Меню
Поиск



рефераты скачать Деформация рынка в условиях командно-административной системы

Деформация рынка в условиях командно-административной системы

Министерство Образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский Государственный Техничесвий Университет»

Кафедра экономической теории

Реферат по экономической теории на тему:

«Деформация рынка в условиях командно-административной системы»

Выполнил: студентка ЭФ

гр. Ф-7

Глебик Н.Е.

Проверил:
Рыжко Е.В.

Брест, 2002

Содержание

Введение……………………………………………………………………...
Модели экономических систем…………………………………………
Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности……………………………………………………..
Отличия командно-административной системы от рыночной экономики………………………………………………………………...
Деформация рынка в уловиях командно-административной системы…………………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………….

Введение

Фундоментальной проблемой для экономической теории и практики был и остается способ согласования действий участников общественного производства. От выбора того или иного способа зависят в конечном счете суть и особенности функционирования различных социально-экономических систем. Причем сам этот выбор весьма ограничен. По существу он сводится к давно сформулированной экономической наукой альтернативе: «план» или
«рынок». Окуда же вытекает такая жесткая постановка вопроса?
Дело в том, что труд человека, производящего товары, несет двойственный характер. С одной стороны, это частный труд, ибо товаропроизводитель работает на свой страх и риск, занимаясь вроде бы сугубо индивидуальным делом. С другой стороны, этот частный труд должен непременно получить общественное признание. А это происходит лишь в процессе обмена товара на рынке.
Отсюда и возникает фундаментальный вопрос экономической теории и практики, который можно сфомулировать следующим образом: каков тот общественный механизм, который заставляет работника выполнять работу, нужную для удовлетворения общественных потребностей, причем с высоким качеством и эффективностью?
Эта задача в нашей стране на протяжении нескольких десятилетий решалась в пользу планово-командной экономики.

1. Модели экономических ситем

Экономическая система – это совокупность фунционирующих институциональных, юридичских, технико-технологических, психологических и природно-ресурсных параметров.

Современные экономические системы целесообразно подразделять исходя из форм собственности на средства производства и способа координации входящих в нее элементов. С этой точки зрения выделяют:

. традицонную экономику;

. ценрализованно-командную экономику;

. рыночную экономику.

Конкретизация методов, с помощью которых удовлетворяются потребности, осуществляется при решении основных вопросов любого воспроизводства: что производить, как производить, для кого производить?

Традиционная экономика характерна для общества с низким развитием, где поведение субъектов при решении трех основных вопросов определялось обычаями. В их основе дежало приспособление к природно-климатическим условиям, т.е. решалась проблема выживаемости. Традиционная экономика существовала длительное время в истории человечества и частично сохранилась в отдельных странах, например в Индии. В средневековой индийской деревне все жители делились на касты: священников, воинов, ремевленников и слуг.
Никто не мог свободно выбрать себе профессию, а должны были наследовать занятия отца. Обычаи диктовали сроки и порядок сельскохозяйственных работ.
Технология производственного процесса была строго закреплена социальными правилами, причем усовершенствования запрещались. Технолгический процесс в таких условиях невозможен и поэтому производительность труда остается неизменной, как и сотни лет назад. Обычаи также устанавливали порядок распределения и обмена продуктами производства. Традиционная экономика отличалась высокой степенью консерватизма, т.к. технический и экономический прогресс вступает в противоречие с установившимися обычаями, угрожает стабильности общества.

Централизованно-командная экономика получила свое название из-за способа управления и координации. Все решения, касающиеся производства и распределения продукта, принимаются централизованно и реализуются по командам, спускаемым сверху вниз по иерархической лестнице управления.
«Наверх» идут отчеты о выполнении команды. История отражает попытки использования приказных методов не только в XX в.

Во Франции, во второй половине XVII в., в период правления Людовика XIV сеньоры подчинили всю жизнь городских цехов строгой регламентации. Для каждого ремесла до мельчайших подробностей были определены: количество и качество материала, вес, форма, способ выделки. Вся деятельность осуществлялась в рамках строгих постановлений. Запрещено было зазывать покупателей, отбивать их у других лавок, действовать в ущерб другому цеху.
Например, кузнец не имел права ни выковать, ни продать ключ – это было дело слесаря. Портным запрещено было чинить одежду, а старьевщикам – шить новую.
По указу Кольбера (министр при Людовике XIV) 1669 года для каждой материи определены длина и ширина куска, количество ниток, качество материала, способ выделки. Исследователями конца XX в. отмечается, что на этом пути
Кольбер имел множество последователей. В 1775 году было запрещено выделывать цветные холсты и полотна, чтобы не вредить шелковым и шерстяным мануфактурам. Доходило до того, что приказчикам предписывалось срывать платья из цветного холста с тех женщин, которые осмелятся появиться в них публично. Продажа цветного холста влекла за собою галеры.

Централизованно-командную экоомику XX в. характеризуют директивное планирование, затратное ценообразование, централизованное распределение, целевое фондирование, реализация которых осуществлялась на основе монополии государственной собственности на средства производства и абсолютизации государственной власти. Вместе с тем даже в условиях экономической системы, основой которой является частная собственность, наблюдались периоды, когда вопросы воспроизводства решались административно-командными методами: например в Германии с 1936 по 1945 почти не было государственной собственности, однако государство устанавливало частным предприятиям заказы, цены, тарифы и ставки оплаты труда.

Антиподом централизованно-командной экономики выступает рыночная экономика. Она характеризуется преобладанием частной собтвенности на средства и предмет производства, отсутствием вмешательства со стороны государства в производственную деятельность хозяйственных единиц. В такой системе интересы продавцов и покупателей, производителей и потребителей координирует рыночный механизм. Именно он определяет, что производить, сколько производить и для кого производить. Подобная экономика не знает дефицита. Определение идеальной рыночной экономики было дано М.Фридменом, утверждавшим, что идеальная рыночная экономика – это система, в которой совершенно независимые экономические субъекты руководствуются собственными интересами и для достижения своих частных целей вступают в отношения добровольного и взаимовыгодного обмена друг с другом. Однако в реальной жизни экономических систем, фунционирующих и решающих основные вопросы воспроизводства исключительно по приказу или на основе реализации частного интереса, не существует.

В экономической системе, функционирующей на основе частной собственности, существуют элементы командной экономики: во-первых, в тех областях, где рынок не способен функционировать вообще; во-вторых, где эффективность не является единственной целью, а присутствуют нейтрализующие частный интерес цели социально-экономического развития нации; в-третьих, где результаты действий одних субьектов могут затронуть экономические интересы других, хотя последние не имеют непосредственного отношения к дейсвиям первых.

В экономической системе, выстроенной на административно-командных метордах решения основных вопросов воспроизводства, присутствуют и рыночные отношения, хотя и не в развитом состоянии: действует рынок потребительских товаров. Цены на таком рынке регламентируются государством, однако потребитель имеет возможность альтернативного поведения: он может либо приобретать, либо не приобретать предлагаемый товар по обозначенной цене.

В чем же заключается сущность командно-административной системы (КАС), сложившейся в нашей стране, каковы ее характерные черты и особенности?

2. Понятие командно-административной системы, ее характерные черты и особенности.

Существенной характеристикой КАС является всеобщее огосударствление экономической жизни общества. Оно проявилось, прежде всего, в огосударствлении собственности. Общенародная, по конституциям социалистических стран, собственность фактически превратилась в государственную, удельный вес которой в СССР, например, составлял 90%. В результате произошла как деформация процесса присвоения объектов собственности, так и результатов ее функционирования. Декларированные субъекты собственности – трудовые коллективы и отдельные трудящиеся – были отчуждены от собственности, т.к. фактически утратили важнейшие фунции присвоения: владения и распоряжения. Они перешли к органам государственного управления и представлявшему их слою распорядителей, в результате чего государственная собственность утратила обшественный характер и стала персонифицированной. Реальным собственником стала аминистративно- бюрократическая верхушка государственной власти. Огосударствлению подверглись также и остальные формы собственности – кооперативная и личная.
Так, непременным атрибутом кооперативной собственности в СССР были: система государсвенных закупок, даже в 80-е годы охватывающая 80-90% всей товарной продукции колхозов; безвозмездное изъятие доходов колхозов в пользу государства; регдаментация государством процесса воспроизводства на кооперативных предприятиях. В отношениях личной собственности этот процесс был связан с ограничениями со стороны государства верхнего потолка личных доходов и проведением курса на их уравнительность, что подрывало стимулы к труду наиболее инициативных и квалифицированных работников.

Закономерным результатом огосударствления основы экономической системы – собственности, стало огосударствление всех структур этой системы. Только государство стало собственником производственных ресурсов и только оно принимало экономические решения. Возник и укрепился монополизм государства в экономике, политике, социальной сфере, идеологии, средствах массовой информации.

Следует отметить, что в КАС экономическая власть государства не имела развитой правовой базы и поэтому не являлась правовой властью. Она опиралась на власть госаппарата, имеющего свои особые интересы, отличающиеся от интересов народа и заключавшиеся в сохранении устраивающей их системы управления и укреплении государственной мощи. Интересы человека- работника признавались лишь в той степени, в какой они могли служить реализации интересов власти. Поэтому характерной чертой такого общества является ограничение свобод, в том числе экономической свободы.

Результатом КАС является тоталитарное государтсво. Тоталитаризм – это система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинеием общества власти господствующей элиты. Можно выделить следующие характерные черты тоталитаризма:

1. единая идеология, мобилизующая население;

2. единая партия – монополист, возглавляемая одним лидером;

3. государственная монополия на средства массовой информации;

4. репрессивная политическая система;

5. всеобщее доминирование государственной собсвенности на все средсва производства.

Предпосылкой возникновения тоталитаризма явилось положение классиков марксизма о необходимости введения на переходный период от капитализма к социализму, для подавления сопротивления буржуазии, диктатуры пролетариата.
Но, как показал исторический опыт, в течение короткого времени диктатура пролетариата может превратиться в диктатуру правящей партии, затем в диктатуру узкого круга партийных лидеров, наконец, в диктатуру одного человека.

Существенной чертой КАС является деформация всех отношений общественного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.

В производстве деформация начинается с подмены его цели: вместо удовлетворения потребностей общества ею фактически стало накопление ради накопления. В основе управления производственным процессом лежало директивное планирование. Система централизованного планирования была создана в 20-30-е годы и не претерпела затем никаких принципиальных изменений. Она была разработана, чтобы олеспечить стратегию ускоренной индустриализации, базирующуюся главным образом на быстрой мобилизации капитальных, трудовых и материальных ресурсов и отодвигавшую на второй план вопрос об их эффективном использовании. В основе планирования лежали такие принципы, как:

1. директивность – обязательность для исполнения;

2. адресность – доведение заданий до конкретного исполнителя;

3. ценрализованность – распределение плановых заданий из единого центра.

Централизованное плановое задание включает директивы по регионам, отраслям, отдельным предприятиям. После принятия план принимает форму закона и его неисполнение ведет к административной, уголовной и партийной ответственности. Социалистическому планированию теоретиками приписывалось такое существенное свойство, как научность. Но на практике через планирование реализовывались политические и экономические установки правящей партии и, как правило, не учитывались объективные экономические пропорции. С помощью пятилетних и годовых планов Госкомитет по планированию, отраслевые министерства, другие ведомства пытались управлять темпами экономического роста, структурными преобразованиями в экономике, распределением материальных ресурсов. Но, как показал опыт, директивное централизованное планирование подавляет хозяйственную инициативу.

В нормальной рыночной экономике стимулом, побуждающим к производству того или другого продукта, являются спрос и рыночная цена. В КАС таким стимулом является приказ (или план). Из центра устанавливаются цены, нормы оплаты труда, прибыли предприятия. Для выполнения планового задания выделяются бесплатные для предприятия ресурсы, централизованно устанавливаются фонд заработной платы и перечень выпускаемых товаров. Имея номенклатуру в миллионы наименований товаров, понятно, что точно определить их перечень из единого центра физически невозможно. Директивное планирование как метод управления народным хозяйством эффективно в чрезвычайных условиях: войны, стихийные бедствия и другие подобные случаи, когда нужно быстро сосредоточить силы и средства на приоритетных направлениях. Но в обычных условиях работы народного хозяйства сложность и многообразие экономических процессов не вмещаются в рамки централизованного планирования. Поэтому оно постепенно превратилось в тормоз экономического развития.

В производстве господствуют предприятия-монополисты. Слабо работающим предприятиям не дают разориться, а поддреживают их «на плаву», путем перераспределения прибыли от хорошо работающих предприятий. Поэтому отсутствуют стимуды для эффективной работы и у отстающих, и у рентабельных предприятий. Первые знают, что им все равно помогут, а вторые – что у них все равно отберут часть прибыли для помощи отстающим предприятиям.
Следовательно, характерной чертой КАС является система экономического иждивенчества.

Каждый потребитель жестко прикреплен к «своему» поставщику, у него нет возможности выбора товаров и услуг, поэтому отсутствует конокуренция и возможность выбора товара и цены. Повсеместно господствует диктат производителя над потребителем.

В условиях централизованного распределения ресурсов существовали постоянные завышеные требования предприятий на ресурсы. Экономика, как гигантский насос, перекачивала их из одной отрасли в другую.

В производстве, как и в экономике в целом, развивались отношения патернализма: государство как собственник брало на себя ответственность за экономическое положение предприятий, отраслей, регионов, отдельных трудящихся. В таких условиях деформируется природа экономических стимулов.
Ими фактически выступают государственные дотации, субсидии и тому подобные льготы, которых производитель стремится добиться любой ценой. Экономическое положение предприятия не связано с его рентабельностью. Государство безвозмездно компенсирует предприятию его потери и избавляет от необходимости бороться за свое существование.

Производитель всегда уверен в сбыте своей продукции, поэтому у него нет экономической заинтересованности в техническом переоснащении производства и в повышении качества товаров. Это объективно тормозило внедрение НТР.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.