Как работает радиоизмеритель скорости
В
настоящее время широко распространены автономные средства навигации ЛА. К их
числу принадлежат и доплеровские измерители вектора скорости объекта. Наиболее
распространенные из них – доплеровские измерители путевой скорости и угла сноса
самолета (ДИСС).
Под
путевой скоростью ЛА обычно понимают горизонтальную проекцию его скорости
относительно земной поверхности. Путевая скорость W
связана с воздушной скоростью V и скоростью ветра U
навигационным треугольником, в котором угол между векторами воздушной и путевой
скорости называется углом сноса, поскольку его причиной является ветер.
Доплеровский измеритель позволяет непосредственно определить путевую скорость
по спектру частот сигнала, отраженного земной поверхностью, основываясь на эффекте
Доплера, заключающемся в изменении частоты отраженного от объекта сигнала в
зависимости от скорости движения этого объекта.
При
горизонтальном полете летательного аппарата для обеспечения достаточно большой
проекции вектора скорости W на направление облучения и для
сохранения значительного отражения от поверхности в направлении ДИСС применяют
наклонное облучение поверхности.
Если
отражающие свойства поверхности в облучаемой площади примерно одинаковы, то
форма огибающей спектра частот отраженного сигнала определяется формой ДНА
измерителя в вертикальной плоскости. Максимальную мощность при этом имеет
сигнал на средней частоте спектра, соответствующий направлению оси ДНА.
Для
измерения путевой скорости ЛА необходимо найти среднюю частоту доплеровского спектра
. Если вектор W
горизонтален и составляет с осью ДНА угол в горизонтальной и в вертикальной плоскостях,
то:
Если
направление облучения совпадает с вектором W в
горизонтальной плоскости, то угол и приращение достигает максимума:
.
Если
известны и , то путевую скорость W можно определить непосредственным измерением с помощью частотомера.
Однолучевые
радиоизмерители скорости, однако, не находят применения из-за очень низкой
точности измерения. Неточность эта вызвана, в первую очередь, неточностью
совмещения оси ДНА с вектором W из-за погрешности
измерения. Второй важной причиной погрешностей измерения скорости однолучевым
прибором является крен ЛА. Эта погрешность достигает 0.05% отклонения показаний
прибора от истинной скорости на каждый градус крена летательного аппарата.
Погрешность
крена можно компенсировать за счет стабилизации антенны ЛА в горизонтальной
плоскости или введения поправок на крен при обработке данных в вычислительном
устройстве. Однако это, естественно, приводит к усложнению и утяжелению
вычислителя, не устраняя при этом органических недостатков однолучевого метода
измерений, к которым также относятся высокие требования к стабильности частоты
измеряемых колебаний.
Наиболее
разумным способом увеличения точности измерения скорости является применение
многолучевых измерителей, излучающих в двух, трех или четырех направлениях.
Многолучевые
измерители вектора скорости, основанные на эффекте Доплера, делятся на
самолетные и вертолетные. В самолетных ДИСС измеряется продольная и поперечная
составляющие вектора скорости, тогда как в вертолетных системах измеряется еще
и вертикальная составляющая скорости. Кроме того, у самолетных ДИСС заранее
неизвестен знак вектора скорости, который может быть и нулевым в режиме
зависания. Отличаются максимальные значения измеряемых скоростей, высотный потолок
измерения – у самолетных систем они в десятки раз выше. Однако объем выходных
данных вертолетных измерителей больше из-за необходимости измерения полного
вектора скорости. Вертолетные ДИСС применяются также для осуществления мягкой
посадки космических аппаратов, а самолетные – для управления крылатыми ракетами
и экранопланами.
В состав измерителя вектора скорости, упрощенная структурная схема
которого представлена на рисунке, входят антенное устройство, формирующее три
или четыре луча, приемопередатчик, устройство обработки сигналов, вычислитель
составляющих скорости и устройство отображения. Обычно данные ДИСС
непосредственно вводятся в систему автоматического управления ЛА.
Рассмотрим
принцип действия многолучевых ДИСС для горизонтального полета, при котором
вектор W всегда направлен вперед, а вертикальная
составляющая скорости отсутствует. Чтобы понять необходимость использования
трех или четырех лучей, изучим сначала двулучевые системы.
При
измерении путевой скорости и угла сноса антенная система поворачивается до
совмещения спектров сигналов на выходе каналов приемника, соответствующих двум
лучам антенны. При этом ось симметрии лучей совмещена с вектором W, а угол между этой осью и осью самолета равен углу сноса . Точность двулучевой системы выше,
чем у однолучевой, так как при повороте антенны лучи пересекают линии равных
частот под углом, близком к прямому, а это обеспечивает большую чувствительность
системы.
Если
при измерении равенство частот и установлено неточно то это приводит к
погрешности в определении угла сноса, однако почти в 30 раз меньшей, чем у
однолучевой системы. Однако погрешность из-за крена остается примерно такой же,
как у однолучевой системы, то есть неоправданно высокой.
Точность
измерения путевой скорости значительно повышается при использовании
двусторонних систем, имеющих лучи, направленные вперед и назад. Такое
конструктивное решение позволяет снизить погрешности измерения путевой скорости
еще в 3-5 раз. Однако погрешность измерения угла сноса остается почти такой же,
как и у однолучевой системы.
Очевидно,
что одновременное повышение точности измерения и угла сноса, и путевой скорости
дает лишь применение в системе трех или четырех лучей.
Добившись
поворотом антенной системы равенства разностных частот, можно определить угол
сноса по положению антенной системы относительно оси самолета, а путевую скорость
– по измеренной разностной частоте.
При
неподвижной относительно оси самолета антенной системе значения W и находят
путем решения несложных уравнений с помощью вычислительного устройства.
Четырехлучевая
система сочетает в себе достоинства продольной и поперечной двулучевых систем,
заключающиеся в значительном уменьшении погрешностей из-за продольного и
поперечного кренов аппарата, поскольку их влияние практически компенсируется
при вычитании доплеровских смещений противоположно направленных лучей.
Сохраняется высокая чувствительность к изменению доплеровского смещения при
отклонении оси самолета в горизонтальной плоскости, что позволяет найти угол
сноса или поперечную составляющую скорости с высокой точностью. Большим
достоинством системы также является снижение требований к кратковременной
стабильности частоты, поскольку взаимодействующие сигналы каналов приходят
примерно с равных расстояний и их временной сдвиг мал. Практически такие же
результаты могут быть получены и при использовании в системе трех лучей.
Техническое
построение же ДИСС в значительной степени зависит от выбранного режима
излучения. В настоящее время применяются системы непрерывного излучения без
модуляции или с частотной модуляцией, а также системы с импульсным излучением
малой и большой скважности.
Основным
достоинством системы непрерывного излучения без модуляции является
сосредоточенность спектра отраженного сигнала в пределах одной полосы частот,
что обеспечивает наиболее полное использование энергии сигнала, а также
сравнительно простое устройство передатчика, приемника и индикатора. Недостаток
этой системы – очень высокий уровень модулированного по фазе и амплитуде шума,
что ведет к снижению чувствительности приемника.
Для
уменьшения влияния шумов используют системы с частотной или импульсной
модуляцией. Большее распространение получила частотная модуляция.
Для
использования импульсного излучения применяют две разнесенные антенны на одном
ЛА. Такой метод утяжеляет и усложняет систему.
Использование
ДИСС, особенно в сочетании с такими навигационными приборами, как инерциальная
система навигации, датчик воздушной скорости, курсовертикаль,
угломерно-дальномерная система ближней навигации, радиосистема дальней
навигации, бортовая РЛС, позволяет значительно увеличить надежность и точность
управления полетом, поэтому радиоизмеритель скорости стал неотъемлемым
элементом пилотажно-навигационных комплексов.
Библиография
1)
«Радиотехника».
Учебник для ВУЗов.
2)
www.college.ru/physics/courses
3)
www.5ballov.ru
4)
www.referat.ru
5)
Осипов М. Л.
«Радиотехника», 1995, вып. 3
6)
Бункин Б. В. и др. «Письма
в ЖТФ»
7)
Ван Трис Г. «Теория
обнаружения, оценок и модуляции»
8)
Тихонов В. И. «Оптимальный
прием сигналов»
9)
Куликов Е. И., Трифонов А.
П. «Оценка параметров сигналов на фоне помех»
|