p>Рассчитаем значение данного коэффициента для нашего примера.Площадь фигуры S можно с определенной степенью точности найти вычитанием
из площади треугольника OKD суммы площадей треугольника OLA и трапеций
ALMB, BMNC и CNKD, Рис.2. Кривая Лоренца основания которых численно равны накопленным частотам доходов, а высоты –
соответствующим удельным весам индивидуумов. Таким образом имеем: Просуммировав соответствующие площади, получим, что площадь фигуры S
составит 5000-3500=1500, поэтому значение коэффициента концентрации для нашего примера будет равно Очевидно, что чем ближе значение этого коэффициента к единице, тем выше
дифференциация доходов, и наоборот, чем ближе его значение к нулю, тем
более равномерным является распределение доходов. С помощью кривой Лоренца можно судить о степени неравенства при
распределении дохода в той или иной стране. Действительно, поскольку
абсолютное равенство в распределении дохода соответствует прямой OD, то чем
дальше кривая Лоренца отстоит от этой прямой, тем сильнее неравенство. Это
равносильно утверждению, что неравенство в распределении дохода тем выше,
чем больше площадь фигуры, ограниченной прямой OD и кривой Лоренца
(заштрихованная область). С помощью кривых Лоренца также можно также наглядно продемонстрировать
процесс выравнивания доходов через проведение мер налоговой и социальной
политики. Так, например, с более высоких доходов при прогрессивном
налогообложении взимается более высокий налог, а такие правительственные
программы, как социальное страхование, выплата различных пособий,
продовольственная помощь увеличивают доходы относительно бедных слоев
населения.
Фактическое распределение доходов в странах восточной Европы. Коэффициент
Джини.
Мы рассмотрели теоретические аспекты измерения неравенства в распределении
доходов. Однако также необходимо обратить внимание на реальное
распределение в странах бывшего СССР и его влияние на существующее
экономическое положение. В экономическом аспекте меньшее неравенство может стимулировать рост за
счет: . относительно больших сбережений и инвестиций бедных; . относительно большей x-эффективности рабочих с низким доходом; . относительно больших доходов в сельском хозяйстве. Кроме того, проводимую правительством экономическую политику можно
рассматривать как результат процесса голосования, где основной
детерминантой выбора избирателя является доход, который он ожидает получить
в результате проведения той или иной политики. Исходя из этого, можно
выделить ряд неэкономических звеньев, связывающих неравенство и
экономический рост. При увеличении неравенства: . беднеющая часть населения будет искать способы увеличить собственный доход, не увеличивая производительность [rent seeking activity]; . может увеличиться социальная напряженность и недовольство правительством; . как следствие, вырастет политическая нестабильность; . кроме того, большее неравенство создает предпосылки для больших трансфертов разного рода; . макроэкономическая нестабильность. Было рассмотрено изменение неравенства в нескольких переходных странах:
Болгарии, Польше, Румынии, Чехии, Венгрии, Словакии, Словении, Эстонии,
Латвии, Литве, Беларуси, Молдове, России, Украине, Казахстане,
Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Рассмотрим вопросы, связанные с измерением коэффициента Джини как меры
неравенства. Существуют следующие методики, по которым исчисляется этот
коэффициент: по данным исследований бюджетов домохозяйств (или семей); индивидуумов; по данным СНС. Последняя методика не дает качественной оценки Джини. Критерий качества
Джини - выполнение трех условий: Первое - исчисление Джини по данным о бюджетах домохозяйств. Можно
использовать данные как о бюджетах домохозяйств, так и о бюджетах
индивидуумов. Второе условие - репрезентативность выборки домохозяйств. Правда, иногда
может быть целесообразным проводить исчисление Джини для некоторых
отдельных подгрупп населения, в которых он может серьезно различаться. Но
поскольку соотношение неравенства в этих подгруппах - величина
непостоянная, то неразумно делать выводы о неравенстве распределения
национального дохода на основе данных по подгруппам. Третьим условием является учет при исчислении дохода всех его составляющих
компонентов. Во-первых, исключение из дохода его натуральной части приводит
к серьезным отклонениям при оценке неравенства. Во-вторых, необходимо
учитывать доходы, не относящиеся к зарплате. Кроме соблюдения этих трех условий для качества оценивания Джини важно и
то, каковы определения данных, используемых для его подсчета. Во-первых,
обычно изменения неравенства происходят медленно, и его резкие скачки, как
правило, связаны с плохим качеством определений. Во-вторых, при
межстрановом и при межвременном сравнении коэффициентов встает проблема их
сопоставимости, что требует однотипности и однозначности определений. Определения могут различаться по следующим критериям: А) Чей бюджет используется в качестве единицы исследования - индивидуума
или домохозяйства? Б) Как измеряется доход - как валовой или как чистый (после уплаты
налогов)? В) Какая переменная используется при расчете Джини - доход или расходы? Данные о коэффициенте Джини анализируемой выборки стран имеют следующие
свойства: в основном использовались данные о бюджетах домохозяйств и семей,
использовался коэффициент Джини, рассчитанный только по доходу, причем в
некоторых странах по валовому, а в некоторых - по чистому доходу. В целом,
в силу особенностей переходных экономик эти данные можно считать
удовлетворительными с точки зрения минимального критерия качества. Чтобы определить, что вызвало изменение коэффициента Джини за период,
рассмотрим изменение композиции располагаемого дохода, т.е. доли в нем
различных ресурсов: зарплаты (w), денежных социальных трансфертов (t) и
доходов от частного сектора, не являющихся зарплатой (p). Коэффициент Джини
для располагаемого дохода (G) равен взвешенному среднему коэффициентов
концентрации (Ci) трех источников дохода, где весами являются доли
источников (Si) в совокупном доходе Изменение Джини за период (до и после перехода) можно записать как: Первый член правой части показывает изменение Джини под воздействием
изменения долей различных источников; следующие три члена показывают
изменение Джини под воздействием изменения коэффициентов концентрации
источников дохода; последний - остаточный компонент. За 1987-88 - 1993-94 годы композиция располагаемого дохода изменилась.
Можно выделить три группы стран в зависимости от изменения композиции. Т.к.
во всех странах доходы частного сектора, не относящиеся к зарплате,
выросли, то критерием отнесения страны к той или иной группе будет
соотношение изменения доли трансфертов и зарплаты в совокупном доходе. Страны, где снижение доли зарплаты не было компенсировано сколько-нибудь
значительным приростом социальных трансфертов. Их можно обозначить (- 0 +),
то есть w - ? , t = const., p - ^ и назвать «некомпенсаторами» (НК). Страны, которые можно описать как (- + +), т.е. w - ? было компенсировано t
- ^. Назовем их «компенсаторы» (К). Страны типа (+ + +). Здесь предпринимались попытки по возможности лучше
защитить население от спада ВВП, т.е. доля трансфертов в доходе выросла,
несмотря на рост доли зарплаты. Это будут страны- «популисты» (П). Теперь посмотрим, как повлияло на величину неравенства изменение доли
различных ресурсов в валовом доходе. Таблица 4 показывает декомпозицию
изменения Джини для нескольких стран за годы от начала перехода до 1993-96.
На ее основании можно сделать следующие заключения: Во-первых, изменение композиции имело небольшое отношение к изменению
неравенства. Только в одной стране - России композиция дохода
благоприятствовала сокращению неравенства, т.е. в 1994 году композиция
больше соответствовала равенству, чем в 1989. Это произошло благодаря тому,
что трансферты, равномерно распределенные до переходного периода, увеличили
свою долю в совокупном доходе. В других странах Джини изменился только на ±
1 пункт под влиянием изменений композиции дохода. В таблице 4: З - зарплата, СТ - социальные трансферты, П - пенсии, НПТ -
трансферты, не относящиеся к пенсиям, НЗ - доходы от частного сектора, не
являющиеся зарплатой, ОК - остаточный компонент, ИСД - совокупные изменения
Джини. Рассматриваемый период - 1987-89 - 1994-96 годы. Во-вторых, большие коэффициенты концентрации «подтолкнули» Джини вверх во
всех странах. Это был самый значительный фактор роста неравенства. В-третьих, эффект от изменения концентрации трансфертов не был однозначным.
Например, в Болгарии, Венгрии и Словении концентрация трансфертов не
изменилась. В Латвии более точное распределение трансфертов привело к
снижению Джини на 1,5 пунктов. В Украине и России трансферты привели к
увеличению неравенства. Это было вызвано увеличением коэффициента
концентрации для пенсий. Непенсионные трансферты из-за своего первоначально
меленького размера не имели значительного влияния на неравенство нигде. Изменение коэффициента Джини Таблица 4 |Страна |Под | | | | | | | |
| |влиянием | | | | | | | |
| |чего: | | | | | | | |
| |Изменение |Измене| | | | | | |
| |композиции |ние | | | | | | |
| | |концен| | | | | | |
| | |трации| | | | | | |
| | |: | | | | | | |
| | |З |СТ |В том | |НЗ |ОК |ИСД |
| | | | |числе:| | | | |
| | | | |П |НПТ | | | |
|Венгрия |-1,3 |+5,9 |-0,6 |+1,4 |-0,2 |-0,6 |-1,3 |+2,2 |
|Словения |-0,2 |+3,6 |-0,6 |-0,1 |-0,4 |+0,4 |-3,8 |+2,6 |
|Украина |-1,7 |+3,4 |+3,5 |+3,2 |-0,1 |+0,8 |+0,9 |+13,0 |
|Болгария |+1,4 |+7,8 |+0,9 |+0,4 |+0,4 |-0,4 |+0,3 |+10,0 |
|Латвия |-1,6 |+15,0 |-1,5 |-2,0 |+0,5 |+1,4 |-3,3 |+10,0 |
|Россия |-3,4 |+17,8 |+5,1 |+3,9 |+0,4 |+3,0 |+1,2 |+23,6 |
Регрессионный анализ отобранных стран подтвердил теоретическое положение об
отрицательной связи между неравенством и ростом. Рассмотрим, какие
механизмы лежат в основе такой связи.
Наименьшим был спад в странах-популистах. С 1988 по 1993 годы их ВВП
сократился в среднем на 16%, реальный доход на душу населения (д.н.) - на
14,7%. В странах типов К и НК ВВП снизился на 42,5 и 32,1%, а реальный
доход - на 44 и 41,7% соответственно. Скачок неравенства удалось сдержать только в третьей группе стран; рост
Джини не превысил здесь трех пунктов. В первой и второй группах стран Джини
вырос на 10 и 12 пунктов соответственно, так что компенсация снижения
заработной платы в станах - К была нерезультативной. Однако, если среди НК
выделить страны, где Джини возрос незначительно и где он существенно вырос,
то станет понятно, почему спад в НК в среднем меньше, чем в К. Те страны
группы НК, в которых рост Джини составил до семи пунктов, показали спад ВВП
и реального дохода на 24,3 и 28% соответственно. В тех странах этой группы,
где Джини вырос на 12,4 пунктов и выше, снижение этих показателей составило
соответственно 38 и 52%. Таким образом, реальный доход в странах первой
группы снизился гораздо существенней, чем в странах-компенсаторах, хотя
спад ВВП в последних был сильнее. Эти факты говорят о том, что неравенство либо негативно влияло на рост,
либо увеличивалось параллельно спаду ВВП и реального дохода. Последнее
исключается в силу отсутствия автокорреляции во всех регрессиях.
Следовательно, можно предположить, что неравенство негативно воздействовало
на рост в силу рассмотренных теорией причин. В пользу этого говорит тот
факт, что страны-популисты, где удалось сгладить неравенство, имели меньший
спад. Кроме того, в странах-компенсаторах, где неравенство также удалось
сгладить, спад был не настолько велик, как в некомпенсаторах. В странах К,
которым не удалось снизить неравенство, первоначальные диспропорции
распределения были выше. Кроме того, на экономический рост здесь сильнее,
чем в других странах, было негативное влияние других факторов, например
сокращения инвестиций. Другая часть объяснения негативного влияния неравенства на экономический
рост лежит в отличии экономик стран рыночного и социалистического типов.
Можно выделить восемь основных отличительных черт в интересующем нас
аспекте. Доля первичных доходов (доходов от экономической деятельности: труда,
капитала, предпринимательства) в валовом доходе в социалистических странах
была меньше, чем в странах с рыночной экономикой. Прямое налогообложение в социалистических странах гораздо меньше, чем в
странах с рыночной экономикой. Выплаты на ребенка имели больший вес в социалистических странах. Распределение дохода в социалистических странах было эгалитарным по
сравнению с «рыночными» странами, даже если Джини рассчитывался с учетом
доходов номенклатуры и прямых субсидий населению. Денежные социальные трансферты в социалистических странах были распределены
наиболее равномерно - коэффициент концентрации в этих странах близок к
нулю. В социалистических странах доходы в частном секторе низкие и их доля в
совокупном доходе высока для самых бедных и самых богатых и ниже для
средних квантилей. Хотя распределение зарплат в социалистических странах ближе к эгалитарному,
но это в большей мере является следствием меньших различий между зарплатой
людей умственного и физического труда. В социалистических странах налоги были скорее пропорциональны, чем
прогрессивны, т.е. их распределение было близким к распределению дохода. Первые три отличия касаются композиции дохода; их влияние на неравенство и
рост уже было в определенной степени рассмотрено. Так, в краткосрочном
периоде доходы от собственности должны были возрасти у более богатой группы
населения, а доля в доходе выплат на ребенка - уменьшиться; уже это могло
привести к большему неравенству. В долгосрочном периоде, с изменением
системы налогообложения рост доли прямых налогов и снижение доли налогов с
зарплаты может способствовать даже уменьшению неравенства[13]. Последние пять отличий также являются основными причинами изменения
неравенства в переходных странах. Негативное влияние неравенства на рост в
данном случае объясняется так: доходы бедных сокращались быстрее, чем росли
доходы богатых; кроме того, доля в совокупном доходе людей, у которых
доходы выросли, меньше доли людей, у которых они возросли. Это произошло из-
за неустранения специфической связи доходов в частном секторе с
распределением дохода и тем, что в рыночной экономике факторы производства
получают более точное, а в переходный период - даже более
непропорциональное вознаграждение. В краткосрочном периоде влияние этого
фактора очень велико (см. выше) долгосрочном периоде он перестанет
действовать. Остальные факторы с течением времени могут даже уменьшить
неравенство. Таким образом, если правильно использовать преимущества
социалистического «наследия», и устранить его недостатки, можно добиться,
по крайней мере, стабилизации распределения дохода и снижения негативного
влияния неравенства на экономический рост.
Заключение.
Итак, после рассмотрения комплекса проблем связанных с распределением
дохода в обществе необходимо сделать непростой вывод – да, ситуация за
последние 10 лет изменилась только в сторону ещё большего расслоения.
Однако для нормального функционирования всех сфер жизнедеятельности
дифференциация необходима – более того, она является фактором прогресса.
Наша задача состоит в том чтобы минимизировать её резкие скачки, а также
уменьшить количественный разброс между очень богатыми слоями и очень
бедными. Можно согласиться, что приходит на мысль идея о возвращении
социалистического общества. Однако мы доказали, что в коммунистическом
обществе дифференциация тоже существовала, только предпосылкой доходному
расслоению являлось расслоение общественное. В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в
экономической и социальной сфере: Принятие и неукоснительное соблюдение реальных бюджетов, как
государственных так и областных, что обеспечит соответствие реальных и
номинальных заработных плат. Сокращение льготных категорий населения. Усиление методов по контролю за рациональным использованием средств из
социальных фондов. Способствование образованию «среднего класса» путём поддержки мелкого
предпринимательства, а также бюджетных категорий населения. Грамотное налоговое законодательство, использование прогрессивных налоговых
ставок в комплексе с чётким контролем за уплатой налогов. Борьба с «теневой экономикой», утём искоренения коррупции во властных
структурах. Список литературы: Авраамова Е.С. К проблеме формирования среднего класса //Вопросы экономики
1998 №7 Аптекарь С. Краснова В. О формировании местных бюджетов //Экономика Украины
№4 1994 Дашкевич П.Р. Неравенство распределения дохода как фактор экономического
роста в некоторых переходных странах – М. ЮНИТИ 1995 Денисов П.Р. Социальное расслоение общества: причины, последствия и меры по
ограничению //Экономист 1997 №1 Кржижановский Г.М. К идеологии социалистического строительства //Плановое
хозяйство 1926 №2 Кэмпебелл Р. Макконнелл Экономикс – М. Республика 1992 Лунина И. Проблемы региональной бюджетной политики Украины //Экономика
Украины №8 1994 Мисихина П.В. Социальные выплаты и льготы //Вопросы экономики 1999 №2 Павленко А., Пастухов А. Концепция и организационно-экономические принципы
развития национального рынка Украины Яковлев А.П. Усиление госрегулирования заработной платы: необходимость,
направления и меры //Российский экономический журнал 1999 №3 -----------------------
[1] Суммарное предложение пахотной земли фиксировано на уровне QS, кривая
суммарного предложения земли S вертикальна. Изменение спроса на землю и
сдвиг кривой спроса приводит к росту или падению цены. [2] Кэмпебелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю «Экономикс».- Москва
«Республика»1992 г. с. 357-361. [3] Павленко А., Пастухов А., Войчак А. «Концепция и организационно-
экономические принципы развития национального рынка Украины” [4] Р. Яковлев. «Усиление госрегулирования заработной платы: необходимость,
направления и меры». Российский экономический журнал 1999 №3 стр. 36-49 [5] С. Мисихина. «Социальные выплаты и льготы…” Вопросы экономики. 1999 №2
стр. 85-89 [6] Лунина И. «Проблемы региональной бюджетной политики Украины»//
Экономика Украины №8 1994 г. [7] Н.Денисов. «Социальное расслоение общества: причины, последствия и меры
по ограничению” Экономист 1997 №1 стр. 73-82 [8] см. Глава 4. «Измерение дифференциации доходов населения. Коэффициент
Джинни” [9] Информация предоставлена Министерством Финансов России через Internet. [10] Аптекарь С., Краснова В. «О формировании местных бюджетов» //
Экономика Украины №4 1994 г. [11] Е. Авраамова. «К проблеме формирования среднего класса» Вопросы
экономики 1998 №7 [12] Г.М. Кржижановский. К идеологии социалистического строительства //
Плановое хозяйство. 1926. №2. С.20 [13] В. Дашкевич. к.э.н. Неравенство распределения дохода как фактор
экономического роста в некоторых переходных странах -----------------------
[pic] Рисунок 1 Определение земельной ренты [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|