ИСЗ состоит из: космической платформы и полезной
нагрузки. В случае геостационарных спутников конфигурация ИСЗ тесно связана с
радиотехническими и конструктивными параметрами полезной нагрузки, что накладывает
на космическую платформу ряд требований: высокая степень удержания и устойчивость
положения; высокая точность наведения антенн; большой срок службы на выделенной
орбитальной позиции; отвод (рассеяние) тепла, выделяемого полезной нагрузки, в
свободное пространство; подвод электрической энергии от системы батарей к
полезной нагрузке; обеспечение (если предусмотрено) возможности работы в тенях.
Основные части ИСЗ следующие: собственно конструкция; система терморегулирования;
система регулирования положения и орбиты (т. е. система стабилизации ИСЗ на
геостационарной орбите); система определения дальности (командная и
телеметрическая); апогейный двигатель. Конструкция ИСЗ должна выдерживать
статические и динамические нагрузки, возникающие при запуске ракеты-носителя;
статические и динамические нагрузки, вызванные пуском апогейного двигателя и
различного рода орбитальные возмущения.
Динамические нагрузки, вызываемые работой стартовой
установки, очень велики и состоят из механических и акустических ударов и вибраций,
связанных с работой двигателя и возникающих в процессе движения.
Обычно конструкция ИСЗ условно делится на две части:
главную и вспомогательную (или обеспечивающую).
Главную конструкцию, или корпус, на ИСЗ выполняют из
легких алюминиевых сплавов, она содержит простую оболочку цилиндрической или конической
формы с рамой или ребрами жесткости и различные фасонные опоры и перекладины
для ячеистых панелей и плоскостей антенн и других устройств.
Вспомогательная конструкция (платформа) включает в
свой состав, например, панели солнечных генераторов (батарей) и антенных
рефлекторов, и выполняют ее обычно из сложных материалов (например, угольное
волокно, эпоксидная резина) высокой жесткости и с низким коэффициентом расширения,
с одновременным учетом минимизации массы и в совокупности со стойкостью и
способностью сохранить размеры при значительных перепадах температур.
Система терморегулирования поддерживает температуру
ИСЗ в пределах, подходящих для нормального функционирования ПН, и другой, обеспечивающей
функционирование ИСЗ на орбите, аппаратуры.
В космосе теплопередача происходит главным образом в
результате излучения в вакуум. Для приборов ИСЗ она происходит через их конструктивную
связь с внешними излучающими радиаторами, постоянная освещенность которых
сильно ограничивает емкость теплопередачи. Внешние источники тепловой энергии,
воздействующие на ИСЗ, — это тепловое излучение Солнца и Земли, а также
отраженная от освещенной части Земли солнечная радиация (альбедо). Эти
воздействия имеют различные спектральные и геометрические характеристики и
поэтому по разному поглощаются (воспринимаются) поверхностью спутника.
Для геостационарных ИСЗ тепловая окружающая обстановка
определяется следующими условиями: земной тепловой поток и альбедо незначительны;
максимальная продолжительность периодов тени доходит до 70 мин/сутки; северная
и южная стороны ИСЗ попеременно находятся в тени (до шести месяцев в году) и
освещаются Солнцем на относительно низких углах (до 23° для других шести
месяцев); в случае трехосной стабилизации боковые стороны ИСЗ по разному
освещаются Солнцем в течение суток.
Кроме того, полезная нагрузка состоит, как правило, из
подсистем с сосредоточенным (локализованным) тепловыделением (например, мощные
усилители на ЛБВ, клистронах и т. п.).
Решение задач терморегулирования в трудных условиях
обеспечивают принятые специальные конструктивно-технологические меры, а именно:
использование жесткозакрепленных оптических солнечных отражателей, специальных
материалов для создания легких поверхностей с высокой теплопроводностью (бериллий,
магний), методов специального теплового кондиционирования для южной и северной
сторон, в некоторых случаях ЛБВ с коллектором прямого излучения и/или с помощью
тепловых труб и ограничение температурных перепадов на антеннах путем
использования специальных покрытий.
Ещё одной важной характеристикой спутника является –
срок его службы, его увеличение, достигнутое за последние годы, обусловлено внедрением
твердотельных схем и усилителей, многократным дублированием (резервированием)
ЛБВ и клистронов выходных устройств, появлением водородно-никелевых
аккумуляторов и совершенствованием системы удержания ИСЗ на орбите.
Последнее стало возможным благодаря появлению
двухкомпонентного топлива и электротермических корректирующих двигателей.
Создание ионных двигателей позволит еще более повысить срок службы спутников
(вплоть до 20 лет), одновременно уменьшая массу системы коррекции.
Внедрение перечисленных выше технических
усовершенствований в технику ИСЗ уже сегодня привело к существенному увеличению
времени его нахождения на орбите. Сейчас срок службы ИСЗ в первую очередь ограничивается
износом систем коррекции орбиты и энергоснабжения, что объясняется деградацией
солнечных элементов и потерей емкости аккумуляторов. За последние 20 лет срок
службы спутников возрос с 18 месяцев до 3...5 лет, а потом и до 7 лет.
Намечается переход к эксплуатации спутников с 10-летним жизненным циклом.
Основным элементом спутника является бортовой
ретранслятор (БРТР) – радиотехническое приемопередающее устройство,
устанавливаемое на ИСЗ и предназначенное для приема сигналов от передающей
земной станции (одной или нескольких), их усиления и дальнейшей передачи в
направлении приемной земной станции (одной или нескольких). Большинство
спутников связи и вещания представляет собой многофункциональные устройства, содержащие
по несколько трактов (или стволов), подключенных к нескольким антеннам.
Возможны следующие варианты построения схемы одного ствола с учетом характера
преобразования принимаемого сигнала.
БРТР гетеродинного типа наиболее часто встречаются в практике спутниковой
связи и вещания. Ширина полосы пропускания такого БРТР, как правило, не
превышает 40...80 МГц, а основное усиление обеспечивается в тракте
преобразования частоты (ПЧ), в ряде случаев выбираемой в пределах 70...120 МГц.
В таком БРТР обычно два преобразования частоты: понижающее и повышающее.
БРТР с однократным преобразованием частоты (в литературе встречаются названия: линейный
БРТР, БРТР прямого усиления). В нем только одно преобразование частоты
принимаемого сигнала, в результате которого спектр сигнала переносится в
область сигналов передаваемых на землю частот. Преимущество такой схемы – в её
простоте и большей широкополосности. Ширина полосы пропускания может доходить
до 80...120 МГц. Однако недостаток такой схемы – трудности технической
реализации, связанные с необходимостью получения значительного усиления на
одной из частот. При типичных для большинства линий связи уровнях передаваемых
и принимаемых сигналов потребуется реализовать в БРТР большое усиление (120 дБ
ориентировочно), что затруднительно с точки зрения обеспечения устойчивости в
работе.
БРТР с демодуляцией (или обработкой) сигнала
на борту. Применялись, как правило,
для передачи специальных видов информации. По мере развития систем спутниковой
связи (переход к цифровым методам, обработка, сигналов на борту, изменение вида
модуляции, коммутация сообщений по лучам и т. п.) такие схемы стали
использовать и для обеспечения дуплексной связи через стационарные ИСЗ с
детектированием (демодуляцией). Например, в случае работы цифровыми методами на
борту нередко осуществляются детектирование принятых сигналов и их регенерация.
Конструкция БРТР должна обеспечивать самостоятельное и
надежное функционирование в сложных условиях воздействия всей совокупности этих
факторов в течение всего срока службы и удовлетворять следующим требованиям:
минимально возможная масса при заданных требованиях надежности и энергетических
показателей; оптимальная по условиям установки в ИСЗ форма для обеспечения
минимальных нагрузок на ракету-носитель; оптимальное использование внутреннего
пространства БРТР с целью обеспечения необходимых условий терморегулирования,
удобного доступа к узлам и блокам и возможности замены блоков перед стартом;
минимальное влияние динамических нагрузок неравномерности распределения масс в
полете на другие системы ИСЗ, главным образом на системы ориентации и стабилизации;
способность выдерживать различного рода вибрации, ускорения и удары,
возникающие в процессе запуска и коррекции траектории, основным источником
которых является работающий реактивный двигатель как самого космического
аппарата, так и ракеты-носителя, частота вибраций от нескольких до тысяч герц;
способность выдерживать резкое изменение температуры (+60...−150°С). Как
видно, к БРТР предъявляют довольно жесткие требования, часто противоречащие
друг другу. Например, БРТР должны иметь минимальные массу и габаритные размеры,
отличаться высокой надежностью и экономичностью и в то же время отдавать максимально
возможную мощность, иметь высокую стабильность параметров в течение большого
срока эксплуатации.
По указанным причинам исполнение аппаратуры БРТР имеет
ряд существенных отличий от аналогичной аппаратуры, находящейся в наземных условиях.
К ним относятся прежде всего использование специальных методов монтажа, методов
напыления, т. е. использование специальной технологии в процессе изготовления.
Учитывая всё
вышеизложенное, в проектируемой системе спутниковой связи будем использовать
БРТР гетеродинного типа, его структурная схема представлена на рис. 5.
рис.6 Структурная
схема бортового ретранслятора гетеродинного типа, где: Г – гетеродин; УПЧ –
усилитель промежуточной частоты; МУ – мостовой усилитель;
Принятый антенной сигнал на частоте fПР поступает на вход БРТР, в смесителе частота fПР смешивается с частотой гетеродина fГ1, в итоге на выходе смесителя будем иметь разностную
частоту fПЧ=fПР−fГ1, т.е. осуществляется понижающее преобразование частоты. На частоте fПЧ в усилителе промежуточной частоты (УПЧ)
осуществляется основное усилие БРТР в заданной полосе частот. В следующем преобразователе
осуществляется повышающее преобразование усиленного сигнала ПЧ в сигнал частоты
передачи fПЕР=fПЧ+fГ2, который после дополнительного усиления в выходном мощном каскаде мостового
усилителя (МУ), собранном, как правило, на ЛБВ или клистроне, излучается в сторону
Земли.
Таким
образом данный БРТР сможет обеспечить уверенную ретрансляцию сигналов,
получаемых с наземных станций.
По заданию
необходимо рассчитать затухание сигнала при его распространении от передатчика,
расположенного в городе Рим (Италия) до геостационарного ИСЗ и от этого ИСЗ до
приемника, находящегося в городе Москва (Россия).
Данные для расчёта:
Рабочие частоты (fраб) 4/6
ГГц;
Интенсивность дождя
в обоих городах (ε) 10 мм/ч;
Координаты: г. Рим ДN
=120 ШN =420
г.
Москва ДN
=380 ШN =560
Высота над уровнем
моря: г. Рим 200м;
г.
Москва 156м;
Долгота спутника (ДСП) 100
Расстояние от земли
до геостационарной орбиты (d) 35800 км;
Расчёт:
Затухание сигнала
при его распространении от передатчика рассчитаем по формуле:
где ;
Поглощение волн в
атмосфере:
где ,
h’O2 =5,3 км; h’H2O =2,1
км.
Затухание сигнала в гидрометеорах:
Угол места находим:
H=42170 км, RЗ=6370 км.
Произведем расчет на
участке: г. Рим – ИСЗ
Угол места:
тогда
Найдем расстояние от
передатчика до приемника ИСЗ
=> км;
тогда дБ;
Поглощение волн в атмосфере:
;
находим по графику рис.7
дБ;
рис.7 Зависимость
коэффициента поглощения для кислорода и водяных паров от частоты
Затухание сигнала в гидрометеорах: , и lЗ найдем по графикам рис.8 и рис.9
дБ.
рис.8
Частотная зависимость коэффициента поглощения сигнала
в дожде различной интенсивности.
|
рис.9 Зависимость эквивалентной
длины пути сигнала в дожде различной интенсивности от угла места антенны
земной станции.
|
дБ.
Полное затухание на участке
равно:
дБ.
Аналогично произведем
расчет на участке: ИСЗ – г. Москва
Угол места:
тогда
Найдем расстояние от
передатчика до приемника ИСЗ
=> км;
тогда дБ;
Поглощение волн в атмосфере:
; ;
находим по графику рис.7
дБ;
Затухание сигнала в гидрометеорах: , и lЗ найдем по графикам рис.8 и рис.9
дБ.
дБ.
Полное затухание на участке
равно:
дБ.
В ходе выполнения курсовой
работы были разработаны структурные схемы передающего и приёмного тракта
наземных станций и структурная схема бортового ретранслятора ИСЗ. Кроме того,
было рассчитано затухание сигнала при его распространении от передатчика,
расположенного в городе Рим (Италия) до геостационарного ИСЗ и от этого ИСЗ до
приемника, находящегося в городе Москва (Россия). Были описаны особенности
построения и характеристик систем многостанционного доступа с ИКМ и разделением
каналов по времени, а также бортового ретранслятора ИСЗ.
Вцелом разработка и использование
спутниковых систем является весьма перспективной задачей, тем более что
применяемые для производства спутника и батарей материалы позволяет существенно
увеличить срок службы спутника на орбите.
1. Радиорелейные и спутниковые
системы передачи под ред. А.С. Немировского. – М.: Радио и Связь, 1986.
2. Садомовский А.С. Радиосистемы
передачи информации: Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 2001.
3. Системы спутниковой связи под
ред. Л.Я. Кантора: Учеб. пособие для вузов . – М.: Радио и Связь, 1992.
4. Спутниковая связь и вещание,
справочник под ред. Л.Я. Кантора. – М.: Радио и Связь, 1988.
Страницы: 1, 2
|