Наиболее
рациональным путем устранения указанных недостатков и улучшения основных
характеристик систем Глонасс и GPS, необходимых для расширения их
функциональных возможностей, является применение дифференциального режима
работы этих систем, что позволяет добиться повышения точности, надежности и
эффективности радионавигационного обеспечения в рабочих зонах дифференциальных
подсистем СНС.
Морские
дифференциальные подсистемы СНС должны работать
непрерывно и возможность получения надежных навигационных определений в
реальном масштабе времени с интервалами не более 5-10 с. Погрешности
определения места увеличиваются с увеличением расстояния от опорной станции и
старением дифференциальных поправок, но они не должны превышать 10м в рабочей
зоне с вероятностью 0,95.
Предлагаемое
оснащение опорными дифференциальными станциями позволит удовлетворить не только
потребности
общего мореплавания, но и нужды речников, рыбаков, гидрографов и промысловиков,
для которых особо важными являются районы Баренцева и Карского морей,
прибрежные воды Сахалина и северная часть Каспийского моря, а также районы
внутренних водных путей.
В феврале 1998 г. на мысе Шепелевский в Финском заливе была
введена в опытную эксплуатацию первая российская контрольно - корректирующая
станция дифференциальной подсистемы СНС.
На
основе использования высокоточных средств спутниковой навигации ИМО
предполагает осуществить широкое внедрение на морском флоте следующих
перспективных систем судовождения:
- авторулевых, обеспечивающих управление по траектории;
- электронных картографических систем (ЭКС);
- автоматических информационных систем (АИС).
Оснащение ими морских судов предусмотрено проектом новой Главы 5
Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море (Конвенции СОЛАС),
которая действует с 2000 года.
3. Автоматическая информационная (идентификационная) система.
Особый интерес
для меня среди этих средств имеет автоматическая информационная
(идентификационная) система (АИС), которая предназначена:
- для обмена навигационными данными между судами при их
расхождении в
море;
- для передачи данных о судне и его грузе в береговые службы (БС)
при
его плавании в районах с обязательным оповещением;
- для передачи с судна навигационных данных в береговую
СУДС для
обеспечения
более точной и надежной его проводки в зоне действия
системы.
Согласно Главе
5 Конвенции СОЛАС судовое оборудование АИС (транспондеры) внедряется как
обязательное на судах вместимостью свыше 5000т, перевозящих опасные грузы, с
2000г. Одновременно идет оснащение наземным оборудованием АИС районов с
обязательным оповещением - (Датские проливы, Английский канал, район
Австралийского Барьерного рифа, подходы к некоторым портам США и другие районы).
Национальные власти отдельных государств могут установить такое оборудование в
любых районах своего побережья для контроля за судоходством в прибрежных водах
страны и вводить в них зоны обязательного оповещения.
С 1 июля 2002
года введено обязательное оснащение транспондерами АИС всех морских судов
вместимостью 300 рег.т. и более. В соответствие с положениями новой Главы 5
национальные Администрации смогут обязать устанавливать такие транспондеры и на
судах меньшего размера для контроля за ними при их плавании вблизи берегов.
Учитывая, что одной из функций АИС является обеспечение
безопасного расхождения, то следовательно транспондерами необходимо будет
оснащать не только транспортные суда, но и все другие плавающие в море
рыболовные суда, военно-морские и пограничные корабли.
В мае 1998 г. ИМО принята Рекомендация (MSC.74/69),
cодержащая технико - эксплуатационные требования к универсальным
транспондерам.
Указанная
судовая аппаратура должна быть способна по запросу другого транспондера, размещенного
на другом судне или на берегу, передать по выделенному каналу УКВ-связи данные
о своем судне (его позывные, тип судна и его размеры), навигационные параметры
(местоположение судна, время, курс, путь и скорость относительно грунта,
состояние судна, его осадку и другие характеристики), данные о рейсе судна
(характер груза, порт назначения и время прибытия), а также другие необходимые
сообщения, касающиеся безопасности плавания. Частота передачи данных
транспондером дифференцируется в зависимости от их важности. Навигационные
параметры, знание которых необходимо для расхождения судов, передаются с
дискретностью в несколько секунд, а данные о судне и его грузе транслируются с
периодичностью 6 мин или по запросу. Для выработки передаваемых данных судовой
транспондер будет сопряжен с уже имеющимися на судне гирокомпасом, лагом и
аппаратурой спутниковой навигации, включающей в себя также приемник
дифференциальных поправок, что позволяет выдавать данные о местоположении c
метровой точностью.
На
другом судне, автоматически принимающем указанные данные, его транспондер будет
выдавать получаемую информацию на экран САРП, или радиолокатора или на
индикатор системы электронной картографии. В береговых службах, оснащенных
подобным транспондером, поступающие данные вводятся в компьютер и выдаются на
дисплей ЭВМ или экран СУДС. Обобщенная информация о навигационной обстановке
вблизи СУДС может также через транспондер передаваться с берега на суда
плавающие в этом районе. Это позволит судну, получающему эту информацию, иметь
у себя на САРП или электронной карте высокоточную картину окружающей
обстановки, наблюдая при этом даже суда и объекты, невидимые для судовой РЛС.
В результате использования АИС получены
следующие положительные результаты:
- благодаря организации с помощью транспондеров межсудового
обмена навигационными данными будет повышена надежность и эффективность
расхождения судов в море и следовательно безопасность их плавания;
- благодаря передачи на СУДС с судов с помощью транспондеров
навигационных данных, включая высокоточные полученные от дифференциальных
станций ГНСС координаты их текущего местоположения, будет расширена зона
контроля за судоходством со стороны СУДС и повышены качество и надежность
проводки судов в узкостях и стесненных водах и следовательно безопасность
мореплавания;
- благодаря неограниченной возможности запроса и
автоматического получения через транспондер необходимых данных о судне будет
обеспечен эффективный контроль за ним со стороны портовых властей, морских
Администраций и других береговых служб, а также со стороны кораблей ФПС и ВМФ
при следовании судна в территориальных водах страны;
- благодаря получению на судне через транспондер с СУДС более
детальной навигационной информации об окружающей обстановке судоводители будут
иметь возможность наблюдать на экране индикатора суда и другие объекты,
невидимые для судовой РЛС (т.е. находящиеся за поворотом реки или за островами
в узостях, шхерах и т.д.);
-
при использовании АИС может быть расширена зона наблюдения СУДС и введен
контроль за судоходством на реках без установки дополнительных береговых РЛС,
что даст значительный экономический эффект;
- организация на основе использования АИС контроля за
судоходством позволит повысить эффективность поисково-спасательных операций
благодаря более точному знанию координат аварийного судна и положения судов
ближайших к месту бедствия;
-
с помощью АИС может быть обеспечена передача на суда, плавающие в прибрежных
водах, навигационной и метеоинформации;
- применение АИС на рыболовных судах позволить осуществлять
контроль за ними в районах промысла;
-
благодаря передачи с судна на судно с помощью транспондеров высокоточных навигационных
данных судоводители смогут наблюдать на экране САРП более точную и оперативную
информацию о параметрах движения и маневрирования приближающегося судна.
Необходимость организации единой службы контроля и
управления судоходством определяется также принятием 31 июля 1998г.
Федерального Закона РФ №155-ФЗ "О внутренних морских водах,
территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации",
предусматривающий принятие мер по обеспечению безопасности судоходства и
регулированию движением судов, защите и сохранению окружающей водной среды,
предотвращению нарушений пограничных, таможенных, налоговых, санитарных и
других правил, установленных законами и нормативными правовыми актами страны.
4. Система
местоопределения, использующая специализированную спутниковую
радионавигационную систему.
Спутниковой
радионавигационной системой принято называть систему, в которой группировка ИСЗ
выполняет роль опорных радионавигационных точек. К числу таких систем относятся
NAVSTAR (США) и "Глонасс" (Россия). В переводе: NAVSTAR (Navigation System using Timing And Ranging)
или GPS (Global Positioning System)
В них
радиопередатчик имеется только на навигационных ИСЗ, а аппаратура, размещаемая
на подвижном объекте, имеет только приемник сигналов ИСЗ, устройство обработки
сигналов и вычисления координат объекта. В данных навигационных системах
результаты вычисления координат объекта имеются только на самом объекте, т.е.
аппаратура объекта сама определяет свои координаты. Общепринятое название этой
аппаратуры - аппаратура потребителя спутниковой навигации (АПСН).
Схема построения
системы радиоместоопределения и сопровождения подвижных объектов на основе
спутниковой радионавигационной системы представлена на Рис. 1.
Аппаратура,
устанавливаемая на подвижном объекте - аппаратура потребителя, осуществляет
прием на направленную антенну навигационных сигналов одновременно от нескольких
ИСЗ (не менее 4-х), находящихся в зоне видимости. По поступающей от ИСЗ кодовой
информации о параметрах излучаемого со спутника сигнала, а также данных об
орбитальных параметрах движения ИСЗ (эфемеридная информация) в ЭВМ аппаратуры
потребителя по заложенным алгоритмам определяются географические координаты
подвижного объекта, скорость и направление движения.
Данные о
координатах и скорости подвижного объекта могут представляться потребителю в
визуальной форме на табло и запоминаются с регистрацией времени измерения.
Для передачи
навигационных параметров подвижного объекта в центр сбора данных на подвижном
объекте используется отдельный канал связи подвижной спутниковой службы (ПСС).
В данной схеме указан канал спутниковой связи подвижного объекта с наземной
станцией центра сбора через геостационарный спутник связи (ГСС). Сеанс
измерения навигационных параметров и их передача от подвижного объекта
включается по запросу из центра сбора. При этом не требуется вмешательства
оператора на подвижном объекте.
Глобальная
спутниковая радионавигационная система NAVSTAR (Navigation System using Timing And Ranging) или GPS (Global Positioning System)
создана для высокоточного навигационно-временного обеспечения объектов, движущихся в космосе,
воздухе, на земле и в воде.
В ее состав
входят навигационные спутники, наземный комплекс управления и аппаратура
потребителей (пользователей). Применяемый в системе принцип состоит в том, что
специальные приемники, установленные у потребителей, измеряют дальности до
нескольких спутников и определяют свои координаты по точкам пересечения
поверхностей равного удаления. Величина временной задержки определяется
сопоставлением кодов сигналов, излучаемых спутником и генерируемых приемным
устройством, методом временного сдвига до их совпадения. Временной сдвиг
определяется по часам приемника. Для нахождения широты, долготы, высоты и
исключения ошибок в определении временного сдвига, приемник пользователя должен
“видеть” и принимать навигационные сигналы от четырех спутников.
Космический сегмент систем
ГЛОНАСС и GPS
Широкое развитие
спутниковой связи на основе геостационарных спутников, вращающихся на
экваториальных орбитах с периодом 24 часа, позволили использовать эти спутники
как неподвижные опорные радионавигационные точки для измерения относительно них
координат подвижных объектов.
Схема построения
системы местоопределения с двумя геостационарными спутниками связи представлена
на Рис. 2.
Примером таких систем
могут служить системы EUTELTRACS (ECA) и GEOSTAR (США).
Рис.2.
Схема построения системы местоопределения.
Спутники ГСС-1 и
ГСС-2 выполняют роль ретрансляторов сигналов в линии радиосвязи между наземной
станцией центра сбора и аппаратурой подвижного объекта. При этом ГСС-1
обеспечивает ретрансляцию сигналов от наземной станции к подвижному объекту и
обратно, а ГСС-2 только от подвижного объекта к наземной станции.
Аппаратура
каждого подвижного объекта имеет свой код, что позволяет наземной станции устанавливать
связи одновременно со всеми объектами, с группой или с одним.
В нормальном
состоянии аппаратура на подвижном объекте находится в пассивном режиме (прием
сигналов от наземной станции). Активизация (включение передатчика) аппаратуры
осуществляется по запросу от наземной станции.
Наземная станция
и центр сбора могут быть совмещены или соединены между собой отдельным каналом
связи (радиорелейным, телефонным, спутниковым).
6. Глобальная навигационная спутниковая система
ГЛОНАСС - М.
|
|
Рис. 3 Отечественный спутник ГЛОНАСС - М
|
|
Назначение:
Обеспечение навигационной информацией и сигналами
точного времени военных и гражданских наземных, морских, воздушных и
космических потребителей.
С 1996 года по предложению Правительства Российской
Федерации Международная организация гражданской авиации и Международная морская
организации используют систему ГЛОНАСС вместе с системой GPS (США) в качестве международных.
Характеристики:
|