Расчет и проектирование судового асинхронного электродвигателя
Министерство транспорта
Российской Федерации
Государственная Морская
Академия имени адмирала С.О. Макарова
Кафедра
ЭДАС
Вариант № 10
Задание на курсовое проектирование
по дисциплине:
“Судовые электрические машины”
Рассчитать
и спроектировать судовой асинхронный двигатель по следующим данным:
1.
Номинальная
мощность: =40
кВт;
2.
Номинальная
частота вращения (синхронная): =1500 об/мин
3.
Схема
статора: “звезда”;
4.
Номинальное
напряжение питания: =380
В;
5.
Исполнение:
брызгозащищенная;
6.
Исполнение
ротора: короткозамкнутый;
7.
Частота
сети
Выполнил: к-т гр. Э-332
Попаденко Н.С.
Проверил:
Сюбаев М.А.
Санкт-Петербург
2005
1.Электромагнитный
расчет и определение основных размеров двигателя
Определение
размеров двигателя
При заданной номинальной мощности = 40 кВт, частоте сети =50 Гц, синхронной частоте
вращения = 1500
об/мин определяем число пар полюсов двигателя ;
Задаемся предварительными значениями КПД , коэффициента мощности , индукции в воздушном
зазоре =0,74 Тл,
используя кривые графиков (мет.указ. рис.1-3).
Определяем фазный ток статора по выражению:
А; гдеВ;
- число фаз
статора; -
номинальное фазное напряжение обмотки статора, В; - номинальная мощность машины, кВт.
Определяем расчетную (внутреннюю) мощность
двигателя по выражению:
кВА;
Зная расчетную мощность и число пар полюсов,
по графику устанавливаем
предварительное значение диаметра расточки статора = 26,67 см = 0,2667 м.
Далее определяем окружную скорость ротора:
; Выполнено условие ≤40;
В результате имеем предварительное значение = 0,2667 м, полученное с учетом параметров
построенных машин и допустимой окружной скорости ротора.
Расчет
обмотки статора
Определяем магнитный поток машины: , задаемся величинами: ;
;
;
м;
Вб;
Находим предварительно число последовательно
соединенных витков фазы статора:
; где - обмоточный коэффициент, .
Задаемся числом пазов на полюс и фазу .
Предварительное значение числа последовательно
соединенных проводников в пазу:
.
Округляем до ближайшего целого четного числа ;
Окончательное число последовательно
соединенных витков фазы статора ;
Для полученного значения определяем значение магнитного
потока:
Вб.
Линейная нагрузка для ,:
;
Машинная постоянная Арнольда:
Для диаметра расточки статора окончательно определим
значения:
;
Длина статора : см;
Конструктивная длина статора: см;
Аксиальная длина чистой стали статора: см, где - коэффициент заполнения
листовой стали толщиной 0,5 мм, =0,9…0,93.
Определяем внешний диаметр магнитопровода
статора по формуле:
см;
Найдем ближайший меньший нормализованный
диаметр статора: ;
Установим вид паза – прямоугольный. Задаемся
высотой паза ;
Находим высоту сердечника статора:
;
сечение сердечника статора:
;
Определяем магнитную индукцию в сердечнике
статора:
; Соблюдено условие ;
Выбор
воздушного зазора
Для машин с мощностью :
;
Диаметр ротора:
;
Определяем число пазов статора:
Расчетное значение провода статорной обмотки:
, где - принятая плотность тока, при
Пусть ;
- округляем до ближайшего стандартного
значения
Выбираем размеры:
высота , ширина - для прямоугольной меди;
Для проверки правильности расчетов определим
коэффициент заполнения паза:
, где - площадь сечения паза,
при прямоугольном пазе
В качестве обмотки статора применим
двухслойную укороченную обмотку.
Определяем элементы обмотки:
шаг секции по пазам: , где =0,1,2,3…
, =2 (укороченная обмотка);
шаг по пазам между началами фаз , где k=0,1,2,3…
, k=2
полюсное деление в шагах по пазам:
;
коэффициент распределения обмотки:
коэффициент укорочения обмотки:
Обмоточный коэффициент:
Расчет
обмотки ротора
Число пазов ротора выбираем в определенной
зависимости от числа пазов статора , с целью уменьшения паразитных
моментов, шума, вибрации, двигателя:
;
Определяем ток фазы ротора, т.е ток стержня:
, где коэффициент трансформации тока
Для обмотки типа “беличья клетка”:
;
А;
Сечение стержня ротора:
, где - плотность тока в медных стержнях; =5,5…8
; отсюда диаметр паза ротора ;
Ток в короткозамыкающем кольце:
;
Сечение короткозамыкающего кольца:
, где плотность тока
;
Размеры короткозамыкающего кольца:
;
Расчет
магнитной цепи
Зубцовый шаг на расточке статора:
;
Ширина зубца статора на расточке:
, где - ширина щели прямоугольного паза статора;
;
МДС зубцового слоя статора:
, где - расчетная высота зубца в радиальном
направлении;
- расчетная напряженность поля;
Для прямоугольных пазов принимается: ;
;
, где - ширина зубца статора на 1/3 высоты зубца;
Зубцовый шаг статора на 1/3 высоты:
;
Ширина зубца статора на 1/3 высоты зубца:
;
;
Напряженность определим по кривым намагничивания стали,
зная величину индукции в этом сечении: ;
МДС зубцового слоя статора:
;
МДС сердечника статора:
, где - напряженность магнитного поля в сердечнике
статора, определяемая по кривым намагничивания на основе полученного ранее
значения магнитной индукции ; ;
- средняя длина магнитной цепи статора:
;
;
МДС зубцового слоя ротора:
, где для круглых пазов ротора принимается равной диаметру
паза ;
Зубцовые шаги ротора по трем сечениям:
;
;
;
Ширина зубца ротора по трем сечениям:
;
;
;
Ширина зубца ротора на расточке:
;
Магнитная индукция в зубцах ротора по трем
сечениям:
;
;
;
Магнитная индукция в зубцах не должна
превышать 1,9 Тл.
По кривым намагничивания на основании
рассчитанных индукций находятся напряженности магнитного поля по трем сечениям
зубца: :
Средняя напряженность магнитного поля в зубцах
ротора:
;
;
Сечение сердечника ротора:
;
Высота сердечника ротора:
;
МДС сердечника ротора:
, где напряженность магнитного поля сердечника
ротора определяется
по кривой намагничивания, задавшись магнитной индукцией в сердечнике ротора: ; ;
;
;
МДС воздушного зазора:
, где - выбор воздушного зазора, мм; - коэффициент воздушного
зазора; , где - коэффициент воздушного
зазора статора, -
коэффициент воздушного зазора ротора;
;
= 1,52;
;
полная МДС магнитной цепи на пару полюсов:
;
Коэффициент насыщения двигателя:
;
Определение
сопротивлений обмоток двигателя
Определение активных сопротивлений
Активное сопротивление фазы статорной обмотки
при 75:
, где - коэффициент увеличения сопротивления при
переменном токе:
Омическое сопротивление одной фазы при 15:
, где - расчетное значение провода статорной
обмотки;
; - длина лобовой части, ; ;
;
Ом;
Ом;
Активное сопротивление стержня при 75:
, где - расчетная длина стержня ротора, м;
Удельное сопротивление для медных стержней .
;
Активное сопротивление двух колец, приведенное
к сопротивлению стержня:
, где - удельное сопротивление кольца; - длина короткозамыкающего
кольца между центрами соседних пазов.
;
Ом;
Активное сопротивление ротора ;
Приведенное к статору активное сопротивление
обмотки ротора:
;
Определение
индуктивных сопротивлений
Индуктивное сопротивление обмотки статора
Пазовая магнитная проводимость открытого паза:
, где ; =10, =4;
;
Магнитная проводимость дифференциального
рассеяния для открытого паза:
;
Магнитная проводимость рассеяния лобовых
частей:
;
Полная магнитная проводимость рассеяния
обмотки статора:
Индуктивное сопротивление обмотки статора:
Индуктивное сопротивление обмотки типа
“беличья клетка”:
Пазовая магнитная проводимость для круглого
стержня:
;
Магнитная проводимость дифференциального
рассеяния:
;
Магнитная проводимость рассеяния лобовых
частей при кольцах, прилегающих к стали ротора:
, где , - соответственно толщина и ширина сечения
короткозамыкающего кольца. - диаметр оси короткозамыкающего кольца. ;
Полная магнитная проводимость рассеяния
ротора:
Приведенное к статору индуктивное
сопротивление ротора:
;
2. Расчет параметров
и характеристик двигателя.
Ток
холостого хода
Фазная индуктивная составляющая тока холостого
хода:
;
Потери в стали статора состоят из потерь в
сердечнике статора и зубцах:
;
Для электротехнической стали Э11 с толщиной
листов 0,5 мм удельные потери ;
Масса сердечника статора:
, где - плотность электротехнической стали.
;
Масса зубцов статора:
;
;
=0,537 кВт;
Поверхностные потери статора, Вт:; где удельные
поверхностные потери статора, Вт/м2: ;
;
Поверхностные потери ротора, Вт:
; где удельные поверхностные потери ротора,
Вт/м2:
;
Суммарные поверхностные потери:
;
Пульсационные потери в статоре, Вт:
, где амплитуда пульсаций индукции в среднем
сечении зубца статора: ,
где ; ;
;
Пульсационные потери в роторе:
, где
Амплитуда пульсаций индукции в среднем сечении
зубца ротора:
Тл, где ;
Масса зубцов ротора:
;
;
Суммарные пульсационные потери:
;
Механические потери:
Ориентировочно механические потери ;
Электрические потери в обмотке статора при
холостом ходе:
, где
Намагничивающий ток:
;
Суммарные потери в асинхронном двигателе при
холостом ходе:
2279 Вт.
Активная составляющая тока холостого хода:
;
Ток холостого хода (фазный):
;
Кратность тока холостого хода:
;
Коэффициент мощности при холостом ходе:
.
Пусковые
характеристики:
Индуктивное сопротивление холостого хода:
;
Комплексный коэффициент:
;
Параметры короткого замыкания:
активное сопротивление:
;
индуктивное сопротивление:
;
полное сопротивление:
;
Приведенный ток короткого замыкания ротора:
;
Ток короткого замыкания статора ;
Коэффициент мощности при коротком замыкании:
;
Кратность тока короткого замыкания должна
составлять:
;
Кратность пускового вращающего момента:
;
Номинальное скольжение:
, где ,
;
Для судовых двигателей начальный (пусковой)
момент должен быть не ниже 0,9 номинального момента: . В нашем случае: .
3.Тепловой расчет
Удельные тепловые нагрузки в статоре:
от потерь в стали
;
от потерь в меди статора:
;
от изоляции:
; где - периметр паза статора.
Превышение температуры над входящим воздухом:
а) стали статора:
, где - коэффициент теплорассеяния статора при
аксиальной вентиляции:
; - окружная скорость вентилятора.
б) лобовых частей обмотки:
, коэффициент теплорассеяния лобовых частей
при аксиальной вентиляции:
;
в) в изоляции статорной обмотки:
, где коэффициент теплопроводности изоляции
класса В - ;
Среднее превышение температуры статорной
обмотки:
Превышение температуры обмоток асинхронных
двигателей морского исполнения не должно быть более: 75 для класса изоляции В.
Расчет
рабочих характеристик двигателя:
При расчете будем применять аналитический
метод. Задаемся 6-ю значениями скольжения S в пределах
номинального скольжения (0,2…1,3). Расчет удобно выполнить в табличной форме:
Само номинальное скольжение:
.
В таблице: - активная составляющая тока статора; - реактивная составляющая
тока статора; -
электрические потери в статоре; - электрические потери в роторе; - суммарные потери в
стали; -
добавочные потери; -
активная мощность при номинальной нагрузке; - комплексный коэффициент; - фазное напряжение.
№ п/п
|
Скольжение
|
0,005
|
0,01
|
0,015
|
0,02
|
0,0235
|
0,025
|
1
|
|
13,67
|
6,8897
|
4,6293
|
3,4991
|
2,994
|
2,821
|
2
|
|
0,3416
|
0,3416
|
0,3416
|
0,3416
|
0,3416
|
0,3416
|
3
|
|
13,674
|
6,898
|
4,64189
|
3,51575
|
3,0134
|
2,8416
|
4
|
|
0,999
|
0,99879
|
0,99728
|
0,99526
|
0,99356
|
0,99275
|
5
|
|
0,02498
|
0,0495
|
0,07359
|
0,09716
|
0,11336
|
0,1202
|
6
|
|
16,32
|
32,35
|
48,0768
|
63,4766
|
74,0585
|
78,536
|
7
|
|
16,073
|
31,855
|
47,2655
|
62,2789
|
72,537
|
76,8598
|
8
|
|
22,732
|
23,9087
|
25,8177
|
28,4098
|
30,606
|
31,636
|
9
|
|
27,84
|
39,829
|
53,857
|
68,4527
|
78,7295
|
83,116
|
10
|
|
0,577
|
0,7998
|
0,8776
|
0,9098
|
0,92134
|
0,92473
|
11
|
|
10,608
|
21,0243
|
31,195
|
41,104
|
47,8744
|
50,7275
|
12
|
|
0,2488
|
0,5092
|
0,93108
|
1,054
|
1,98966
|
2,21755
|
13
|
|
0,0526
|
0,20689
|
0,45696
|
0,7965
|
1,0843
|
1,21939
|
14
|
(кВт)
|
1,337
|
1,337
|
1,337
|
1,337
|
1,337
|
1,337
|
15
|
|
0,0303
|
0,06208
|
0,1135
|
0,18339
|
0.24259
|
0,27038
|
16
|
|
1,6687
|
2,11517
|
2,83854
|
3,82098
|
4,65355
|
5,04432
|
17
|
|
0,8426
|
0,8994
|
0,909
|
0,90704
|
0,90279
|
0,90056
|
18
|
|
8,939
|
18,909
|
28,3564
|
37,2830
|
43,22
|
45,683
|
19
|
|
1492,5
|
1485
|
1477,5
|
1470
|
1464,75
|
1462,5
|
20
|
|
0,057
|
0,12
|
0,18
|
0,24
|
0,28
|
0,299
|
Максимальный момент:
;
Критическое скольжение, соответствующее
максимальному моменту:
;
Участок зависимости в диапазоне рассчитаем по формуле Клосса:
;
Для построения графика зависимости расчеты удобно свести в
таблицу:
M, кНм
|
0,057
|
0,12
|
0,18
|
0,24
|
0,28
|
0,299
|
0,45
|
0,39
|
0,33
|
0,29
|
0,23
|
0,188
|
S
|
0,005
|
0,01
|
0,015
|
0,02
|
0,0235
|
0,025
|
0,3
|
0,4
|
0,5
|
0,6
|
0,8
|
1
|
n
|
1492
|
1485
|
1477
|
1470
|
1464
|
1462
|
1050
|
900
|
750
|
600
|
300
|
0
|
|