Культура предпринимательских отношений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОУ «Московский институт управления»
Кафедра: Экономики и управления
Специальность: Экономика и управление
на предприятии (в природопользовании)
Форма обучения: заочная
РАБОТА ПО ПРОЙДЕННОМУ КУРСУ
По дисциплине: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема: «КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
студента
Мельников Дмитрий Александрович
МОСКВА 2010 г.
Содержание
Введение
1. Культура предпринимательства
2. Предпринимательская этика и этикет
3. Предпринимательство: быть, а не казаться
4. Предпринимателями рождаются
Заключение
Используемая литература
Введение
В последние годы отечественные социологи, изучающие проблемы российской
экономики и предпринимательства, активно взяли на вооружение западные
разработки, касающиеся принципов внутреннего структурирования и внешнего
ориентирования предприятий самого разного рода. При этом слово фирма было
дискредитировано западными исследователями как явление, уходящее в прошлое,
относящееся к индустриальному обществу, обществу потребления. В новую эпоху в
обществе постиндустриальном, информационном вместо фирмы -
инертно-бюрократической машины появляется понятие "гибкая
технико-социальная система", "группа людей, сознательно
объединившихся для достижения общих целей путем преобразования экономических
ресурсов в желаемые конечные состояния", "большая семья". В
западной литературе она определяется в терминах "корпорация" и
"корпоративная культура", в переложениях этих разработок на русский
язык и в приложениях их к российской действительности стали принятыми понятия
"организация" и "организационная культура".
Поиски оптимальной организационной культуры нового типа на Западе были
вызваны объективными экономическими процессами: принципиальный переход от не
насыщенности рынка к ситуации, когда рынок насыщен и работать приходится с
индивидуализированным, капризным по характеру спросом.
В эпоху "постиндустриальной революции" производство оперирует
не индифферентной массой, а опирается на человеческий ресурс - совокупность
организованных отношений на базе определенной культуры. Новое общество - не
общество потребления, а общество причастности, вовлеченности и развития. Отсюда
и такое понятие как "сопричастный менеджмент".
Внутренние и внешние коммуникации фирмы нового типа характеризуются
открытостью, не формальностью, индивидуализацией. Внутри организации, конечно,
сохраняются и иерархия, и бюрократия, но горизонтальные связи становятся не
менее важными. В связях с внешним миром организация должна (ибо иначе не
выживет) учитывать глобальные факторы в развитии технологии, в экологических и
социально-политических процессах, движения гуманитарного характера.
Сформировавшиеся рынки потребителей и системы защиты прав потребителей диктуют
иные правила игры на рынке. Причем не только в отношении потребителей, но и в
отношениях с конкурентами. В частности здесь опять же проявляется большая
открытость организации в плане информационном, готовность к сотрудничеству.
Наряду с традиционной готовностью фирмы реагировать на "сильные
сигналы" - финансовые - она открыта для "слабых сигналов"
социально-гуманитарного толка, не имеющих формализованных структур.
1. Культура предпринимательства
Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации
предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и
неразрывно с ней связана.
Культура - это совокупность производственных, общественных и духовных
потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского
языка СИ. Ожегова. Далее в Словаре дается еще одно определение этого
комплексного понятия: культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое
развитие, умение.
Культура предпринимательства - это определенная, сложившаяся совокупность
принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности
субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами
(законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и
нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного
бизнеса.
Как известно, предпринимательская деятельность - это свободная
деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая
свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее
участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов
регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает
определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической
свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя
защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства
и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.
Культура предпринимательства означает, что самостоятельность и
экономическая свобода субъектов предпринимательской деятельности противоречат
их неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы
ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих
предпринимательскую деятельность.
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности
является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и
обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых
законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не
только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам,
потребителям, наемным работникам.
Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное
ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям,
партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры
предпринимательства.
Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих
профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила
осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень
их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень
знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.
Культура предпринимательства как проявление правовых и этических
критериев (норм) включает следующие отношения: с государством, с обществом, с
потребителями, со служащими, с партнерами, с конкурентами и другими
хозяйствующими субъектами, а также соблюдение действующих правовых актов,
стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие
предпринимательства.
Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение
прибыли, но не всяческими путями и методами, а только на законных основаниях.
Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное
дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных
основаниях.
Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами,
среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская
среда, общественный и государственный менталитет, реально действующие правовые
нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей,
защищающие их от агрессивной окружающей среды, и, конечно, сам предприниматель
и его корпоративная культура.
Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры
предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от
предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом
составляющих такое понятие, как культура.
Схематично возникновение культуры предпринимательской организации и
дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом:
Культура фирмы, как правило, определяется следующими внутренними
факторами:
· предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым
бизнесом;
· организацией предпринимательской деятельности;
· мотивацией собственника фирмы и служащих;
· уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений
руководителей фирмы и наемных работников;
· наличием особого стиля управления, который способствует
достижению ведущих позиций на рынке;
· созданием таких условий деятельности служащих, которые
способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы;
· наличием набора четких, определенных представлений о
ценностях, к которым стремится фирма;
· высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы,
менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения;
· достижением высокого качества и интенсивности труда
сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;
· ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и
качество предлагаемых товаров и услуг;
· хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у
потребителей;
· высокой культурой производства, внедрением новых технологий,
обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;
· созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных
условий труда;
· обеспечением здорового морального климата в фирме и др.
Формирование такой корпоративной культуры наряду с другими факторами
обеспечивает предпринимательский успех.
Можно определить, культурна ли фирма, если провести анализ по следующим
критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы:
· готова ли фирма к риску и нововведениям;
· направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение
главных целей;
· акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее
обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями и др.);
· не поощряются ли конформизм, индивидуализм;
· стимулирование работников ориентировано на конечные
индивидуальные результаты;
· принятие решений в фирме децентрализованно;
· предпочтение отдается групповым формам принятия решений;
· деятельность подчинена заранее составленным планам;
· работа сопровождается инновационными процессами;
· имеется сотрудничество между группами и отдельными
работниками;
· сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей;
· они целиком информированы о том, какова их роль в достижении
целей фирмы;
· отношения в фирме неформальны;
· фирма является открытой для высшей системы.
2. Предпринимательская этика и этикет
Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры
цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и
практика поведения индивидуумов (граждан) в соответствии с идеями о должном, о
добре и в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это учение о
назначении человека, о смысле его жизни. Это система моральных и нравственных
норм, включая общеобязательные правила поведения людей.
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая,
хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет
правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых
грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями.
Право нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и
нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания,
вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития
цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов,
регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой
культуры.
Этические нормы в предпринимательстве представляют собой совокупность
признаков поведения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в
различных сферах экономики, направленную на удовлетворение потребностей рынка,
конкретных потребителей, общества и государства. Предпринимательская этика
базируется на общих этических нормах и правилах поведения, сложившихся в
стране, в мире, а также на профессиональной этике, проявляющейся в той или иной
сфере деятельности. В связи с общеэтическими нормами поведения граждан предпринимательская
этика неразрывно связана с такими понятиями, как честность, совесть, авторитет,
благородство, вежливость, честолюбие, самолюбие, бесстыдство, лицемерие,
злорадство, злословие, месть, коварство, грубость, и с другими понятиями. Как
видно, одни понятия связаны с положительными (позитивными) принципами и чертами
поведения, а другие - с отрицательными (негативными). Только неполное
перечисление характерных черт поведения отдельных предпринимателей
свидетельствует о комплексном понятии предпринимательской этики, которая, как
правило, должна базироваться на общечеловеческих, общегуманных принципах, на
общих принципах осуществления рискового, новаторского, инновационного,
компетентного, законного, честного предпринимательства в противоположность рутинному,
незаконному, некомпетентному бизнесу.
На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного
сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение
самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих
качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями,
обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы,
относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому
неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.
Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в
первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы
потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела
связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на
уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного
предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами,
обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как
верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной
ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
• правила представления и знакомства;
• правила проведения деловых контактов;
• правила поведения на переговорах;
• требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
• требования к речи;
• культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского
этикета, который является составной частью предпринимательской этики.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил
поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим
миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми
индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при
осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.
3. Предпринимательство: быть, а не казаться
Термин «предприниматель» часто используется для определения человека,
владеющего или управляющего предприятием. Для некоторых предприниматель - это
тот, кто открыл собственное дело, для других - спекулянт, рискующий
собственными и чужими деньгами, для третьих - управляющий, менеджер. Во всех
этих подходах есть доля истины. Так кто такой настоящий предприниматель и кому
по силам новаторское бремя?
Экономисты часто употребляют понятие предпринимательства в более широком
значении: предпринимателем называют человека, который находит новые, более
эффективные способы использования ресурсов.
Владелец небольшого книжного магазина, например, считался бы
предпринимателем в том случае, если бы искал пути более эффективного управления
своим бизнесом, а не просто выполнял текущие задачи вроде заказа новых книг. В
то же время управляющий предприятием, не являющийся его владельцем, может
выполнять функции предпринимателя, когда принимает решения, нацеленные на
повышение эффективности работы своей фирмы.
Предпринимательство в экономической теории, начиная с
Альфреда Маршалла рассматривается как особый фактор производства, соединяющий 3
остальных фактора: труд, землю и капитал. Факторный доход фактора производства
«предпринимательство» называется прибылью.
Страницы: 1, 2
|