Доходы бюджетной системы
ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ДЛЯ БЮДЖЕТА
Реформирование российской экономики. Переход к рыночному укладу. Это во - многом обусловило факт снижения части ВВП, перераспределяемой через бюджетную
систему.
Снижение государственных расходов - достаточно болезненный процесс, простое же повышение бюджетных изъятий способно снизить деловую активность.
Следовательно, возникает проблема эффективного формирования доходов бюджета.
Структура бюджетных доходов: доходы бюджета определяются несколькими составляющими, наиболее важной из которых являются налоговые доходы. Статистика
свидетельствует о росте их удельного веса в доходах бюджета. Это весьма характерная (показательная) ситуация для экономики, осуществляющей переход к
рыночным отношениям.
1. Перераспределение части валового внутреннего продукта (ВВП) государством
В 90-х годах в России происходит реформирование экономики, вызвавшее значительные изменения во всех сферах экономической и социальной жизни страны.
Реформы сопровождаются рядом весьма болезненных последствий, обусловленных недостаточной продуманностью и последовательностью проводимых преобразований.
Одним из таких последствий явилось снижение удельного веса валового внутреннего продукта (ВВП) страны, перераспределяемого через бюджетную систему: согласно
официальным данным, в 90-х годах произошло снижение уровня таких показателей как:
1. удельный вес общего объема государственных доходов (включая доходы внебюджетных фондов) в ВВП (см. рис. 4),
2. удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП (см. рис. 5),
3. удельный вес доходов федерального бюджета в ВВП (см. рис. 6):
Рисунок 4
Источник: расчеты на основе данных Госкомстата РФ - Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./ Госкомстат России. - М., 1997. - 749 с.
Рисунок 5
Источник: Госкомстат РФ:
1. Финансы в России: Стат. сб./ Госкомстат России. – М., 1996. – 161 с., стр. 15.;
2. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. - М., 1997. - 749 с., стр. 520;
3. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России – М.: 1998. – 427 с., стр. 294.
Рисунок 6
Источник: Госкомстат РФ:
1. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. - М., 1997. - 749 с., стр. 520;
2. Россия в цифрах: Крат. стат. сб./ Госкомстат России – М.: 1998. – 427 с., стр. 297.
Применяемая до проведения реформ модель развития экономики во многом опиралась на перераспределение ресурсов через государственный бюджет и их
использование на инициируемые государством инвестиционные проекты, обеспечивающие функционирование народного хозяйства. Об этом свидетельствуют
достаточно высокие значения показателя “удельный вес общего объема государственных доходов в ВВП” в 1980 году и в 1985 году: 48,9% и 46,5% соответственно (см.
рис. 4).
Сложившаяся в России ситуация является достаточно характерной для экономики переходного периода, поскольку, как правило, при проведении рыночных
преобразований происходит снижение “государственного присутствия” в экономической и социальной жизни страны. Например, в результате проведения
приватизации сокращается удельный вес государственной собственности и возрастает роль “частного сектора”, сокращается объем государственных
инвестиционных и социальных программ.
Данные международных организаций свидетельствуют о том что, для стран, сходных с современной Россией по размеру относительных макроэкономических
показателей (ВВП на душу населения, объем промышленного производства на душу населения и др.), характерны еще более низкие значения удельного веса ВВП,
перераспределяемого через бюджетную систему. [Government Financial Statistics Yearbook, IMF, 1991 – 1995. ]
Таким образом, на этапе переходной экономики государство стоит перед необходимостью проведения преобразований,
преследующих цель нормализации бюджетного процесса. Основными направлениями таких преобразований является:
1. снижение (возможно, временное) государственных расходов;
2. повышение доходов бюджета.
Однако снижение государственных расходов представляет собой достаточно болезненный процесс, поскольку в
данном случае затрагиваются социальные интересы широких масс населения. Кроме того, при этом снижаются государственные расходы на такие сферы как образование
и инвестиции, способствующие ускорению экономического развития [Knight M., Loayza H., Villanueva D. Testing the Neoclassical Theory of Economic Growth.
IMF Staff Papers. Vol. 40 (N 3) (September 1993), P. 512 - 541; Aschauer D. Is public Expenditure Productive? Journal of Monetary Economics. Vol. 23 (March
1989). P. 177 - 200.], что чревато долгосрочной социальной нестабильностью, парализующей деятельность народного хозяйства. [Chenery H., Robinson S.,
Syrquin M. Industrialization and Growth. New York, 1986. ]
Поэтому в создавшихся условиях особую актуальность приобретает вопрос эффективного формирования доходов государственного
бюджета.
2.2. Роль налоговых доходов в общем объеме доходов бюджета.
Структура доходов бюджета может быть представлена виде таблицы:
Таблица 1
|