Образ женщины в истории и языковая практика
Образ
женщины в истории и языковая практика.
«Если природа сделала женщину отличной от
мужчины, то общество сделало ее отличной от человека» С.Файерстоун
Уже в самых ранних источниках можно найти
рассуждения о женском теле как о стихийном, деструктивном начале, влияние
которого на культуру губительно и, следовательно, подлежит нейтрализации.
Функциональные различия мужчин и женщин фундируют натурфилософское основание
этой субъективности. А с логико-философским оформлением дихотомии разума и тела
оппозиция мужчина/женщина приобретает четкие коннотации с
положительно-конструктивными и отрицательно-деструктивными сторонами бытия.
Разум - мужское, положительное, духовное, рациональное, активное, высшее. Тело
- женское, отрицательное, пассивное, внутреннее, низшее, материальное,
иррациональное. Следовательно, роль субъекта предложена только мужскому, а за
женской остается роль объекта. Такая интеллектуальная изначальная конструкция
делает естественной дальнейшую подчиненную социальную позицию женщины в истории
и культуре. Резонно предположить, что в рамках древнегреческой культуры
закладывается фундамент того рационализма, который обусловливает
«неполноценное» развитие европейской цивилизации. Поляризация вещей и событий,
а следом понятий и категорий, оформление метода господство/подчинение между
бинарными оппозициями заложили основу тенденциозного взгляда на
действительность. Именно в греческой мифологии демонстрируется замена женских
богинь, выражающих связь природы и человека, на мужских богов, утверждающих
власть человеческого закона. Власть женских богинь утверждала нерушимость,
целесообразность и необходимость союза человека с землей, космосом.
Безболезненная кооптация мира человеческих вещей и законов в большой
естественный космос была основным предметом их заботы… (см. греческие мифы).
Мужчины-боги проповедовали подчинение природы, овладение ею и насилие,
стремились управлять и верховодить ею. Греческие мифологические пристрастия
четко обусловили и греческую философию, которая активно работала над рефлексией
идентификационных параметров мужчины в качестве рационализма и женщины в
качестве эмоциональности.
Аристотель (384-322 до н. э.) утверждал, что
родителем всего является мужчина, который оплодотворяет пассивную материю.
Женщина всего лишь бесплодный мужчина [1, с. 86]. Он дает «жар» всему, а
женщина - всего лишь сосуд. Аристотель учит, что женщина - существо низшее, она
- импотентный мужчина, так как в ней отсутствует принцип «души». По мнению
Аристотеля, душа есть рациональность. Он считает, что разделение полов
совершенно лишено биологической необходимости и основания.
Для средневековья богоматерь не богиня, она
человек, лучший из людей. Христианская догматика утверждает, что мужчина и
женщина вместе выражают образ Бога в человеке: «И сотворил Бог человека по
образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»
(Быт 1:27). Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 394) писал о единстве изначального
образа Божьего в человеке. Разделение на два пола относится не к духовной, а к
физической, т. е. животной, стороне человеческого бытия. Грехопадение
радикально изменило человечество, в результате чего оно перешло от духовного к
физическому бытию, от бессмертия к смертному существованию, от андрогинности к
полу.
В эпоху возрождения представления о свободе
человека, которые утверждали его индивидуальность и независимость, воодушевляют
и женскую половину человечества, которая активно пробовала себя не только в
роли писателей и художников, но и разбойников, демонстрируя властные
способности и превосходство над мужчинами (см.: В. Зомбарт «Буржуа». Разд.
Эпоха накопления).
Ренессанс создает наиболее благоприятные условия
распознавания женского бытия отдельно от мужского. Именно в это время
появляются первые трактаты о положении женщин в обществе, авторами которых были
сами женщины. Прежде всего, речь идет о трактатах Кристины де Лизан и
Корнелиуса Агриппий. В этих трактатах излагались факты подавления женской
самобытности, ее угнетения, отсутствия ее развития как личности и предлагалась
позиция однозначного осуждения общества, в котором женщина - второстепенное
существо.
Однако пришедшее следом мировоззрение Нового
времени, неоднозначное в оценке прогрессивных идей, гуманизма и свободы,
остается безучастным к проблемам женской темы.
Замкнутая в семейной сфере, подчиненная
хозяйственной жизни женщина исключалась из сфер социальной, экономической и
политической свободы. При рассмотрении нововременного мировоззрения предметом
особого внимания выступает малоизученный факт приравнивания природы к женскому,
а познания - к мужскому. Фрэнсис Бэкон (и не он один) настойчиво распознает
природу как «она», а познание - как «он». Такое отождествление природы с
женским провоцирует узаконение подавления женщин в обществе и всего феминного в
культуре. Обездушенная, мертвая, механическая «она» явилась идеальным объектом
(не для познания, а) для опытов, измерения, переделания, покорения, насилия,
контроля и, самое главное, идеальным фоном для проявления активности, силы и
разумности «он». Со временем это приводит к конструированию нововременного
взгляда на мир, в котором отрыв и отчуждение от природы становятся главной
познавательной ценностью. В конце ХХ в. это приводит к многочисленным
экологическим проблемам и к угрозам антропологической катастрофы..
В XVI-XVII вв. имело место беспрецедентное
событие массового уничтожения женщин, которое вошло в историю под названием
«Охота на ведьм».Получив официальное право на лечение людей, расчистив
пространство для свободной, бесконкурентной врачебной деятельности путем
физического устранения женщин, мужчина получил реальное право контроля и
рождаемости, и женской сексуальной жизни.
Дополнительным фактором дискриминации женщин
выступает языковая практика, в функционировании которой кодируется властная
гендерная асимметрия. Мужчины и женщины используют как бы разные языки, так как
половые различия приравнены к различиям в доступе к власти и влиянию в
обществе, в качестве результата они имеют и лингвистическое различие.
Примерными категориями и темами мужского языка являются: политика, спорт,
работа, женскими - чувства, семья, самоощущения. Язык формирует субъективность.
Субъект обозначает «дает себе имя» в процессе языкового общения. Патриархальный
дискурс традиционной культуры.
Во многих современных языках в обозначениях
женщины сохранилось значение их зависимости от мужчины, а слово женщина
обозначает то, что она является женой человека (мужчины), то есть женщина
определена через мужское, по отношению к нему, как к центру. Патриархальный
язык общества закрепляет половую асимметрию не только семиотически
(смыслообразующими ассоциациями и кон нотациями), но и грамматически - в
определенных правилах упражнения, отсутствии формообразования женского рода
или, наоборот, существование специальных терминов для обозначения женского рода
и прочие. В целом такая ситуация в языке, может быть обозначена как
лингвистический сексизм. Именно язык, понятый как коммуникация, то есть
принятая в обществе система отношений по поводу передачи или обмена информацией
закрепляет и воспроизводит в каждом повседневном акте общения не просто
различие полов, а их дискриминационное различие.
Нужно было построить новый язык (в пост модерне)
не стирающий различия, но исключающий иерархию и дискриминацию. Через язык
женщина удалена на периферию, изгнана, определена как Другой и через обретение
своего Я, я своего тела она может вернуться ( Клименкова Т.А. «Феминизм и
постмодернизм»), женщины способны уйти от дихотомического концептуального
порядка, если обратятся к своему телу и множественным желаниям: ( Сиксу Э. "«Хохот
Медузы"). Особая женская сексуальность и женское тело могут, таким
образом, являться источником женского письма. Маргинальное феминное письмо
способно изменить существующий уклад, письмо подчеркивает ритм, цвет, звук,
позволяющее нарушение синтаксиса и грамматики, получает таким образом
«материнский язык», связан с языком чувств и желаний, которые же направлены
непосредственно на обладание объект желания (Кристева Ю. «Силы уклада»).
Женщина должна перестать быть «отличающийся от», Другой, но стать различающийся
для того, чтобы вести в культуру альтернативные ценности. Ж.Лакан, называет эту
систему традиционным обществом, которому присущ логоцентризм, первичность
речевого мира, мужского начала и дуализм, постольку женщина находится на
периферии такого общества. Женщина в таком обществе сама по себе не существует,
ее можно увидеть только через «мужские линзы». Таким образом, значительность
женщины не менее актуальна, чем мужчины, о чем красноречиво повествуют
активность и открытость ее сущности. Однако здесь это не самое важное.
Значительна, т. е. имеет сущностное значение, и ценность рода человеческого в
гармонии мужского и женского, ибо нет человека, который, являясь им при этом,
не является мужчиной или женщиной. Быть женщиной и мужчиной автоматически не означает
быть человеком. Человек - это мужчина плюс женщина, все вместе называется
человек. Отдельно взятое мужское или женское никакой значительностью,
целеполаганием и ценностью не обладает. Значительность чего-либо заключается в
его родовой сущности, а таковой и для женщин, и для мужчин является «быть
человеком». Отсюда в узком смысле взятое слово «значительность» справедливо по
отношению к мужчине не более чем по отношению к женщине. Значительность (в
узком смысле) мужчин утверждается за счет женщин точно так же, как
значительность женщин в таком же смысле может утверждаться за счет наличия
мужчин. А все вместе составляет значимость (в широком смысле) человека,
выражает его родовую сущность в виде непреходящих ценностей.
В итоге гендерные исследования способствуют
становлению развития полицентричности социального мира, подтверждают его право
на полицентричность конкретным анализом ситуации, анализом социальных
процессов, происходящих в современном мире - мире женщины и мужчины. Общество
принявшее феминистский проект будет, являться обществом, где возможна
множественность, возможны различия без оппозиций и иерархии, обществом,
отказавшим от исключительного прогрессисткой, линейной концепции развития.
Литература
1.Клименкова Т.А. Феминизм и
постмодернизм.
2.Кристева Ю. Силы ужаса.Эссе об
отвращении// Гендерные исследования. 1999 г.
3.Ладыкина Гендер и феминизм Омск
2005г.
4.Сиксу Э. Хохот медузы // Гендерные
исследования.-Харьков, 1999 г.
|