2.2.2 Германия
Отличительными чертами немецкого национального
характера являются трудолюбие, прилежание, пунктуальность, рациональность,
бережливость, организованность, педантичность, серьезность, расчетливость,
стремление к упорядоченности.
В Германии является вполне естественным
закрывать на ключ телефонный аппарат или ксерокс, но это не следует
воспринимать как проявление недоверия или неуважения.
Процедура личного представления и знакомства
находится в соответствии с международными нормами: рукопожатие и обмен визитками.
Первым следует назвать того, кто находится на более высокой ступени. В очень
официальной обстановке используется слово «представлять». В более свободной
обстановке принято говорить «познакомить». Лицо менее значительное положено
представлять лицу более значительному. Немцы чрезвычайно привержены титулам.
Необходимо называть титул каждого, с кем приходится вести деловую беседу. Если
титул неизвестен, то можно практически к каждому обращаться «Herr Doctor».
За столом немцы постоянно держат вилку в левой руке,
а нож в правой. Руки со стола не убираются, оба запястья должны касаться стола.
Переговоры обычно ведутся с участием одного или
нескольких партнеров. Все встречи назначаются заблаговременно. Немцы очень
сдержанны и официальны, и потому многим кажутся недружелюбными. Очень тщательно
прорабатывают свою позицию. Вопросы любят обсуждать последовательно, один за
другим.
Заключая сделки, немцы настаивают на жестком
выполнении принятых обязательств и на условии уплаты высоких штрафов в случае
их невыполнения. Характерно требование предоставления гарантийного периода на
поставленный товар и залога на случай поставок недоброкачественного товара.
Немецкие деловые люди и служащие весьма строги и
к выбору одежды; основной тип одежды - строгий деловой костюм, чаще всего
двубортный. Строго в тон костюму должна быть обувь.
Домой к себе деловых партнеров приглашают редко.
Если такое произойдет, непременно следует подарить хозяйке дома цветы. Могут
пригласить в ресторан, но счета в ресторане часто оплачиваются приглашающими и
гостями раздельно; бокалы поднимают после того, как хозяева произнесут
приветствия.
Дополнительными рекомендациями при деловом
общении в Германии являются следующие:
1) если на совещании Вам надо что-то записать,
попросите разрешения;
2) когда ведете беседу с немцем или пожимаете
руку, никогда не оставляйте руку в кармане - это считается верхом неуважения;
3) во время ведения деловых переговоров не
следует чересчур отвлекаться на светские темы;
4) не стоит спрашивать у немцев, где они были во
время войны, а также есть ли у них семья и дети.
2.2.3 Франция
Деловые переговоры во Франции, как правило,
начинаются в 11.00. В 12.30 участникам переговоров могут предложить
традиционный завтрак с аперитивом. Широко практикуется обсуждение дел за едой.
Деловой обед может длиться полтора-два часа, деловой ужин - весь вечер.
За трапезой пьют почти всегда вино, а крепкие
напитки - редко. Поднимая бокал, говорят: «За ваше здоровье», длинные
замысловатые тосты не приняты. Нельзя оставлять пищу на тарелках. Счет в
ресторанах, как правило, оплачивает приглашающий. Быть приглашенным на ужин
деловым партнером - большая честь. На ужин надо прибыть на пятнадцать минут
позднее назначенного времени, т.к. пунктуальность - не самая характерная черта
этой нации. Существует также географическая и административная зависимость
этого качества (пунктуальности): чем южнее местность, тем менее пунктуальны
французы; чем выше ранг приглашенного, тем позже он приходит на прием. Кстати,
если вы приглашены на ужин, прихватите в качестве подарка цветы, коробку конфет
или шампанское.
При первой встрече деловому партнеру подарки не
дарятся. Допустимы сувениры вроде художественных альбомов, кассет с
классической музыкой и т.п.
Знакомит людей обычно тот, кто знает человека,
собирающегося вступить с вами в деловые отношения, например приятель,
поверенный или банкир. В приветствии весьма важны рукопожатия. Французское
рукопожатие разнообразно и имеет множество оттенков - оно может быть холодным,
небрежным, снисходительным, дружеским, горячим и т.д.
Во Франции люди любят блеснуть словом,
молчаливость здесь не ценится. Разговор у французов имеет непринужденный
характер и происходит с огромной быстротой. Во время деловых приемов к
обсуждению дел переходят только после того, как подано кофе. До этого момента
французы традиционно говорят о культуре и искусстве. Вполне допустимо касаться
проблем личной жизни. Переход к разговору по существу происходит постепенно.
Такой стиль общения в значительной степени обусловлен системой образования,
ориентированной на воспитание независимых, свободно мыслящих и высококультурных
людей. Большое внимание в высших слоях общества уделяют философии, искусству,
французской истории и культуре.
Стиль подготовки французских деловых людей к
предстоящим переговорам - основательность и тщательное, доскональное изучение
всех аспектов и последствий поступающих предложении.
При ведении дел характерная черта французов -
осторожность. Они весьма искусно, с изяществом отстаивают свои интересы и
позиции, не любят торговаться, переговоры ведут весьма жестко.
Французы - мастера использовать разнообразные
средства и приемы. Не любят, когда в ходе переговоров другая сторона внезапно
меняет позицию. Не выносят давления с чужой стороны. Совместные контракты
исключительно корректны и точны в формулировках, не допускающих разночтений.
Французы - великие патриоты своей родины, с
любовью относящиеся к ее истории, культуре, языку.
Поэтому на переговорах с ними весьма желательно
использование в качестве официального французского языка. Материалы,
используемые на переговорах, также лучше готовить на этом языке. Договоренность
о встрече необходимо всякий раз подтверждать в письменном виде на безупречном
французском языке.
2.2.4 Италия
Деловые итальянцы отличаются определенной
сдержанностью, т.е. в известной мере они чопорны. И это несмотря на свои
национальные черты: экспансивность, порывистость, общительность.
Представляясь, следует называть только свою
фамилию, а затем пожать руку. В Италии рукопожатием обмениваются даже женщины.
Целовать руку женщине можно в нерабочей обстановке, в деловой - не принято.
Деловые люди более энергичны и активны на первых
этапах переговоров, стараются не затягивать решения организационных и
формальных вопросов, весьма охотно соглашаются на альтернативные варианты
решений. Часто для установления деловых связей прибегают к услугам посредников.
И еще следует учитывать, что итальянские
предприниматели придают большое значение тому, чтобы переговоры происходили
между людьми, занимающими примерно равное положение на своих предприятиях, в
деловом мире или обществе.
Отнюдь не все, даже в бизнесе, знают английский
язык.
Поэтому при отсутствии знаний итальянского
понадобятся услуги переводчика.
Деловые развлекательные встречи итальянцы
устраивают в ресторане, а не дома. Таким неформальным отношениям они придают
большое значение, полагая, что более свободная атмосфера таких мероприятий
способствует устранению противоречий. За трапезами итальянцы чаще всего пьют
местное вино, без которого не обходится ни одно застолье. Перед тем как выпить,
в Италии говорят «чин-чин».
Длинные тосты не приняты.
Собираясь в эту страну, стоит узнать больше об
ее истории и культуре. Итальянцы высоко ценят проявление со стороны иностранцев
уважения и интереса к их родине, что может создать благоприятную атмосферу на
деловых переговорах.
2.2.5 Испания
Испанский бизнес очень официален. Так, собираясь
в Испанию, непременно нужно сообщить испанским партнерам о своем прибытии в
страну. Церемония приветствия обычна: рукопожатие и обмен визитными карточками.
Но в самой Испании при встрече мужчины крепко обнимаются, что следует иметь в
виду.
Большое значение придается тому, чтобы
переговоры велись между людьми одного служебного либо общественного ранга, как
и в Италии. Переговоры обычно проходят с участием одного или нескольких
партнеров и по традиции начинаются с общих тем - погоды, спорта, местных
достопримечательностей и т.п. Говорить испанцы любят много, а потому регламент
встреч часто не соблюдается. Точно так же пунктуальность и соблюдение сроков -
не самая распространенная черта испанцев. Стиль ведения переговоров с ними
существенно менее динамичен, чем, например, с американцами. Характерные черты
испанцев - серьезность, открытость, человечность, галантность, чувство юмора.
Деловых партнеров не принято приглашать домой, а
деловые трапезы проходят в ресторанах. За едой не принято обсуждать такие темы,
как личная жизнь, коррида, гражданская война, времена Франко.
2.2.6 Швеция
Достоинствами шведов, как и других скандинавских
народов, являются серьезность, порядочность, аккуратность, пунктуальность,
надежность.
Шведы высоко ценят в деловых партнерах
профессионализм. Владеют несколькими языками, в первую очередь английским и
немецким. Пунктуальность на переговорах проявляется в том, что они появляются в
точно назначенное время, отклонение от которого не превышает 3-5 минут. Они
планируют дела и договариваются о встречах заранее.
Для шведских предпринимателей желательно заранее
знать состав участников переговоров и программу пребывания партнеров в их стране.
Предпочитают предварительно всесторонне изучать полученные предложения. При
рассмотрении деловых вопросов обращают внимание даже на мельчайшие детали,
поэтому их партнерам следует тщательнейшим образом готовиться, а также не вести
себя слишком самоуверенно и избегать хвастовства.
Переговоры шведы традиционно начинают с общих
тем - погода, впечатления гостей, спорт и т.д. Высказаться предоставят
возможность каждому. Деловое общение нередко продолжается в ресторане или в
гостях, но домой шведы приглашают только самых важных или самых близких деловых
партнеров. Получив такое предложение, предусмотрительно следует купить цветы
для хозяйки дома. Своеобразен ритуал питья. Согласно обычаю, хозяин дома в знак
приветствия поднимает бокал и, обращаясь к каждому, говорит по-шведски: «За
ваше здоровье». Пьют, обмениваясь взглядами, а выпив, вновь смотрят друг другу
в глаза и лишь затем ставят бокалы на стол.
2.2.6 Швейцария
Отличительной чертой швейцарцев является очень
замкнутая личная жизнь. Иностранцев могут пригласить в гости только через очень
длительное время знакомства. Деловые или званые вечера швейцарцы устраивают в
ресторанах или отелях. На таких мероприятиях знание этикета и хороших манер
необходимо, поскольку швейцарцы высоко чтят это.
У них существуют две формы обращения: вежливая
(«господин», «госпожа») и фамильярная (по имени). Если, знакомясь с человеком,
Вы называете его «господин» или «госпожа», то, скорее всего, Вам придется
обращаться к нему так всегда.
С одной стороны, швейцарцы по характеру очень
консервативны, с другой - очень любопытны и легко приспосабливаются. В
Швейцарии четыре языка, но с приезжими они общаются на английском. Он же
является языком бизнеса.
В Швейцарии следует быть очень пунктуальным, ибо
эта черта - особенность швейцарцев. Они твердо держат данное слово. Грубостью и
проявлением бестактности по отношению к швейцарцам является сравнение их с
немцами.
2.2.7 Особенности делового общения в
некоторых других странах Европы
Особенности делового общения в некоторых других
европейских странах и соответствующие рекомендации представлены в таблице:
Таблица 1 - Характерные черты делового общения в
европейских странах
Страна
|
Характерные
черты делового общения и рекомендации
|
Австрия
|
Будьте
пунктуальны. Не следует называть деловых партнеров по именам. Крепкие
рукопожатия и прямой энергичный визуальный контакт. Во время трапезы следует
держать обе руки на столе. Не стоит называть австрийцев немцами.
|
Бельгия
|
Бельгийцы
очень пунктуальны. Умеют держаться и официально, и неофициально, обладают
отличным чувством юмора. Не стоит при деловых переговорах держать руки в
карманах. Не стоит путать бельгийцев с французами. При каждом подходящем
случае следует говорить: «пожалуйста».
|
Болгария
|
Мало
кто знает английский. Кивок означает «нет», а покачивание головой из стороны
в сторону означает «да». Пунктуальность. О встречах следует договариваться
заранее и подтверждать договоренность письменно. Приветствия - рукопожатия.
|
Дания
|
Датчане
очень пунктуальны. Приветствия - крепкие рукопожатия, даже с детьми. Не
стоит путать датчан со шведами или норвежцами. Застолья длительны и
сопровождаются многочисленными тостами.
|
Греция
|
Деловые
отношения очень официальные, в них участвуют главным образом мужчины. Перед
деловыми переговорами часто подают еду и напитки. Следует деликатно, с
соблюдением этикета, относитесь к женщинам. Еда - светское развлечение.
Деловые завтраки не приняты. Следует остерегаться пользоваться жестом,
обозначающим «о`кей», при котором большой и указательный пальцы соединены в
кольцо. Он имеет непристойный смысл.
|
Венгрия
|
Повсеместно
распространены рукопожатия. Венгры очень вежливы и очень официальны. Не
любят, когда хвалят их самих или их работу.
|
Нидерланды
|
О
встречах необходимо договариваться заблаговременно. Одеваться следует
консервативно. Не стоит называть Нидерланды Голландией: в состав
Нидерландов, помимо собственно Голландии, входят Суринам и Нидерландские
Антильские острова. Следует употреблять термин «нидерландцы». «Голландцы» -
определение части жителей страны. В рабочее время Вам могут предложить
выпить; не стоит отказываться, но следует пить немного.
|
Норвегия
|
Не
стоит путать норвежцев со шведами или датчанами. Будьте очень пунктуальны.
Обращения официальны. Могут называть по фамилии.
|
Польша
|
Очень
ценятся такт и вежливость. Поляки гордятся своей историей и культурой.
Приняты официальные приветствия и рукопожатия. Следует избегать разговоров о
«социалистическом лагере», СССР и временах фашистской оккупации.
|
Португалия
|
Ни
в коем случае не стоит путать португальцев с испанцами. Будьте
исполнительны. Следует помнить о традиционных объятиях при встрече мужчин.
Можно обсуждать дела за завтраком, но не за обедом.
|
Румыния
|
Много
рукопожатий. Пунктуальность. Официальность в обращениях.
|
Югославия
|
Обменивайтесь
рукопожатиями крепко и часто. Можно задавать больше вопросов личного
характера, чем принято в других странах Европы.
|
2.3 Особенности делового поведения и
общения в США, Канаде, Австралии
Особенности поведения деловых американцев обусловлены
чертами собственно национального характера, системой образования, лидерством
США в мире. С раннего детства в них воспитывают независимость,
самостоятельность, умение соревноваться и выигрывать. Последнее присуще любому
виду деятельности - работе, спорту, отдыху и т.д. Мерилом успеха являются
заработанные деньги. Этим обусловлены их энергичность, напористость,
властность, не всегда приветствуемая представителями других наций. Указанные
черты четко проявляется во время переговоров с американцами: они настойчиво
гнут свою линию, жестко отстаивая свои позиции и интересы. Впрочем, могут и
любят поторговаться.
В стиле делового общения преобладают
профессионализм и компетентность. Имея обычно большую свободу в принятии
окончательных решений, чем представители других стран, американские партнеры
нередко пытаются навязать свои правила игры, проявляя известную агрессивность и
даже грубость. На переговорах придерживаются трех правил: анализируй, разделяй
обязанности, проверяй исполнение.
Переговоры, как правило, идут один на один.
Предложения начинают обсуждать с общего вопроса, постепенно переходя к деталям.
Детали, т.е. «мелочи», для них очень важны, т.к. нет никаких мелочей при
организации любого дела - будь то подготовка к переговорам или практическая реализация
договора.
На формальности американцы времени не тратят,
сразу переходят к сути дела, проявляя при этом здоровый прагматизм. Не любят
пауз в разговоре, задают много вопросов, многие из которых весьма прямолинейны.
В США принято обращаться друг к другу по имени
независимо от возраста и положения, что они переносят и на гостей; это придает
общению или переговорам с американцами дружеский характер и неформальную
атмосферу. Вместе с тем, не следует американцев втягивать в религиозные или
политические дискуссии. Получив приглашение в дом американца (что он сделает,
если деловой партнер важен для него), стоит принести подарок - какой-либо
сувенир или бутылку вина.
Американцы предпочитают заключать крупные сделки
и преувеличивать значимость своей компании, однако сами предпочитают иметь
достоверные сведения о тех, с кем вступают в контакт (в частности, они
настаивают на предоставлении сведений об участниках переговоров: кто, где и кем
работает), сведения об образовании, печатных трудах, изобретениях, ученой
степени и т.д.
Американцы живут по расписанию, которое
составляют на каждый день, а потому очень пунктуальны, на деловые встречи
никогда не опаздывают. Время таких встреч и переговоров строго ограничено - не
более часа.
Канада более склонна к церемониям, нежели США.
Деловые люди здесь, в отличие от своих американских коллег, не склонны
переходить на «ты». Отличительная черта поведения канадцев в делах -
консерватизм.
Приветствие в деловой обстановке - рукопожатие.
Официальных языков - два: английский и французский. На английском говорят почти
везде, кроме провинции Квебек и некоторых районов. Канадцы очень не любят,
когда их принимают за американцев. Поэтому тот факт, что они говорят
по-английски, вовсе не означает, что они считают себя американцами.
Деловые развлечения, как правило, устраивают в
ресторанах, а не дома. На официальных мероприятиях обычно подают что-либо
сугубо национальное, например, арктического гольца, тихоокеанскую нерку или
семгу из Новой Шотландии.
В Австралии деловые люди одеваются, практически
так же, как и в США или Канаде: костюм и галстук для мужчин, костюм или платье
для женщин. В более жарких районах или летом в любом районе одежда бизнесменов
имеет неофициальный характер: длинные шорты с длинными носками, без пиджака и
галстука.
Австралийцы дружелюбны, лишены чопорности.
Знакомясь, следует называть свое имя полностью, затем крепко пожать руку.
Деловые отношения в Австралии носят очень
демократичный характер. Однако бизнесом занимаются, главным образом, мужчины.
Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете -
австралиец из-за этого никогда о Вас не будет думать хуже. Скорее, наоборот, он
будет еще больше доверять, видя, что Вы не собираетесь пускать пыль в глаза.
Деловые трапезы устраивают в ресторанах, а не в
частных домах. Обмен подарками не имеет повсеместного распространения. Но,
приехав в Австралию на деловую встречу, вполне уместно будет вручить маленький
сувенир из тех мест, откуда Вы прибыли (галстук, кепку, значок).
2.4 Национальные особенности
делового этикета в других странах и регионах мира
При деловом общении в Перу следует помнить, что
перуанцы придерживаются всех формальностей делового этикета, а нарушение их
расцениваются как оскорбление. Даже сев на непредназначенное место на званом
обеде, Вы рискуете нанести серьезную обиду. Деловые отношения могут дать
сильную трещину из-за того, что в приглашении холостяку будет приписка «с
супругой» или неправильно названа должность приглашенного. В Перу практически
все важные деловые вопросы решаются на званых обедах, поэтому это тоже нужно
учитывать.
В Израиле большинство говорят по-английски,
многие по-русски, а также еще на одном-двух языках, особенно в деловых кругах.
После одной-двух встреч можно переходить на «ты»
(называть по имени). И даже при первом знакомстве израильтянин может предложить
Вам называть его уменьшительным именем. К незамужней женщине обращаются,
добавляя к ее имени «гиверет» (эквивалент «мисс»).
Основное качество израильтян - открытость и
прямота, откровенность, что они привносят и в деловые отношения. Это находит
свое выражение, в частности, в деловой одежде, которая здесь очень
неофициальна. Вполне допустимы шорты, рубашки, безрукавки; галстуки для мужчин
необязательны.
Рабочая неделя в Израиле начинается в
воскресенье утром. Распространено обсуждение дел за едой - это одна из форм
деловой активности. В традициях деловой жизни - приглашение деловых партнеров
на ужин после работы. За трапезой принято говорить и о делах профессиональных,
и о семейных. Этим Израиль отличается от других ближневосточных стран, где
упоминание чьих-то родственников во время деловой беседы считается
оскорбительным.
Приходить на деловой ужин в частный дом с
подарком не обязательно, но не лишним будет букет цветов для хозяйки или
игрушка для ребенка.
В странах Северной Африки господствуют арабские
и мусульманские традиции. В большинстве стран говорят по-английски, однако в
ряде государств господствующим остается язык бывших колоний. Следует избегать
политических разговоров, особенно если они могут касаться стран, которые в
прошлом оккупировали данный регион.
В ЮАР африканцы обычно приглашают своих деловых
партнеров в ресторан или домой. В последнем случае в качестве подарка можно
принести букет цветов и бутылку спиртного. Во время переговоров особое почтение
следует выказывать старшему по возрасту. Через дверь первым, согласно местным
обычаям, проходит хозяин, за ним - женщина или гость. Для поведения жителей
этой страны в ходе бесед специфично то, что они часто могут касаться своего
лица руками и прикрывать глаза, что, однако, не означает потерю интереса к
обсуждаемой проблеме или усталость. Рукопожатие при встрече имеет важный смысл,
т.к. демонстрирует отсутствие агрессивных намерений, расположенность к
человеку, а также подчеркивает социальное равенство. При рукопожатии не принято
смотреть прямо в глаза.
2.5 Основные характеристики деловой
этики в Украине
Интеллигентность и умение держаться достойно в
обществе деловых партнеров должны быть присущи всем современным
предпринимателям. Важными являются такие элементы воспитанности, как
вежливость, непринужденность, достоинство и тактичность.
Зайдя в помещение, где находятся люди, нужно
поприветствовать легким наклоном головы всех незнакомых и пожать руку знакомым.
На улице приветствуют легким наклоном головы без каких-либо восклицаний. Сидя
за столом в кафе или ресторане, также принято приветствовать знакомых лишь
наклоном главы. Мужчина первый здоровается с женщиной, младший по возрасту - со
старшим, подчиненный - со своим руководителем и т.п.
К приветствию рукопожатием мужчинам
рекомендуется прибегать всегда, женщинам - по взаимному согласию. Когда мужчину
представляют женщине, руку первой протягивает женщина. В некоторых случаях
мужчина первым подает руку женщине, но только тогда, когда он намного старше по
возрасту или стоит несравненно выше по служебному положению.
Важным элементом вежливости в деловом общении
является представление. Этикет предусматривает соблюдение и в этом вопросе
определенных норм поведения, которые определяют, когда и как необходимо
представлять и самому быть представленным. Большое значение имеет момент
представления. Следует избегать при этом (не допускать) чрезмерной
фамильярности, лучше употреблять простые фразы. Когда мужчину представляют
женщине, он должен встать и слегка поклониться, а женщина остается сидеть.
Этикет делового поведения требует, чтобы
бизнесмены, которые приглашены на прием, строго придерживались правил
относительно одежды, поведения за столом, общение, обмена визитными карточками
и т.п. Так, на все приемы, которые устраиваются до 20 часов, мужчинам можно
надевать костюм любого неяркого цвета, а на приемы, которые начинают в 20 часов
и позднее, рекомендуется костюм черного или другого цвета. На все виды приемов
следует одеть белую (не трикотажную) рубашку с галстуком любого, но не яркого
(можно черного) цвета. К строгим костюмам следует надеть ботинки
темно-коричневого или черного цвета.
Важным моментов является внешность и одежда
женщины-бизнесмена. Деловая одежда отличается классическим кроем, неяркими
цветами, многофункциональностью. Основной деловой одеждой женщины является
костюм. Платья носят лишь однотонные и только летом; прическа, макияж и
бижутерия должны органически дополнять деловой костюм (юбку, жакет, блузку).
Прическа должна быть строгой, но элегантной. Украшений лучше иметь немного,
макияж очень скромный, почти незаметный. Следует чаще (по возможности всегда)
улыбаться и внимательно слушать собеседника.
Обмен визитными карточками может осуществляться
точно по рангу должностей, которые занимают деловые партнеры. При этом обмен
должен сопровождаться взаимными легкими поклонами, получив визитную карточку,
следует прочитать вслух имя и фамилию собеседника (делового партнера), уточнить
его должность.
Важным элементом делового общения и обязательной
предпосылкой успешной предпринимательской деятельности являются переговоры.
Современные требование относительно ведения переговоров непосредственно
связанны с компетентностью и высоким профессионализмом деловых партнеров.
Необходимо тщательно готовиться к беседам и переговорам. На вопрос партнера
следует отвечать не общими фразами, а демонстрируя знание технических и
организационных деталей всех аспектов предмета переговоров. Очень важно, чтобы
в переговорах принимали участие не только руководители фирм, а и специалисты и
менеджеры, которые знают толк в технических «тонкостях» тех вопросов, которые
являются предметом переговоров.
Чтобы достичь желаемых успехов в деловых
отношениях, важно владеть тактикой деловых переговоров. Во-первых, необходимо
использовать все известные средства влияния на партнера, чтобы заинтересовать
его своим предложением. Следует так провести разговор, чтобы партнер сам
высказал соображения, которые от него было желательно услышать. Во-вторых, в
процессе переговоров необходимо обнаруживать исключительное внимание к
партнеру, быть максимально заинтересованным слушателем. В-третьих, переговоры
должны всегда осуществляться в вежливо-благосклонном тоне; все нетактичные (тем
более грубые) методы переговоров не допускаются. В-четвертых, обязательным
условием успешных переговоров есть правильный и убедительный язык, уверенный
тон. В процессе выступления на переговорах важно акцентировать внимание на
главной мысли, изменять тон и темп языка, делать паузы до и после важных
высказываний. Определенное значение имеют не только произнесенные слова, но и
невербальные средства общения (выражение лица, взгляд, жесты и т.п.).
Заключение
Деловой этикет сформировался в течение
длительного времени как результат постоянного отбора правил и форм наиболее
целесообразного делового поведения, способствующего успеху в деловых
отношениях.
Вследствие стремительного всемирного процесса
объединения и усиления экономических связей происходит рост рынков экспорта и
импорта, многие компании становятся многонациональными. Деловой успех стал в
большей степени определяться знанием и соблюдением этикета бизнесменами тех
стран, с которыми они сотрудничают. Местный этикет при ведении дел за границей
- большая проблема для тех, кто ездит в деловые поездки по разным странам. Не
менее важно знать об особенностях культуры, традиций и правил хорошего тона
стран, откуда в компанию приезжают деловые партнеры.
Необходимо твердо усвоить, что и как надо делать
в тех или иных ситуациях в конкретных странах. Для начала следует выучить хотя
бы несколько фраз: «спасибо», «пожалуйста»; научиться считать до десяти. Если
не точных знаний о том, как следует поступать, следует обращаться к человеку по
имени и фамилии. Во многих странах считается хорошим тоном для приезжающих
употреблять местную пищу.
До сегодняшнего дня сохраняются различия в
нормах и правилах делового поведения и общения в разных странах. Национальные
особенности, история, климат, исторически сложившиеся моральные нормы оказывают
влияние на то, как бизнесмены одеваются, ведут себя, что считают приличным и
достойным, и что является знаком ненадежности или неуважения к деловому
партнеру. Однако, несмотря на существующие отличия в традициях и правилах в
разных странах, основные принципы остаются постоянными - уважение к деловому
партнеру и его времени, уважение его права на личную жизнь и поддержание
определенной дистанции при деловом общении, уважение к культуре и истории
данной страны.
перечень источников
1. Современная
энциклопедия. Этикет / Авт. сост. Гусев И. Е. - Минск:
Харвест,
2000. - 352 с.
2. История
и принципы делового этикета / http://bbest.ru/etdelotn/isprdelet/
3. <http://pravila-etiketa.com/>
4. <http://homefamily.rin.ru/>
Страницы: 1, 2, 3
|