Можно сказать
без преувеличения, что философия Платона, восходящая от реальных и частных
принципов к самому общему идеальному, служит историческим прологом всего
дальнейшего развития этики, по крайней мере, в основных его моментах.
РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ
Возникшее на
почве философии Сократа реалистическое направление этики можно подразделить на
два основных направления:
- одно -
которое можно назвать положительным эвдемонизмом - полагает конечной целью
существования и человеческого поведения удовольствие в той или иной форме;
- другое -
отрицательном эвдемонизме - ставит целью отсутствие страдания.
Несмотря на
тождество основного принципа - удовольствия в форме положительной или
отрицательной величины, - оба эти направления, по своим жизненным
результатам и отношению к другим этическим принципам, существенно различны.
Положительный эвдемонизм
представлен гедонистической
школой киренаиков
и эпикурейцами.
Киренейская школа
Аристипп,
основатель киренейской школы,
ставил конечной целью удовольствие, независимо от его специфического качества.
Самой ценной стороной удовольствия он считал его интенсивность, отсюда вытекало
предпочтение удовольствий тела, как наиболее сильных. Удовольствие настоящего
ценилось выше, чем удовольствие будущего, находящегося в руках неверной судьбы.
У одного из
последователей Аристиппа, Гегесия,
гедонизм превратился в крайний пессимизм:
находя, что жизнь неизбежно даёт больше страданий, чем наслаждений, он пришёл к
заключению, что смерть есть самый логический вывод из правильно сделанного
гедонического расчёта. Теория Гегесия создала среди его современников много
самоубийств, а ему дала мрачное прозвище «внушителя смерти». В этом
историческом эпизоде иногда усматривают доказательство внутренней
несостоятельности гедонизма, приходящего путём естественной эволюции к
отрицанию жизни. Едва ли это верно. Гедонизм сам по себе совершенно чужд
пессимизму; в противном случае их связь сказывалась бы на каждом отдельном
представителе этого направления. Пессимизм Гегесия естественнее всего объяснить
психологически: ему не давались удовольствия жизни, тогда как находчивый и
жизнерадостный Аристипп умел ими пользоваться. Правда, этого факта достаточно,
чтобы отвергнуть удовольствие в качестве всеобщего, для всех годного принципа;
но гедоники и не претендовали на такую всеобщность, так как ставили своим
принципом отнюдь не общее, но личное удовольствие.
Эпикурейская школа
Отличие
эпикурейцев от гедоников состоит лишь в развитии и более детальной разработке
основного принципа. Эпикурейцы считались с причинами удовольствия, с его
длительностью, с возможностью последующего страдания. В результате у них
выработалась более осторожная и смягчённая форма эвдемонизма. Идеалом
эпикурейства является особого рода блаженная невозмутимость, имеющая не одну
отрицательную ценность отсутствия страданий, но также и положительный смысл
полной удовлетворённости.
Времяпрепровождение
своих богов они представляли именно в форме безмятежного dolce far niente.
Насколько облагороженными по сравнению с гедонизмом являются воззрения
эпикурейцев, ясно видно из их предпочтения духовных удовольствий телесным, а
также из той высокой оценки, которую они придавали удовольствию дружбы.
Отрицательный эвдемонизм
Отрицательный эвдемонизм
имеет представителями киников
и отчасти стоиков.
Подобно взаимоотношению двух предшествовавших учений, стоицизм можно назвать
усовершенствованным кинизмом. Основным принципом киников является абсолютная
свобода от влияний окружающей жизни, приводящая к отсутствию всяких страданий.
Киники, бывшие больше людьми практики, чем теории, проводили этот принцип
весьма односторонне, устремляя всю силу своего презрения на внешнюю
материальную обстановку и в открытом попирании всех требований культурности
испытывая некоторое своеобразное наслаждение. Этим, быть может, естественнее
всего объяснить те, в сущности ненужные, крайности, в которые они впадали в
своём образе жизни. Проповедуя безразличие ко всему, что не есть добродетель,
киники в действительности не оставались на точке безразличия, но со страстью
искореняли то, что, по их мнению, мешало добродетели и независимости мудреца.
Стоицизм
Стоическая апатия
проявлялась равномернее и спокойнее: однако не только в практическом применении
основного принципа следует видеть разницу кинической и стоической школ, но
главным образом в теоретических воззрениях последней, дающих место ясной
универсальной тенденции. Эта тенденция выражалась в понятии мирового закона, в
признании существования универсальных норм бытия. В постижении и осуществлении
этих норм и заключается обязанность стоического мудреца. Эти нормы имели, в
воззрениях стоиков, главным образом натуралистическое и политическое значение.
Стоицизм порывает с эвдемонистической точкой зрения и становится на почву
объективного обоснования морали. На этой именно почве стоицизм разросся в
сложную моральную систему, имевшую весьма большое историческое значение.
В связи с эклектическими
философскими учениями, распространившимися во II в. до н. э.,
стоицизм был перенесён в Рим и там послужил основанием государственного
законодательства. Стоическая идея универсальных разумных норм человеческой
природы, стоящих над всеми национальными и индивидуальными различиями, легла в
основу римского права. Исходя из одного и того же эвдемонистического принципа,
эпикуреизм и стоицизм оказали весьма различное влияние на общественные нравы и
настроение. Имея своей целью положительное удовольствие, эпикурейство лишено
было того дисциплинирующего влияния на человеческую волю, которым, несомненно,
обладал стоицизм.
Поставленный своим основателем на довольно значительную моральную высоту, эпикуреизм
имел всё-таки перед собой вниз направленную плоскость, по которой, под флагом
разумного пользования благами жизни, неудержимо влекли его низшие инстинкты
человеческой природы. Его падение наиболее резко обнаружилось на римской почве.
Но и в лучших своих проявлениях эпикурейство не пошло далее личного душевного
благоустройства. В общественной жизни эпикурейцы руководились девизом «проживи
незаметно», возводя таким образом в принцип себялюбивое обособление и
равнодушие к общественным интересам. Виндельбанд
совершенно правильно отмечает, что это эгоистическое удаление в частную жизнь
сделало эпикуреизм реальной философией всемирной римской монархии,
ибо самой твёрдой основой деспотизма
была та страсть к наслаждению, в силу которой каждый, среди общей путаницы,
старался спасти в тишине своей частной жизни возможно больше личного
довольства. Совершенно иную роль сыграл в языческом мире стоицизм. Его аскетический
характер имел нравственно-воспитательное значение и подготовлял к восприятию
высших этических норм, требующих для осуществления своих идеалов личного
самоотречения. Для стоического мудреца, освобождённого от всех личных
потребностей и стремлений, открывались гораздо более широкие моральные
горизонты. Стоицизм, по самой сущности своих принципов, должен был иметь
восходящее направление. И та высота, которой он достиг в своём развитии,
обнаружилась на той же римской почве. Если греческие стоики за свой замкнутый,
нетерпимый ригоризм
по достоинству могли быть названы «фарисеями
язычества», то римские стоики, дошедшие, в лице Эпиктета,
Сенеки
и Марка
Аврелия до ясного понимания всеобщего
братства людей, составляющих элементы единого божественного целого, до
проповеди любви к ближнему, могли быть названы христианами в язычестве.
Насколько, однако, эти принципы христианской морали в стоической этики были
затеряны в отвлечённой рассудочности и потому безжизненны - показывает
отношение Марка Аврелия к христианам, в которых он не узнал своих «братьев».
Христианство
Христианская
этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры
человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском
представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом.
Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия.
Выражается этика
христианства в христианском этосе, определенном стиле жизни, многообразном по
своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам
христиан.
Источник
христианской этики - тексты Священного Писания, а также их толкование Отцами
Церкви и позднейшими богословами, а также примеры нравственной жизни, явленные
в жизни Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории
моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.
При сохранении
неизменными базовых ценностей, каждая эпоха и различные христианские конфессии
предлагают свое понимание конкретных путей воплощения христианских этических
принципов в жизнь. Дальнейшему выявлению, обнаружению смысла нравственного
учения христианства могут способствовать изменение социальной действительности,
умонастроений и систем ценностей, усвоение философского наследия античности,
развитие богословия.
Отличие
христианской этики от других этических систем:
- христианская
этика - не столько система теоретических принципов, сколько определенный способ
жизни, подобающий христианам
- все
нравственные требования основываются на спасительных действиях Бога, а потому
могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения,
осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и
делает возможным само их выполнение);
- все
проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и
благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь
выражает себя)
- христианская
этика парадоксальна постольку, поскольку парадоксальна вера в распятого и
воскресшего Бога
Эпоха возрождения
Если начало
новой философии характеризуется освобождением от подчинения теологии, то и
новая этика возникает впервые на почве естественного разума, признавшего себя
независимым от требований религиозности.
Родоначальником
этой новой этики следует признать Шаррона,
который в сочинении своём «De la sagesse», вышедшем в 1610 году,
высказывает мысли, удивительно напоминающие новейших моралистов от Канта
и до наших дней. «Нравственность есть первое, религия же - второе, ибо
религия есть нечто заученное, извне нам приходящее, усвоенное из учения и
откровения и не могущее, поэтому, создать нравственность. Она скорее есть
порождение этой последней, ибо нравственность первична, стало быть, старее и
естественнее, и ставить её после религии - значит извращать всякий
порядок». Дальнейшее развитие теория естественной нравственности получает в
Англии, в исследованиях Фрэнсиса
Бэкона и Гоббса.
На континенте
этика значительно уступает по оригинальности и богатству идей этике, возникшей
на английской почве. Картезианство
всецело тяготеет ещё к теологической этике средневековья. Весьма характерен в
этом отношении схоластический спор Фенелона
и Боссюэ
о бескорыстной любви к Богу.
Утилитаризм
Утилитаризм
представляет конечное завершение и усовершенствование эвдемонизма. Польза,
выставляемая Миллем как конечная цель нравственного поведения, есть в сущности
не что иное, как приведённое к объективной норме и универсально понятое
удовольствие и благосостояние всех людей. Правда, эта абстрактность и
чрезвычайная общность понятия пользы превращает её зачастую уже в нечто чуждое
эвдемонизму; но в этом обнаруживается лишь неустойчивость самого принципа.
Наиболее последовательным проведением эвдемонистической точки зрения отличается
утилитаризм Бентама,
представляющий своего рода арифметику человеческого счастья и несчастья.
С этой
последовательностью связана его неполнота, не дающая места в системе высшим
нравственным проявлениям, связанным с не окупаемым никаким счастьем страданием.
Эта неполнота отчасти сглаживается Дж. С. Миллем, выводящим нравственное
бескорыстие из эвдемонистического принципа при помощи психологического понятия
ассоциации.
Ницшеанство
Ницшеанство -
не что иное, как проповедь жизни во имя жизни. Жизненная мощь, свобода
жизненных проявлений и их внутренняя гармония составляют основные принципы как
этики Гюго, так и Ницше.
Выдающееся значение Ницше в истории новейшей этики, разделяемое им с
Достоевским, состоит в необычайной смелости его морального скепсиса.
Вся новая этика, несмотря на чрезвычайное разнообразие её принципов, тяготела всё-таки
к христианскому миросозерцанию, с его альтруистическим и универсальным
кодексом. Задачей почти всех моралистов было во что бы то ни стало вывести из
своих основоположений требование любви к ближнему и личного самоотречения. В
сущности это требование было априорной, хотя и не всегда сознаваемой
предпосылкой почти всех этических систем.
Своеобразное
соединение эволюционной и утилитарной морали представляет и этика Гефдинга, стремящаяся
освободиться от всякой связи с метафизическими и религиозными проблемами. В
сущности Гефдинг возвращается к эвдемонистическому обоснованию этики. Её
основным принципом он ставит благополучие (Wohlfart), настаивая, однако, на
отличии этого принципа от всеобщего счастья и пользы утилитаристов. Под
благополучием следует разуметь все то, что служит удовлетворению человеческой
природы в её целом. Благополучие обозначает именно состояние цельности.
Мгновенные
чувства страдания и удовольствия не дают критерия для оценки цельного
состояния. Благополучие, как индивидуальное, так и общественное, не есть также
нечто стойкое и неподвижное: оно изменяется вместе с развитием и состоит в
деятельности. Понимая благополучие как изменчивый и развивающийся идеал,
Гефдинг устраняет из своего эвдемонизма возможность гедонической сытости и
косности. Напротив, всякое данное нравственное равновесие может быть нарушено
во имя высшей формы благополучия, которая может быть куплена даже ценой
страдания. Несмотря на условность основного принципа, этика Гефдинга
представляет весьма ценное исследование, анализирующее все важнейшие вопросы
общественной и индивидуальной жизни и дающее если не всегда глубокое, то во
всяком случае ясное и психологически тонкое разрешение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современность
приводит с одной стороны к нигилизму
этики, а с другой стороны - к расширению поля этического:
понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные
эксперименты (биоэтика).
На волне феминизма
этика получила гендерное
истолкование: вместо абстрактной гуманности или человечности
(критика которых достигла апогея в постмодернистской
концепции «смерти человека») добродетели группируются по оппозиции мужества
и женственности.
Альбертом
Швейцером выдвинут принцип благоговения
перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва
Толстого и Махатмы
Ганди. В своей книге «Культура и этика» А.
Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в XX веке, а также наметил
пути её развития.
Разработана
межрелигиозная этика Бахаи.
Тейяр
де Шарден в своем труде «Феномен человека»
объединяет традиционную этику с теорией эволюции.
Заслуживает
внимания буддистско-материалистическая
концепция Циолковского с формулой равновесия
добра и зла во вселенной, восходящая к зороастрийским воззрениям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал "Самиздат" - Кондрашов
Владимир Александрович: Очерк истории этики
2. Википедия – Этика http://ru.wikipedia.org/wiki
3. Гусейнов А., Иррлитц Г. Краткая история этики.
М.: Мысль, 1987.
Страницы: 1, 2
|