p> Последнее очень важно, т. к. постепенное снижение норматива
обязательных резервов кредитных организаций расширяет возможности
по кредитованию экономики и, соответственно, увеличивает
предложение денег. За период 1992-1997 года процентные ставки по операциям
Центрального банка РФ активно использовалась процентная ставка,
причем в сторону понижения. Однако в последнее время в условиях
обостряющегося кризиса ликвидности и чрезвычайной дороговизны
кредитов наблюдается тенденция к отказу от регулирования
процентных ставок: "влияние Банка России на процентные ставки по
операциям банковской системы с нефинансовыми агентами
ограничивается регулированием денежного предложения и мерами по
улучшению состояния банковской системы". В соответствии с федеральным законом «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)», принятом 26 апреля 1995 г.,
одной из задач Банка России является обеспечение стабильного
функционирования российской банковской системы; Банк России в
рамках макроэкономического регулирования деятельностью кредитных
организаций использует административные (лицензирование банковской
деятельности, порядок отзыва лицензии) и у экономические
(определение обязательных нормативов деятельности кредитных
организаций) меры по повышению надежности, ликвидности российских
банков. Банк России принимает соответствующие меры по надзору за
достоверностью учета и отчетности кредитных организаций,
доступностью информации об их деятельности, продолжает развитие
оперативного надзора за крупными структурообразующими банками,
составляющими основу российской банковской системы; выявление
проблемных кредитных организаций, определение последствий
банкротства того или иного банка для денежно-кредитной системы в
целом. Некоторые экономисты указывают на значительные недостатки,
которые выявляют некоторую неадекватность денежно-кредитной
политики России соответствующей ситуации. Во-первых, при расчете плана денежной эмиссии власти
опираются на статистически неустойчивые формальные корреляционные
зависимости между темпом инфляции и приростом денежной массы при
заданном прогнозе изменения ВВП. Однако известно, что при такой
технологии планирования денежного предложения прогноз снижения ВВП
приобретает самоусиливающийся характер, что влечет за собой
углубление депрессивных тенденций. Во-вторых, отказ от регулирования процентной ставки также
подвергается критике, т. к. в России в данный момент наблюдается
системный кризис. Следовательно, в нынешних условиях роль
государственного регулирования денежного предложения в нашей
стране должна быть максимальной. В-третьих, при рассмотрении регулирования денежного
предложения не следует сбрасывать со счетов возможности
централизованной организации денежных потоков по линии
трансформации сбережений в инвестиции. Значение централизованного
регулирования денежных потоков особенно велико в странах с
несбалансированной и неравновесной экономикой (к числу которых
относятся все страны с переходной экономикой). Таким образом, в
экономике будет обеспечиваться значительный приток инвестиций в
экономику, если учесть, что за время проведения реформ было
пятикратное сокращение инвестиций в производство. В-четвертых, необходимо решить проблемы валютного ограничения
и контроля в целях ограничения вывоза капитала. Быстрая
либерализация валютного регулирования привела к колоссальному
вывозу капитала из России, а затем и к краху финансовой системы
страны вследствие саморазрушения финансовых "пирамид", построенных
на основе привлечения спекулятивных иностранных инвестиций. В виду
того, что общая величина допустимого прироста денежного
предложения определяется масштабами оттока капитала через
приобретение наличной валюты и другие формы его вывоза, что
оказывает понижательное давление на обменный курс рубля и
способствует росту инфляции. Если не поставить под контроль вывоз
капитала, то в сложившихся условиях придется существенно
ограничить объем допустимой денежной эмиссии и отказаться, таким
образом, от решения задач ремонетизации экономики, преодоления
платежного кризиса, подъема инвестиционной активности и связанных
с этим проблем погашения задолженностей по зарплате и социальным
платежам. В-пятых, обеспечению поворота макроэкономической политики в
сторону оздоровления финансового положения производственной сферы,
подъема инвестиционной активности и стимулирования экономического
роста. Важно выяснить, как обстоит дело с кредитованием экономики.
В нашей экономике хорошо развито краткосрочное кредитование и хуже
обстоит дело с долгосрочным кредитованием. За январь-июль этого
года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) у
ориентиованных на экспорт отраслей возрос по сравнению с
соответствующим периодом прошлого года в 2.1 раза. В отраслях,
ориентированных на внутренний рынок, положение обстоит гораздо
хуже, к примеру, рост в пищевой промышленности по сравнению с
прошлым годом составил всего 13,9%, т.е. меньше темпа инфляции за
год. Проблема, прежде всего, в низком платежеспособном
потребительском спросе. На фоне значительного улучшения
финансового положения промышленности в целом реальные
располагаемые денежные доходы населения за январь-август
увеличились всего на 8,9% по сравнению с прошлым годом, отставая
от докризисного уровня более чем на 20%. При этом в условиях
резкой дифференциации доходов у значительной части граждан
реальные доходы практически не растут. 3 октября 2000 ЦБ принял положение о порядке предоставления
Банком России коммерческим банкам кредитов, обеспеченных залогом
векселей рентабельных предприятий и поручительствами, на срок до
180 дней. Эксперимент по реализации этого положения проводится в
Санкт-Петербурге, причем процентные ставки по этим кредитам
установлены в размере половины ставки рефинансирования. По
существу, таким способом ЦБ снижает риски коммерческих банков при
кредитования предприятий. В результате должны улучшиться условия
для получения кредита не только для пополнения оборотных средств,
но и для обновления оборудования, тем самым ЦБ решает проблему
краткосрочного кредитования в экономике. Из-за изношенности
основных фондов дело обстоит сложнее В 2000 году наблюдается рост инвестиций в основной капитал -
за январь - август на 17,6% по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года. Значительная их часть проводится за счет
собственных средств (53,5% всех источников финансирования) прежде
всего предприятиями-экспортерами, иностранные инвестиции упали по
сравнению с прошлым годом на 26,5%, составив всего 1,8 млрд. долл. Предназначение денежных властей в регулировании долгосрочного
кредита состоит в обеспечении стабильных макроэкономических
условий - снижение инфляции, предсказуемость обменного курса, -
которые позволяют экономическим агентам планировать долгосрочные
вложения. Кроме того, ЦБ посредством банковского регулирования,
установления экономических нормативов и норм резервирования
непосредственно влияет на возможности коммерческих банков по
кредитованию экономики, определяя различные параметры и нормативы
своей политики, неизбежно должны находить какой-то компромисс
между задачами снижения инфляции и содействия экономическому
подъему. 2 АВГУСТОВСКИЙ КРИЗИС 17 августа 1998 года в России разразился кризис, который имел
значительные негативные последствия для общества и экономики в
целом. Хотя многие экономисты и считают, что такой кризис имел
только большей частью краткосрочные последствия, среди
среднесрочных - инфляцию, кризис банковской системы, дефолт по
внешнему долгу, а среди краткосрочных последствий выделяют
крупную девальвации, расстройство системы платежей и расчетов;
остановка потоков импорта; скачок цен на 45% за первые полтора
месяца; ажиотаж на потребительском рынке, скачок цен и потеря
денег в проблемных банках будут еще долго ощущаться и населением,
и предприятиями. Правительство РФ, ЦБ РФ и другие источники давали следующие
причины кризиса, такие, как: влияние мирового финансового кризиса,
влияние "азиатской эпидемии", недоверие инвесторов, падение
мировых цен на нефть, отставка правительства В. Черномырдина 23
марта 1998 г., "недостаточная" финансовая помощь из-за рубежа,
отказ Государственной думы поддержать фискальную программу
правительства С. Кириенко - МВФ, поведение Сбербанка в августе
1998 г., "неспособность" российского правительства собирать
налоги, психологические причины или "нехватка времени и везения". Бесспорно, все эти события имели некоторое отношение к
возникновению кризиса. Однако важно разобраться, в чем же
действительно обстоит дело. Причиной кризиса был эффект
вытеснения, продемонстрированный в 1995 – 1998 гг. Государство
решило выпустить государственные краткосрочные обязательства
(ГКО). Т. е. путем займов у населения государство пыталось
обеспечить дефицит госбюджета. По ГКО были объявлены высокие
процентные ставки ( самая высокая доходила до 200 %
годовых).Благодаря такой высокой процентной ставке рынок ГКО
превратился из источника привлечения средств в реальную экономику
через бюджет в поле для чисто спекулятивных операций,
финансируемый методом пирамиды. Денежные власти рассчитывали
постепенно сбить столь высокие процентные ставки в короткий период
за счет большого количества держателей ГКО. В проведении такой
политики денежные власти руководствовались опытом США, где объем
ВВП равняется государственному долгу. В России объем ВВП составлял
приблизительно 250 млр. долл., когда госдолг достиг 150 млр. долл.
вкладчики стали забирать свои деньги, и правительство было
вынуждено объявить дефолт. Рассмотрим поподробнее денежно – кредитную и валютную
политику в период валютного "коридора" в июле 1995 - августе 1998
гг. и существенно усугубленной в мае-августе 1998 г. Было видно
несоответствие валютных активов денежных властей их рублевым
обязательствам. Если проанализировать проводившуюся в последние годы денежную
политику по трем основным периодам - до начала валютного
"коридора" (январь 1994 - июнь 1995 гг.) (период до финальной
стадии валютного кризиса (июль 1995 - апрель 1998 гг.)) и на
период, совпадающий с финальной стадией кризиса (май-август 1998
г.), во время валютного "коридора" (июль 1995 - август 1998 гг.)
и после него (с сентября 1998 г.), то можно увидеть следующее.
Денежная политика выглядела относительно жесткой, т.к. темпы
прироста денежных агрегатов, инфляции, изменения валютного курса
были относительно низкими. Однако эти показатели характеризуют
лишь одну сторону денежно-кредитной и валютной политики -
поддержание относительно стабильной (или, по крайней мере,
предсказуемо изменяющейся) покупательной способности рубля по
отношению к товарам и услугам, обращающимся на внутреннем рынке.
Они не отражают другую составную часть денежной и валютной
политики - поддержание относительно стабильной (или, по крайней
мере, предсказуемо изменяющейся) покупательной способности рубля
по отношению к товарам и услугам, обращающимся на мировом рынке
(через обеспечение стабильного курса рубля по отношению к
иностранным валютам). В основе валютного курса лежит соотношение между
обязательствами денежных властей в национальной валюте и их
активами в иностранной валюте. В качестве пассивов денежных
властей в национальной валюте чаще всего денежная база, в качестве
активов - валовые валютные резервы. Во время финальной стадии
финансового кризиса 1997-1998 гг. это соотношение оказалось
минимальным - около 39% по сравнению с 42-55% в среднем за
предшествующий период и с 77% в последовавшие затем месяцы.
Причина этого кроется в том, что несмотря на довольно жесткую
политику в отношении денежной базы, политика, проводившаяся в
отношении валовых валютных резервов, является наиболее "слабой"
именно во время валютного коридора. Валовые внутренние резервы в
тот период сокращались в среднем на 50 млн. долл. в месяц, хотя
накануне установления валютного "коридора" они возрастали на 236
млн. долл. ежемесячно, а после его отмены оставались практически
неизменными. В наибольшей же степени денежная и валютная политика
была смягчена на финальной стадии кризиса, когда темпы сокращения
валовых валютных резервов достигали 690 млн. долл. в месяц. Если взглянуть на изменение компонентов денежной базы -
чистых валютных резервов и чистых внутренних активов,
происходившие в период действия всего валютного "коридора". До и
после установления валютного "коридора" чистые валютные резервы
хотя и с разной скоростью, но увеличивались, во время –
сокращались на 384 млн. долл. в месяц. Чистые внутренние активы
возрастали очень быстрыми темпами - ежемесячно на 602 млн. долл.,
или на 3,0%, до валютного "коридора" они хотя и увеличивались, но
медленнее, а после его отмены - быстро сокращались. Анализ чистых
внутренних активов денежных властей по компонентам показывает, что
кредиты Центробанка во время финансового кризиса направлялись не
на финансирование правительства (как можно было бы ожидать), а
главным образом на поддержку коммерческих банков, темпы
кредитования которых достигали 30% в месяц. Всего за чуть более чем трехлетний период действия валютного
"коридора" чистые валютные резервы денежных властей сократились на
14,6 млрд. долл., причем более половины этой суммы - 7,9 млрд.
долл. - пришлось на май-август 1998 г. Огромные потери чистых
валютных резервов восполнялись за счет новых внешних
заимствований. Именно благодаря им политика ЦБ казалось жесткой.
Формально же низкие темпы прироста денежной базы (так называемая
жесткая денежная политика) объяснялись тем, что, продолжая и даже
усиливая свою экспансионистскую политику, Центральный банк
финансировал ее за счет "повторного использования" иностранных
кредитов, ранее предоставленных российскому правительству и
размещенных на его счетах. Однако, т. к. общий объем рублевых
обязательств при этом не уменьшался, то валютные обязательства
объединенных денежных властей нарастали. Помимо эксплицитных (явных) обязательств Центробанка
существуют также еще и его имплицитные (неявные) обязательства.
Наряду с традиционным показателем денежной базы (НО) для анализа
используются другие (агрегаты Н1 и Н2), включающие наряду с
рублевыми обязательствами также и валютные обязательства денежных
властей. Главными из таких обязательств являются задолженность
правительства по иностранным кредитам (возникновение валютных
обязательств при кредитовании) и отрицательное сальдо баланса
коммерческих банков (т. е. страхование рисков коммерческих банков
в случае проведения валютной интервенции). Динамика сальдо валютных активов и пассивов ЦБ РФ,
правительства РФ и системы российских коммерческих банков
показывает, что переход к политике валютного коридора
спровоцировал резкое увеличение валютных обязательств. Поскольку
за этот же период произошло снижение валютных резервов страны, то
итоговый дисбаланс между совокупными валютными активами и
совокупными валютными пассивами денежных властей значительно
возрос (на 52,4 млрд. долл.). Перелом в тенденции роста валютных
обязательств наступил лишь после отказа от политики формального
регулирования валютного курса в сентябре 1998г. Накануне финальной стадии финансового кризиса - в апреле
1998г. - объединенный валютный баланс денежных властей представлял
собой следующее: совокупные валютные активы (валовые валютные
резервы) составляли около 11 млрд. долл. (с учетом золота -
примерно 16 млрд. долл.); совокупные валютные обязательства (по
текущему валютному курсу) - 175,6 млрд., в том числе: денежная
база - 26,4 млрд. долл., валютная задолженность федерального
правительства - 131,3 млрд., чистое отрицательное сальдо валютных
активов и пассивов коммерческих банков - 17,9 млрд. долл. Во
второй половине 1997г. стал очевидным дисбаланс в отношении
текущих потоков (в I квартале 1998г. превысил 1200 млн. долл. в
месяц). Дефицит федерального бюджета составлял 510 млн. долл.,
примерно таким же было отрицательное сальдо платежного баланса по
текущим операциям. Сохранение подобных тенденций означало
увеличение уже существовавшего валютного дисбаланса по запасам еще
примерно на 12 - 13 млрд. долл. в расчете на год. Таким образом,
произошел не только валютный кризис, но и кризис российской
банковской системы, который естественно не мог разрешится
посредством интервенции рубля, осуществляющееся на заемные
средства, которая проводилась для субсидирования российских
коммерческих банков. В этой связи у совокупных денежных властей было два варианта
решения проблемы: Первый. При сохранении "привязанного" валютного курса -
увеличение заимствований в валюте до 37-43 млрд. долл. в год, или
до 3 - 3,5 млрд. долл. в месяц (с соответствующим увеличением
государственного долга и при условии готовности кредиторов
предоставить такие суммы), и/или прекращение обслуживания
государственного внешнего долга (полностью или частично), то есть
объявление дефолта по внешнему долгу (со всеми вытекающими отсюда
последствиями). Размеры необходимых заимствований могли быть
снижены, если бы удалось сократить дефицит бюджета на величину его
уменьшения (или увеличения его профицита). Второй. При отказе от сохранения "привязанного" валютного
курса проведение девальвации рубля изменило бы отрицательное
сальдо платежного баланса на положительное и в зависимости от ее
масштабов обеспечило бы более или менее быстрое сокращение
накопленного валютного дисбаланса по запасам. Снижение размеров
бюджетного дефицита (увеличение его профицита) способствовало бы
уменьшению масштабов девальвации и/или ускорению процесса
ликвидации дисбаланса. Однако, несмотря на явное предпочтительство первого пути был
выбран второй. Причина этого в том, что правительство решило в
этой ситуации поддержать коммерческие банки. Можно сказать, что
важнейшей целью и важным итогом денежно-кредитной и валютной
политики, проводившейся властями весной - летом стало замещение
валютных обязательств частных банков государственным внешним
долгом. С экономической точки зрения субсидирование денежными
властями коммерческих банков означало национализацию их убытков и
поощрение государством их весьма рискованного и неэффективного
поведения. Валютный кризис по характеру своего действия был
краткосрочным и потому мог быть преодолен за относительно короткое
время. Кризис внешнего долга, наступившего денежной политики
весной-летом 1998г., по своей природе является долгосрочным и
трудно разрешимым. Заключение В данной работе были рассмотрены основные аспекты денежной
политики и механизм воздействия её. Было отражено использование и
эффективность денежной политики в Российской Федерации, а так же
на примере российского финансового кризиса 17 августа показано
последствия непродуманной кредитно-денежной политики. По этой работе можно сделать следующие выводы: 1. Денежный рынок является частью финансового рынка и
отражает спрос и предложение денег, а также формирование
равновесной цены. Денежная масса - совокупность всех денежных
средств, находящихся в наличной и безналичной формах,
обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве,
различают активную и пассивы, а также квази-деньги. Денежная
масса зависит от предложения банковского сектора и спроса на
деньги. Основными денежными агрегатами являются М1 (наличные
деньги и чековые вклады), М2 (М1 + срочные вклады, облигации
государственных займов), М3 (М2 + крупные вклады) 2. Совокупный спрос складывается из понятий спроса на деньги
как средство обращения и как средство сохранения стоимости. Он
зависит от уровня ВВП и процентной ставки. Существует несколько
моделей спроса на деньги: количественная зависит теория,
кейнсианский спрос. Спрос на деньги согласно количественной
теории зависит от уровня цен, от уровня реального объема
производства и от скорости обращения денег. У Кейнса спрос на
деньги, главным образом, определяют процентной ставкой, которая
представляет собой альтернативные издержки хранения денег.
Увеличение процентной ставки ведет к уменьшению спроса на деньги,
снижение – к увеличению. 3. Денежный рынок имеет точку равновесия, находящуюся на
пересечении кривых спроса и предложения и является равновесной
ставкой процента. Равновесие на денежном рынке является подвижным. 4. Денежный рынок характеризует уравнение Фишера и
коэффициент монетизации. Если уравнение Фишера характеризует
деньги как средство обращения, выявляя зависимость между скоростью
обращения денег, их массой и уровнем цен и реальным объемом
производства, то коэффициент монетизации – как средство
накопления, характеризуя степень насыщенности экономики деньгами. 5. Механизм воздействия денежной политики объясняется с
помощью модели Хикса - Хансена, которая представляет рынок в виде
взаимодействия рынка активов и товаров. a) 1.Кривая IS представляет рынок товаров, выражается графиком или множеством таких точек, при которых комбинация уровней процента и уровня дохода обеспечивает равновесие этого рынка. Кривая IS имеет отрицательный наклон, потому что увеличение ставки процента сокращает уровень равновесного дохода. Крутизна кривой зависит от величины мультипликатора и чувствительности инвестиционных расходов к изменениям ставки процента. Кривая IS подвержена сдвигам под влиянием изменений в автономных расходах. В точках справа от кривой имеет место избыточное предложение на товарном рынке; слева от кривой - избыточный спрос на товары. b) Кривая LM является отображением рынка активов. На графике кривой каждая точка является такой комбинацией ставок процента и уровней дохода, при которых денежный рынок и рынок облигаций находится в равновесии. Кривая LM имеет положительный наклон и смещается под воздействием изменений в предложении денег. В точках справа от кривой LM существует избыточный спрос на деньги, тогда как в точках слева от нее существует избыточное предложение денег. c) Равновесие в модели достигается в точке пересечения этих кривых. В результате изменения денежного предложения в модели возникает новая точка равновесия при измененном уровне процентных ставок, ВВП и уровня цен в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде деньги нейтральны, т.е. их изменение вызывает лишь пропорциональный рост цен, не воздействуя на уровень ВВП, реальные плановые инвестиции и процентную ставку. d) В связи с этим различают экспансионистскую денежную политику – направленную на расширение денежной массы в обращении. 6. Монетаристы указывают на прямую связь между денежным
предложением и объемом национального производства, ЦБ, обладая
правом контроля за денежной массой, может контролировать темпы
роста ВНП, темпы инфляции в стране. 7.Денежная политика государства призвана обеспечивать
стабильность цен, эффективную занятость и рост реального объёма
ВВП. На это должны ориентироваться денежные власти, определяющие
направление и содержание денежной политики государства. 8. В большинстве стран имеется официальное учреждение
–Центральный банк, которое наделено функцией контроля за денежной
массой, находящейся в экономике, и контроля за кредитом. Между ЦБ
и Министерством финансов (казначейством) складывается разделение
обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются
друг от друга, чаще всего ЦБ является независимым государственным
учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения.
Министерство финансов сосредотачивается на сборе налогов и
распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение
государственных ценных бумаг. 9. Объектами денежной политики выступают спрос и предложение
на денежном рынке. Центральный банк в основном формирует
предложение денег высокой эффективности (Mh), т.е. наличности,
обращающейся в экономике в совокупности с объёмом резервов,
хранимых банками в центральном банке. 10. Инструментами денежной политики являются: - изменение процентной ставки; - операции на открытом рынке; - изменение минимальных резервов; Кроме них существуют некоторые второстепенные способы такие,
как количественное изменение кредита, предписываемая законом
маржа, увещевание. 11. Наиболее эффективным методом является проведение ЦБ
операций на открытом рынке. Эта политика заключается в продаже и
покупке на свободном рынке государственных частных бумаг. Что
приводит к уменьшению или увеличению свободных средств. Операции
на открытом рынке обладает в отличье от других инструментов ЦБ
преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно
продавать или покупать в больших или меньших количествах, - и его
воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. 12. Политика учетной ставки заключается в установлении
определенной ставки ЦБ. Если ставка уменьшается, то большинство
коммерческих банков стремятся получить кредит, что
мультипликационно увеличивает количество денег в обращении. 13. Политика изменения минимальных резервов. Государство
обязало все банковские учреждения держать определенную часть
собственных и депонированных у них средств на счетах ЦБ, который в
зависимости от состояния конъюнктуры и целей государственного
регулирования экономики периодически изменяет нормы минимальных
резервов. При увеличении нормы обязательных резервов происходит
сокращение денежного предложения. При уменьшении – сокращение.
Является наиболее мощным, но в то же время наиболее грубым
средством регулирования. 14. Количественное ограничение кредита - это установление
предельной суммы, на которую центральный банк переучтет векселя и
примет в залог ценные бумаги коммерческих банков. Этот инструмент
может соответственно вызывать рост деловой активности или ее
торможение. 15. Денежная эмиссия – непосредственное расширение денежного
предложения денежными властями, имеет три главные функции:
обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления,
мировыми деньгами для нормального ее функционирования; покрытие
дефицита государственного бюджета - это регулирующая функция. 16. В основе формирования денежно-кредитной политики России
второй половины 90-х годов лежит задача достижения следующих
макроэкономических целей: - финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов в этом направлении; - снижение темпов инфляции; - создание условий для адаптации экономических агентов к складывающейся ситуации в экономике; - снижение номинальных и реальных процентных ставок в экономике; - укрепление курса национальной валюты; - обеспечение устойчивости платежного баланса страны; - достижение и закрепление тенденции не инфляционного экономического роста. 17. В 2000 году рост денежной массы опережал инфляцию.
Наблюдался прирост ВВП. Данный экономический рост был вызван
успехами во внешней торговли России. ЦБ увеличил вдвое свои
валютные резервы. Такой рост денежной массы способствовал
расширению денежного предложения и сокращению неденежных сделок.
Денежный рынок России характеризуется быстрой скоростью обращения
денег и низким коэффициентом монетизации, что явилось следствием
гиперинфляции 1992- 1995годов. 18. В последнее время наблюдается тенденция к сокращению
минимальных резервов банков и отказ от регулирования процентной
ставки. Широко используются операции на открытом рынке, ЦБ
проводит политику стерилизации посредством депозитных операций. Главная проблема денежной политики обеспечить инвестиции в
промышленность, в частности развить долгосрочное кредитование. 19. Во время так называемого валютного "коридора" 1995-1997
гг. происходил выпуск ГКО под высокие процентные ставки, что
способствовало появлению эффекта замещения. Т. е. все средства
вкладывались в ГК под высокий процент в эти обязательства, вместо
того, чтобы идти на инвестирование, что значительно задержало
развитие промышленности. Кроме того, денежно–кредитная и валютная
политика привела к несбалансированности валютных активов и
обязательств российских денежных властей, что вызвало валютный,
финансовый и банковский кризис. 20. В России в последнее время наблюдается тенденция к
понижению минимального уровня резервов коммерческих банков. А
постепенное снижение норматива обязательных резервов кредитных
организаций расширяет возможности по кредитованию экономики и,
соответственно, увеличивает предложение денег. Наблюдается
тенденция к отказу регулирования процентных ставок ЦБ. Список литературы 1. Н.К. Бункина, А.М. Семенова Экономическая политика М.: ЗАО" Бизнес – шк., Интел – синтез" 1999г. 2. Р.А. Амвросов, К.А Араненов, А.С Богданов Курс экономических теорий Киров АСА 1998г. 3. Р. Дорнбуш, С. Фишер Макроэкономика М: МГУ ИНФРА-М 1997г. 4. Л.Г. Ходов Основы государственной экономической политики, М: БЕК 1997г." 5. Р. Барр Политическая экономия М.: Международные отношения 1995г. 6. А. Ларионов Мифы и уроки августовского кризиса //Вопросы экономики 1999г. 7. С. Глазьев Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики //Вопросы экономики 1999г. -----------------------
[pic] [pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|