Евро как единая валюта Европейского союза
План Стр.
Оглавление
Введение …………………………………………………………. 1
Глава 1 Общая характеристика новой валюты………………… 3 1. Цели создания ЕВС……………………………………… 4 2. Юридический статус Евро……………………………….5
Глава 2 Этапы введения Евро……………………………………. 7 1. Маастрихтский договор…………………………………..7 2. Особенности проведения первых этапов………………..9 3. Завершающая фаза введения Евро………………………11
Глава 3 Евро и международная валютная система…………….. 11 1. Ситуация в банковской системе Европы………………..11 2. Валютная политика и валютный курс Евро…………….17 3. Противостояние двух мировых валют мира…………….19
Заключение…… ...…………………………………………………22
Статистические данные……………………………………………23
Список литературы………………………………………………...25 Введение. В Европе уже целый год функционирует Экономический и валютный союз и
новая валюта - евро. Судя по тому, как проходит вживление новой валюты в
экономику Европы можно сказать, что мировая экономическая теория получила
еще одно блестящее подтверждение работы тщательно спланированных
экономических механизмов. Предполагается, что евро станет мощным
противовесом американскому доллару и укрепит позиции ЕС в этом отношении,
ведь Европейский союз - единственная из интеграционных группировок мира,
которая полностью закончила формирование единого внутреннего рынка и
поставила цель создать экономический и валютный союз. Объединения -
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Ассоциация
государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. - пока не имеют столь развитых
интеграционных механизмов и систем управления. В своей работе я хочу разобраться насколько выгодно было введение
новой экономической и валютной и евро для Европы, какие работы проводились
для их введения, и как уже отразилось нововведение на финансовых рынках и в
банковской сфере Европы. Глава 1. Общая характеристика новой валюты. После длительного подготовительного периода лидеры 15 стран
Европейского Союза на встрече в Брюсселе в мае пошлого года решили ввести,
начиная с января 1999г., в одиннадцати странах Евросоюза новую
Экономическую и Валютную систему и денежную единицу евро, которая стала
основной валютной системы. В число одиннадцати государств, объединившихся в
Евроленд, вошли Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург,
Ирландия, Австрия, Исландия, Португалия, Финляндия. С января 1999 г. до 2002г. расчеты в евро будут осуществляться только
в безналичной форме, а с января 2002г. евро войдет в обращение в семи
купюрах от 50 до 500 единиц[1]. В течение трех лет после введения новой
валюты одновременно будут иметь хождение и национальные валюты стран ЭВС -
экономического и валютного союза. Однако их значение и в финансовом обороте
и в торговле уже стало заметно сокращаться. Их хождение прекращается с 1
июля 2002 года. Вместо Европейского валютного института создан Европейский
Центральный Банк (ЕЦБ) - новый наднациональный орган со штаб-квартирой во
Франкфурте. Он уже приступил к проведению независимой финансовой политики,
к определению учетных ставок в зоне евро, котировке евро по отношению к
другим валютам. Банк располагает общим резервом почти в 60 млрд. долларов
или 50 млрд. евро. Руководство ЕЦБ составили 11 управляющих центральными
национальными банками, да еще 6 назначенных в Брюсселе членов дирекции.
Возглавил банк голландец Вим Дейсенберг - президент Европейского валютного
института, предшественника ЕЦБ. Через 4 года его на этом посту должен
сменить нынешний председатель Центрального банка Франции Трише. Если все будет развиваться, как задумано, евро превратит ЕС в
крупнейший экономический центр, который на равных поведет борьбу за мировые
рынки товаров, услуг и капиталов не только с Японией и другими азиатскими
"тиграми", но и с США. До последнего времени европейцы часто проигрывали им
на международном рынке во многом благодаря отсутствию единой валюты. И по населению, по объему ВВП, и по доле в международной торговле
страны ЕС в целом вполне сопоставимы с США и, безусловно, обгоняют Японию.
До введения евро удельный вес доллара в расчет международной торговле
составлял примерно 50%, на все валюты еврозоны приходилось 30%, на японскую
иену - 5%. В международных валютных резервах доля доллара была относительно
выше - 61% при таком же, как и в торговле значении валют уже сравнялось с
долларом - и тот и другие занимают примерно по 38-40%. С приходом евро он прежде всего займет место западноевропейских валют
в мировых финансах и торговле. Большинство экономистов ожидают в дальнейшем
постепенное увеличения удельного веса евро, и прежде всего за счет доллара,
в торговле, валютных резервах и портфелях. Ожидается, что в зону евро будут
втянуты не только 11 государств ЕС, но и остальные страны Евросоюза, а
также страны-кандидаты в союз, включая государства Центральной и Восточной
Европы. Евро постепенно станет основной международной валютой в регионе
Средиземного моря, распространяя ареал своего влияния и проникновения в
страны Африки, Ближнего и Среднего Востока и далее в Азию. Со временем евро сможет стать второй резервной валютой мира и затем
начнет постепенно вытеснять доллар из международных расчетов. По некоторым
оценкам у ЕС имеется для этого реальные шансы. Если в 1983 году к
американскому доллару были привязаны 34 валюты других стран, то в 1994 году
- 25, тогда как 19 стран ориентировались на западноевропейские валюты,
включая экю. Только к немецкой марке или корзине валют, включающей марку,
были до введения евро привязаны национальные валюты Болгарии, Венгрии,
Польши, Эстонии, Словакии, Словении, Чехии, Хорватии. Единая валюта евро должна устранить риски, связанные с обменом валют,
и тем самым создаст более благоприятную среду для инвесторов. Кроме того,
инвесторы значительно выигрывают от снятия неопределенности в отношении
будущей прибыли. Согласно расчетам экспертов, обменные риски и связанные с
ними затраты являются основным препятствием роста инвестиций. Многие в ЕС ожидают, что введение евро снизит инфляцию, процентные
ставки и облегчит для ЕС налоговую реформу, которая давно уже буксует и
стала самым застойным участком интеграции[2]. Таким образом, евро
стимулирует рост производства и занятости. Планируется улучшения
конъюнктуры на рынке труда, рост доходов граждан и относительное сокращение
расходов, в том числе на частные денежные переводы, международную связь,
иностранный туризм. Что касается повышения или понижения цен, разница
которых на одни и те же товары в странах ЕС пока весьма заметна (например,
по легковым автомобилям и бензину она составляет 20-30%, по продовольствию
- до двух раз, по оплате телефонных переговоров до пяти раз), то усиление
конкуренции понизит цены в сторону минимального уровня в Евросоюзе. Введение евро будет способствовать увеличению прозрачности
финансового рынка, что даст покупателям возможность сравнить и сопоставить
цены на различные товары и услуги на едином европейском рынке и в полной
мере воспользоваться преимуществом конкуренции. Все цены в 11 странах
начали исчисляться в одной валюте (при сохранении ценников и в национальных
валютах), то есть стали непосредственно сопоставимыми без дополнительных
перерасчетов и поправок на услуги банков и меняльных контор. В комплекс
мероприятий, связанных с переходом к единой валюте входит установление
единого банковского процента во всех 11 странах, что также облегчает
проблему получения коммерческих кредитов. Правда, пока достижение этой цели
продвигается медленно и трудно. В случае единой ставки процента кредиты
проще будет брать в той же стране, где закупается импортный товар, а не
искать по всей Европе, где процент ниже. Целому ряду стран потребуется
снизить свою банковскую учетную ставку, а это означает более дешевый кредит
и, как следствие, оживление деловой активности. 1. Цели создания ЭВС. Валютный союз - исключительно трудный и рискованный проект. Его
реализация связана с массой непредвиденных сложностей, огромных затрат сил
и финансовых средств. Общий баланс прибылей и убытков может по-разному
сложиться для различных стран, слоев населения и отраслей. ЭВС основан на
четырех основных элементах: 1) едином рынке, обеспечивающем полную свободу движения людей, товаров, услуг и капитала; 2) общей политике конкуренции и других мерах, нацеленных на усиление рыночной конкуренции; 3) общей политике структурных изменений и регионального развития; 4) координация макроэкономической политики, включая обязывающие правила бюджетной политики.
В основы функционирования ЭВС входят такие вопросы, как: проведение общей
внешней политики, политики безопасности, а именно: внутренние дела, юстиция
и пограничный контроль, в которых Европейское Сообщество уже накопило
значительный опыт и где достигнуты ощутимые успехи. Все 11 участников ЭВС
добровольно делегируют ряд суверенных прав, а именно проведение валютной,
эмиссионной, бюджетной, налоговой политики, единым органам ЕС для решения
этих вопросов на централизованном или коммуникативном уровне. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать единое
экономическое пространство, в рамках которого компании и население повсюду
имели бы одинаковые условия для хозяйственной деятельности. А для
хозяйственной деятельности нужна общая валютно-финансовая, политика и
денежная единица. Поэтому сам валютный союз немыслим без общей
экономической политики, так как единая валюта не сможет функционировать при
существенно отличающихся друг от друга национальных темпах инфляции,
процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п. Еще только начиная работу по созданию проекта экономического и
валютного союза, все участвующие комитеты были единодушны в вопросе о
конечной цели ЭВС, которая состояла в том, чтобы: - полностью либерализовать движения капиталов в так называемой "зоне евро", - полностью интегрировать финансовые рынки - иметь полную и необратимую конвертируемость всех валют, основанную на не подлежащей пересмотру фиксации валютных паритетов. Причем это должно быть достигнуто путем отмены лимитов колебаний внутри Европейской валютной системы и в конечном итоге замены национальных валют единой валютой. - формирование единого рынка, который был бы сопоставим с рынками США и Японии. В частности при создании ЭВС образовался второй по величине рынок ценных бумаг. - устранение валютных рисков для упрощения и стимулирования торговли - ускорить процесс унификации в рыночной практике - увеличение прозрачности в процессе ценообразования . 1.2 Юридический статус евро. Договор, предусматривающий поэтапное продвижение к Валютному союзу,
подписан 11 странами в Маастрихте (Нидерланды), как уже отмечалось, в
феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 года. В январе 1994 года был создан Европейский валютный институт во
Франкфурте-на-Майне (ФРГ), главной целью которого являлась подготовка к
организации Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и к эмиссии
единой валюты - евро. Эти и другие решения, принятые на уровне исполнительного органа -
Комиссии Европейских сообществ (КЕС), предусматривали определенные критерии
для стран - участниц ЭВС, а также сроки и принципы для единой валюты -
евро. Большой интерес представляют прежде всего установленные критерии для
допуска стран к участию в ЭВС, которые можно рассматривать и как показатели
"финансового здоровья". Эти критерии и показатели выглядят следующим
образом:
1. Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % средний уровень трех стран-членов ЕЭС с наиболее низким уровнем инфляции.
2. Государственная задолженность должна составлять менее 60 % от ВНП.
3. Государственный дефицит должен составлять менее 3 % от ВНП.
4. На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕЭС.
5. Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.
6. Соблюдение установленных в ЕС пределов колебаний взаимных курсов (+ 15%). Степень выполнения этих критериев отдельными странами показана в
таблице №1. (Приложение №1) Также уже действуют меры для соблюдения этих критериев и после
образования ЭВС. В частности, страна, страна допустившая чрезмерный дефицит
госбюджета (свыше 3% ВВП), должна будет и первый год внести на специальный
счет КЕС депозит в размере 0,2% своего ВВП плюс 0,1% за каждый процент
дефицита, превышающий установленный лимит. Если эта ситуация сохраняется
второй год, уплачивается только дополнительная часть депозита (но не более
0.5% ВВП). В дальнейшем, если положение не исправляется, депозит
превращается в штрафы, которые поступают в распоряжение "хороших"
участников, соблюдающих бюджетную дисциплину. Отношения между ЭВС и теми странами ЕС, которые сначала останутся за
его пределами, будут осуществляться в рамках в рамках Европейской валютной
системы-2 (ЕВС-2), предусматривающей те же принципы, что и ныне действующая
система ЕВС-1. Эти принципы допускают колебания валютных курсов в пределах
+ 15%. Участие в этой системе для указанных стран не является обязательным,
хотя и рекомендуется. С другой стороны, находясь в ЕВС-2, страна может
устанавливать, более жесткие рамки для курса своей валют. Глава 2 Этапы введение Евро 1.1 Маастрихтский договор В апреле 1989 г. был обнародован так называемый доклад Делора -
предварительный проект Экономического и Валютного союза. Высказанные идеи
вызвали огромный резонанс и увлекли не только значительную часть
западноевропейских правящих кругов, но и миллионы простых граждан. Проект
ЭВС, поддержанный средствами массовой информации, стал в первой половине
1989г. символом нового взлета западноевропейской интеграции. Дальнейшие
события разворачивались с удивительной быстротой. Вначале на Мадридском саммите в июне 1989 г. были приняты два основных
организационных предложения, выдвинутые комитетом Делора: 1) начать первый этап перехода к экономическому и валютному союзу с 1 июля 1990 г. 2) созвать межправительственную конференцию для выработки изменений к основополагающими договорам, без которых невозможно продвижение к последующим этапам. К декабрю 1990 г. комитет управляющих центральными банками и Валютный
комитет ЕС практически подготовили проект устава будущего Европейского
центрального банка. При обсуждении вопроса о переходе к заключительной стадии перехода к
евро произошло столкновение между двумя принципиально разными подходами
-"экономическим" и "монетаристским", "фундаметалистким" и прагматическим. Первый подход был представлен главным образом ФРГ и Нидерландами. Эти
страны определенно выступали за фиксацию обменных курсов и введение единой
валюты, но при условии обязательного и строгого соблюдения критериев
конвергенции. Поскольку невозможно было предугадать, когда этого можно
достичь, ФРГ и Нидерланды возражали против того, чтобы заранее утвердить
дату перехода к полному экономическому союзу. Второго подхода придерживались Италия и несколько смягченно форме
Франция. Они подчеркивали мобилизующую роль самой идеи ЭВС. Согласно их
точке зрения, установление твердой даты перехода должно было подстегнуть
национальные правительства и рыночные силы, создать политические условия
для принятия непопулярных мер экономии и, в конечном счете, резко ускорить
экономическую конвергенцию. На межправительственной конференции не удалось найти окончательного
решения этой проблемы. Компромисс был достигнут лишь в ходе самого
Маастрихтского саммита, который и утвердил текст поправок, необходимых для
реализации экономического и валютного союза. Окончательный текст договора представлял компромисс между взглядами
"экономистов" и "монетаристов". Можно сказать, что "битву" выиграли обе
стороны. "Монетаристская" точка зрения восторжествовала в том, что
государства - члены ЕС договорились установить твердые сроки создания ЭВС.
"Экономисты" же имели все основания считать, они одержали победу, настояв
на строгих критериях отбора кандидатов на участие в зоне евро. Таким образом в Маастрихте было достигнуто: 1) Договор о Европейском Союзе заложил прочную правовую основу будущего экономического и валютного союза и единой валюты. 2) Была определена институциональная структура. 3) Маастрихтским договором был установлен точный график трех этапов перехода к экономическому и валютному союзу и в общих чертах определено их содержание.
Страницы: 1, 2
|