p> В условиях нехватки денег усилились противоречия между финансовым и
промышленным капиталом. Финансовый капитал получил стратегическое
преимущество в первую очередь за счет обслуживания бюджетных счетов.
Налоговое бремя, лежащее преимущественно на реальном секторе экономики,
также обеспечивает укрепление позиций финансового и подавление
производственного капитала. В результате произошло подавление реального
сектора экономики, сужение возможности сохранения наличного
производственного капитала. В результате осуществления реформ вышеуказанными способами экономика
России приобрела следующие черты:
1.наличие одного мощного и связанного с природными богатствами источника
валютных поступлений;
2.формирование из тех, кто причастен к этому источнику слоя сверхбогатой
элиты, которая служит опорой власти и срастается с ней;
3.удержание основной массы населения в состоянии малой обеспеченности. Необходимо также более подробно описать последствия проводимой
экономической реконструкции. Несомненно, что реформы способствовали
продвижению экономики к рынку, что и было их конечной целью. Из
положительных итогов реконструкции можно выделить следующие: демонтаж
основных элементов административно-командной системы, проведение
приватизации, возникновение индивидуальной и акционерной формы
собственности, либерализация хозяйственной деятельности предприятий,
внешнеэкономических операций; были сняты ограничения с фонда оплаты труда,
запреты на совместительство, в стране начал складываться рынок труда. Но в
то же время нельзя не упомянуть многочисленные отрицательные явления:
1.Кризис инвестиций. В 1992-1994 гг. объем инвестиций уменьшился вдвое, в
1995 г. - еще на 13%, утечка капитала за границу составляет 10-12 млрд.
долларов в год [19], что обусловлено высокими рисками, налоговым
прессингом, экономической и политической нестабильностью. В бюджете 1996 г.
в производственную сферу планировалось направить 20% ресурсов. Объем
вложений в основной капитал в 1997 г. составил 25% от уровня 1991 г.[41].
Недоинвестирование стало одной из причин спада производства. Крупнейшим
инвестором является государство, но финансирование централизованных
капитальных вложений является дефицитной статьей и осуществляется по мере
поступления доходов, в основном на 50% от плана [19]. Высокая скорость
обращения денег в экономике (8-10 оборотов в год) [19] свидетельствует о
том, что деньги крутятся между сферой обращения и финансовым рынком, не
попадая в производство. За 9 месяцев 1998 г. объем инвестиций снизился на
6,8 % по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. [8]
2.Общий спад производства за 1992-1995 гг. составил более 50%, в сельском
хозяйстве - 40%, в промышленности - 60% [41], в 1995 г. по сравнению с
1994 г. темп спада- 4%, в сельском хозяйстве - 10-12%, в легкой
промышленности - 32%; увеличился объем производства в черной металлургии на
10%, химической и нефтехимической промышленности на 11%. В 1996 г. спад
производства составил 4% [20]. В настоящее время 50% предприятий убыточны,
рентабельность индустрии 5,2%. Задолженность предприятий огромна, в 1997 г.
она составила 17,7% ВВП [41]. Спад продолжился и в 1998 г. - в сентябре он
составил 14,5% по сравнению с аналогичным периодом 1997 г. [13].
Вследствие вышеуказанных явлений российский рынок был наводнен импортными
товарами, зачастую весьма низкого качества, что и вызвало резкий скачок цен
на рынке потребительских товаров начиная с августа 1998 г. вследствие роста
курса доллара.
3.Значительное ухудшение положения населения, включая ухудшение
демографической ситуации - с 1992 г. происходит сокращение рождаемости,
уменьшение продолжительности жизни, рост смертности. Обесценение сбережений
граждан в 1992 г. в объеме годового федерального бюджета, утрата 20 трлн.
руб. в финансовых пирамидах [10], резкое снижение реально выплаченной
заработной платы, падение уровня жизни, уровень безработицы составляет 10%,
расслоение общества, при котором 10% сверхбогатых людей располагают 80%
ресурсов. В результате кризиса августа 1998 г. реальные доходы населения в
октябре уменьшились на 26,9% по сравнению с августом. Доля населения с
доходами ниже прожиточного минимума в октябре составила более 30% [11].
Рост цен на потребительские товары за период с августа 1998 г. по февраль
1999г. составил около 300%.
4.Переориентация экономики на обслуживание экспортных отраслей и
естественных монополий, которая произошла в 1992-1994 гг. в результате
структурной перестройки экономики. Таким образом Россия стала зависеть от
мировых цен на сырье, произошел межотраслевой перелив ресурсов, что привело
к усилению региональной и социальной дифференциации. В остальных отраслях
экономики имеет место преобладание устаревших неконкурентоспособных
технологий, низкое качество менеджмента.
5.Криминализация государства и общества, произошедшая вследствие расширения
сектора теневой экономики, который составляет около 40% экономики России.
Этому способствовала также жесткая кредитно-денежная политика, т.к.
нехватка денег обеспечила влиятельность видов бизнеса, связанных с
наличными деньгами и поэтому потенциально наиболее криминальных.
6.Рост государственного долга. В 1992-1996 гг. государственный долг
увеличился на 77 млрд. долларов, в 1996 г. он составил 127,4 млрд. долларов
[18], в 1999 г. на его обслуживание необходимо направить 17,5 млрд.
долларов, что составляет 87,5 % федерального бюджета. За годы экономической реконструкции не были осуществлены намеченные
реформы: аграрная, военная, реформы жилищно-коммунального хозяйства,
социальной сферы, судебной системы, правоохранительных органов. Фактически
мы имеем кризисы во всех областях жизни общества. По мнению ряда
экономистов, мы имеем дело не с экономической реконструкцией, т.к. нет
программы реформ в научно-практическом понимании, а вместо этого проводится
эксперимент, предусматривающий спад производства и падение уровня жизни
народа. За годы экономической реконструкции остались неизменны вялость
экономики и бедность большей части населения, черты нашего общества и
экономики - коррумпированность, мафиозность, бюрократизм. Россия так и не
вступила в стабилизационный этап переходного периода. В начале 1995 г.
завершился спад производства, началось депрессивное развитие, которое
закончилось кризисом и банкротством страны в августе 1998 г. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что экономическая
реконструкция в России происходит в течение последних 15 лет, но до сих пор
принесла мало положительных результатов. Все перечисленные выше процессы не могли не оказывать влияние на
складывающийся рынок труда. В следующем разделе мы рассмотрим понятие
"рынок труда" и его формирование в условиях экономической реконструкции. 1.3.Понятие "рынок труда", формирование рынка труда в условиях
экономической реконструкции 1.3.1. Понятие о рынке труда, регулирование рынка труда С 1992 г. в России одновременно с формированием рыночной экономики
идет формирование рынка труда, возникают учреждения рынка труда - центры
занятости, биржи труда, агентства по найму персонала, задачами которых
являются трудоустройство желающих работать, создание новых рабочих мест,
переподготовка и подготовка кадров. Рынок труда - место, где происходит купля-продажа труда, при
этом работник юридически свободен и может по своему усмотрению
распоряжаться своими способностями к труду - рабочей силой. Также можно
дать еще одно определение рынка труда - это механизм согласования цены и
условий труда между работодателями и наемными работниками, это составляющая
рыночной экономики, выполняющая функции механизма распределения и
перераспределения труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам
деятельности [50]. Работник вынужден продавать свой труд, если он не имеет всего
необходимого для ведения своего хозяйства как источника получения всех
нужных для жизни средств. Чтобы продать труд, нужен его покупатель -
предприниматель, имеющий все необходимое для ведения своего хозяйства, но
нуждающийся в привлечении других работников. При этом спрос на труд
характеризуется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест.
Взаимодействие спроса на рабочую силу и предложения способности к труду
складывается под влиянием экономической и социально-политической ситуации,
движения цены рабочей силы (оплаты труда), уровня душевого потребления и
формирует конъюнктуру рынка труда. Конъюнктура рынка труда может быть:
1.равновесная с полной занятостью;
2.хронически трудоизбыточная;
3.хронически трудодефицитная. Наемный работник и предприниматель юридически равноправные лица. При
этом наемный работник продает временное использование своего труда, сделка
юридически фиксируется трудовым договором, содержащим взаимные права и
обязанности. Существуют потенциальный и циркулирующий рынок труда. Потенциальный
рынок труда - та часть занятого в сфере домашнего хозяйства, армии, учебных
заведениях населения, которая формируется как предназначенная потенциально
для последующего его вступления на рынок в качестве продавца своего труда.
Циркулирующий рынок труда - сфера купли - продажи труда, в которой продавец
постоянно перемещается между предприятиями (циркулируя между ними) в
поисках покупателя. Формирование рынка труда предполагает:
1.создание механизма пропорционального распределения и перераспределения
ресурсов рабочего времени согласно потребностям общества;
2.удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов
экономически активного населения и обеспечение национальной экономики
нужными кадрами;
3.достижение полной и максимально беспрерывной занятости с учетом
потребности в гибком графике работы. Из упомянутого выше следует, что для нормального функционирования
рынка труда необходимо соблюдение следующих условий:
1.оплата, соответствующая образованию, квалификации, качеству труда;
2.минимальная заработная плата должна обеспечивать уровень жизни выше
прожиточного минимума;
3.рабочие места должны отвечать требованиям техники безопасности и
экономическим нормативам;
4.наличие конкуренции рабочей силы;
5.работодатель и работник равны перед законом;
6.наличие структур, для организации взаимодействия работодателя и
работника. Рынок труда подлежит регулированию. Регулирование - поддержание
общественных условий, при которых купля продажа труда становится
необходимой, т.е. должны поддерживаться необходимые условия для
непрерывного пополнения рынка труда новыми наемными работниками взамен
выбывающих по естественным и социальным причинам. Регулирование также
подразумевает [35]:
-поддержание работоспособности наемных работников, не допуская снижения
стоимости их жизни ниже черты бедности, на уровне которой невозможно
поддержание нормальной работоспособности;
-недопущение чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и
интенсивности труда, изнуряющих наемных работников до состояния деградации; -обеспечение равновесия между занятостью и безработицей;
-соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и
реальной заработной платой;
-поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы;
-обоснование дифференциации трудовых доходов наемных работников в
зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых, человеческих
качеств, трудолюбия, добросовестности. То есть, регулирование означает
поддержание существования, выживания в различных условиях, обеспечение
равновесия составных частей и соответствия с другими структурами экономики. Рынок труда может также саморегулироваться с помощью программы
занятости, социальной защиты безработных, финансово-кредитной политики,
которая создавала бы предприятиям выгодные условия вложения капиталов в
создание дополнительных рабочих мест. Государство также может регулировать рыночный механизм посредством
налогообложения, законодательно, с помощью административно-командных
методов, опирающихся на принуждение государственной власти, ограничивающей
стихийный произвол рыночного механизма. Также государство предоставляет
социальные гарантии по безработице: пособие по безработице, помощь по
безработице, поддержание минимального прожиточного уровня доходов. Влияние на рынок труда оказывают и профсоюзы, монополизируя продажу
труда, то есть, заменяя индивидуальную сделку купли-продажи труда
монопольно - коллективной сделкой, организуя рабочих и заключая с фирмой
коллективный договор, цель которого - выработка и закрепление в юридическом
документе взаимоприемлемых условий купли-продажи труда и занятости. На рынок труда также влияют:
-явления природы, вызывающие массовые передвижения населения, войны,
военные действия;
-демографическая ситуация;
-общественные силы: забастовки, митинги, средства массовой информации,
обычаи, традиции, нравы. 1.3.2. Современное состояние рынка труда Ранее в России обеспечивалась полная занятость путем создания новых
рабочих мест в результате экстенсивного развития экономики. Политика
занятости была приспособлена к интересам производства, темпам его роста,
структурным сдвигам, размещению производительных сил. Сегодня центр тяжести
переносится на качественное совершенствование рабочих мест и
перегруппировку трудовых ресурсов между сферами общественно-полезной
деятельности и отраслями народного хозяйства. Таким образом, преобразования
в сфере занятости предусматривают сокращение общих затрат труда на основе
роста его эффективности. К сожалению, необходимо отметить, что в нашем
обществе человек является орудием для решения экономических и политических
задач, социально-экономическая политика выдвигает крупные экономические
задачи, а социальные цели являются лишь политическими лозунгами и
удовлетворяются в той мере, как это позволяют оставшиеся средства. В
настоящее время необходимо разработать концепцию рынка труда и механизма
распределения общественного труда. Какова же ситуация на рынке труда сегодня? Прежде всего необходимо отметить, что выполняются не все условия
функционирования цивилизованного рынка труда, указанные выше, а именно: не
обеспечивается оплата, соответствующая образованию, квалификации, качеству
труда; минимальная заработная плата не обеспечивает уровень жизни выше
прожиточного минимума; не все рабочие места отвечают требованиям техники
безопасности и экономическим нормативам. Основные черты современного рынка
труда в России:
-темпы высвобождения персонала не соответствуют темпам спада производства,
что консервирует скрытую безработицу, за 1991-1996 гг. спад производства
составил 50%, а занятость снизилась на 23,2% [50];
-низкий уровень официальной безработицы, в службах занятости регистрируются
около 30% безработных [38];
-значительные масштабы скрытой безработицы;
-увеличение числа длительно безработных: в 1994 г. число ищущих работу
более одного года - 9% общего числа безработных, в 1996 г. - 15,7% [50];
-преобладание среди безработных доли женщин, хотя в последние годы
наметилась тенденция к ее сокращению;
-сформировалась трудоизбыточная конъюнктура рынка труда;
-по различным оценкам безработица в России составляет от 10 до 15%, при
этом нормальным считается уровень 5-7%. Причинами указанных тенденций являются разгосударствление экономики,
снижение хозяйственной активности предприятий, снижение потребительского
спроса, рост импорта, что и вызвало сокращение рабочих мест. Таким образом, на рынке труда сложилась достаточно сложная ситуация,
требующая пристального внимания со стороны государства. Безусловно, в каждом регионе имеют место свои особенности рынка
труда, в следующем разделе мы рассмотрим его состояние в Тюменской области. 1.4. Особенности формирования рынка труда в Тюменской области Региональные особенности рынка труда формируются под влиянием
разнообразных конкретных условий - демографическая ситуация, половозрастные
характеристики, производственные отношения, экономическая активность
демографических и этнических групп населения. Но так как экономика региона
является органичной частью национальной экономики, она функционирует по
принципам и законам национального рынка. В данном разделе рассмотрим
формирование рынка труда в Тюменской области за период с 1994 по 1998 гг. Во второй половине 80-х гг. 89,6% трудовых ресурсов было занято в
народном хозяйстве области, что отражало общую тенденцию России -
экстенсивный характер производства. В начале 90-х гг. наметилась тенденция
к сокращению численности занятых, в 1994 г. было занято 80,4%. За 1988-1994
гг. количество занятых сократилось на 130 тыс. человек, увеличилась доля
экономически неактивного населения, занятого в домашнем и личном подсобном
хозяйстве, доля этого населения в 1988 г. была 5,7%, в 1994 г. - 15%. За
период с 1993 по 1997 гг. безработица в области возросла в 10,3 раза, с
1993 по 1995 гг. количество официальных безработных увеличилось в 3,5 р.
[17]. Названные факты являются следствием общероссийских изменений в
экономике, упомянутых выше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|