ю Б.,например, он приводит пример взглядов на эту тему
представителей эпохи просветителей Дидро и Лессинга, которые оспаривает точку
зрения классицизма, считавшего, что трагическим героем может быть только
выдающаяся, «противостоящая толпе» личность. Герой трагедии может быть и
обыденным человеком[.5].
Гегель видит
тему трагическое в самораздвоении нравственной субстанции как области воли и
свершения, Составляющие её нравственные силы и действующие характеры различны
по своему содержанию и индивидуальному выявлению, и развёртывание этих различий
необходимо ведёт к конфликту[.6]
Кант
утверждал: трагедия возбуждает чувство возвышенного, комедия – чувство
прекрасного. По Гегелю «основной пункт» теоретической проблематики трагического
– природа целей трагического героя – «стремление к абсолютному». Всеобщий
характер целей трагической личности он демонстрирует на примере «Фауста» Гете:
герой этой «философской трагедии» неудовлетворен наукой, с другой стороны –
проявляет интерес к светской жизни и земным удовольствиям..[7].
Шопенгауэр
видит сущность Трагическое в самопротивоборстве слепой воли, бессмысленном
страдании, гибели справедливого. Ницше характеризует трагическое как
изначальную суть бытия - хаотическую, иррациональную и бесформенную[8].
Марксизм-ленинизм
дал общественно-историческое понимание Трагическое, считая его объективными
предпосылками антагонизмы эксплуататорского общества, характерное для него
отчуждение человека и его деятельности.[9].
После анализа
трудов представленных авторов, возникает ощущения, что в представлениях о
трагическом в эстетике существует существенная путаница. Однако понятно одно
трагическое – это борьба противоположностей так следует понимать, на наш
взгляд, современную категорию трагического в эстетике. Только следует отличать
трагическое в жизни и в искусстве. С позиции сотрудника органов МВД нужно
воспринимать жизненную сторону, которую следует понимать как случайное
выходящее из обычных рамок трагической необходимости, поэтому всегда вызывает
горестные чувства. Трагический
герой всегда проявляет высокую жизненную активность, которая на какое-то время
оказывается сильнее противоборствующих сил, поэтому трагический герой возвышен,
такова должна быть, на наш взгляд, жизненная позиция сотрудника органов МВД его
понимания трагического в эстетике.
В Средние
века – суть трагического не героизм, а мученичество; центральный персонаж тут –
мученик. Это трагедия не очищения, а утешения, чуждая катарсису. Логика средневековой
трагедии: утешься, ведь бывают страдания горше, а муки тяжелее у людей, еще
меньше, чем ты, заслуживающих этого. Такова воля Бога [10].
На рубеже
Средневековья и Возрождения возвышается Данте. На его трактовке трагического
лежат глубокие тени Средневековья и сияют солнечные отблески надежд Нового
времени. У Данте еще силен средневековый мотив мученичества[11].
Эпоха
Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире. Искусство Возрождения и
барокко обнажило социальную природу трагического конфликта, утвердило
активность человека и свободу его воли. Казалось бы, трагедия Гамлета в тех
несчастьях, которые на него обрушились. Но подобные несчастья обрушились и на
Лаэрта. Почему же он не воспринимается как трагический герой? Лаэрт пассивен, а
Гамлет сам сознательно идет навстречу неблагоприятным обстоятельствам.[12].
Итак, В
античной трагедии необходимость осуществлялась через свободное действие героя.
Средние века преобразовали необходимость в произвол провидения. Возрождение
совершило восстание против необходимости и против произвола провидения и
утвердило свободу личности, что неизбежно оборачивалось ее произволом.
Ренессансу не удалось развить все силы общества не вопреки личности, а через
нее; и все силы личности – через общество и во благо ему.
В эпоху
классицизма из нерасторжимого и нерасчлененного ранее единства трагедия
вычленила как самостоятельные начала общественное и индивидуальное в характере
героя. Трагедия раскрывает смысл жизни. Для героя эпохи классицизма смысл жизни
раздвоен: он и в личном и в общественном счастье человека.[12].
Критический
реализм раскрыл трагический разлад личности и общества. В трагедии Пушкина
«Борис Годунов» заглавный герой хочет использовать власть на благо народа. Но
на пути к власти он совершил зло – убил невинного царевича Димитрия. И между
Борисом и народом пролегла пропасть отчуждения, а потом и гнева. Пушкин
показывает, что не существует зла во благо, слезинкой, а тем более кровью
ребенка нельзя достичь всеобщего счастья. Могучий характер Бориса напоминает
героев Шекспира. Однако у Шекспира в центре трагедии – личность. У Пушкина –
судьба человеческая – судьба народная; деяния личности впервые сопрягаются с
жизнью народа. Народ – и действующее лицо трагедии истории и высший судья
поступков ее героев, таким образом, гений Пушкин так де приложил свою руку в
прямом и переносном смысле в осмыслении понятия трагического.
Какова же,
наконец, сущность трагического, «Трагедия – суровое слово, полное
безнадежности. На нем холодный отблеск смерти, от него веет ледяным дыханием.
Но подобно тому, как свет и тени заката делают предметы для зрения объемными,
сознание смерти заставляет человека острее переживать всю прелесть и горечь,
всю радость и сложность бытия. И когда смерть рядом, в этой пограничной
ситуации ярче видны краски мира, его эстетическое богатство, чувственная
прелесть, величие привычного. Для трагедии смерть – момент истины, когда
отчетливей проступают, правда и фальшь, добро и зло, сам смысл человеческого
существования.
Итак,
трагическое 1) раскрывает гибель или тяжкие страдания личности; 2) показывает
невосполнимость для людей ее утраты; 3) утверждает бессмертие погибающей
личности (бессмертие человека осуществляется в бессмертии народа, в жизни людей
находят свое продолжение общественно ценные начала, заложенные в человеке и его
деяниях, а для религиозного сознания погибающего ждет потустороннее бытие, так
же зависящее от общественно ценного – праведного прижизненного бытия); трагедия
– всегда оптимистическая трагедия, в ней даже смерть служит жизни; 4) выявляет
активность трагического характера по отношению к обстоятельствам; 5) дает
философское осмысление состояния мира и смысла жизни человека; 6) вскрывает
исторически временно неразрешимые противоречия; 7) трагическое в искусстве
рождает чувство скорби (по поводу гибели героя), сочетаемое с чувствами
торжества и радости (по поводу его нравственного величия и бессмертия); 8)
оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис).[13].
Сделаем
определённые выводы: Философы,
пытаясь раскрыть сущность трагического, рассматривали такие проблемы, как
свобода и необходимость, смерть и бессмертие, трагическая вина, и т. д. В
процессе осмысления трагического трагедия как драматургический жанр искусства
была разделена на типы: трагедия судьбы, трагедия характера, трагедия абсурда. Для того чтобы избежать
смешения понятий, надо категориально различить «трагическое» и «трагедию».
«Трагическое» как эстетическая категория, которая отражает одну из сторон
эстетического сознания, понимается здесь в двух неразрывных, но относительно
самостоятельных значениях: как трагическое в действительности и трагическое в
искусстве.
1.2 К вопросу
о соотношении трагического и героического
ХХ век - век
величайших социальных потрясений, революций, войн, кризисов, бурных перемен,
создающих то в той, то в другой точке земного шара сложнейшие напряжённейшие
ситуации. Поэтому теоретический анализ проблемы трагического для наших
современников в известном смысле есть самоанализ и осмысление мира. Другую
сторону состояния мира охватывает эстетическая категория героического
Взаимодействие трагического и комического наиболее полно соответствует духу
эпохи и состоянию мира. Не случайно все высшие художественные ценности, по
которым потомки будут судить о нашей эпохе и её искусстве полны комедийного или
трагедийного пафоса. Во время культовых празднеств в честь богов скорбь по
поводу их смерти сменялась радостью и весельем по поводу их воскресения. По
мере нарастания общественных противоречий природная основа мифов усложнилась и
более социализировалась: со смертью и воскресением богов стали связывать
упования на избавление от земных страданий, надеждой на вечную жизнь.
Страницы: 1, 2
|