Основные нравственные качества сотрудников пограничных органов ФСБ России
Содержание
Введение
1. Проблемы
формирования и развития социальных и нравственных качеств сотрудников
пограничных органов ФСБ России
2.
Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников пограничных
органов ФСБ России
3. Основные нравственные качества сотрудников пограничных органов ФСБ
России
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Многоплановость изменений в экономической, политической, социальной и
духовной жизни современной России оказывает неоднозначное влияние на личность. С
одной стороны, демократизация общественных отношений способствует утверждению
свободы личности, а с другой - факты проявления политического корыстолюбия,
правового нигилизма, беззакония и коррумпированности части чиновников,
подрывают духовные устои общества, порождают лицемерие, цинизм, способствуют
росту преступности, наркомании, проявлению различных форм аморализма.
В связи с этим повышается внимание к духовно-нравственной безопасности
общества как системе условий, позволяющих ему сохранять свои жизненно важные
параметры культурного и этического характера в процессе развития. Усиливается
потребность общества в специалисте как человеке не только интеллектуально, но и
нравственно развитом, духовно богатом, который может самостоятельно принимать
решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способен к
сотрудничеству, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Изменения, осуществляемые в структуре и в деятельности институтов власти,
армии, пограничной службы ФСБ России, обусловливают необходимость формирования
нового типа государственного служащего, в том числе и офицера пограничных
органов, социально-профессиональный облик которого детерминирован
политическими, правовыми, социальными, нравственными, профессиональными нормами
и ценностями. Особенности военной, пограничной службы, специфика решаемых
военнослужащими задач диктуют необходимость такой нравственной культуры
офицера, которая бы способствовала решению проблем, связанных с защитой и
охраной нашей страны и ее рубежей.
1.
Проблемы формирования и развития социальных и нравственных качеств сотрудников
пограничных органов ФСБ России
Активно осуществляется полномасштабная реализация плана модернизации
структуры государственных институтов, в том числе и пограничной службы ФСБ
России. Успех в решении этих задач во многом зависит от эффективности мер по
оптимизации государственной службы, от профессиональной компетентности и
социально-нравственных качеств государственных служащих, в том числе и
офицеров-пограничников.
Высокий уровень этих качеств определяет:
а) компетентность работников, то есть знание ими дела, наличие
необходимого образования, профессиональных знаний, навыков и умений;
б) систематическое выполнение офицером своих служебных функций;
в) политическую лояльность и нейтральность;
г) законопослушность, ответственность за исполнение или ненадлежащее
исполнение должностных обязанностей, за качество принимаемых и реализуемых
решений.
Изменения, осуществляемые в структуре и в деятельности институтов власти
обусловливают необходимость формирования нового типа государственного
служащего, в том числе и сотрудников пограничных органов ФСБ России,
социально-нравственные качества которых детерминированы политическими,
правовыми, специальными (профессиональными) нормами и ценностями морали и
права.
Особенности пограничной службы, специфика решаемых ею задач диктуют
наличие целой группы качеств, профессионально необходимых её кадровому составу,
особенно в современных условиях, когда осуществляется трансформация Пограничной
службы в специальную государственную службу ФСБ России. В соответствии с
решением Совета Безопасности, состоявшегося 30 сентября 2003 года, существенно
изменяются концепция охраны государственной границы, способы и методы
деятельности пограничных органов и войск. Выступая на заседании Совета
Безопасности, Президент России В.В.Путин отмечал, что «за формулировками
«развитие пограничной инфраструктуры» мы должны прежде всего видеть людей». Все
это предполагает дальнейшее совершенствование системы подготовки кадров,
формирование профессионально необходимых социальных и нравственных качеств
офицеров Пограничной службы ФСБ России.
Между тем, в практике формирования и развития социальных и нравственных
качеств офицера-пограничника на сегодняшний день существуют и обостряются
следующие противоречия, требующие своего разрешения:
- между существующими потребностями в определенных социально-нравственных
качествах офицера-пограничника и возможностями их формирования в условиях
современного российского общества и служебно-боевой деятельности пограничных
органов, войск, институтов;
- между требованиями к социально-нравственным качествам, изложенным в
нормативно-правовых актах, и степенью сформированности реальных профессионально
необходимых качеств офицера, позволяющих осуществлять им различные виды
служебной деятельности;
- между объективными и субъективными факторами, рассогласование между
которыми порождает в последние годы преимущественно негативные тенденции в
развитии и формировании социально-нравственных качеств офицера Пограничной
службы ФСБ Российской Федерации.
Необходимость разрешения этих и других противоречий актуализирует
необходимость исследования данной проблемы.
Требуют специального социально-философского анализа современные
геополитические и социокультурные факторы, детерминирующие социальные качества
сотрудников органов пограничной службы ФСБ России, механизмы воздействия на их
формирование и развитие потенциала служебно-боевой деятельности пограничных
органов и войск, образовательного процесса в пограничных институтах.
Во-первых, в серьёзном социально-философском анализе нуждается
современная социокультурная ситуация в мире, российском обществе и военной
организации государства, вызванная кардинальными изменениями во всех сферах
общественной жизни и неоднозначно воздействующая на качества сотрудников
органов пограничной службы ФСБ России, их социально-нравственный
профессиональный облик.
Современное общество, любой институт государства не могут прогрессивно
развиваться без учёта ценностно-культурных параметров личности, её духовности и
нравственности. Сегодня представляется актуальным сохранение и развитие
ценностных ориентации и духовных традиций военнослужащих Пограничной службы в
условиях ограниченных возможностей государства, снижения социального статуса и
престижа военной службы в целом и пограничной службы в частности.
Во-вторых, изменениями, происходящими в структуре и деятельности
институтов власти, которые обусловливают необходимость формирования нового типа
государственного служащего, в том числе и сотрудника органов пограничной службы
ФСБ России. Динамика характера пограничной деятельности сегодня требует от
сотрудников пограничной службы не просто высокого профессионализма, но и
принципиально новых социальных качеств: моральных, общественно-политических,
государственно-правовых, интеллектуально-мировоззренческих,
организационно-управленческих, коммуникативных и других. При этом базовыми,
определяющими являются качества профессиональные.
Особенности пограничной службы, специфика решаемых ею задач диктуют
необходимость целой группы качеств, профессионально необходимых её кадровому
составу, особенно в современных условиях, когда осуществляется трансформация
пограничной службы в специальную государственную службу, вносятся коррективы в
способы и методы деятельности пограничных органов.
Всё это предполагает дальнейшее совершенствование системы подготовки
кадров, формирование профессионально необходимых социально-нравственных качеств
сотрудников пограничной службы ФСБ России.
В-третьих, сегодня важно выстроить, социально-философски обосновать и
реализовать такую системную модель социально-нравственных качеств сотрудников
органов пограничной службы ФСБ России, которую можно было бы использовать как
базовую ценностно-праксиологическую основу формирования и развития его
современного социально-профессионального облика. В этой связи представляется
актуальным исследовать и выявить тот творчески-формирующий потенциал, который
заложен в служебно-профессиональной деятельности пограничных органов и войск, в
системе профессионального образования пограничной службы ФСБ России.
В-четвёртых, представляется необходимым и целесообразным определить и
обосновать с позиции социально-философской науки, (во взаимодействии с другими
гуманитарными областями научного знания) приоритеты и условия формирования и
развития профессионально значимых социально-нравственных качеств
офицеров-пограничников с учётом социальной динамики развития современного
российского общества и Пограничной службы, существенно повысить эффективность
их подготовки, обучения и воспитания.
В настоящее время наша страна возвращает свои позиции великой державы,
что выражается в стабильном росте экономического развития, повышении авторитета
России в мировой политике, установлении новых форм сотрудничества и партнерства
со странами дальнего и ближнего зарубежья, социальной консолидации общества.
Этими процессами определяется и политика государства в пограничной сфере.
Решение сложных задач строительства пограничной службы в новых
социально-экономических, политических и административно-структурных условиях
российской действительности, вхождение пограничных органов в структуру
Федеральной службы безопасности требуют и нового подхода, и особого внимания к
вопросам подбора кадров и к их высокой профессиональной подготовке. Важнейшей
частью этой работы является обеспечение высокого уровня
морально-психологического состояния личного состава, формирование и прочное
усвоение принципов профессиональной этики сотрудников пограничных органов. Для
этого необходимы основы научного знания о нравственности.
2.
Нравственные основы профессиональной деятельности сотрудников пограничных
органов ФСБ России
В условиях специализации труда и профессиональной деятельности
складываются для формирования таких моральных систем, которые отражают особенности
взаимоотношений людей сотрудничающих в определенной области общественного
труда, что предполагает некоторые особые нравственные отношения и особые
моральные качества сотрудников. Такие системы называются профессиональной
этикой. Это конкретно-историческое, относительно устойчивое
духовно-практическое образование, представляющее собой совокупность моральных
норм и правил, регулирующих взаимоотношения людей внутри данного
профессионального сообщества. Профессиональная этика также выступает в качестве
системы научных знаний о законах формирования, развития и функционирования
профессиональной морали, о содержании ее категорий и понятий, возникающих в
профессиональной сфере деятельности и выражающих специфичность нравственных
отношений внутри ее. Профессиональная мораль выступает как форма осознания
профессиональной общностью и каждым ее членом нравственных норм и требований,
необходимых для эффективного и оптимального результата совместного труда.
Носителем морали всегда является не отдельная личность, а определенная
социальная общность (этнос, племя, народность, нация). Следовательно, носителем
профессиональной морали является профессиональное сообщество. Носителем
профессиональной морали сотрудников пограничных органов является вся
совокупность людей (служащих военных и гражданских, начальников и подчиненных),
занятых в сфере деятельности по охране государственной границы. Сюда следует
включить и ветеранов службы охраны границы, насколько они сохраняют связь с
пограничными органами, принимают участие в воспитательной работе и
патриотической пропаганде.
Выполнение требований общественной морали обеспечивается воспитанием, они
выполняются членами сообщества добровольно, в силу усвоения принципов
человеческого общежития и осознания необходимости учитывать в своих поступках и
в своем поведении наличие других людей и их интересов. Мораль опирается только
на силу общественного одобрения или общественного порицания, она имеет
нормативно-рекомендательный характер, задает рамки поведения, которым
сохраняется стабильность сообщества, возможность его самовоспроизводства и
наиболее комфортное сосуществование его членов.
Однако в профессиональных общностях эти принципы могут действовать с
некоторой специфичностью. Прежде всего, это относится к тем профессиям, в
которых объектом деятельности является человек, где представитель профессии
воздействует непосредственно на формирование человека, его взгляды и чувства,
даже на его судьбу. Таковы профессии врача, учителя, юриста. Поэтому издавна
существуют соответствующие моральные кодексы этих профессий, обязывающих их
представителей проявлять заботу о людях, нуждающихся в их помощи, порой даже
большую, чем о себе. Особое место в этом ряду занимают профессии, содержанием
которых является обеспечение эффективного функционирования социальных
институтов, в первую очередь, государственных учреждений. Это управленческая,
административная деятельность и деятельность, направленная на сохранение
безопасности страны и народа. Здесь также складываются особые моральные кодексы
и особая профессиональная этика. Здесь имеют место повышенные моральные
требования работникам, связанные с правом распоряжаться значительными
материальными ценностями, принимать ответственные решения в системе социального
и экономического управления, распоряжаться жизнями людей. И поэтому моральные
нормы должностного лица не могут основываться только на его собственных
представлениях о благе, о добре и зле, справедливости и несправедливости, но
определяться общественными потребностями и системе ценностей, принятых в данном
обществе.
Служебное поведение является контролируемым поведением. Здесь действует
не только общественное поощрение или порицание, но в сфере моральных отношений
применяются также санкции различной степени служебного поощрения или наказания
вплоть до отстранения от должности. Следовательно, профессиональная этика имеет
четко выраженный деонтологический (нормативный) характер. Она строго
регламентирует должное поведение сотрудников в профессиональной сфере
деятельности и не дает права вольной трактовки или выбора. Она включает в себя
предписывающие нормы (как поступать в определенных случаях), запретительные
нормы (что конкретно не разрешается в сфере служебного поведения) и
рекомендательные (чем следует руководствоваться). Соответственно профессиональная
этика предусматривает и определенные специальные процедуры и методы контроля
нравственности сотрудников. Она тесно переплетена с правом и взаимодействует с
ним. Законы, уставы, инструкции, директивы, приказы и предписания закрепляют в
себе прямые моральные указания и в любом случае согласуются с принципами
общественной морали. Но, во-первых, все предусмотреть невозможно, а, во-вторых,
человек, выполняющий служебные обязанности, действует и как самостоятельная
сводная личность, поэтому у него всегда есть свобода морального выбора. Решение
зависит от уровня развитости его собственного морального сознания. Например,
нравственность не позволит ему действовать в эгоистических и корыстных целях,
не позволит выполнить нарушающее законность приказание.
В основе профессиональной этики сотрудников пограничных органов лежит их
отношение к труду по охране государственной границы. По сравнению с другими
прикладными моральными кодексами ее особенность состоит в значительном
многообразии предметов и аспектов пограничной служебной деятельности,
включающей в себя и управленческую, и административную, и дипломатическую, и
учебную, и юридическую и военно-боевую деятельность. В последние годы
пограничной службе приходилось выполнять функции, ранее не входившие в их
компетенцию. Например, встали задачи охраны административных границ в условиях
региональной нестабильности, борьбы с вооруженными бандформированиями и с
международным терроризмом. Традиционно сложившаяся система войсковой охраны
границы была преобразована, пограничная служба стала составной частью
специальных служб государства.
В связи с многообразным характером деятельности для сотрудников различных
пограничных органов в структуре их профессиональной этики могут быть несколько
по-разному расставлены акценты. Так для сотрудников пограничных организаций
центрального подчинения, деятельность которых связана с управлением и
координацией всей пограничной сферы, особый интерес представляют принципы
управленческой и административной этики. Она представляет собой значительный раздел
этики государственных служащих. Для сотрудников, осуществляющих подготовку
кадров, ведущих воспитательную работу, - главным ориентиром является
педагогическая этика. Естественно, что весьма развитая часть деятельности
пограничных органов относится к сфере юриспруденции и поэтому для них ведущее
направление профессиональной этики задается юридической этикой. Сотрудники,
непосредственно осуществляющие служебно-боевую деятельность по охране
государственной границы, руководствуются принципами боевого товарищества.
Конечно, это условные разграничения, ибо, как правило, сотрудники пограничных
органов проходят службу в ее многообразных формах. Поэтому можно говорить о
самостоятельной специфике профессиональной этики сотрудников пограничных
органов.
Страницы: 1, 2
|