p> Прогнозное значение розничного товарооборота, включая общественное
питание, в 2000 г. - 2115 млрд., что в сопоставимых ценах составляет 82%
от розничного товарооборота в 1994 г. (более ранние сопоставимые данные по
физическому объёму услуг отсутствуют). Физический объём платных услуг в
2000 г. ( прогноз по тенденции 1-го полугодия) составляет 92% от уровня
1994 г. Такое соотношение физических объёмов розничного товарооборота и
платных услуг в 2000 г. по отношению к их уровням в 1994 г. при
предположении о равенстве за данный период времени индексов потребительских
цен по этим двум направлениям потребительских расходов могло увеличить
удельный вес платных услуг в потребительских расходах с 14% (доля платных
услуг населению в 1994 г.) только до 15,4%. Для того, чтобы в 2000 г.
удельный вес платных услуг достиг искомых 22,5% (среднее значение в
прогнозируемом интервале удельного веса платных услуг), необходимо, в
дополнение к указанным изменениям физических объёмов, чтобы индекс цен на
платные услуги за период с 1994 по 2000 г. был в 1,6 больше индекса
потребительских цен по товарам розничного товарооборота. Другими словами,
рост цен на платные услуги за рассматриваемый период времени в 1,6 раза
обогнал рост цен на все прочие потребительские товары и блага. Снижение физического объёма платных услуг населению за период с 1994
по 2000 г. вовсе не означает снижения физических объёмов по всей
номенклатуре платных услуг. Это снижение связано со снижением физического
объёма трёх групп услуг, в сумме составляющих более половины (52% в 1994 г.
и 57,6% в 2000 г.) стоимостного объёма платных услуг, а именно: с услугами
пассажирского транспорта - снижение на 25%; услугами связи - снижение на
32% и с жилищно-коммунальными услугами - снижение на 23%. Зато наиболее
заметным образом выросли физические объёмы тех видов услуг, которые раньше
были в подавляющей части бесплатными или мало платными. Это услуги системы
образования - рост на 198% ( почти в 3 раза), медицинские - рост на 202%
(более, чем в 3 раза) и культуры - рост на 202% (более, чем в три раза) (Р
1,2,3,4,5). Такой рост физических объёмов вызван в первую очередь переводом
значительной части бесплатных ранее услуг в платные - это касается услуг
системы образования и медицины, а в случае услуг культуры - с созданием
множества новых направлений, проектов и центров культуры. Последние полтора года характерны существенным ростом физических
объёмов практически всей номенклатуры платных услуг, за исключением жилищно-
коммунальных, физический объём которых понизился на 2%. В наибольшей мере
выросли физические объёмы санаторно-оздоровительных услуг - на 51%, системы
образования - на 46% и медицины - на 31%. Соответственно, в наибольшей за
этот период времени мере вырос стоимостной объём санаторно-оздоровительных
услуг - в 2,87 раза. Несмотря на то, что физический объём услуг культуры
повысился менее заметно - на 28%, по росту стоимостного объёма этот вид
услуг занимает 2-е место - в 2,82 раза. Третье и четвертое места занимают:
система образования - рост стоимостного объёма - в 2,39 раза и медицина - в
2,32 раза. Рост стоимостного объёма жилищно-коммунальных услуг оказался наименее
значительным - 1,64 раза, что значительно уступает среднему по всей
номенклатуре услуг значению - 1,93 раза. Много ниже среднего и индекс цен
жилищно-коммунальных услуг - 1,67 раза, что опять же ниже среднего индекса
цен всей номенклатуры услуг. Рост стоимостного объёма жилищно-коммунальных
услуг за рассматриваемый период существенно отстаёт от роста денежных
доходов населения, которые выросли в 2,1 раза, роста заработной платы -
рост в 1,98 раз и даже от роста пенсии - рост в 1,72 раза, но её высокий
удельный вес в платных услугах - 21% и то, что потребителем этого вида
услуг является каждый, делает любой рост её стоимости нетерпимым. А вот
рост стоимостных объёмов санаторно-оздоровительных услуг - в 2,87 раза,
услуг культуры - в 2,82 раза, образования - в 2,39 раза и медицины - в 2,32
раза существенно обгоняют рост денежных доходов населения и всё сильнее
бьют по бюджету семьи, если они ей необходимы, т.к. воспользоваться их
бесплатным аналогом всё более нереально. Следует однако отметить некоторое снижение темпов роста как
физических, так и стоимостных объёмов платных услуг системы образования и
платных медицинских услуг в первом полугодии 2000 г. Так, если за период с
1994 г. по 1998 г. ежегодные приросты физических объёмов платных услуг
системы образования и медицины среднем были на уровне 19,6% и 25%,
соответственно, то в первом полугодии 2000 г., по сравнению с первым
полугодием 1999г., рост физических объёмов этих видов услуг составил 18,1%
и14,4%, соответственно. Стоимостной объём услуг системы образования в
первом полугодии 2000 г. вырос, по сравнению с первым полугодием 1999 г.,
на 44,8%, в то время как в 1999 г., по сравнению с 1998 г, он увеличился на
65,3%. Почти в той же пропорции изменились и темпы роста стоимостного
объёма платных медицинских услуг - 41,5% прироста в первом полугодии 2000
г., по сравнению с первым полугодием 1999 г., и 64,0% в 1999 г. по
сравнению с 1998 г. Заключить настоящий раздел хотелось бы следующими выводами:
В первом полугодии 2000 г. покупательная способность рубля в 16,4 раза ниже
покупательной способности рубля в 1990 г., а покупательная способность
среднедушевого денежного дохода в первом полугодии 2000 г. почти в два раза
ниже покупательной способности среднедушевого денежного дохода 1990 года. Всё большую роль в снижении покупательной способности денежных доходов
населения играет рост стоимости платных услуг населению, доля которых в
денежных расходах населения с 1990 г. выросла в 5 раз и составила почти
четвёртую их часть. Рост стоимости платных услуг населению за последние 10
лет связан как с опережающим по сравнению с другими товарами и благами
ростом их средней цены, так и с ростом их физического объёма за счёт
перехода части бесплатных услуг (медицины и образования) в платные. В наибольшей мере растут расходы населения на санаторно-
оздоровительные услуги и на услуги культуры, медицины и образования. Темпы
роста расходов на эти виды услуг значительно опережают темпы роста денежных
доходов населения. Темпы роста расходов населения на жилищно-коммунальные услуги и цен на
них существенно ниже как темпов роста средних расходов по всему комплексу
платных услуг и цен на них, так и темпов роста среднедушевых денежных
доходов населения. Всеобщая необходимость жилищно-коммунальных услуг делает
любой рост их стоимости весьма болезненным для населения. ГЛАВА 4 Социальная политика государства 4.1. Бедность Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одним из
направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя
бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а
также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой
бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными
взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности
бедняков — одна из основных задач социальной политики государства в странах
рыночной экономики. Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты
личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее
значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система
денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с
рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим
многие негативные последствия ее развития. Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право
на получение социальной помощи используются показатели, определяющие
уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с
помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах:
социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных
норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные
духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и
услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения
потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения
приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более
или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на
удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных
услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения
одежды, обуви и других непродовольственных товаров) В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму
нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При
этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный
подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе
этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых —
уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное
положение и т.д. В странах с рыночной экономикой применяются весьма разнообразные формы
социального вспомоществования, в том числе различного рода денежные
пособия, не денежные формы помощи (например, продовольственные талоны),
дома для престарелых и др. 4.2. Система социальной защиты и ее развитие Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных
странах. Но порядок их формирования различен. Одна часть средств таких программ формируется через государственный
бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за
счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах
«государственного социализма» около 70% средств таких программ
формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за
счет прибылей предприятий). Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются
потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и
нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения
здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся
в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными
установками, сложившимися в обществе. Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем
направлениям. Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений,
получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом
принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей. Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не
имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер
потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти
выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким
матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание
детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации
зависит от количества детей и уровня доходов родителей. Особенность третьего направления определяется тем, что основная их
часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению
непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения
непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего
рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими
нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без
учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и
возможностями общества на данный конкретный исторический момент.
Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся
вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой
потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени
обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать
медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей
в школьном возрасте. Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить
различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами,
стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению
ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования
способностей к труду, развития личности, достижения более высокого
общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения,
пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает
интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то
государственная политика в этой области должна быть особенно активной 4.3 Социальная справедливость Справедливо ли рыночное формирование доходов? Что
предпочесть – рыночное распределение доходов, корректируемое
государственным регулированием, или государственное распределение,
корректируемое рынком? Это - не праздные вопросы. Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих,
социальные справедливость, всегда сопровождается падением экономической
эффективности, ибо незачем эффективно работать ни "бедному" (все равно
общество поддержит), ни "богатому" (все равно общество отнимет). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но
сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной
имущественной дифференциации общества. Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов
превращается в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической
эффективностью» Конечно, «рыночное» распределение доходов несправедливо, но оно хотя
бы в состоянии компенсировать эту несправедливость экономической
эффективностью производства, обеспечивающей совокупный продукт в размерах
достаточных для поддержки малоимущих в виде трансфертных платежей и крупных
социальных программ (это и есть «социально-ориентированное рыночное
хозяйство»). «Справедливое» же распределение доходов означает подрыв стимулов к
эффективной работе и завершается обычно тем, что справедливо распределять
становится просто нечего. Это хорошо подтвердил так называемый «Шведский
социализм», в результате стремления правительства к социальной
справедливости экономическая эффективность экономики значительно упала и
страна оказалась на пороге экономического кризиса. Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве
должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана
способствовать социальной стабильности и смягчению социальной
напряженности, а с другой — никоим образом не подрывать стимулов
предпринимательства и высокоэффективного труда по найму. С этих позиций приходится признать, что «несправедливая экономическая
эффективность» сегодня имеет объективное преимущество перед «неэффективной
социальной справедливостью» И хотя их сближение составляет содержание
социально-экономического прогресса, в обозримый исторический период
названная альтернатива сохраняет свою жесткую однозначность. 4.4 Цель стабилизационной политики – “средний класс”. Его развитие в постсоветский период. Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего
“среднего класса”[1] как приспособления общества – большинства населения –
к рыночным условиям. Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как
свидетельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того,
что реформы идут в правильном направлении и приобретают необратимый
характер. Большой удельный вес среднего класса в системе социальной
стратификации является одним из существенных признаков общества,
определяемого как "развитое", "цивилизованное". В то же время отсутствие
среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто
настаивает на радикальном изменении политического курса. Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о
среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том. что в дореформенном,
постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был
"размыт", погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные
“элементы”. Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно
должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной
экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило,
ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения
к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус). Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в
социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных
признаков отнесения к этому тезису, есть и "классические" признаки и
функции среднего класса в обществе. Прежде всего - это основной
экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя
налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой
причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что
административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы
контроля, типа "народного контроля". К тому же система уравнительного
распределения доходов предусматривала совершенно иные принципы формирования
налоговой базы о том, что у страны есть бюджет, принятие которого на
полгода становится главным делом парламента, страна узнала сравнительно
недавно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|