Меню
Поиск



рефераты скачать ДИАЛЕКТИКА РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

ДИАЛЕКТИКА РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

АННОТАЦИЯ
Объективность экономических законов не абсолютна: она формируется только в условиях равновесного рынка, где и рождаются объективные цены и стоимости товаров.
Вне этих условий экономические процессы определяются субъективно-психологическими законами, и потому в этих условиях рождаются субъективные цены и стоимости товаров.
В равновесном рынке обычных товаров в соответствии с законом стоимости формируется объективная стоимость товара, равная величине стоимости труда (а не величине труда, как утверждается в трудовой теории стоимости), вложенного в производство этого товара.
В равновесном рынке труда формируется объективная величина стоимости труда в виде объективного дохода каждого работника, соответствующего его трудовому вкладу в производство общего дохода производственного коллектива.
То есть вековая мечта всех честных людей – распределение доходов по труду реализуется не посредством диктатуры пролетариата, а посредством формирования равновесного рынка труда с соответствующей формой собственности на средства производства товаров.

ДИАЛЕКТИКА РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

Мы моги бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц.
Альфред Маршалл (1)

Часть I. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ТОВАР – объект обмена, способный (как правило) удовлетворять какие-либо потребности людей (имеющий потребительные свойства). Стоимость воплощенного в товар труда его производителей определяет стоимость самого товара, но это происходит только в условиях абсолютно равновесного рынка.
ЦЕННОСТЬ ТОВАРА – субъективные представления людей о величине потребительных свойств товара и величине его стоимости.
ЦЕНА ТОВАРА – все то, на что обменивается товар. Пропорция обмена товарными массами. Цена формируется рынком в «борьбе» диалектической системы «покупатель – продавец».
ВИД ТОВАРА – одинаковые с позиции покупателя товары.
СТОИМОСТЬ ТОВАРА – видовая цена товара. Цена товара данного вида. Стоимость формируется рынком в «борьбе» некоторого количества одновидовых систем «покупатель – продавец». Термины «цена» и «стоимость» правомерно считать синонимами, что уже имеет широкое распространение, но что пока еще не имеет теоретического обоснования. Здесь и далее эти термины употребляются как равнозначные и взаимозаменяемые.
СТОИМОСТЬ ТРУДА – труд стоит ровно столько, сколько стоит созданный им товар. Труд, создавший никому не нужный на данном рынке товар не имеет на данном рынке стоимости. Цена труда предпринимателя-одиночки, не имеющего ни фонда оплаты труда, ни прибыли, есть разница между выручкой и издержками производства товара. Цена труда производственного коллектива (сумма цен труда членов коллектива) есть сумма фонда оплаты труда с прибылью, или разница между выручкой и издержками производства, в которые не входит фонд оплаты труда.
ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ – созданная трудом стоимость. Стоимость труда и добавленная этим трудом стоимость есть две стороны одной медали.
ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА – сумма цен труда всей череды производителей товара, начиная с производителей сырья, энергии, инструмента … и кончая последним производителем товара – продавцом.
СРЕДНЕВИДОВАЯ ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА – среднеарифметическая величина от цен производства одновидовых товаров данного рынка. Конкуренция между одновидовыми производителями ведет к тому, что в равновесном рынке цена товара данного вида устанавливается в соответствии со средневидовой ценой его производства.
ЦЕНА ТРУДА ВСЕЙ ЧЕРЕДЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТОВАРА – сумма цен труда производителей тех товаров, стоимость которых переносится на стоимость производимого товара, формируя стоимость (цену) производства товара.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ТОВАРА – производственный коллектив, предприниматель-одиночка, продавец товара как последний производитель в череде производителей данного товара.
ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ТОВАРА – разница между выручкой товаропроизводителя и ценой его труда. Сумма цен труда производителей тех товаров, стоимость которых перенесена в стоимость производимого товара, за исключением цены труда последнего производителя.
ПРИБЫЛЬ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯ – разница между выручкой и издержками производства, включающими фонд оплаты труда.
СРЕДНЕВИДОВАЯ ПРИБЫЛЬ – среднеарифметическая величина от прибылей производителей одновидовых товаров данного рынка.
СРЕДНЕРЫНОЧНАЯ ПРИБЫЛЬ – величина прибыли, к которой имеют тенденцию стремиться средневидовые прибыли за счет переливов средств из менее прибыльных видов предпринимательства в более прибыльные.
РЫНОК – институт обмена товарами.
РЫНОК ТРУДА – институт обмена труда, - а точнее, его результатов в виде произведенного им товара, - на заработную плату.
БИРЖА ТРУДА – «входная дверь» на рынок труда. Институт заключения договора найма между наемным работником и работодателем, по которому наемный работник получает во временное пользование средства производства какого-либо товара в обмен на обязательство продавать за зарплату произведенный им товар своему работодателю.
РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешен предложением, и имеют место неизменные цены.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАВНОВЕСНОГО РЫНКА – Анализ и обобщение всего многообразия условий формирования равновесного рынка, сводят это многообразие к двум условиям.
Первое – количество участников обмена должно быть достаточным, для рождения конкуренции как между покупателями, так и между производителями.
Второе – вмешательство общественной власти в работу конкретного рынка допустимо и обязательно, но только для уничтожения монополизации каких-то элементов рынка и привилегий каких-либо участников обмена.
АБСОЛЮТНО РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен, равных средневидовым ценам производства товаров (на уровне объективных цен, объективных величин стоимостей товаров). Рынок, формирующий эквивалентный обмен.
СУБЪЕКТИВНОЕ СМЕЩЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ВЕЛИЧИНЫ СТОИМОСТИ ТОВАРА – величина стоимости товара, на которую увеличивается или уменьшается объективная величина стоимости товара, когда рынок уходит из точки абсолютного равновесия.
ОТНОСИТЕЛЬНО РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК – рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен, имеющих субъективное смещение, относительно объективных цен товаров.
СУБЪЕКТИВНАЯ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ОБМЕНОМ ОСНОВНОЙ МАССЫ ЕГО УЧАСТНИКОВ – центральный элемент процесса формирования эквивалентного обмена. На практике выглядит в виде осознания основной массой участников обмена объективности цен товаров и прибылей их производителей.
Многие исследователи пытаются построить теорию товарообмена, опираясь на абсолютно объективные параметры эквивалентности обменивающихся товаров. Причем, даже не пытаясь эту эквивалентность представить в виде объективной основы субъективной удовлетворенности обменом его участников, как будто товары обмениваются сами по себе, без субъектов обмена.
На самом же деле, если даже товары и имели бы объективную эквивалентность, то она должна была бы отразиться в сознании участников обмена, формируя в нем субъективную удовлетворенность обменом, без которой невозможен процесс обмена.
Объективной основой субъективной относительной удовлетворенности обменом его участников является не эквивалентность обменивающихся товаров по каким-то их внутренним параметрам, а эквивалентность определенного рыночного положения каждого участника обмена с аналогичным рыночным положением его конкурентов.
Для покупателя эта эквивалентность заключается в равенстве цены покупаемого им товара ценам всех товаров данного вида на данном рынке.
Для каждого из производителей одновидовых товаров эта эквивалентность формируется, если цена товара, покрывая средневидовые издержки его производства, образует цену его труда с единицы товара, равную цене труда с единицы товара всех производителей товара данного вида со средневидовыми издержками их производства.
А сумма средневидовых издержек производства товара с ценой труда с единицы товара его производителя образует средневидовую цену производства товара.
Таким образом, стремление участников обмена к равенству своего положения как участника обмена с положением своих конкурентов формирует равенство между ценой всех одновидовых товаров и средневидовыми ценами их производства; формируют эквивалентный обмена.

Часть II. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ

Закон всемирного тяготения абсолютно не зависит от воли и сознания людей, и потому является абсолютно объективным законом природы.
Экономические законы формируются посредством противоборства и сложения субъективных интересов участников экономических процессов, аналогично тому, как складывается равнодействующая физических сил, где какое-то изменение отдельных из них уже не способно существенно повлиять на изменение этой равнодействующей.
Так, например, сложение субъективных интересов покупателей приобрести какой-либо товар образует объективный спрос рынка на этот товар.
Сложение субъективных интересов производителей этого товара сбыть его образует объективное предложение рынка.
Противоборство субъектов-производителей товара данного вида за покупателя этого товара рождает объективную тенденцию снижения цены товара.
Сложение субъективных интересов производителей товара, чтобы его цена как минимум покрывала средневидовую цену его производства, формирует объективный предел снижения цены этого товара, где и устанавливается равновесие между спросом и предложением.
Так из субъективных мнений и побуждений участников обмена формируется объективный закон стоимости, который отражает тот факт, что в условиях рынка совершенной конкуренции цены товаров устанавливаются в соответствии со стоимостью воплощенного в них труда всей череды их производителей.
Говоря языком диалектики, "борьба" субъективных диалектических систем "покупатель - покупатель", "продавец - продавец", "покупатель - продавец" за равенство противоположностей этих систем формирует объективную закономерность, объективную равнодействующую социально-экономических сил, которая делает обмен равноценным.
Но объективность этой закономерности не абсолютна потому, что она не дана нам изначально от природы, а формируется определенным образом в определенных условиях, в отсутствии которых она может исчезать, уступая место субъективной воле.
Если систематизировать все многообразие условий формирования объективной закономерности, или, что то же самое, условий формирования равновесного рынка, то это многообразие можно свести к двум основным условиям.
Первое - количественное условие - ограниченность минимального количества субъектов экономических взаимосвязей.
Например, только определенное количество продавцов и покупателей товара - (количество, обеспечивающее наличие конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями) - способно породить объективность процесса ценообразования. В единичных же, случайных актах обмена, где нарушается это количественное условие формирования равновесного рынка, цена товара определяется не объективным законом стоимости, когда стоимость товара определяется величиной стоимости труда, (но не количеством труда) воплощенного в товаре, а субъективными побуждениями продавцов и покупателей.
То есть здесь при изменении количества субъектов экономических взаимосвязей происходит качественное изменение характера законов, определяющих эти взаимосвязи.
Определить точно, какое именно количество субъектов экономических взаимосвязей рождает новое качество законов, определяющих протекание этих взаимосвязей, так же невозможно, как невозможно определить точно, какое именно количество отдельных зерен рождает новое их качество - кучу зерна. Но, несмотря на невозможность определения точных параметров этого качественного перехода, он существует, и является границей, отделяющей область действительности, где экономические взаимосвязи определяются объективными законами от области, где эти же взаимосвязи определяются субъективно-психологическими законами формирования поведения людей, или, проще говоря, субъективными побуждениями участников этих взаимосвязей.
Не абсолютное, а относительное уменьшение количества продавцов какого-то товара при объединении их в монополию также переводит процесс ценообразования в область субъективно-психологических законов.
Субъекты экономических взаимосвязей как члены общества являются еще и субъектами права, и потому еще одним условием равновесного рынка, качественным его условием, является не нарушение общественной властью естественности этих взаимосвязей, т.е. не нарушение возможности формирования этих взаимосвязей побуждениями субъектов этих взаимосвязей, а не побуждениями чиновников общественной власти.
То есть здесь мы имеем еще один качественный переход, отделяющий область действительности, где экономические процессы определяются объективными законами экономики от области, где эти же процессы определяются субъективно-психологическими законами поведения людей.
Нарушение даже одного из этих двух основных условий формирования равновесного рынка в отдельных областях единого экономического пространства ведет к переплетению разнородных областей действительности. И в этих условиях одни экономические взаимосвязи могут определяться объективными экономическими законами, другие – субъективно-психологическими. Цены одних товаров могут формироваться в соответствии с объективным законом стоимости, и таким образом рождаются объективные цены, других – в соответствии с субъективными побуждениями продавцов и покупателей, и таким образом рождаются субъективные цены.
В экономической теории укоренилось мнение, что равновесие рынка это научна абстракция, которая редко имеет место быть в реальности. На самом же деле, если главным критерием равновесия является неизменность цены, и если цена какого-то вида товаров остается неизменной, к примеру, неделю, то следует сделать вывод, что рынок данного вида товаров неделю находился в состоянии равновесия.
А если иметь в виду, что ежедневное изменение цены на какой-то товар в розничной торговле явление чрезвычайно редкое (кроме периодов галопирующей инфляции), то следует сделать вывод, что основная масса рынков розничной торговли большую часть времени находятся в состоянии равновесия, даже если имеет место быть небольшая инфляция.
К тому же следует иметь в виду, что рынок несовершенной конкуренции тоже формирует равновесие между спросом и предложением, а также стабильные цены.
Разница лишь в том, что равновесие рынка совершенной конкуренции формирует объективные цены товаров, а цены на рынке несовершенной конкуренции имеют монопольное, субъективное смещение относительно объективных цен.
Также равновесие устанавливается и на рынке товара, спрос на который не соответствует предложению на уровне объективной стоимости этого товара, но это соответствие достигается посредством субъективного смещения стоимости этого товара относителино объективной величины его стоимости.
Таким образом, в реальности имеет место быть два вида рыночного равновесия: абсолютно равновесный рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне объективных цен товаров (на уровне эквивалентного обмена), и относительно равновесный рынок, где спрос уравновешивается предложением на уровне цен товаров, имеющих монопольное смещение от объективных цен товаров.
Так как цель нашей статьи – определение условий эквивалентного обмена, то мы будем рассматривать лишь условия формирования абсолютно равновесного рынка. Причем, в статье речь пойдет только о рынках розничной торговли. Что касается рынков оптовой торговли, биржевых рынков, национальных рынков, то эти рынки имеют специфические законы развития, которые в данной статье не рассматриваются.
Что касается механизма установления рыночного равновесия, то на одном и том же рынке, в одно и то же время по отношению к одному товару может работать механизм Л.Вальраса (объемы спроса и предложения являются функцией цены), так и механизм А.Маршалла (цена является функцией объемов спроса и предложения). А если иметь в виду, что на любом рынке спрос, предложение и цена всех товаров объединены процессами распределения доходов, ресурсов и средств производства, то можно утверждать, что эти два механизма установления равновесия рынка работают не только в одновременно, но и в диалектическом единстве своих противоположных тенденций.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.