Денежный мешок державы
Денежный мешок державы
Слово
"бюджет" происходит от латинского слова, означающего "кожаный
мешок", а сами государственные бюджеты появились в эпоху средних веков.
История бюджета России, как барометр, отражает главные изменения, происходившие
в жизни государства на всех этапах его развития.
Александр Васильевич Манько, доктор исторических наук,
профессор, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина.
Слово
«бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», и к нам
пришло из Англии. Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних
веков. В далекую старину английский канцлер казначейства при произнесении речи
в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой
кожаный мешок с деньгами и документами. Отсюда эта речь и получила название
«budget», означающее смету, роспись.
Для
выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Собирание
этих средств с населения и их расходование всегда было и остается одной из
важнейших функций всякого правительства. При составлении государственной
росписи доходов и расходов, разумеется, важно соблюдать главнейший принцип —
стремиться к бюджетному равновесию, то есть бездефицитному бюджету. И тогда
нормально, устойчиво функционирует весь бюджетный механизм, вся финансовая
система страны. Но это, так сказать, теоретические положения, а в реальной
действительности все бывает намного сложнее. Именно бюджет, как барометр, чутко
отражает главные изменения, происходящие в социально-экономической и
политической жизни государства, на всех этапах его исторического развития.
С
момента образования Древнерусского государства и в дальнейшем его историческом
развитии для всех правителей — от великого князя до императора — предметом
особой заботы и беспокойства было состояние казны. Во всем государственном
механизме именно бюджет наиболее чутко реагировал на изменения в экономике,
оказывал решающее влияние на внутреннюю и внешнюю политику, на социальное
положение населения. Одна из отличительных особенностей экономического развития
России заключалась в том, что из-за многочисленных войн, которые ей пришлось
вести, ее финансы находились преимущественно в напряженном (в ряде случаев
кризисном) состоянии. В силу объективных и субъективных причин бюджет России
преимущественно являлся дефицитным.
Бюджет
Московского царства формировался за счет таможенных и питейных (кабацких)
сборов. С XVI в. добавилась таможенная пошлина на заграничную коммерцию. Со
второй половины XVI в. в структуре государственного бюджета все более стала
увеличиваться денежная часть и уменьшаться доля натуральных платежей и личных
повинностей. Эти изменения усилились в следующем, XVII столетии. Доходы в
царскую казну собирали Дворцовый Приказ, Приказ Четверти, Приказ Большого
Прихода. Кроме денег, вносимых в казну, русский царь ежегодно получал на
большие суммы подати с населения Сибири, Печоры, Перми и других местностей. В
XVII в. доходы государственного бюджета формировались из трех основных источников:
1) налогов (прямых и косвенных); 2) доходов казны от перечеканки монет; 3)
доходов от казенной промышленности и торговли. При этом значительную часть
бюджета составляли косвенные налоги, среди которых основными продолжали
оставаться таможенные пошлины и кабацкие доходы. Что же касается расходов, то
об этом В. О. Ключевский писал: «Финансы были едва ли не самым больным местом
московского государственного порядка при новой династии (Романовых).
Потребности, вызванные учащенными, дорогими и редко удачными войнами,
решительно превышали наличные средства правительства, и оно терялось в
догадках, как восстановить равновесие. Рать вконец заела казну». Так, война
Московского государства с Речью Посполитой в 1632—1634 гг. за возвращение
исконных русских земель вызвала крайнее напряжение финансов.
С
целью совершенствования финансового хозяйства Московского царства еще в XVII в.
предпринимались попытки составления государственной сметы. В начале этого
столетия, по мере упрочения денежно-финансовой системы, стал устанавливаться
учет казенных доходов и расходов. В царствование Алексея Михайловича, с 1655 г.
существовал Приказ счетных дел, который должен был «ведать всего Московского
государства приход и расход и остаток по книгам за многие годы».
В
первой четверти XVIII в., во время реформ Петра I и Северной войны 1700—1721
гг., бюджет был особенно напряженным, что, естественно, отразилось на
социальном положении населения. Как и в Московском царстве, 2/3 расходов
государственного бюджета составляли потребности армии, флота и обороны страны.
И тем не менее современники Петра I (отечественные и зарубежные) с удивлением
отмечали его способность преодолевать финансовые затруднения. Достаточно
напомнить, что первый российский император в конце своего правления заплатил Швеции
2 млн. рублей за Лифляндию и не оставил после себя внешнего государственного
долга.
При
преемниках Петра I финансовое хозяйство империи находилось в весьма запущенном
состоянии, чему, кстати, способствовали частые дворцовые перевороты. На
протяжении десятилетий не составлялись ни финансовая отчетность, ни роспись
доходов и расходов казны государства. Такая ситуация создала самую
благоприятную почву для казнокрадства, всевозможных злоупотреблений.
Государственные расходы усиливались как войнами, так и расточительностью двора.
Поэтому бюджет хронически был дефицитным. Заметим, что и во второй половине
XVIII столетия, в царствование Екатерины II, в расходах бюджета более 1/3
уходило на военные нужды.
В
начале XIX в. отечественные финансы испытывали постоянное напряжение: уже в
1809 г. расходы бюджета России превысили доходы в 2 раза. В связи с этим М. М.
Сперанский разработал программу финансовых преобразований, которая, с одной
стороны, предусматривала установить равновесие между доходами и расходами, и, с
другой стороны, значительно увеличить налоги, ставки на все их виды. Вторжение
наполеоновской армии и ее изгнание во время Отечественной войны 1812 г.,
заграничный поход русской армии своими последствиями легли тяжелым финансовым
бременем на население Российской империи. Потребовались годы и десятилетия для
восстановления и дальнейшего развития финансового хозяйства страны.
Крымская
война 1853—1856гг. вызвала огромный финансовый дефицит, означавший глубокий
кризис в этой сфере экономики России. Ликвидация последствий военных расходов
продолжалась в течение семи лет, дефицитом отражаясь в государственном бюджете.
В
России в деле составления бюджета страны очень долго не было никакого порядка.
Более того, сама государственная роспись доходов и расходов считалась большой
тайной и доверялась весьма узкому кругу влиятельных высших чиновников. Не
имелось ни правильных смет для каждого ведомства, ни учета поступающих средств,
а расходы осуществлялись без учета доходов.
И
только в 1862 г. впервые были изданы правила составления сметы по росписи,
улучшен государственный контроль, и самое главное — на каждый год министром
финансов составлялся проект росписи. Этот проект рассматривался и уточнялся в
Государственном Совете и окончательно утверждался императором. Несмотря на
ожесточенное сопротивление чиновничества, началась публикация государственной
росписи доходов и расходов в «Правительственном вестнике».
При
императоре Александре II усилился контроль за финансами, особенно за денежными
расходами: с 1862 г. действовали более строгие бюджетные правила, появилась
единая система учета и отчетности. Теперь все финансовые средства находились
только в государственном казначействе, одновременно в губерниях учреждались
контрольные палаты. Именно в период буржуазных реформ, в начале 60-х гг. XIX в.
были разработаны основные принципы построения государственного бюджета России.
Бюджет, то есть роспись доходов и расходов, представлял, как и в европейских
странах, полную картину состояния финансов Российской империи.
Уже
в царствование Александра III, по инициативе министра финансов С. Ю. Витте,
было официально установлено деление доходов на обыкновенные и чрезвычайные. К
обыкновенным доходам относились те, которые получались казной ежегодно, хотя и
не в одинаковом количестве, но из одних и тех же источников, дававших средства
постоянно. В то время роспись обыкновенных доходов состояла из следующих групп:
1) прямые налоги; 2) косвенные налоги; 3) пошлины; 4) правительственные
регалии; 5) казенные имущества и капиталы; 6) отчуждение государственных
имуществ; 7) выкупные платежи (до 1905 г., когда они были отменены); 8)
возмещение расходов государственного казначейства; 9) доходы от разных налогов
и сборов. Чрезвычайные доходы, наоборот, формировались из непостоянных,
временных или случайных источников. К их числу относились, например,
государственные займы или вклады в казначейство на вечное хранение.
Чрезвычайная часть государственного бюджета имела большое значение во время
войн, тяжелых экономических ситуаций. По завершении финансового года
Государственный контролер представлял Государственному совету и лично монарху
отчет об исполнении росписи доходов и расходов, указывая на конкретные
отклонения от утвержденных данных.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/
|