б а
Рис
17. Структурная схема радиодомов:
а
– 1 класса; б – 2 класса; в – 3 класса.
4. ТРАКТ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОГРАММ.
Схема
предусматривает поступление вещательных сигналов двух уровней: низкого НУ и
высокого ВУ на входы студийной аппаратной СА и трансляционной аппаратной ТА. С
низким уровнем сигналы поступают из радиовещательной студии (РС). Сигналы
высокого уровня поступают из АЗ, трансляционных пунктов, О.МВЛ и т. д.
Номинальное значение максимального уровня сигнала на выходе тракта 15 дБ.
Радиовещательная
студия является головным звеном канала звукового
вещания,
определяющим качество передачи. Поэтому показатели качества
студийного
тракта должны соответствовать высшему классу. Для аппаратуры речевых трактов
допустимы показатели I класса.
Аппаратура
студийного тракта предназначена для усиления и обработки
вещательных
сигналов и смешения сигналов разных источников. Структурная схема студийного
звукового тракта показана на рис. 19. Микрофоны Мк с помощью кабелей
подключаются ко входам микрофонных усилителей МУ, которые повышают уровень до
значения, удобного при последующей обработке сигнала. После МУ включены
индивидуальные регуляторы ИР, позволяющие установить требуемый уровень
вещательного сигнала. Смешивание сигналов от источников происходит на смесителе
СМ
после
индивидуальных регуляторов. Промежуточный усилитель ПУ усиливает уровень
суммарного сигнала после СМ. К СМ через согласующие устройства СУ подключаются
соединительные линии от других источников вещательного сигнала (от
магнитофонов, трансляционных пунктов, различных устройств обработки сигнала и
др.). Суммарный сигнал проходит через общий (главный) регулятор уровня ОР и
поступает на вход линейного усилителя ЛУ. Линейный усилитель поднимает уровень
сигнала до значения, определяемого потребителями (АЗ, АЦ и т. п.).
В
качестве СЛ, подключаемых к выходу тракта, используют специальные
экранированные кабели либо обычные линии городской телефонной
сети.
При этом на выходе тракта уровень сигнала не должен превышать
15
дБ (4,4 В). К выходу ЛУ подключены индикатор уровня ИУ и контрольный
акустический агрегат КА.
Современный
пульт студийной аппаратной содержит большое количество устройств управления,
поэтому в них применяется блочный принцип построения схемы студийного тракта.
Каждый источник сигнала, каждая группа источников, каждый выход закрепляются за
кассетами. Примером современного звукорежиссерского пульта является пульт,
разработанный для АСБ общесоюзного телевизионного центра. Несмотря на то, что
он
проектировался с учетом специфики телевизионного вещания, пульт с успехом можно
использовать при всех видах звукорежиссерской работы в радиовещательных
студиях.
Пульт
имеет 24 входа. Все входы универсальны, к каждому входу можно подключить сигнал
как низкого уровня (от микрофона), так и высокого (до 11 В). Имеется
возможность коммутации любого источника сигнала на любой из входов.
Основной
тракт вещательного сигнала от входа микрофонного усилителя до выхода линейного
состоит из унифицированных элементов кассеты индивидуальных регуляторов КС-1
(кассеты источников сигналов), кассеты группового регулятора КС-2 (кассеты
групп источников сигналов), кассеты главного регулятора КС-3 (выход), линейного
разделительного усилителя УЛР-2. Сигналы от источников программ поступают на
входы кассеты КС-1, состоящей из входного делителя, микрофонного усилителя
УМ-21, промежуточного усилителя У-16, частотного корректора КИ-1, регулятора
индивидуального уровня РУ-23, разделительного усилителя У-16. Частотный
корректор
КИ-1 включен до индивидуального регулятора уровня. Это позволяет подобрать на
слух необходимую степень коррекции частотной характеристики тракта при закрытом
регуляторе, а затем вводить источник сигнала.
Рис.
19. Структурная схема студийного звукового тракта.
Сигналы
с выходов кассет КС-1 можно разделить на шесть групп путем свободной коммутации
каждой из кассет на любую из шести шин либо на все сразу. Смешивание сигналов
выполняется на резисторной схеме смесителя (СМ1 и СМ2). Каждая из шести шин подключается
к кассете групповых регуляторов КС-2, состоящих из группового регулятора ГрР и
усилителя У-16. Усилитель в кассете служит для компенсации затухания, вносимого
схемой смесителя. В каждую из шести шин
можно
подключить различные устройства обработки сигналов: ревербераторы
частотные
корректоры, компрессоры. Сгруппированные на шинах и обработанные в устройствах
спецэффектов сигналы коммутируются на входы любой из четырех кассет КС-3.
Каждая из кассет состоит из главного регулятора ГР и компенсирующего затухание
усилителя У-16. Затем сигналы направляются к линейным разделительным усилителям
УЛР-2 и далее на выходные шины. Поступающие в АЦ сигналы коммутируются на входы
программных
аппаратных, АЗ и т. д.
Описанный
пульт звукорежиссера обладает широкими технологическими возможностями. Наличие
в тракте трех регуляторов (индивидуального, группового, главного) при записи
программы с участием больших коллективов позволяет индивидуальными
регуляторами устанавливать требуемое соотношение звучаний внутри каждой
исполнительской группы, групповыми регуляторами — оптимальное соотношение между
отдельными группами (между хором и солистом; между оркестром, хором и солистом и
т. д.). При использовании нескольких сценических площадок можно
вводить
их по ходу передачи с помощью групповых регуляторов. Наличие четырех выходов
позволяет использовать пульт для четырехканальной магнитной
записи.
Диаграмма
уровней по напряжению тракта формирования звуковых программ показана на рис.
21. График построен для низкого входного уровня 82 дБ, что соответствует
звуковому давлению перед микрофоном 0,1 Па минимальной чувствительности 630
мкВ/Па.
В
настоящее время в СССР эксплуатируется студийная аппаратура, выпускаемая
Венгерской Народной Республикой и Чехословацкой Социалистической Республикой. С
помощью комплектов ФИТ (ВНР) можно вести студийные передачи, осуществлять записи
и монтаж программ, коммутировать и распределять программы по потребителям.
Пульты РКС-01, РКС-02, РКС-06, РКС-08, РКС-11 и другие предназначены для
обработки сигнала при ведении передачи из вещательной студии и подачи сигнала
на
магнитофон
для записи. Пульт РКС-01 имеет восемь универсальных входов для
сигналов
низкого (микрофонного) и высокого уровней и четыре выхода.
Предназначен
для ведения передач из малой музыкальной студии. В пульте
РКС-02
– 6 универсальных входов и два выхода. Пульт предназначен для аппаратной
записи
речевой студии. Пульт аппаратной средней концертной студии РКС-08 имеет девять
универсальных входов для моно- и три входа для стереофонических сигналов.
Позволяет вести передачи и запись моно- и три входа для стереофонических программ.
Имеет два выхода стереофонических сигнала, позволяющих с помощью сумматора и
линейного усилителя организовать два выхода моносигнала.
Пульт
центральной аппаратной РКС-01 позволяет осуществлять коммутацию,
распределение
и контроль внешних программ. Пульт имеет шесть входов для
подключения
внешних источников программ, четыре — для подключения источников внутренних
программ, все входы высокого уровня. Кроме этого, в пульте имеется аппаратура (вещательный
блок), позволяющая использовать АЦ в качестве студийной аппаратной и вести
передачи как с микрофонов, так и с магнитофонов.
Тем
же целям, что и пульт РКС-01 (за исключением возможности использования
в
качестве студийного пульта) служит пульт РКС-02. Пульт рассчитай на подключение
восьми внешних и четырех внутренних источников программ. Все входы — высокого
уровня.
Чехословацкая
фирма «Тесла» выпускает пульты звукорежиссера, предназначенные только для
обработки монофонического сигнала (ЕСР), и универсальные для моно и
стереосигналов (ЕСС). Пульт ЕСС-084 предназначен для обработки стерео- и
моносигналов. Имеет четыре входа от стереофонических источников сигнала (или
восемь входов моносигнала) и два выхода (четыре для моносигнала). Пульт может
обеспечить работу по любой из стереофонических систем: AB, ХУ, MS. Для контроля стерео- и
моносигналов к пульту приданы высококачественные акустические
системы.
Пульт оснащен сигнальным приспособлением для совместной работы с двумя
студиями.
Пульт
ЕСР/С 122 предназначен для крупных музыкальных студии. Он
позволяет
вести передачу и запись стереофонических и монофонических программ.
Имеет
шесть входов для стереосигналов (или 12 входов для моносигналов) и один выход
(два для моносигнала). Для осуществления магнитной записи гнезда всех выходов
удвоены. Аппаратура пульта позволяет обеспечить работу по любой из
стереофонической системы (AB; XY, MS). Пульт предназначен
для работы из одной студии.
Пульт ЕСР/С 186
предназначен для крупных музыкальных студий и поставляется
в
двух вариантах для моно- (ЕСР) и стереофонического вещания (ЕСС). Аппаратура
может быть использована в монтажной аппаратной. Аппаратура ЕСС позволяет вести
стереофонические и монофонические передачи.
5.
ТРАКТ
ПЕРВИЧНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОГРАММ.
Часть
электрического канала звукового вещания, предназначенную для передачи
вещательного сигнала на радиовещательные станции и в системы проводного
вещания, называют трактом первичного распределения программ. Структурная схема
тракта показана на рис. 14. Соединительные линия между аппаратными, а также
соединительные линии к передающим радиостанциям и центральным станциям
проводного вещания должны соответствовать высшему классу качества.
Предельная
длина низкочастотной соединительной линии ограничивается ее максимальным
затуханием. При больших расстояниях используются промежуточные усилители.
Соединительные линии также образуют в системах высокочастотного телефонирования
кабельных и радиорелейных линий связи.
КРА
осуществляет связь центральной аппаратной радиодома с потребителями программ.
Через КРА получают программы вешания радиопередатчики союзного,
республиканского, межобластного, областного и городского вещания, а также
центральные станции городских радиотрансляционных сетей и оконечные
междугородные вещательные аппаратные (ОМВА).
ОМВА
организуются при междугородных телефонных станциях и выполняют функции связи
междугородных каналов звукового вещания (МКЗВ) с аппаратными, которые
распределяют программы по потребителям (КРА), и аппаратными, где формируются
программы вещания (АЦ). КРА и ОМВА организуются в Москве, в столицах союзных республик,
областных
Рис.
22. Структурная схема междугородних каналов вещания,
образованных
в кабельной -(о), радиорелейной (б), космической (в) системах связи:
ОМС—
оконечная магистральная станция; ОРС —оконечная радиорелейная станция; УРС —
.узловая радиорелейная станция; ЗС — земная станция космической системы связи;
ИС—искусственный спутник Земли.
и
краевых центрах с большим количеством радиопередающих средств, большим
объемом
местного вещания и большим количеством входящих и исходящих каналов междугородного
вещания. Если программа вещания передается небольшому
количеству,
потребителей, то функции КРА выполняет АЦ радиодома.
Составной
частью тракта распределения программ является междугородный
канал
звукового вещания, образованный в кабельной, радиорелейной и космической
системах связи. Структурная схема междугородного канала вещания показана на
рис.
22. Для подачи программ на районные радиоузлы, расположенные в зоне уверенного
приема, используют МВ ЧМ радиостанции. Дальний высококачественный прием
передача
радиостанций
с амплитудной модуляцией невозможен по ряду причин, поэтому такой прием
используется лишь в аварийных случаях для резервирования основных каналов
подачи программ.
Сигналы
с выхода КРА поступают на междугородную телефонную станцию (МТС), при которой
организуются ОМВА (рис. 22). В ОМВА осуществляются коммутация, разветвление
каналов, а также их контроль и резервирование. Если
каналов
немного, то функции ОМВА выполняют линейно-аппаратные цехи МТС.
Каналы
звукового вещания, (КЗВ), образованные в ОМВА, выполняют
следующие
функции: подачу программ центрального вещания в столицы союзных
республик,
в областные и краевые центры; подачу республиканской программы в
областные
центры данной республики; передачу вещательных программ на все радиостанции
республиканского, областного или краевого центра; организацию междугородных каналов
обмена программами вещания; подачу программ вещания из периферийных пунктов к
центру; организацию межреспубликанского и межобластного вещания.
ОМВА
соответствующих городов передают вещательные сигналы в радиодома
для
формирования местных программ. Для выполнения всех этих задач в ОМВА
имеется
специальное оборудование, например, стойка КВМ-2,
заменившая
стойку КВМ, выпускавшуюся до 1968 г. Стоика вещания малой ёмкости КВМ-2
обеспечивает передачу и разветвление; прием, транзит, контроль программ
вещания; замену рабочих каналов резервными; служебную связь по обратным каналам
во
время работы; включение переговорных устройств и генератора звуковой частоты
при подготовке каналов к работе. Оборудование КВМ-2 позволяет одновременно
передавать каждую из четырёх программ вещания по 24 каналам и принимать три
программы вещания по любому из 24 обратных каналов. Для уменьшения
протяженности каналов вещания и исключения параллельного пробега одинаковых программ
используют ветвящуюся структуру при радиальио-узловом построении сети вещания,
которая обеспечивает разветвление и транзит в спектре звуковых и высоких
частот, а также выделение программы в промежуточных пунктах.
Главные
узлы сети вещания находятся в крупных административных
и
культурных центрах, которые соединены между собой по принципу «каждый с
каждым». В зонах действия главных узлов организуются узлы второго порядка,
соединенные между собой и с главными узлами. Выделение программ центрального
вещания производится во всех республиканских, областных и краевых центрах. В
небольших населенных пунктах программы центрального вещания не выделяются. Некоторые
области и края в восточной части СССР получают программы центрального вещания с
временным сдвигом. Для этого области с малым сдвигом поясного времени
объединяют в зоны. Из одного областного центра, имеющего наиболее развитую сеть
связи,
осуществляется передача центрального вещания во все областные центры данной
зоны.
Передача
программ республиканского вещания в пределах республики, имеющей областное
деление, производится по республиканским сетям, принципы и структура
организации которых не отличаются от структуры сети центрального вещания.
Радиовещательные станции, передающие центральную программу, получают ее от ближайшего
республиканского, краевого или областного центра, программа на которые
поступает от магистральной сети вещания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|