p> Конкретное представление об источниках формирования федерального
бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа
основных положений федерального бюджета на 2000 г. Федеральный бюджет на
2000 г. был утвержден по расходам в сумме 8550730 млн. рублей и по доходам
в сумме 797200,9 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 5350
млрд. рублей и уровня инфляции 18,0 % . Предельный размер дефицита
федерального бюджета на 2000 год был установлен в сумме 57872,1 млн. рублей
(1,08 % ВВП).Объем превышения доходов федерального бюджета на 2000г. над
его расходами (за исключением расходов на обслуживание государственного
долга) не менее 3,18 %объема ВВП.[4] (Федеральный закон Российской
Федерации «О бюджете развития Российской Федерации» от 26 ноября 1999 года
№181-ФЗ, принят Государственной Думой 5 ноября 1998 года). Доходы федерального бюджета РФ на 2000 г. (выдержка)[5]:
|Виды доходов |Сумма, млн. |
| |руб. |
|НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |675039,1 |
|в том числе: | |
|Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |63448,5 |
|Налог на добавленную стоимость |174869,7 |
|Акцизы |119938,4 |
|Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных | |
|документов, выраженных в иностранной валюте |1549,9 |
|Лицензионные сборы |533,7 |
|Платежи за пользование природными ресурсами |11112,2 |
|Таможенные пошлины и иные тамож. сборы и платежи |175475,9 |
|Прочие налоги, пошлины и сборы | |
|НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего |61906,5 |
|в том числе: | |
|Доходы от имущества, находящегося в государственной |25154,9 |
|собственности, или от деятельности | |
|Доходы от внешнеэкономической деятельности |34559,6 |
|ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего |60585,4 |
Данные свидетельствуют, что почти 89 % всех доходов бюджета составляют
налоговые доходы, а около 32 % налоговых доходов бюджета составляет налог
на добавленную стоимость (налоговые доходы - это обязательные,
безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо
отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из
них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из
доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые
(выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в
федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку
и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на
территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. Полностью в федеральный
бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на
территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные
платежи. В доходы федерального бюджета на 2000 год были включены средства
следующих целевых федеральных бюджетных фондов: Федерального дорожного
фонда, Федерального экологического фонда, Государственного фонда борьбы с
преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы,Федерального
Министерства РФ по атомной энергии. Расходы бюджета на 2000 г. определены в размере 855073000,0 тыс.руб. Расходы федерального бюджета РФ на 2000г.[6] (выдержка) |Виды расходов |Сумма, тыс. |
| |руб. |
|ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ |25892164,5 |
|СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ |8122711,5 |
|МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |56119062,0 |
|НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |140852100,0 |
|ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ |79801759,8 |
|БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА | |
|ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ |15926668,6 |
|НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ | |
|ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО |20071386,3 |
|СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО |11505003,0 |
|ТРАНСПОРТ, ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА |1639430,0 |
|ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ |9027080,1 |
|ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ | |
|ОБРАЗОВАНИЕ |32099225,5 |
|КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ |4678882,8 |
|СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |5724879,0 |
|ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |15993313,5 |
|СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |62996733,9 |
|ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА |220069297,7 |
|ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ |167900,0 |
|ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ |69148595,0 |
|УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ |2070000,0 |
|МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ |500000,0 |
|ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА |3429700,0 |
|ПРОЧИЕ РАСХОДЫ |4913506,8 |
|ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ |60585400,0 |
| | |
| | | Анализ данных показывает, что среди расходов федерального бюджета все
большее место занимают затраты по обслуживанию государственного долга,
возникающего при использовании государственного кредита для покрытия
дефицита бюджета, - почти 25 % всех расходов.[7] Бюджеты субъектов Российской Федерации
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной
системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и
функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ[8]. Бюджет субъекта РФ
и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории,
составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Федеральный закон о
федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и
закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21
ФЗ «О федеральном бюджете на 1998 год» установлено, что в бюджеты субъектов
РФ в 1998 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным
ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);
НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на
территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на
драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25
процентов доходов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные
изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской
Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением
акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее
перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые
автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим
законодательством;
подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,
выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным
действующим законодательством;
платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами - в размере 60 процентов доходов;
лесного налога - в размере 100 процентов доходов;
платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;
налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;
прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в
бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством. Данное соглашение давало возможность оставлять в бюджете субъектов
федерации акцизы на спирт, водку и ликероводочные изделия, плату за землю,
доходы от приватизации, налог на покупку иностранных денежных знаков и
платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Краевой бюджет Алтайского края на 1998 год по расходам был утвержден в
сумме 3 985 353 тыс. рублей и по доходам в сумме 3 685 353 тыс. рублей,
предельный размер дефицита краевого бюджета - 300 000 тыс. рублей[9]. Доходы бюджета АК на 1998 г. (в тыс. руб.) (выдержка)[10]:
|Виды доходов |Сумма |
|Налоговые доходы, всего |316 869 |
|в том числе: | |
|НДС |263 801 |
|акцизы |255 015 |
|Трансферт |2 163 494 |
|Средства, полученные из федерального бюджета по взаимным |218 000 |
|расчетам на содержание финансовых и земельных органов, | |
|ведомственного жилья и социальной сферы, переданных в | |
|муниципальную собственность | |
|Средства от реализации продукции по краевому заказу |300 000 |
|Средства для формирования регионального фонда продовольствия|132 036 |
|Возврат средств фонда поддержки АПК |96 000 |
|Средства на поддержку депрессивных территорий |100 000 |
|Неналоговые доходы, всего |41 617 |
Основные расходы бюджета АК на 1998 г. (в тыс. руб.) (выдержка)[11]:
|Виды расходов |Сумма |
|Государственное управление |93 384 |
|Международная деятельность |994 |
|Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |180 082 |
|Фундаментальные исследования и содействие |625 |
|научно-техническому прогрессу | |
|Сельское хозяйство |594 385 |
|Средства для формирования регионального фонда продовольствия|132 036 |
|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика |14 534 |
|Жилищно-коммунальное хозяйство |7 013 |
|Развитие рыночной инфраструктуры |1 652 |
|Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных |10 078 |
|ситуаций и стихийных бедствий | |
|Образование |110 523 |
|Культура и искусство |33 120 |
|Средства массовой информации |5 943 |
|Здравоохранение и физическая культура |210 923 |
|Социальная политика |698 273 |
|Охрана окружающей среды |1 586 |
|Финансовая помощь районам и городам (дотация) |841 878 |
|Национальная оборона |4 779 |
|Промышленность, энергетика и строительная индустрия |419 926 |
|Прочие расходы |47 453 |
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий
год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств,
полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих
расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов
Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя
менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100
% плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона,
особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ
(в том числе и Алтайскому краю) осуществляется помощь из федерального
бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований
(подробнее об этом - в разделе 2.5 настоящей работы). Местные бюджеты Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской
Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования
(местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств,
предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам
ведения местного самоуправления. За последние годы на местные бюджеты были переложены, дополнительны
расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов,
однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при
которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании,
уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы
покрываются иногда лишь на 10 % (в муниципальных образованиях Республики
Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и др. областях)[12] превращает
органы местного самоуправления в постоянных просителей. В конце 1994 г.
собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9 %, поселков - 11,9 %,
сельских районов - 11,8 %, сельских поселений - 5,8 %[13]. Очевидно, что
для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить
задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за
последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного
бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до
31 %.[14] Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех
расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру,
42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство,
67 % - на образование.[15] Таким образом, важнейшие направления
государственной политики финансируются не с федерального, а с местного
уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения
местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию
формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления
за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям
бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно . Этот закон является следствием общероссийской политики в области
финансирования местных бюджетов: финансирование производится за счет
перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не
путем разграничения между уровнями самих доходов. Очевидно, что в том случае, если бы органы местного самоуправления
собирали платежи не в вышестоящий, а в свой, местный бюджет, проблем со
стимулированием их работы и необходимости их дотирования было бы гораздо
меньше. Только в том случае, если будет проведено разграничение доходов,
если за местными бюджетами будут закреплены реальные размеры доходов, можно
говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России. Объем и структура финансовой поддержки бюджетов субъектов Федерации из федерального бюджета в 1992 - 1997 г.г. (в % к ВВП) [16] | |Индивидуальные |Единые правила распределения |
| |согласования |финансовой помощи |
| |1992 г.|1993 г.|1994 г.|1995 г.|1996 г.|1997 г.|
| | | | | | |(январь|
| | | | | | |- |
| | | | | | |сентябр|
| | | | | | |ь) |
|Субвенции |0,79 |0,69 |0,42 |0,12 |0,12 |0,04 |
|Трансферты |0,00 |0,00 |0,36 |0,86 |0,68 |0,87 |
|Трансферты за счет |0,00 |0,00 |0,00 |0,31 |0,36 |0,34 |
|НДС | | | | | | |
|Средства, |0,61 |1,95 |2,54 |0,42 |0,81 |0,16 |
|переданные по | | | | | | |
|взаимным расчетам | | | | | | |
|Ссуды за вычетом |0,09 |0,03 |0,02 |0,00 |0,23 |0,27 |
|погашения | | | | | | |
|Недоперечислено |0,00 |0,00 |0,00 |0,02 |0,05 |0,00 |
|отчислений из | | | | | | |
|бюджетов субъектов | | | | | | |
|РФ в целевые | | | | | | |
|бюджетные фонды | | | | | | |
|Всего |1,49 |2,68 |3,33 |1,72 |2,24 |1,70 | . Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской
Федерации на 1999 г. и на период до 2001 г., одобренной Правительством РФ
23.04.98, предусмотрен целый комплекс необходимых мероприятий. Программа
стабилизации экономики и финансов также содержит подробный перечень мер по
упорядочению межбюджетных отношений, в числе которых: Бюджетная политика Российской Федерации Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по
определению основных задач и количественных параметров формирования доходов
и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из
основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная
политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием
Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее
марта) предшествующего года. Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор
бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным
дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной
политики может быть оценена по результативности деятельности органов
исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных
финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику,
поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может
выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной
политики. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить
следующие[17]:
уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
уровень выполнения бюджетных обязательств;
величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного
бюджета;
уровень монетизации бюджетного дефицита;
величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного
дефицита;
динамику валового внутреннего продукта;
уровень безработицы;
степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии,
характеризующие специфику современного этапа в развитии российской
экономики:
масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия
бюджетного финансирования;
величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|