По мнению Г. Зиммеля, мода
теперь все больше связывается с объективным характером трудовой деятельности в
сфере хозяйства. Как только где-нибудь возникает предмет, который затем
становится модой, так другие предметы специально создаются для того, чтобы
стать модой. Господство моды особенно невыносимо в тех областях, где значимость
должны иметь лишь объективные соображения. Но ведь та или иная религия,
конкретное научное открытие, социализм как учение тоже были в свое время не чем
иным, как модой. Однако тщетно искать объективность моды. Ее предметы часто
лишены эстетической привлекательности, а социальные воззрения — целесообразной
содержательности.
Мода способна придавать
одежде, вещам оттенок фривольности. Стиль поведения человека обусловлен модой.
Однако, по словам Г. Зиммеля, мода присуща только высшим сословиям. Едва она проникает
в "низы", так сразу же утрачивает свой статус. Высшие сословия сразу
же отказываются от данной моды и принимают новую. Вряд ли Зиммель мог
подозревать, что в последующий век мода нередко будет проникать в "верхи"
именно из демократических слоев общества. "Низы", согласно немецкому
социологу, стремятся "вверх". Таков и вектор моды. Однако последующая
история моды раскрыла и иные процессы, присущие ей.
Г. Зиммель приходит к
убеждению, что в низших сословиях мода редко бывает разнообразной ,и
специфичной. Мода выражается в обособлении: походка, темп, ритм, язык жестов.
Но все это в значительной мере определяется одеждой. Одинаково одетые люди
ведут себя сравнительно одинаково. В этом есть еще один момент. Человек,
который может и хочет следовать моде, часто надевает новую одежду. Новая же
одежда больше определяет нашу манеру поведения, чем старая, которая, в конце
концов, меняется в сторону наших индивидуальных жестов, следует каждому из них
и часто передает мельчайшие особенности наших состояний.
Моде с самого начала
свойственно влечение к экспансии, будто ей каждый раз надлежит подчинить себе
всю группу; однако, как только это удалось бы, она была бы уничтожена как мода
вследствие возникновения логического противоречия ее сущности, ибо полное
распространение снимает в ней момент отъединения. Нечто новое и внезапно
распространившееся в жизненной практике не будет названо модой, если оно
вызывает веру в его длительное пребывание и фактическую обоснованность. Лишь
тот назовет это модой, кто уверен в таком же быстром исчезновении нового
увлечения, каким было его появление. Поэтому одним из оснований господства моды
в наши дни в сознании людей является также то, что глубокие, прочные,
несомненные убеждения все больше теряют свою силу. Арена сиюминутных, изменяющихся
элементов жизни все расширяется. Разрыв с прошлым, осуществить который
культурное человечество беспрерывно старается в течение более ста лет, все более
связывает сознание с настоящим.
Отношение к модному, по
мнению Г. Зиммеля, несомненно, таит в себе благотворное смешение одобрения и
зависти. Модный человек вызывает зависть в качестве индивида и одобрение в
качестве представителя определенного типа. Однако и эта зависть имеет здесь
определенную окраску. Существует оттенок зависти, который отражает своего рода
идеальное участие в обладании предметами зависти. Завидуя предмету или
человеку, мы уже не абсолютно исключены из него, мы обрели известное отношение
к нему, между нами уже существует одинаковое душевное содержание, хотя и в
совершенно различных категориях и формах чувства. По отношению к тому, чему мы
завидуем, мы находимся одновременно ближе и дальше, чем по отношению к тому,
что оставляет нас равнодушными. Зависть позволяет измерить дистанцию, что
всегда означает отдаленность и близость; безразличное же находится вне этой
противоположности. Зависть может содержать едва заметное владение своим
объектом (как счастье в несчастной любви) и тем самым своего рода противоядие,
которое иногда препятствует проявлению самых дурных свойств чувства зависти.
Мода увлекает, прежде
всего, тех, кто не обладает внутренней самостоятельностью. Она возвышает
незначительного человека тем, что превращает его в особого представителя
общности, в воплощение особого общего духа. В щеголе общественные требования
моды достигают высоты, в которой они полностью принимают вид индивидуального и
особенного. Для щеголя характерно, что он выводит тенденцию моды за обычно
сохраняемые границы. Если модной стала обувь с узкими носами, то носы его обуви
превращаются в подобие копий. Если модными стали высокие воротники, то его
воротники доходят до ушей. Если модным стало слушать научные доклады, то его
можно найти только среди слушателей. Он опережает других, но в точности следуя
их путем.
В действительности же к
нему применимо то, что во многих случаях применимо к отношению между отдельными
людьми и группами: ведущий, в сущности, оказывается ведомым. При
демократическом правлении это особенно заметно. Многие выдающиеся лидеры партий
в конституционных государствах подчеркивали, что они, будучи вождями группы,
должны следовать ее требованиям. Напыщенность щеголя является, таким образом,
карикатурой. Если следование моде, по словам немецкого философа и социолога Г.
Зиммеля, является подражанием социальному примеру, то намеренная немодность —
подражание ему с обратным знаком. Она не менее свидетельствует о власти социальной
тенденции, от которой мы зависимы в позитивном или негативном смысле. Человек,
намеренно не следующий моде, исходит из совершенно того же содержания, что и
щеголь, подводя, однако, это содержание под другую категорию, не под категорию
усиления, а под категорию отрицания.
Даже в целых кругах
большого общества может стать модой быть немодным — одно из поразительных
социальных переплетений, в которых оно, во-первых, является просто инверсией
социального подражания, а во-вторых, основывает свою силу на поддержке внутри
узкого круга единомышленников; если бы конституировался союз противников
союзов, он был бы логически не более невозможен и психологически не более
возможен, чем данное явление. Подобно тому, как атеизм превратился в религию и
стал отличаться таким же фанатизмом, такой же нетерпимостью, такой же
способностью удовлетворять душевные потребности, как те, которые были свойственны
религии. Свобода, сломившая тиранию, часто оказывается не менее тиранической и
насильственной, чем ее преодоленный враг, — и явление тенденциозной немодности
показывает, насколько человеческие существа готовы вбирать в себя полную
противоположность содержаний и демонстрировать их силу и привлекательность на
отрицании того, с утверждением чего они, казалось, были неразрывно связаны.
Нежелание следовать моде
может происходить из потребности не смешиваться с толпой, потребности, в основе
которой лежит если не независимость от толпы, то внутренняя суверенная позиция
по отношению к ней. Но она может быть также проявлением слабости и
чувствительности, при которой индивид боится, что ему не удастся сохранить свою
не слишком ярко выраженную индивидуальность, если он будет следовать формам,
вкусу, законам общности. Оппозиция ей — далеко не всегда признак силы личности;
сильная личность настолько сознает своеобразие своей ценности, которой не
грозит внешнее попустительство, что она не только без всякого опасения
принимает общие формы вплоть до моды, но именно в этом послушании осознает добровольность
этого послушания и того, что находится вне его.
Г. Зиммель был одним из
тех мыслителей, которые проявляли в XIX в. скептическое отношение к женщинам.
Поэтому он отмечает особое пристрастие их к моде. Дело в том, что слабость
социального положения, которое женщины преимущественно занимали в истории, вела
их к тесной связи с тем, что является "обычаем", "что подобает",
к общепринятой и оправдываемой форме существования. Ибо слабый человек избегает
индивидуализации, необходимости опираться в практической жизни на само-го себя,
ответственности и необходимости защищаться только собственными силами. Такому
человеку защиту дает только типическая форма жизни, которая сильному человеку
препятствует использовать свои превосходящие других силы. Однако на почве
твердого следования обычаю среднего, общего уровня женщины стремятся к
достижимой и при такой установке относительной индивидуализации и к отличию.
Именно эту комбинацию и
предоставляет им мода — с одной стороны, область всеобщего подражания.
Исторические данные также свидетельствуют о том, что мода служит как бы
вентилем, позволяющим женщинам удовлетворить их потребность в известном отличии
и возвышении в тех случаях, когда в других областях им в этом отказано. В XIV и
XV вв. в Германии наблюдалось чрезвычайно сильное развитие индивидуальности.
Свобода личности в значительной степени ломала коллективистские порядки средних
веков. Однако в этом развитии индивидуальности женщины еще не принимали
участия, им еще возбранялись свобода передвижения и развития. Женщины возмещали
это самыми экстравагантными и гипертрофированными модами.
Напротив, в Италии в ту
же эпоху женщинам предоставлялась свобода для индивидуального развития. В эпоху
Возрождения они обладали такими возможностями образования, деятельности,
дифференциации, которых не имели впоследствии едва ли не на протяжении
столетий; воспитание и свобода передвижения, особенно в высших сословиях, были
почти одинаковы для обоих полов. И у нас нет никаких сведений об
экстравагантных женских модах в Италии этого времени. Потребность утвердить
свою индивидуальность и обрести исключительность отсутствует, ибо проявляющееся
в этом влечение получило достаточное удовлетворение в других областях.
Существенный признак моды
в том, что она стрижет всех под одну гребенку, но всегда так, что она не
охватывает всего человек и всегда остается для него чем-то внешним, даже в
областях вне моды одежды. Именно поэтому она всегда остается, как было сказано,
на периферии личности. Этим значением моды пользуются именно тонкие и
своеобразные люди как своего рода маской. Слепое повиновение общим нормам во
всем внешнем сознательно служит им желанным средством сохранить свои чувства и
свой вкус настолько полно лишь для самих себя, что не хотят сделать их
открытыми и доступными другим. Поэтому некоторые люди прибегают к нивелирующей
маскировке, которую представляет мода.
Для всех массовых
действий, подчеркивает Г. Зиммель, характерна утрата чувства стыда. В качестве
элемента массы индивид совершает многое из того, чему бы он решительно
воспротивился, если бы ему предложили сделать что-либо подобное, когда он один.
Одно из поразительных социально-психологических явлений, в котором находит свое
выражение этот характер массового действия, заключается в том, что некоторые
моды требуют бесстыдства, от которого индивид возмущенно отказался бы, если бы
ему предложили подобное, но в качестве закона моды беспрекословно принимает
такое требование. Чувство стыда в моде, поскольку она массовое действие, так же
полностью отсутствует, как чувство ответственности у участников массового
преступления, от которого каждый в отдельности из них в ужасе бы отказался. Как
только индивидуальное выступает сильнее общественного, требуемого модой,
чувство стыда сразу же ощущается; так, многие женщины постеснялись бы появиться
у себя дома перед одним мужчиной столь декольтированными, какими они бывают в
обществе, где того требует мода, перед тридцатью или сотней.
Мода — также одна из тех
форм, посредством которых люди, жертвующие внешней стороной, подчиняясь рабству
общего, хотят полнее сохранить внутреннюю свободу. Быть может, самым ярким
примером действительно высокой жизни служит Гёте в свои поздние годы, когда он
своей снисходительностью ко всему внешнему, строгим соблюдением формы,
готовностью следовать условностям общества достиг максимума внутренней свободы,
полной незатронутости жизненных центров неизбежным количеством связанности. В
таком понимании мода, поскольку она, подобно праву, касается лишь внешней
стороны жизни, лишь тех ее сторон, которые обращены к обществу, есть социальная
форма удивительной целесообразности. Она дает человеку схему, которая позволяет
ему недвусмысленно обосновывать свою связь со всеобщим, свое следование нормам,
которые даны его временем, сословием, его узким кругом, и это позволяет ему все
больше концентрировать свободу, которую (вообще предоставляет жизнь, в глубине
своей сущности.
Таким образом, внутренний
мир индивида подчиняется моде и повторяет форму подчиненной моде группы. Причем
происходит это также при фактической бессмысленности подобных индивидуальных
мод, в которых проявляется власть формального унифицирующего момента над
объективно разумным, — именно так, как для многих людей и кругов требуется
только, чтобы они вообще подчинялись единому господству, а вопрос, насколько
квалифицированно или ценно такое господство, играет для них второстепенную
роль. Нельзя отрицать, что, насильственно подчиняя вещи посредством таких
модных обозначений, подводя их под избранную для них категорию, индивид
осуществляет власть над ними, обретает индивидуальное чувство силы, подчеркивает
свое Я по отношению к ним.
Мы видим, что в моде
своеобразно соединяются различные измерения жизни, что мода является сложным
образованием, в котором присутствуют все основные, противоположные друг другу
направленности души. Из этого становится понятным, что общий ритм, в котором
живут индивиды и группы, определяет и их отношение к моде, что различные слои,
группы, независимо от различного содержания их жизни и внешних возможностей,
уже оттого будут по-разному относиться к моде, что содержание их жизни
развивается в консервативной или быстро меняющейся форме. Но с одной стороны,
массы низших слоев труднее приходят в движение и медленнее развиваются.
Прежде всего быстрому
изменению моды, по мнению Г. Зиммеля, должен содействовать экономический подъем
низших слоев в том темпе, в котором он происходит в больших городах. Это
изменение позволяет стоящим ниже подражать высшим слоям общества, и тем самым
характеризованный выше процесс, в котором высшие слои отказываются от принятой
моды в тот момент, когда она распространяется в низших, обретает неведомые
ранее широту и живость. На содержание моды это оказывает большое влияние.
Прежде всего этот факт приводит к тому, что мода не может быть связана с такими
расходами и быть столь экстравагантной, как раньше, когда стоимость первоначального
приобретения или трудность преобразования поведения и вкуса компенсировались ее
длительным господством. Чем быстрее меняется мода на какой-либо предмет, тем
сильнее потребность в дешевых продуктах такого рода.
Не только потому, что
широкие массы, обладающие меньшим доходом, имеют достаточную покупательную
силу, чтобы определить стоимость данного предмета по своим возможностям, и
требуют предметы, хотя бы внешне соответствующие моде, но и потому, что даже
высшие слои общества не могли бы следовать быстро те моды, навязанной им
натиском низших слоев, если бы ее объекты не были относительно дешевы. Здесь,
следовательно, возникает своеобразный круг: чем быстрее меняется мода, тем
дешевле должны становиться вещи; а чем дешевле они становятся, тем к более
быстрому изменению моды они приглашают потребителей и принуждают
производителей. Темп развития подлинных предметов моды имеет такое значение,
что на них не распространяется даже прогресс экономики, достигнутый в других
областях. В частности, в более старых отраслях современной промышленности
заметили, что фактор спекуляции постепенно перестает играть решающую роль.
Движения рынка точнее учитываются, потребности вернее исчисляются и производство
лучше регулируется, чем раньше; таким образом, рационализация производства
получает все большее значение по сравнению со случайностью конъюнктуры, неплановым
колебанием спроса и предложения. Из этого исключены только подлинные предметы
моды. Полярные колебания, с которыми современная экономика в значительной
степени научилась бороться и от которых она стремится к совершенно новым
устройствам и образованиям, в областях, непосредственно подчиненных моде, все
еще господствуют. Форма лихорадочного изменения здесь настолько существенна,
что оказывается в логическом противоречии с тенденциями развития современной
экономики.
При этом мода проявляет
удивительное свойство: каждая мода выглядит так, будто она будет существовать
вечно. Тот, кто сегодня покупает мебель, рассчитанную на четверть века, будет
еще бесчисленное количество раз покупать мебель самой последней моды, а ту,
которая считалась подходящей два года тому назад, он вообще уже не принимает во
внимание. И все-таки через несколько лет данный предмет потеряет под действием
моды свою привлекательность, которую уже потерял прежний, а нравится или не нравится
форма того или другого, будет решаться уже по совсем иным критериям. Вариация этого
мотива проявляется особым образом в отдельных содержаниях моды. Для моды важно,
правда, только изменение; однако ей, как и каждому образованию, свойственна
тенденция к сохранению сил, она стремится по возможности полностью достигнуть
своих целей, но с относительно скромными средствами. Именно поэтому она — что
особенно заметно в моде на женскую одежду — все время возвращается к прежним
формам, так что ее путь можно сравнить с круговоротом. Как только прежняя мода
несколько забыта, нет никаких причин, препятствующих тому, чтобы вновь оживить
ее и, быть может, заставить почувствовать привлекательность ее отличия от того
содержания, которое в свое время извлекло эту привлекательность из своей
противоположности прежней и теперь вновь возвращенной к жизни моде.
Подводя итоги, мы видим,
что своеобразно пикантная, возбуждающая привлекательность моды заключается в
контрасте между ее широким распространением и ее быстрой и полной
преходящестью, правом на неверность по отношению к первому.
Мода обнаруживает себя во
всех областях социальной жизни. "Мода, — писал Гадамер (род. 1900), — по
своему усмотрению управляет лишь теми вещами, которые в равной степени могут
быть такими или иными. Фактически ее составляющей является эмпирическая
общность, оглядка на других, сравнение, а вместе с тем и перенесение себя на
общую точку зрения". Мода немыслима без рекламы, а реклама без оглядки на
моду оказывается малоэффективной.
Литература
1. Гадамер Х.Г. Истина и метод. — М., 2008.
2.Зиммель Г. Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. — М., 2008.
3.Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант
И. Соч. в 8 т. - Т. 7. - М., 2007.
4.Смит А. Теория нравственных чувств. — М., 2007.
5. Хёйзинга Й Осень Средневековья. — М., 2008.
Страницы: 1, 2
|