Общая характеристика эстетики постмодернизма
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
РЕФЕРАТ
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТИКА. ЭСТЕТИКА»
НА ТЕМУ:
«Общая
характеристика эстетики постмодернизма»
2006
Содержание
Введение
1. Общая
характеристика постмодернизма
1.1 Понятие о «постмодернизме»
1.2 История возникновения
постмодернизма
1.3 Специфика постмодернистской
эстетики
1.4 Модификация основных эстетических
категорий
1.5
Философские принципы и отличия эстетики постмодернизма
2. Особенность
эстетики постмодернизма
2.1 Различия
постмодерна и постмодернизма
2.2 Игра в
постмодернизме
2.3 От
произведения к тексту
2.4
Интеллектуальность
2.5 Идея
смерти автора
2.6 Текст как
космологическая структура
3. Постмодернизм
как методология изучения современного общества
3.1
Постмодернисткое обществознание, как способ вернуть присутствие духа и желание
к дальнейшему развитию общества
3.2
Постмодернизм - совокупность принципов классики и модернизма
3.3
Постмодернисткие феномены не имеют названия
3.4
Постмодернизм в развитии общества, как сочетание несочетаемого
Выводы
Список
использованной литературы
Введение
Сегодня, в начале нового столетия, нового тысячелетия, а я убеждена - и в
начале принципиально новой (иной) эпохи в истории человечества, достаточно
трудно говорить о вещах традиционных и вроде бы уже давно устаревших. Во всяком
случае, вторая половина ХХ в. в культуре была обостренно ориентирована на
глобальную переоценку ценностей, провозглашенную еще в конце XIX в., прежде
всего Фридрихом Ницше, но реализованную только к концу прошлого (ХХ) столетия,
особенно в сферах гуманитарной культуры, гуманитарных наук, в искусстве, этике,
эстетике. На протяжении более чем 100 лет последовательно низвергались
традиционные идеалы и принципы, маргинальное (для своего времени) занимало
место магистрального, утверждались новые парадигмы мышления и арт -
презентации, разрабатывались принципиально новые стратегии бытия-мышления. И
все это имело и имеет под собой глубокие основания, которыми сегодня занимаются
многие науки.
Актуальность данной темы заключается в том, что будущее можно построить
лишь тогда, когда ты хорошо ознакомился со своим прошлым. Возможно, опыт наших
предшественников позволит избежать некоторых ошибок в будущем, ведь новое - это
давно забытое старое. Параллельно с этим можно представить и то, что если бы в
начале 60-х годов кому-нибудь из активных деятелей художественного авангарда на
Западе сказали, что через десять лет музеи современного искусства будут
выставлять фигуративную живопись и в ретроспективах демонстрировать дипломные
проекты Эколь де Боз’ар, а фасады новых зданий будут «украшать» колоны, арки,
сандрики, только самые отъявленные скептики, вздохнув, заметили бы, что новое в
искусстве - всегда хорошо забытое старое. И в данном случае не ошиблись бы.
Феномен постмодернизма породил множество трактовок и интерпретаций. Можно
даже сказать, что тема постмодернизма стала в последнее время настолько
популярной, что зачастую человек, который к ней обращается, забывает, что за
очарованием самого термина скрывается нечто большее. Так довольно часто можно
услышать от человека, попавшего в тупиковую ситуацию, лаконичное объяснение:
«постмодернизм». Однако на самом деле такое объяснение, на мой взгляд, ничего
не объясняет, так как сначала необходимо прояснить, что же такое постмодернизм
и найти хоть на половину удовлетворительный ответ.
Цель данного реферата заключается в том, что бы определить трактовку
понятия «постмодернизм» и соответственно «эстетика постмодернизма», установить
причины и предпосылки происхождения постмодернизма, рассмотреть эстетику
постмодернизма в сравнении с модернизмом, а также раскрыть общую характеристику
эстетики постмодернизма и установить особенности данного явления в современном
обществе.
Задачей данного реферат является попытка доказать, что хотя в
формально-образной сфере идейная платформа постмодернизма наиболее зримо
проявилась в открытом ретроспективизме, внутренне воплощающем отказ от
устремления вперед, однако эстетика постмодернизма является одним из способов
вернуть присутствие духа и желание к дальнейшему развитию общества.
Наиболее известными исследователями «эстетики постмодернизма» являются
Бодрийар (Франция), Дж. Ваттимо (Италия), В. Велш, X. Кюнг, Д. Кампер, Б. Гройс
(Германия), Д. Барт, У. Джеймс, Ч. Дженкс, Рорти, А. Хайсен, И. Хассан (США),
А. Крокер, Д. Кук (Канада), В.В. Бычков, И.П. Ильин, В. Курицын, В.А. Подорога,
М.К. Рыклин, М. Эпштейн, А. Якимович, Б. Ямпольский (Россия), М. Роз
(Австралия), М. Шульц (Чили). К принципиальным критикам «постмодернизма»
принадлежат Ф. Джеймисон, А.И. Солженицын, Хабермас.
1.
Общая характеристика эстетики постмодернизма
1.1 Понятие о «постмодернизме»
Постмодернизм (фр. postmodernisme) - широкое культурное течение, в чью
орбиту в последние два десятилетия XX в. попадают философия, эстетика, искусство, наука. Постмодернистское
умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях
Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, творчество разума,
безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных
вариантов постмодернизам можно считать его отождествление с эпохой «усталой»,
«энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями,
эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением
художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь
стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной
культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской
концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса,
превращая его в среду обитания современного человека культуры. Тоска по
истории, выражающаяся в т.ч. и в эстетическом отношении к ней, смещает центр
интересов с темы «эстетика и политика» на проблему «эстетика и история».
Прошлое как бы просвечивает в постмодернистских произведениях сквозь
наслоившиеся стереотипы о нем, понять которые позволяет метаязык, анализирующий
и интерпретирующий язык искусства как самоценность. [2] с. 456-466.
1.2
История возникновения постмодернизма
На вопрос о времени возникновения постмодернизма существует несколько
точек зрения. По одной из них, он возникает в культуре перманентно, после
«модернизма». По другой версии, постмодернизм возникает параллельно идеям
космизма. Модернисты выступали апостолами порядка, верили в торжество конечных
истин, искали универсальную форму мира, которую можно рассчитать, предсказать,
вывести и воплотить. По сути абстракционизм В.В. Кандинского и супрематизм К.С.
Малевича есть рецепты, которые хаос жизни сводят к алгебре, к новой и вечной
гармонии, к окончательному триумфу ума над сердцем. [1] c. 467.
Термин «постмодернизм» возник в период Первой мировой войны в работе Р.
Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей книге «Антология
испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет этот
термин для обозначения реакции на модернизм, однако в эстетике он не
приживается. В 1947 А. Тойнби в книге «Постижение истории» придает ему
культурологический смысл: постмодернизм символизирует конец западного
господства в религии и культуре. Американский теолог X. Кокс в своих работах
нач. 1970-х гг., посвященных проблемам религии в Латинской Америке, широко
пользуется понятием «постмодернистская теология». Ведущие западные политологи
(Ю. Хабермас, З. Бауман, Д. Белл) трактуют его как культурный итог
неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, внешний симптом
глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях
«конца истории» (Ф. Фукуяма), эстетическом эклектизме. В политической культуре
постмодернизм означает развитие различных форм постутопической политической
мысли. В философии - торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма.
В этике - постгуманизм постпуританского мира, нравственную амбивалентность
личности. Представители точных наук трактуют постмодернизм как стиль
постнеклассического научного мышления. Психологи видят в нем симптом
панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы
рассматривают постмодернизм как новый художественный стиль, отличающийся от
неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету,
мелодии, гармонии. [2] c. 456-466.
Популярность термин «постмодернизм» обрел благодаря Ч. Дженксу. В книге
«Язык архитектуры постмодернизма» (1977) он отмечает, что, хотя само это слово
и применялось в американской литературной критике 1960- 1970-х гг. для
обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, ему можно придать и
принципиально иной смысл: постмодернизм означает отход от экстремизма и
нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на
коммуникативной роли архитектуры.
1.3
Специфика постмодернистской эстетики
Философско-эстетической основой постмодернизма являются идеи фр.
постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке
бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. Гваттари), а также
концепция иронизма итал. семиотика У. Эко, амер. неопрагматика Р. Рорти. В США
произошел расцвет художественной практики постмодернизма, оказавшей затем
воздействие на европейское искусство. В «силовое поле» постмодернистской
культуры попали постнеклассическая наука и окружающая среда. [10] c. 59.
Специфика постмодернистской эстетики берет на вооружение неклассическую
трактовку классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, постмодернизм
не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой
теоретической основе. Эстетикой постмодернизма выдвинут ряд принципиальных
положений, свидетельствующих о ее существенном отличии от классической
западноевропейской эстетики. Это относится прежде всего к утверждению
плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней
трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической
эстетики. [4]
c. 98-107.
Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика
принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости
концептуальных построений. Ее символы - лабиринт, ризома. Теория деконструкции
отвергает классическую гносеологическую парадигму репрезентации полноты смысла,
«метафизики присутствия» в искусстве, перенося внимание на проблему
дисконтануальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого.
Концепция несамотождественности текста, предполагающая его деструкцию и
реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из
лингвоцентризма в телесность, принимающую различные эстетические ракурсы -
желания (Делёз, Гваттари), либидозных пульсаций (Лакан, Ж.Ф. Лиотар), соблазна
(Ж. Бодрийар), отвращения (Ю. Кристева). [1] c. 467.
1.4
Модификация основных эстетических категорий
Подобный сдвиг привел к модификации основных эстетических категорий.
Новый взгляд на прекрасное как сплав чувственного, концептуального и
нравственного обусловлен как его интеллектуализацией, вытекающей из ориентации
на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную целостность второго порядка
как эстетическую норму постмодерна, так и неогедонистической доминантой,
сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности
в искусстве. Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное
«приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных
признаков. Возвышенное замещается удивительным, трагическое - парадоксальным.
Центральное место в эстетике постмодернизма занимает комическое в его
иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного
постмодернистского искусства.
Еще одной характерной чертой постмодернистской эстетики является
онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической своей
открытостью, нацеленностью на непознаваемое, неопределенное. Неклассическая
онтология разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от
бинарных оппозиций: реальное - воображаемое, оригинальное - вторичное, старое -
новое, естественное - искусственное, внешнее - внутреннее, поверхностное -
глубинное, мужское - женское, индивидуальное - коллективное, часть - целое,
Восток - Запад, присутствие - отсутствие, субъект - объект.
Субъект как центр системы представлений и источник творчества
рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные
потоки либидо. Утверждается экуменически-безличное понимание искусства как
единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный
эклектизм питает гипертрофированную избыточность художественных средств и
приемов постмодернистского искусства, эстетический «фристайл». [4] c. 135-137.
1.4
Философские принципы и отличия эстетики постмодернизма
Постмодернистские принципы философии маргинализма, открытости, описательности,
безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических
ценностей постмодернизма, отказывается от дидактически-профетических оценок
искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом
вызван новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим
феноменам, которые ранее считались периферийными. Внимание к проблемам эстетики
повседневности и потребительской эстетики, вопросам эстетизации жизни,
окружающей среды трансформировали критерии эстетических оценок ряда феноменов
культуры и искусства (кича, кэмпа и т.д.). Антитезы высокое - массовое
искусство, научное - обыденное сознание не воспринимаются эстетикой
постмодернизма как актуальные.
Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между
традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии.
Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие
компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность
творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к
его «дизайнизации». Пересмотр классических представлений о созидании и
разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о
сознательной переориентации с классического понимания художественного
творчества на конструирование артефактов методом аппликации. На первый план
выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста -
художественного, культурного, исторического, научного, религиозного. Симулякр
занял в эстетике постмодернизма место, принадлежавшее художественному образу в
классической эстетике, и ознаменовал собой разрыв с репрезентацией,
референциальностью как основами классического западноевропейского искусства.
Наиболее существенным философским отличием постмодернизма является
переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу
современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все
живое - человечество, природу, космос, Вселенную. В сочетании с отказом от
европоцентризма и этноцентризма, переносом интереса на проблематику,
специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и
Латинской Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности
антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие,
самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества.
Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с
некласссической постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы. Признаки
становления новой философской антропологии соотнесены с поисками выхода из
кризиса ценностей и легитимности. [4] c. 152-164.
2.
Особенности эстетики постмодернизма
Как и любому подобному явлению, постмодернизму сложно, пожалуй, и даже
невозможно дать какое-либо адекватное определение, что в данном случае связанно
с рядом существующих проблем. Так, например, это может быть вызвано
противоречиями внутри самого феномена, о чем речь пойдет далее.
2.1
Различия между постмодерном и постмодернизмом
Прежде всего, нужно отметить необходимость терминологического и
концептуального различения постмодерна и постмодернизма. Под постмодерном
понимается состояние культуры, в то время как постмодернизм выступает как
своего рода рефлексия по поводу этого состояния. В своей статье
«Эпистемологические импликации постмодерного состояния» Фурс обращает внимание,
что под постмодернизмом можно понимать сознательно проводимую стратегию в
первую очередь в сфере этического, в то время как постмодерн представляет собой
состояние культуры, «в котором в последней трети века фактически оказывает
агент культурных практик». [10] c. 15-19.
Страницы: 1, 2, 3
|