В частности, энергетический кризис начала 70-х гг. вынудил
нефтедобывающие страны ОПЕК повысить цены на энергоносители в 4 раза только на
протяжении 1973 г. Это вызвало продолжительный энергетический кризис во многих
развитых странах и заставило их усилить координацию своих действий. При этом
каждая из стран разработала комплекс мер по преодолению структурных кризисов.
Так, в Японии в 1978 г. был принят чрезвычайный социальный закон сроком на 5
лет о развитии 14 отраслей, которые затронул структурный кризис. В этих
отраслях было демонтировано около 20 % оборудования. Государство стимулировало
процесс структурной перестройки через предоставление налоговых льгот, льготных
кредитов, прямые бюджетные ассигнования, политику протекционизма и т. п. В 1983
г. в Японии был принят новый вариант закона на последующие 5 лет, который
предусматривал комплекс мер по структурной перестройке многих отраслей
экономики. В ФРГ государственная политика преодоления структурного кризиса в
угольной промышленности включала меры по стимулированию процесса концентрации
производства, предоставлению премий за закрытие шахт, оплате вынужденных
отпусков работников, выделению льготных кредитов, осуществлению переподготовки
кадров, созданию новых рабочих мест и т. п. Энергетический кризис в развитых
странах мира был преодолен только в середине 80-х гг.
Преодоление структурных кризисов усложняется процессом углубления
экономического кризиса, необходимостью увеличения расходов разных субъектов
хозяйствования на природоохранные цели. Так, в черной металлургии, нефтеперерабатывающей
и некоторых других отраслях промышленности от 10 до 20 % капиталовложений идет
на охрану окружающей среды.
Структурная перестройка экономики в развитых странах мира способствовала
переходу к энерго-, материало- и трудосберегающим технологиям.
В целом структурная перестройка означала переход к автоматизированному
производству. В основе его лежит широкое использование ЭВМ, станков с числовым
программным управлением, промышленных роботов, гибких производственных систем,
формирование работника нового типа, модификация приоритетных целей развития
общества и др. В США, например, в первой половине 80-х гг. в 2,3 раза возрос
объем продажи компьютеров, в 2 раза — численность станков с ЧПУ, с 22 до 170
тыс. увеличилось количество промышленных роботов.
Формы проявления структурных кризисов — региональные кризисы, то есть
продолжительное отставание в развитии отдельных территорий, их низкая
интегрированность в национальную экономическую систему, недостаточное развитие
социальной сферы и др.
3.3 Деформация
цикла как антициклические мероприятия экономической политики государства
Антициклическое регулирование экономики — это сознательные и
целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и
наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины
циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов
экономического роста. Таким образом, антициклические мероприятия по сути
являются мероприятиями направленными на деформацию цикла и изменения его стадии,
но в данном контексте это рассматривается как позитивное воздействие.
Важнейшая роль в этом регулировании принадлежит государству. В основе
антициклического регулирования лежит антикризисное регулирование. Теоретически
обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс.
После второй мировой войны в большинстве развитых стран мира были
расширены антикризисные меры государства, а также дополнены определенными
антициклическими средствами в отношении смягчения циклических колебаний. В
частности, антикризисные меры были расширены за счет увеличения государственных
закупок товаров и услуг, стимулирования жилищного строительства (государство
страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует
сроки погашения кредитов, размер процента и т. д.), проведения политики
ускоренной амортизации, предоставления налоговых скидок при установлении нового
оборудования, снижения налогов на прибыль корпораций и др. Обобщающим
показателем влияния государства на экономический цикл является доля
государственных расходов в ВВП и, прежде всего, государственные закупки товаров
и услуг. В середине 90-х гг. доля государственных расходов в ВВП составляла в
Японии около 35, а в Швеции — более 70 %.
Особенности антициклического регулирования в значительной мере
обусловлены доминированием в экономике монополий. Э.Чемберлин вполне
убедительно доказал, что даже при отсутствии соглашений (устных или письменных)
цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства
ниже. Э.Чемберлин и другие западные ученые справедливо указывали на отсутствие
гибкости цен, их подвижности в сравнении с периодом свободной конкуренции. Если
раньше цены во время экономического кризиса резко понижались, то в условиях
господства коллективных монополий они остаются неизменными или даже растут. Это
обусловлено тем, что олигополии сокращают объемы производства с целью
недопущения перепроизводства товаров и снижения цен.
Этой негативной тенденции может противостоять только деятельность государства
по стимулированию денежного спроса с помощью соответствующей денежно-кредитной
политики. Этот метод активно использовался в послевоенный период и
способствовал сокращению глубины и продолжительности экономических кризисов.
Темпы увеличения денежной массы, как правило, были более высокими, чем их
рекомендовали монетаристы. Вместе с тем, значительное увеличение денежной
массы, наряду с действием других факторов, например, резким повышением цен на
нефть в период энергетического кризиса, привело в конце 60-х — в начале 70-х
гг. к усилению инфляционных тенденций, и темпы роста цен в середине 70-х гг.
составляли более 10 %.
Учитывая это, в 80-х гг. правительство начало ограничивать темпы роста
денежной массы, проводить политику «дорогих денег». Средством достижения этой
цели стало осуществление жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в
период высокой экономической активности государство значительно повышает норму
процента, что вызывает подорожание кредита. Во время депрессии и кризиса
государство увеличивает резервную норму (нормативы обязательных отчислений
коммерческих банков в резервы), снижает ставку процента и удешевляет кредит.
Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма
процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим
клиентам. Коммерческие банки в США приблизительно 20 % своих активов обязаны
хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение
кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий
процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, — от учетной ставки
процента (которая является нижней границей эффективности предоставления
кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает
для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает
объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою
очередь, влияет на объем денежной массы.
Преимущество метода антициклического регулирования в том, что его можно
применять очень оперативно, не принимая соответствующего закона. Важно лишь
точно определить время повышения или снижения процентной ставки.
С целью расширения совокупного спроса в фазах кризиса и депрессии
государство проводит политику «дешевых денег», снижает ставки налогов на
прибыль, заработную плату, предоставляет льготы при условии ускоренного
списания стоимости основных фондов, что является средством стимулирования
инвестиций в негосударственный сектор экономики. Во время кризиса правительство
увеличивает объем прямых капиталовложений в государственный сектор, прежде
всего, в отрасли экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и
транспортного строительства, электро- газо- и водоснабжения, жилищное
строительство, атомную энергетику и др.) Так, в США из почти 43 тыс. миль
межштатной системы скоростных автомагистралей ежегодно становятся непригодными
около 2 тыс. миль, которые необходимо ремонтировать за счет государственного
бюджета. В 1948—1949 гг., чтобы уменьшить глубину экономического кризиса,
государство увеличило объем инвестиций вдвое (в сравнении с 1946 г.). Однако в
последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых
странах мира постепенно сокращался. Так, их часть в ВНП за период 1970-1985 гг.
снизилась, %: в ФРГ — с 6,1 до 3,9, во Франции — с 4,2 до 3,0, в Великобритании
— с 5,0 до 2,4, в странах ЕС-с 5,0 до 4,0.
В фазе подъема государство увеличивает налоги, процентные ставки,
отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что
тормозит процесс чрезмерного «перегрева» экономики, ослабляет противоречие
между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при переходе от
одной фазы промышленного цикла к другой. При этом между принятием мер в области
кредитно-денежной политики и получением определенного результата проходит
длительный промежуток времени. По оценке западных ученых, этот временный лаг в
условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема —
10—24 месяца. С наибольшим опозданием действуют методы налогового
регулирования, что в значительной мере обусловлено продолжительностью
законотворческого процесса, поэтому исключительно важно иметь четкий
экономический прогноз механизма протекания экономического цикла.
Антициклическое и антикризисное регулирование осуществляется
экономическими, правовыми и административными методами.
Антициклическое регулирование со стороны олигополии осуществляется
посредством выработки ими согласованной политики, выполнения государственных
программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике
государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС проводят в
значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую,
амортизационную и другие формы политики, что является важным фактором антициклического
регулирования, синхронизации экономического цикла.
Антициклическое регулирование в современных условиях также обусловливают
значительные различия между современными экономическими кризисами (в
послевоенный период) и кризисами XIX в. Суть различий состоит в следующем: 1)
современные кризисы менее глубоки, но происходят чаще; 2) в отличие от кризисов
в прошлом, когда имело место перепроизводство товаров, современные кризисы
характеризуются перепроизводством основного капитала (в форме простоя значительной
части производственных мощностей); 3) если во время кризисов в прошлом
происходило резкое снижение цен, в современных условиях оно, как правило,
отсутствует; 4) современные экологические циклы характеризуются менее
продолжительным периодом прохождения фаз собственно кризиса и депрессии, и
соответствующим увеличением фаз оживления и подъема; 5) в отличие от стихийного
характера кризисов в прошлом, современные экономические кризисы, механизм их
протекания все больше поддаются регулированию; 6) в современных условиях
наблюдается синхронизация экономического цикла, прежде всего, финансовых
кризисов. Свидетельством последнего является финансовый кризис в Японии и Южной
Корее, разразившийся в конце 1997 г. С целью его локализации, недопущения его
разрастания МВФ и Мировой банк предоставили Южной Корее беспрецедентный за всю
историю своего существования кредит в сумме 47 млрд дол.
В качестве заключения
резюмируем основные положения курсовой работы:
·
дефицитная
экономика это экономика, в которой наблюдается хронический дефицит товаров в
торговой сети. Централизованно планируемую экономику часто называют дефицитной
экономикой. Дефицитность эта была относительной, а не абсолютной, потому что в
регулировании связи между потреблением и производством фактически отсутствовали
механизмы приведения их в соответствие через ценовое саморегулирование спроса и
предложения. Основной чертой дефицитной экономики являются патологии в
функционировании законов спроса и предложения;
·
экономический
цикл - периодически повторяющиеся периоды оживления и сокращения
экономической активности вдоль тренда долговременного роста. В верхней
точке цикла экономическая активность намного выше тренда долговременного
роста, в то время как в нижней точке циклического развития достигается
минимальный уровень экономической активности;
·
характерная
черта цикличности - движение по спирали (а не по кругу). Поэтому
логично заключить, что цикличность - форма прогрессивного развития.
Только циклически развивающаяся экономика является эффективной.
Напротив, экономические системы, в которых цикличность подавлена
(например, гипертрофией государственного вмешательства в экономику),
обречены в лучшем случае на экстенсивный рост;
·
фазы
каждого экономического цикла своеобразны, имеют разную длительность,
разные характеристики. Не имея двойника, они оригинальны как в историческом
аспекте, так и в аспекте национальном, региональном.
·
цикличность
- движение от одного устойчивого состояния экономики к другому,
фактически - это один из способов саморегулирования рыночной экономики,
а также способ изменения ее отраслевой структуры. И опять-таки деформация
циклов неминуемо сказывается на уровне сбалансированности
·
экономики:
не получая разрешения, накапливаются диспропорции воспроизводства,
затрудняется осуществление структурной перестройки;
·
антициклическое
регулирование экономики — это сознательные и целенаправленные действия
государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на
промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации
хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Таким образом,
антициклические мероприятия по сути являются мероприятиями направленными на
деформацию цикла и изменения его стадии, но в данном контексте это
рассматривается как позитивное воздействие.
1. Баликоев В.З. Общая
экономическая теория. Новосибирск: Издательская компания "Лада",
1999, 678 с.
2. Бартенев С.А. Экономическая
теория. Москва: Юристъ, 2002, 303 с.
3. Борисов А.Б. Большой
экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с
4. Бункина М.К., Семенов В.А.
Макроэкономика (Основы экономичной политики). Москва: "ДИС", 1997,
320 с.
5. Вяткин В.Н., Гамза В.А.,
Екатиринославский Ю.Ю., Хэмптон Дж.Дж. . Управление риском в рыночной
экономике. Москва: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002, 195 с.
6. Генкин Б.М. Введение в
метаэкономику и основания экономических наук. Москва: НОРМА, 2002, 384 с.
7. Грибов В.Д. . Основы бизнеса.
Москва: Финансы и статистика, 2002, 160 с.
8. Грязнова А.Г. Экономическая
теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия).
Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, 326 с.
9. Дейл Н., Уимз Ч., Хедингтон
М. Программирование на С++. Москва: ДМК, 2000, 672 с.
10. Иохин В.Я. Экономическая
теория. Москва: Юристъ, 2001, 861 с.
11. Климко Г.Н. Основы
экономической теории: политэкономический аспект. Киев: Знання-Прес, 2001, 646
с.
12. Кондратьев Н.Д. Большие циклы
конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. Москва: ЗАО
"Издательство "Экономика", 2002, 767 с.
13. Меньшиков С.М. Новая
экономика. Основы экономических знаний. Москва: Международные отношения, 1999,
400 с.
14. Прыкин Б.В. Новейшая
теоретическая экономика. Гиперэкономика (концепции философии и естествознания в
экономике). Москва: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1998,
15. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б.
Макроэкономика. Глобальный подход. Москва: Дело, 1999, 848 с.
16. Самуэльсон П.Э., Нордхауз
В.Д. Экономика. Москва: Издательский дом "Вильямс", 2000, 688 с.
17. Сорокин Д.Е., Александрова
Е.И., Гусева М.Б., Погосов И.А., Сычев Н.В. Общеэкономические основы рыночного
хозяйствования. Москва: "Путь России", 2002, 432 с.
Страницы: 1, 2, 3
|