Категории этики (эпоха античности – современный период)
Министерство
Образования Российской Федерации
Омский
государственный университет им. Ф.М.Достоевского
Факультет
психологии
Реферат
По
дисциплине: Этика
На
тему: Категории этики (эпоха античности - современный период)
Подготовил: Пазилова
М.К.
ПП-731з.
Преподаватель: Конышева
Т.Ф.
Омск
2010г.
Категории Этики
- основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы
морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Категории этики
объединяются в определенную целостную систему с единым принципом построения.
Конкретное содержание категорий этики, их логическая форма и место каждой из
них в общей системе понятий, менялись в истории этической мысли в зависимости
от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями
обычно считались понятия:
1. добра и зла;
2. добродетели и совести (и нек. Др.).
Сторонники рационализма в этике,
стремились к построению строго упорядоченной, обычно дедуктивной системы
понятий категорий этики, в которой каждая определялась бы через другие, более
общие.
При этом одни философы считали основополагающим
понятие добра (блага) (Платон) и выводили из него все остальные, другие -
понятие долга (Кант). Но в результате того, что при построении таких систем
возникали большие трудности, некоторые мыслители приходили к выводу, что между
категориями этики не существует единства. Сторонники деонтологического интуитивизма,
например, утверждают, что между понятиями добра и долга не может быть
логической связи (Деонтология).
Марксистская этика строит свою систему категорий
в соответствии с историко-материалистическим пониманием морали, как способа
регулирования сознанием людей. Механизм которого имеет чрезвычайно сложный и
многосторонний характер, но тем не менее представляет собой нечто органически
цельное. Однако конкретно такая система не разработана. Можно предположить, что
наиболее полной и содержательной будет система категорий, отражающая структуру
самой морали.
К примеру, понятие моральной нормы отображает
один из видов моральных представлений общества, особый способ нравственной
деятельности и одну из форм моральных отношений между людьми. Само моральное
сознание в своих основных понятиях отражает некоторые узловые моменты моральной
деятельности и отношений. Поэтому иногда одно и то же понятие мы можем
встретить и в моральном сознании людей, и среди категорий этики (например:
понятия добра, долга, совести, достоинства, чести и др.)
Это не значит, однако, что в данные понятия:
этическая теория и обыденное моральное сознание, вкладывают одинаковое
содержание. Например, понятие долга в первом случае является научной
категорией, характеризующей определённый вид отношения человека к обществу, а
во втором - представление о том, что конкретно должен делать человек как
носитель морали.
Всякое моральное представление (понятие)
нормативно, оно всегда что-либо предписывает и оценивает. В этике же, это
представление о должном и ценном, во-первых, получает научное обоснование (Нормативная
этика) и, во-вторых, становится объектом теоретического анализа, в котором
выясняется, какое именно моральное отношение здесь выражено.
Научная строгость требует проводить
разграничение между категориями этики как формальным аппаратом теории и
моральными представлениями, стихийно формирующимися в сознании общества, хотя
грани здесь не абсолютны.
Категории этики и формы морального сознания
перекрещиваются между собой: первые заключают в себе нормативное содержание,
вторые апеллируют к рациональной аргументации. Категорий этики постоянно
развиваются и обогащаются новыми понятиями соответственно теоретическому
развитию самой этической науки.
Так как в области этических исследований
сложилась традиция относить к числу категорий такие понятия, как добро и зло,
долг, совесть, честь и достоинство, счастье. Эти категории представляют
стабильную основу, на которой может развиваться специфический аппарат этики как
науки, совершенствоваться и усложняться система этических понятий.
Исследования категориального аппарата этики,
является плодом длительного исторического развития науки о морали. Тем не
менее, большинству работ по этике свойственна подмена методологического анализа
категорий их нормативным описанием. Это характерно как для трудов
представляющих как историю этики, так и для её современного состояния, и может
быть объяснено прикладным характером этики, её практическим предназначением.
Задача, следовательно, заключается не в отрицании нормативного содержания
этических категорий, а в органическом соединении их содержательного и
теоретического анализа, что возможно достичь только на базе
конкретно-исторического изучения морали как специфического объекта научного
исследования.
Этика возникла и развивается под влиянием
необходимости научного осмысления морали в целях практического овладения
законами морального регулирования. Представители этической науки с самых ранних
этапов её развития стремились дать определенное толкование действующим в
обществе моральным нормам.
Этические категории, правомерно рассматривать
как отражение в этике различных сторон морального сознания и нравственных
отношений, теснейшим образом взаимообусловленных. Для самого же морального
сознания представления и понятия о добре и зле, долге, совести и т.д. являются
специфическими формами его выражения. Нормативность, например, характеризует и
правовое сознание. Оценочность, присуща и правовому, и эстетическому, и, в
известной мере, научному сознанию. Органическое же сочетание нормативности,
императивности, оценочности, мотивационности - особенность только морального
сознания. Вместе с тем отмеченная особенность не раскрывает всей специфики
морали, которая связанна еще и со способами реализации перечисленных выше
свойств: моральные нормы, оценки и мотивы обретают регулятивную силу,
постольку, поскольку они подкрепляются общественным мнением и личными
убеждениями индивидов.
Для обыденного сознания представления о добре и
зле, справедливости и т.д. неотделимы от их конкретного предметно-чувственного
содержания. Если учесть, что обыденное сознание не ограждено от ошибочных,
односторонних суждений и просто заблуждений, а так же возможность расхождения
классовых и общественных интересов, к сказанному выше можно добавить большую
вероятность субъективистского понимания моральных представлений на уровне
обыденного сознания. Хотя нравственный опыт человечества в целом является
достаточно прочной гарантией сохранения их наиболее общего объективного
содержания.
На уровне научного морального сознания или,
иными словами, на уровне этики преодолевается смысловая односторонность и
ситуативность использования моральных понятий. Из сказанного следует, что
этические категории правомерно рассматривать в общем ряду моральных ценностей,
поскольку их ценностные характеристики не противоречат их статусу узловых
научных понятий.
Начался процесс формирования этики в середине первого
тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Сам термин «Этика»
ввел в научный оборот Аристотель, написавший такие работы, как «Никомахова
этика», «Большая этика» и др.
В предшествующий период на протяжении
тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся,
главным образом, в устном народном творчестве - мифах, сказках, религиозных
представлениях первобытного общества, в пословицах и поговорках, и в котором
делались первые попытки как-то отразить, осмыслить отношения между людьми,
отношения человека и природы, как-то представить место человека в Мире.
В V
веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в
духовной культуре. Различными проблемами морали занимался учитель Аристотеля
Платон (428 -348 г. До н.э.), а так же учитель самого Платона - Сократ (469 -
399гг до н.э.). Однако русский философ Вл.Соловьев называл И.Канта
родоначальником нравственной философии, т.е. этики.
И.Кант, в отличии, от своих предшественников,
пытавшихся так или иначе обосновать решение нравственных проблем ссылками на
психологию, антропологию, богословие и т.д. утверждал, что этика ничего не
заимствует из других наук о человеке, а законы, принципы морали существенно
отличаются от эмпирического знания и до всякого опыта заложены в нашем разуме.
По его мнению нравственное поведение должно совершаться не из склонности,
выгоды, подражания, а из одного уважения к нравственному закону. Соловом, этика
есть учение не о сущем, а о должном.
Л.А. Попов говорит о том, что «можно с
определенными оговорками утверждать, что именно к концу XVIII
века завершился предварительный этап развития этики. Именно в это время
устоялись основные понятия морали, столь важные для понимания сущности
нравственной философии».
Далее началу процесса становления этики
способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в
середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся
государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции и
обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых
механизмов регулирования отношений между людьми.
Так «мудрецы, творившие еще до появления
философии, «выдавали» практические рекомендации для повседневного поведения:
«Ничего слишком» (Солон), «Лучшее - мера» (Клеобул), «Старость чти» (Хилон),
«Не лги» (Солон) и др., отмечает Попов.
Отсюда вполне логично то внимание, которое
уделили рассмотрению добродетелей древнегреческие мыслители. Предпринимались
попытки каким-то образом систематизировать добродетели, чтобы в них было проще
ориентироваться.
Так, Платон выделяет четыре базовые,
кардинальные добродетели: мудрость, мужество, умеренность и справедливость.
Позже фактически эти же основные добродетели выделяли стоики.
Аристотель же считал, что существует две
основные группы добродетелей: дианоэтические (мыслительные, связанные с
деятельностью разума) - мудрость, рассудительность, сообразительность и
этические (связанные с деятельностью воли) - мужество, уравновешенность,
щедрость и т.д.
Пытаясь выяснить сущность добродетелей,
мыслители античности вынуждены были выходить на основополагающие, глубинные
проблемы моральной теории - такие как природа самой морали, свобода и
ответственность, как специфика, факторы нравственного воспитания.
Попов отмечает, что «по свидетельству видного
греческого историка философии Диогена Лаэртского (IIIв.н.э.)…Протагор
заявил, что «о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом».
В том числе и о моральных законах и принципах». Софисты нередко указывали на пестроту
нравов и делали поспешный вывод об относительности добра и зла. Они нередко
утверждали, что одна добродетель у государственного мужа, другая у
ремесленника, третья у воина. Что нередко вызывало нигилистические настроения у
какой-то части населения.
Оппонентом софистов в целом ряде отношений был
Сократ (469-399гг. до н.э.) один из основателей этического рационализма. Сократ
стремился найти надежную основу для нравственных законов, и сводил добродетель
к знанию добродетели, считая, что все добродетели пронизаны разумностью. Того,
кто познал, что есть плохое, а что доброе, ничто не заставит поступить плохо.
Впрочем, еще Аристотель замечал, что знание добродетели не делает человека
существом нравственным. Тем не менее, добродетельным в полной мере может быть
признанно то действие, которое совершенно осознанно, со знанием, осмыслением
конкретной ситуации. «Добро должно быть «зрячим», отмечает Л.А.Попов.
Этический рационализм получил свое логическое
завершение в доктрине Платона, который придавал понятиям (идеям) о добродетелях
самостоятельное существовании, онтологизировал их.
В античности зарождается такое направление, как
эвдемонизм, который стремился установить гармонию между добродетелью и
стремлением к счастью. При этом предполагалось, что счастливый человек
стремиться к справедливым, добрым делам, а в свою очередь добрые поступки ведут
к счастью, к хорошему расположению духа.
В сочинениях ряда мыслителей древности
эвдемонизм нередко переплетался с гедонизмом (Демокрит, Эпикур, Аристипп),
который считал, что добродетельное поведение должно сочетаться с переживаниями
удовольствия, а порочное - со страданиями. Но уже мудрецы древности
предостерегали против крайностей. «Если перейдешь меру, то самое приятное
станет самым неприятным», - говорил Демокрит.
Эвдемонизму, гедонизму в определенной мере
противостоял аскетизм, который нравственную жизнь человека связывал с
самоограничениями чувственных стремлений, удовольствий, где ограничения не
самоцель, а лишь средство достижения высших нравственных ценностей.
Элементы аскетизма не трудно обнаружить в
учениях киников и стоиков (Антисфен (435-370гг. до н.э.). Ученик Антисфена,
получивший легендарную известность Диоген, проповедовал (и практиковал) отказ
от избыточных, неоправданных потребностей, вызванных к жизни современной ему
цивилизацией (сладость отречения).
Основателем стоицизма считается Зенон
(336-264гг. до н.э.). Но наибольшую известность получили сочинения
представителей римского стоицизма - Сенеки
(3г.до н.э. - 5г. Н.э.), Эпиктета (50-138гг.), Марка Аврелия (121-180гг.). Марк
Аврелий учил о бренности, зыбкости земного существования. К тому же человек, по
мнению стоиков, и не в состоянии что-либо изменить в окружающей
действительности и ему остается только покориться судьбе (ищущего рок влечет,
сопротивляющегося - тащит). Рекомендация этой философии, пожалуй, состоит в
следующем: «Мы не можем изменить окружающий мир, но мы в состоянии изменить
отношение к нему».
Таким образом можно сказать, что мыслители
античности рассмотрели очень многие проблемы морали и создали тот культурный
задел, который предопределил в значительной мере развитие этики в последующие
столетия.
Преемником, хотя и довольно односторонним,
античной культуры стала этика средневековья (V-XV
вв.), которая воспринимала культуру античности главным образом через призму
христианских догматов.
Культура античности отличалась довольно широким
взглядом на человека, допускала сосуществование самых различных мнений о мире и
человеке. Христианский мир, особенно в первые века своего существования, довольно
жестко радел о «чистоте веры». В этических исследованиях христиан господствовал
теоцентризм, т.е. все рассматривалось через призму отношения к Богу,
проверялось на предмет соответствия священному писанию, постановлениям соборов.
В итоге формировалось заметно новое понимание человека. В Нагорной проповеди
Христа утверждается в качестве важнейших добродетелей такие качества, как
смирение, терпение, покорность, кротость, милосердие и даже любовь к врагам
(как высшее проявление любви к человеку - творению Бога - вообще). Значительное
место в христианской этике отводится такой добродетели как любовь к Богу. Само
понятие любви онтологизируется: «Бог есть любовь».
Стоит, пожалуй, отметить еще одну черту
христианского учения, которая в древнем мире широкого распространения не
получила или, по крайней мере, так не навязывалась обществу - это идея всеобщей
греховности и необходимости массового покаяния.
В качестве несомненно позитивного следует
указать на усиление личностного начала в моральном учении христианства, которое
обращалось к каждой человеческой личности независимо от ее социального статуса
- к богатому и бедному, дворянину и последнему холопу и которое к тому же
говорило о равенстве всех пред Богом. Усилению личностного начала способствовал
и образ Христа - богочеловека, Сверхличности, который прошел земной путь и
пострадал за грехи каждого человека. Одной из центральных проблем любой
нравственной философии - проблема происхождения, природы морали. Уже первые
христианские мыслители (отцы и учителя церкви) так или иначе утверждали, что
моральные убеждения человек получает от Бога двумя путями. Первый: в процессе
творения души Бог закладывает в нее определенные нравственные чувства и
представления. Эти задатки, представляется, должны предопределять дальнейшее
нравственное развитие личности и, следовательно, ее повседневное поведение.
Во-вторых, человеческая природа повреждена первородным грехом, а поэтому
индивид способен не услышать или не понять голоса божественной совести.
Отцы и учителя церкви (Ориген, Тертуллиан,
Макарий Египетский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.) не отрицали,
разумеется, наличие у человека свободной воли (в противном случае невозможно
было говорить о первородном грехе). Но, по мнению Августина и его сторонников,
индивид по своей воле в состоянии творить только зло: «Когда человек живет по
человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу». Добрые же дела индивид совершает
лишь под воздействием божественной благодати. Много позже Фома Аквинский
(1225-1274) - одна из самых значительных фигур в католическом богословии
средних веков - по-своему подправил Августина. Он утверждал, что человек может
творить добро и по своей воле. Но в границах, предопределенных Богом.
Страницы: 1, 2
|