Системы подвижной спутниковой связи на основе низкоорбитальных ИСЗ
МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ РФ
МОСКОВСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ
КАФЕДРА СИСТЕМ РАДИОСВЯЗИ
ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ:
“Сравнение и выбор оптимальной системы определения
местоположения подвижных объектов для использования на территории России.”
МОСКВА
1996
Для рецензии
Оглавление
.....................................................................................................................стр.
Введение.......................................................................................................3
1 Основные требования, предъявляемые к
системам слежения
за подвижными
объектами.....................................................................5
2 Описание существующих и планируемых
отечественных
и зарубежных систем, представляющих
возможность
слежения за местоположением подвижных
объектов.........................6
2.1 Международная система спутниковой связи
“ИНМАРСАТ”..........6
2.2 Международная спутниковая система
“КОСПАС-САРСАТ”.........8
2.3 Спутниковая система
“КУРС”............................................................11
2.4 спутниковая система
“ГОНЕЦ”..........................................................13
3 Обоснование выбора
системы................................................................14
4 Описание системы “ОРБКОММ” и ее технические
характеристики..17
4.1 Назначение
системы.............................................................................17
4.2 Принцип
работы...................................................................................17
4.3 Форматы передаваемых
сообщений....................................................18
4.4 Взаимодействие с другими
сетями.......................................................19
4.5 Зоны обслуживания и время доставки
сообщений.............................19
Заключение...................................................................................................21
Литература...................................................................................................22
Введение
В настоящее время у многих ведомств и
организаций возникает необходимость оперативного слежения за местоположением и
состоянием подвижных объектов, а также передачи на них оперативной информации.
Практически все заинтересованные диспетчерские
службы в настоящее время имеют в своем распоряжении те или иные технические
средства, позволяющие осуществлять контроль/слежение за передвижением своих
объектов. Однако существующие средства не являются совершенными, обладают малой
степенью автоматизации и имеют малую достоверность.
В последние годы настоятельно ставится задача
о внедрении новых надежных технических средств, которые позволили бы
осуществлять автоматизированный сбор диспетчерской информации с подвижных
объектов, а также передавать информацию на объекты. Технически эта задача может
быть выполнена целым рядом средств, как традиционных, так и спутниковых. На
практике, однако, ни одна из возможных систем так и не была реализована на
территории России.
Создание такой системы позволит обеспечить
автоматизированный сбор информации о дислокации подвижных объектов,
обслуживаемых в рамках данной системы вне зависимости от их местоположения на
Земном шаре, т.е. в глобальном режиме. При этом средства системы будут
автоматически вычислять географические координаты местоположения объектов и
направлять их в соответствующие диспетчерские пункты пользователей. Информация
может быть также запрошена с объекта по инициативе диспетчера из диспетчерского
пункта и имеется возможность передать на объект необходимую информацию.
Средства системы позволяют не только решать
коммерческие цели управления, но и обеспечат повышение безопасности движения объектов
и будут способствовать охране человеческой жизни. Данные о дислокации аварийных
объектов могут быть переданы в соответствующие поисково-спасательные службы.
Изучения, проведенные в России показали, что
имеются следующие основные категории потенциальных пользователей,
заинтересованные в получении оперативной информации с подвижных и стационарных
объектов:
1. Администрации, эксплуатирующие морские и
речные суда.
2. Организации, эксплуатирующие подвижной
железнодорожный состав и специальные средства.
3. Организации, эксплуатирующие подвижные
автомобильные объекты.
4. Научные организации, проводящие с помощью
подвижных технических средств изучение мирового океана и воздушного
пространства.
5. Организации, эксплуатирующие магистральные
трубопроводы и иные удаленные объекты.
6. Предприятия топливно-энергетического
комплекса.
7. Администрации, осуществляющие контроль за
состоянием окружающей Среды.
8. Сельскохозяйственные предприятия.
9. Коммерческие структуры.
Анализ требований потенциальных пользователей
к системам сбора оперативной информации позволил выявить следующее:
1. Необходимость автоматического определения
географического местоположения объекта, не требующего вмешательства оператора в
работу оконечного устройства. При этом требования к точности определения
местоположения варьируются от нескольких метров до десятков километров.
Некоторые категории объектов движутся по строго определенным маршрутам (поезда,
автомобили), в то время, как другие имеют большую свободу перемещений (суда,
научные буи и т.д.).
2. Требования к оперативности доставки
информации от оконечного устройства до пункта сбора данных пользователя
изменяются от нескольких минут до нескольких часов.
3. Количество определений - от нескольких раз
в месяц до нескольких раз в час.
4. Возможность передачи дополнительной
информации с подвижного объекта и на объект. При этом выявлен достаточно
широкий диапазон информации, подлежащей передачи.
5. Наличие простых и недорогостоящих оконечных
устройств пользователей, которые при необходимости могли бы работать от
автономных источников питания.
В использовании системы слежения за
местоположением подвижных объектов проявили заинтересованность ряд ведомств и
организаций (МВД, МПС и др.).
1. Основные требования к системе слежения за
подвижными объектами.
Система должна обеспечивать возможность
слежения за передвижением ценных грузов, легкового автотранспорта и других
подвижных объектов в реальном масштабе времени с точностью определения
местоположения до 50-400 метров, а также получения от объектов аварийной
информации.
В состав системы должны входить главный и
региональные диспетчерские центры, в которые информация от объектов должна
поступать одновременно.
Должна быть предусмотрена возможность запросов
о местоположении и состоянии объектов из диспетчерских центров, а также
передача на них информации.
Тип передаваемой информации - цифровой.
Терминалы, устанавливаемые на подвижные
объекты, должны быть устойчивы к вибрационным воздействиям, иметь малые
габариты, вес (не более 1 - 1,5 кг.) и энергопотребление. Электропитание должно
осуществляться от автономного источника.
Необходимо предусмотреть возможность
автоматического срабатывания терминалов в аварийных ситуациях.
Терминалы должны обеспечивать бесперебойную
работу в диапазоне температур от -50 до +50 °С при влажности воздуха при 30 °С
- 99%.
Антенны терминалов должны иметь малые габариты
и обеспечивать бесперебойную связь при скорости ветра до 30 м/сек.
2. Описание
существующих и планируемых отечественных и зарубежных систем, предоставляющих
возможность слежения за местоположением подвижных объектов
2.1 Международная система спутниковой связи
“Инмарсат”
В 1982 году началась эксплуатация
Международной системы спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Для эксплуатации и развития
этой системы была создана новая международная организация со штаб квартирой в
Лондоне. Сейчас эта организация объединяет 75 государств.
Система “Инмарсат” включает в себя следующие
основные комплексы:
- космический сегмент;
- сеть Земных станций;
- Координационные центры системы;
- парк станций, устанавливаемых на подвижных
объектах.
Работа системы осуществляется в диапазонах
частот, выделенных Всемирной административной радиоконференцией для подвижных
служб. Для подвижных объектов используется диапазон 1,5/1,6 ГГц., а для
фидерных линий земных станций - 4/6 ГГц. Система “Инмарсат” обслуживает все
существующие подвижные службы, включая морскую, авиационную и сухопутную и
позволяет осуществлять двустороннюю связь в телефонном и телеграфном режимах.
При этом, с помощью системы сигнализации, вхождение в связь осуществляется в
полностью автоматизированном режиме. Любая станция, установленная на подвижном
объекте, может в автоматическом режиме осуществлять выход на любого абонента
телексной или телефонной сетей, независимо от страны и континента. Качество
каналов связи удовлетворяет соответствующим рекомендациям МСЭ.
Космический сегмент, системы на данном этапе,
включает в себя 8 спутников - ретрансляторов (4 основных и 4 резервных),
расположенных на геостационарной орбите. Сеть “Инмарсат”, организованная в 4
океанских регионах, покрывает практически всю поверхность Земного шара, за
исключением приполярных районов.
Радиокомплекс КА состоит ретрансляторов,
осуществляющих прием, усиление и перенос сигналов (без какой-либо обработки) в
следующих диапазонах:
1,6 ГГц - 4 ГГц (линия “подвижное
средство-КА-Земля”);
6 ГГц - 1,5 ГГц (линия “Земля-КА-подвижный
объект”);
Диаграмма направленности антенных систем, как
правило, оптимизированна для облучения поверхности Земного шара.
Пропускная способность в каждом океанском
регионе определяется параметрами конкретного КА, выполняющего роль
эксплуатационного (от 75 до 200 эквивалентных телефонных каналов).
Для работы в рамках системы “Инмарсат”
подвижные объекты оснащаются оконечным терминальным оборудованием. Такое
оборудование должно удовлетворять определенным технико-эксплуатационным
требованиям “Инмарсат”а, известным как Стандарты.
Станция Стандарта-А практически является
терминальным устройством международной телефонной и телексной связи. Протоколы
работы обеспечивают автоматическое соединение с любым абонентом этих сетей.
Станции Стандарта-А имеют добротность -4 дБ/К, ЭИИМ в пределах 36 дБВт. Работа
станции обеспечивается с помощью направленной и стабилизированной
параболической антенны диаметром 80-120 см. Станция управляется
микропроцессорами и являются
полностью автоматизированной и обеспечивает связь в телефонном и телеграфном
режимах.
Одобрение станций Стандарта-А “Инмарсат”ом уже
прекращено вследствие неэффективности использованием этим оборудованием
выделенного частотного диапазона и мощности ИСЗ.
В настоящее время в системе “Инмарсат”
внедряются новые классы аппаратуры, получившие следующие названия:
Станции Стандарта-С представляют собой
малогабаритные станции с ненаправленной антенной с добротностью -23 дБ/К, ЭИИМ
- 12 дБВт. Антенные системы имеют либо ненаправленную либо слабонаправленную
диаграммы направленности и обладают небольшими физическими габаритами. Передача
информационных и сигнальных сообщений осуществляется в пакетной форме.
Спутниковая приемо-передающая станция
Стандарта-С, оборудованная встроенным приемником GPS (Global Positioning
System) для определения местоположения подвижного объекта, позволяет
автоматически передавать навигационные данные объекта в диспетчерские центры.
Погрешность в определении местоположения составляет десятки метров. Связь
осуществляется при любых погодных условиях и атмосферных явлениях по запросу с
диспетчерского центра, либо автоматически, в заданные диспетчером интервалы
времени.
В настоящее время в данной системе
эксплуатируются комплексы, базирующиеся на использовании типового персонального
компьютера. Данный комплекс позволяет отображать движение транспортных средств
по территории России на экране монитора с помощью электронных карт и
осуществлять с объектами двустороннюю связь в режиме низкоскоростной передачи
данных (600 бит/сек). На электронные карты пользователь может наносить
необходимую ему информацию самостоятельно как в виде пометок на карте, так и
при помощи прикладных баз данных.
Страницы: 1, 2, 3
|