На смену им первыми
пришли никель-металлгидридные батареи, но их шумно разрекламированные
преимущества наделе не оправдали ожиданий потребителей из-за небольшого срока
службы. Эта ситуация сейчас начинает выправляться благодаря технологическому
прогрессу в их производстве. Отличительные преимущества сегодняшних NiMH-батарей следующие:
- Их емкость примерно
на 30% больше емкости NiCd-батарей при тех же габаритах
- Они меньше склонны
к эффекту памяти, чем NiCd-батареи (периодические циклы
восстановления нужно выполнять реже)
- Низкая токсичность
(NiMH-технология считается экологически чистой)
К сожалению, NiMH-батареи имеют много недостатков. По сравнению с NiCd-батареями, у них меньший срок службы — около 500 циклов
«заряда/разряда», более быстрый саморазряд (в 1,5—2,0 раза) и более высокая
цена.
Потерю заряда
вызывает и их старение. У изношенной батареи пластины электродов разбухают и
начинают слипаться друг с другом, что приводит к повышению тока саморазряда.
Укрупнение кристаллических образований в NiCd-батареях
на основе никеля происходит в основном из-за слишком долгого нахождения ее в
зарядном устройстве и многократного заряда без периодического полного разряда.
Разукрупнить кристаллические образования позволяет проведение такой процедуры,
как тренировка, которую достаточно проводить один раз в 30—60 дней.
Литий-ионные батареи
постепенно завоевывают позиции на рынке устройств мобильной связи. Это
обусловлено такими их преимуществами, как:
- Высокая плотность
электрической энергии (по крайней мере вдвое большая, чем у NiCd-батареи того же размера, а значит, и вдвое меньшие
габариты при той же емкости)
- Медленный
саморазряд (примерно 2—5% в месяц плюс примерно 3% на питание встроенной
электронной схемы защиты)
- Отсутствие
каких-либо требований к обслуживанию, за исключением требования длительного
хранения в заряженном состоянии
Но есть и недостатки:
батареи некоторых производителей работают только при положительных
температурах, все батареи дороги и подвержены процессу старения, даже если они
не используются. Уменьшение емкости наблюдается примерно после одного года.
После двух лет хранения батарея часто становится неисправной. Поэтому не
рекомендуется хранить Li-ion-аккумуляторы
в течение длительного времени — нужно использовать их, пока они новые.
Li-ion-батареи
повреждаются при заряде в «чужих» зарядных устройствах, а так-же при хранении в
чрезмерно разряженном состоянии. Уменьшение емкости Li-ion - батарей необратимо, так как
используемые в них токсичные материалы рассчитаны на работу только в течение
определенного времени (к концу срока службы
батареи токсичность применяемых в них веществ снижается).
Литий-полимерные
батареи появились на рынке сотовых телефонов и портативных компьютеров совсем
недавно, они немного дешевле, чем литий ионные батареи при одинаковой плотности энергии.
Выдерживают примерно 150 циклов заряда/разряда.
Литий-полимерные
батареи изготовливаются в разнообразных пластичных геометрических формах,
нетрадиционных для обычных батарей. Они достаточно тонкие по толщине и способны заполнять
любое свободное место.
Основными параметрами
аккумуляторной батареи телефона являются:
- Электрическая
емкость
- Внутреннее сопротивление
- Напряжение
- Саморазряд
- Срок службы
Электрическая емкость
аккумуляторной батареи состоит из номинальной и реальной.
Номинальная
электрическая емкость — это то количество энергии, которым батарея
теоретически должна обладать в заряженном состоянии. Данный параметр аналогичен
емкости, например, стакана. Так же как в стандартный граненый стакан можно
налить 200 мл воды, так и в батарею можно «закачать» также лишь вполне
определенное количество энергии. Но определяется это количество энергии не в
момент заряда, а при обратном процессе, т. е. при разряде батареи постоянным
током в течение измеряемого промежутка времени до момента достижения заданного
порогового напряжения. Измеряется емкость в ампер-часах или миллиампер-часах и
обозначается буквой С. Значение номинальной емкости батареи, как правило,
зашифровано в ее обозначении.
Реальное значение
емкости новой батареи на момент ввода ее в эксплуатацию колеблется от 80 до
110% номинального значения и зависит: от фирмы-изготовителя, условий и срока
хранения, а также от технологии ввода в эксплуатацию. Нижний предел (80%)
обычно рассматривается как минимально допустимое значение для новой батареи.
Теоретически батарея, например, номинальной емкостью 1000 мА- ч может отдавать
ток 1000 мА в течение 1 ч, 100 мА — в течение 10 ч, или 10 мА в течение 100 ч.
Практически же, при
высоком токе разряда номинальная емкость не достигается, а при низком токе —
превышается.
В процессе
эксплуатации емкость батареи уменьшается. Скорость уменьшения зависит от типа
батареи, технологии обслуживания в процессе работы, используемых зарядных
устройств, условий и длительности эксплуатации.
Внутреннее
сопротивление батареи определяет ее способность отдавать в нагрузку большой
ток. Эта зависимость подчиняется закону Ома. При низком значении внутреннего
сопротивления батарея способна отдать в нагрузку больший пиковый ток (без
существенного уменьшения напряжения на ее выводах), а значит, и большую пиковую
мощность, в то время как высокое значение сопротивления приводит к резкому
уменьшению напряжения на выводах батареи при резком увеличении тока нагрузки.
Это приводит к тому, что внешне хороший аккумулятор не может полностью отдать
запасенную в нем энергию
в
нагрузку.
6.3 Выносные антенны
Антенны в мобильной телефонии занимают особое место.
Именно они связывают ваш телефонный аппарат с сотовой системой и
обеспечивают соединение. У купленного вами телефона уже есть простая и
удобная малогабаритная антенна. В большинстве случаев она обеспечивает
устойчивую связь. Но бывают ситуации, когда из телефона нужно «выжать»
все, что только возможно.
Некоторые пользователи сотовых телефонов не знают, что даже в пределах
зоны обслуживания почти каждой базовой станции, независимо от принадлежности к оператору
сотовой связи (стандарту), бывают участки с негарантированным покрытием.
Иногда встречаются «мертвые зоны», где для потери или восстановления
связи достаточно сделать 2—3 шага в сторону. Количество базовых станций в разных
районах города полностью эту проблему в отдельно взятом конкретном месте
не решает. Это беда не только сотовой связи, но даже и телевидения (обладающего
мощными передатчиками).
На качество соединения влияет множество факторов: конфигурация антенны, находящиеся
в непосредственной близости от нее объекты, правильное заземление, угол
отклонения от вертикали, длина соединительного кабеля и т. д. К сожалению,
конструкция современного мобильного телефона не позволяет использовать
высокоэффективную встроенную антенну, поэтому, для того чтобы обеспечить
качественную связь в местах с недостаточным радиопокрытием, ей необходима
помощь — дополнительная сменная антенна. Она особенно необходима
телефону в автомобиле, так как кузов последнего является своеобразным экраном,
препятствующим прохождению радиосигнала и искажающим его. Практически все типы
телефонов допускают использование сменных антенн. Однако успех будет
обеспечен лишь тогда, когда антенна используется правильно.
Сменные антенны имеет смысл применять в том случае, если
уровень принимаемого сигнала настолько мал, что связь становится
неустойчивой. В противном случае связь может даже ухудшиться (!!!). Можно
выделить несколько ситуаций, когда целесообразно применение сменных
антенн:
1.
Разговор ведется из экранированного помещения или из автомобиля. Вынесенная
наружу антенна существенно улучшает качество связи. Причем, если за
пределами
автомобиля (или здания) условия прохождения сигнала хорошие, нет
необходимости
применять антенны с повышенным усилением. Однако наличие кабеля между антенной и телефонным аппаратом и в некоторых случаях
до
полнительных разъемов (особенно
бесконтактных — емкостных и индуктивных)
приводит к некоторым потерям сигнала.
2.
Между говорящим по телефону и базовой станцией находятся массивные со
оружения, складки
местности или толстые стены. Сигнал может быть сильно
ослаблен и распространяться не
горизонтально.
3.
Разговор ведется на большом удалении от ближайшей базовой станции — на
краю
или за пределами зоны действия сотовой системы. Сигнал сильно ослаб
лен,
но распространяется горизонтально. Целесообразно применить антенну с
усилением
не менее 7 дБ, предпочтительно штыревую.
При осуществлении связи со стационарных объектов
(квартир, офисов, дач) целесообразно использовать направленные
внешние антенны. Конечно, при этом телефон становится менее «мобильным», так как
он будет подключен через специальный адаптер к антенному кабелю, но
качество связи во многих случаях становится даже выше, чем при движении рядом
с базовой станцией.
Сейчас
практически в каждом салоне связи можно купить самые разнообразные
автомобильные и стационарные антенны. Попробуем разобраться, нужна ли вообще
дополнительная внешняя антенна, чем они отличаются друг от друга, как
выбрать подходящую модель.
Начнем с наиболее
часто встречающегося примера использования мобильного телефона — в
движущемся автомобиле. В этом случае выносные антенны отводят
излучение телефона от головы, а также увеличивают его чувствительность.
Используя автомобильную антенну, вы улучшаете качество связи, продлеваете срок работы
батареи телефона и ограждаете себя от электромагнитного излучения. Можно
просто поставить магнитную антенну на крышу автомобиля или закрепить ее на
боковом стекле.
Почему же связь из автомобиля хуже, чем на открытом месте, и что же
конкретно происходит?
Внутри автомобиля работоспособность телефонного аппарата резко
понижается, поскольку в нем сигнал от базовой станции принимается
намного хуже, чем снаружи.
Внутри автомобиля излучение от собственной антенны телефона многократно
отражается,
в результате чего все пассажиры оказываются сидящими как бы внутри
микроволновой печи.
Принимая недостаточно сильный сигнал, аппарат получает от базовой
станции команду повысить уровень мощности; следовательно, увеличивается уровень
излучения и повышается расход электроэнергии.
Радиосигнал,
излучаемый телефоном, может отразиться на работе электронных устройств и
систем автомобиля.
Внешняя антенна не только помогает избежать вышеперечисленных неприятностей, но и
улучшает качество связи. Достигается это в основном благодаря выведению сигнала
за пределы автомобиля и более эффективному перераспределению диаграммы
направленности антенны.
Ha сегодняшний день наибольшее распространение получили коллинеарные и
планарные антенны. У каждой есть свои плюсы и минусы. Так, коллинеарные антенны
способны усиливать сигнал вне зависимости оттого, в какой стороне от них
расположена базовая станция, зато планарные располагаются внутри автомобиля и,
как следствие, более защищены от атмосферных воздействий и любителей чужой
собственности.
Согласно теории распространения электромагнитных волн,
для оптимального функционирования в автомобиле антенна должна: равномерно
излучать сигнал во все стороны в горизонтальной плоскости (имеет круговую
диаграмму направленности), иметь хорошее заземление, находиться как можно выше
и на достаточной площади заземленной поверхности. При этом, если антенна
штыревая, угол отклонения от вертикали не должен превышать 15°. Из всего этого
следует, что наилучшие показатели (для связи в автомобиле) будут обеспечиваться
штыревой антенной, врезанной в центр крыши.
Обычно автомобильная антенна состоит из двух частей:
внешней (штырь и внешняя часть базы) и внутренней (внутренняя часть базы или
коробка связи, к которой подключается кабель). Надежное соединение внешней и
внутренней частей жизненно
важно для обеспечения эффективной работы антенны. Выбор места на автомобиле,
где будет крепиться антенна, имеет значение не только с точки зрения удобства.
Расположение антенны относительно металлического кузова автомобиля влияет на ее характеристики,
из-за чего номинальное усиление, указанное в паспорте антенны, может только
приблизительно соответствовать реальному. Лучше всего, если антенна
установлена в сквозное отверстие в крыше автомобиля, поскольку в этом случае
обеспечивается непосредственный контакт всех ее элементов. В этом положении усиление практически
соответствует
номинальному, а диаграмма направленности — круговая. Но если кто-то не хочет сверлить отверстие в крыше,
можно воспользоваться другими способами установки: «сквозь стекло», на боковое стекло и на
багажник.
Монтаж антенны на бампере существенно искажает ее диаграмму направленности.
Антенны с большим усилением так крепить не рекомендуется. Расположение
антенны на багажнике или капоте даст промежуточный результат. При установке
«сквозь стекло» антенна чаще всего размещается у верхнего края заднего стекла
автомобиля. Внешняя часть базы антенны со штырем крепится снаружи, а коробка
связи — внутри салона. Потери обычно не превышают 0,5-1 дБ. Однако следует
помнить, что антенна не будет эффективно работать, если стекло, к которому
она прикрепляется, тонированное. Нельзя ставить антенну и поверх проводников
обогревателя. Кроме того, многие автомобили высшего класса имеют стекла с
двойным покрытием и в этом случае устанавливать антенну «сквозь стекло»
тоже нельзя.
Временный способ
установки антенны на крышу с помощью магнитного основания имеет ряд очевидных
преимуществ. Антенна может быть установлена в центре крыши, что
обеспечивает круговую диаграмму направленности и не требует сверления
отверстия. Однако такую антенну легко снять, а значит, легко и украсть.
Соединительный кабель от телефонного аппарата к антенне обычно
выводится через дверь и может быть легко поврежден. Есть еще один способ
временной установки антенны — на боковое стекло. В этом случае кабель
проходит внутри салона, и украсть такую антенну сложнее. И хотя
диаграмма направленности отнюдь не идеальна, качество связи
будет вполне приемлемым. Существуют варианты крепления, позволяющие
регулировать положение излучателя антенны по вертикали.
Кабель часто входит в комплект поставки антенны — обычно
это неразъемное соединение. Исходная длина кабеля, как правило, составляет 3
м; при монтаже антенны его обрезают, вследствии чего приходится устанавливать
разъем на конце кабеля, обращенном к телефону. Эту операцию нужно
делать тщательно — неправильно установленный разъем способен нарушить работу
всей системы. Соединение кабеля с телефоном бывает прямым и опосредованным —
через устройство громкой связи.
В первом случае кабель присоединяется через
дополнительный разъем телефонного аппарата. Во втором случае кабель
присоединяется к устройству громкой связи, а телефон вставляется в гнездо этого
устройства. Некоторые модели телефонов не имеют специального гнезда для
сменной антенны, и поэтому их можно присоединять только через устройство
громкой связи (иногда можно отсоединить штатную антенну и подсоединить кабель
вместо нее, но это неудобно).
Во втором случае можно устанавливать и использовать
недорогие стационарные направленные антенны для мобильных телефонов в городах и
селах, расположенных вокруг базовых станций операторов сотовой связи на
удалении до 35 км (GSM-900), до 40-45 км (D-AMPS), до 55-60
км (CDMA), до 70 км (NMT-4501) в
зависимости от рельефа местности.
Сотовый телефон с внешней антенной с успехом заменит
обычный и сможет помочь не только передать важные новости, но и вызвать экстренную
помощь и спасти жизнь человеку в критической ситуации.
Основными
разновидностями направленных антенн являются антенны типа «волновой канал» и логопериодические. Наибольшее
распространение получили первые. Они обладают большим усилением и просты в
изготовлении. Лого-периодические
антенны более сложны и дороги, однако они имеют большую полосу частот и не требуют дополнительной
настройки.
Антенна типа
«волновой канал» состоит из ряда параллельных вибраторов, расположенных
в одной плоскости: полуволнового линейного или петлевого
вибратора, к которому подключен кабель снижения (активный вибратор),
рефлектора и директоров (пассивные вибраторы).
Длина рефлектора и его расстояние до активного вибратора подобраны
таким образом, что излучение рефлектора ослабляет излучение активного
вибратора в обратном направлении и усиливает его в прямом направлении. Таким
образом, рефлектор является своеобразным отражателем, обеспечивающим формирование
однонаправленной характеристики излучения (приема). Нередко в качестве рефлектора
используется система вибраторов или сетка. Усилению излучения в прямом
направлении способствуют директоры, которые возбуждаются, как и рефлектор, под
воздействием излучения активного вибратора. Следовательно, казалось бы,
усиление антенны тем больше, чем больше у нее директоров. Однако чем больше
количество директоров в антенне, тем меньше сказывается на ее усилении
добавление каждого нового директора и тем сложнее добиться согласованной
работы всех директоров. Одновременно это ведет к сужению полосы
пропускания антенны.
К достоинствам антенны типа «волновой канал» можно
отнести сравнительно высокое усиление при простоте конструкции.
К недостаткам этой антенны следует отнести сложность ее настройки при
числе директоров более трех. Антенны, даже собранные по одному чертежу на
одной и той же линии, оказываются настроенными по-разному и не допускают дополнительной
настройки. Таким образом, реальное усиление такой антенны значительно ниже
указанного (в среднем на 3—4 дБ). Кроме того, узкая полоса пропускания ведет
к резкому снижению усиления в тех системах связи, где используют дуплексные
частоты с большим разносом. Например, стандарт DAMPS использует частоты
824—840 и 869—894 МГц и использование антенны типа «волновой
канал», настроенной на середину этого диапазона, приводит к заметному
ухудшению работы антенны на краях диапазона (то есть на рабочих частотах).
То же самое относится к стандартам GSM-900, GSM-1800.
Логопериодические антенны — это один из типов
антенн с неизменной формой диаграммы направленности и постоянным
усилением в широком диапазоне частот.
У такой
антенны во всем диапазоне частот обеспечивается хорошее согласование антенны
с фидером. Логопериодическая антенна образована собирательной линией в
виде 2-х труб, расположенных параллельно, к которым поочередно через один
крепятся вибраторы.
Рабочая полоса частот антенны со стороны нижней частоты зависит от
размеров наиболее длинных вибраторов, а со стороны верхней частоты — от
размеров наиболее коротких вибраторов. Усиление антенны определяется количеством
вибраторов, каждый из которых является активным. Следовательно, задав полосу частот
(размеры максимального и минимального вибраторов), можно получить
достаточно высокий коэффициент усиления во всем диапазоне за счет
увеличения
количества вибраторов. Логопериодические антенны хорошо работают в
широкополосных системах связи: DAMPS, GSM-900, GSM-1800 и, конечно, в
относительно узкополосных, например, в системе многостанционного доступа с
кодовым разделением каналов CDMA (ширина полосы частот 1,5 МГц). Они не
требуют дополнительной настройки, поскольку все вибраторы являются активными и
расстроены один относительно другого на постоянную величину, являющуюся
характеристикой антенны.
К. недостаткам этой антенны можно отнести ее более сложную конструкцию и
повышенную трудоемкость в изготовлении по сравнению с антенной типа «волновой
канал».
Таким образом, в системах сотовой связи стандартов CDMA, DAMPS, GSM-900/ 1800
целесообразно применять логопериодические антенны с необходимым для каждого
конкретного случая усилением. На границе зоны покрытия наиболее
эффективны антенны типа «волновой канал», однако настройка этих антенн должна
выполняться специалистом. Также следует обратить внимание на материал, из
которого изготовлена антенна. На частотах 800—900 МГц, а тем более 1800 МГц,
несколько лучший результат дает использование материалов с высокой
проводимостью — таких, как медь, латунь. Это повышает добротность антенны и
сводит к минимуму потери.
Приложение
Плакаты:
- Структурная схема цифрового радио телефона
- Зона покрытия «Мегафон», построение сот для
трех частот
Сотовый телефон:
- Samsung R620
Список используемой литературы
1. Андрианов В.И.,
Соколов А.В. Мобильные
телефоны.- СПБ.: БХВ-Петербург;Арлит.2003.-384с.:ил.-(Техника в вашем доме).
2. Матtриалы
сервера www.mobile.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|