География внешнеэкономической деятельности Ставропольского края
Дипломная работа
География внешнеэкономической деятельности Ставропольского
края
Оглавление
|
|
стр.
|
|
Введение
|
3
|
Глава 1.
|
Теоретические основы изучения внешних экономических
связей субъекта Российской федерации
|
6
|
|
1.1.
|
Историко-географические особенности возникновения различных форм
внешнеэкономических связей
|
6
|
|
1.2.
|
Современны направления и формы
внешнеэкономического сотрудничества России.
|
13
|
Глава 2.
|
Внешнеэкономическая деятельность
Ставрополья и других субъектов ЮФО
|
25
|
|
2.1.
|
Место Ставропольского края во
внешнеэкономической деятельности ЮФО
|
25
|
|
2.2.
|
Тенденции
развития внешнеэкономического сотрудничества регионов Юга России
|
35
|
Глава 3.
|
География внешних экономических связей
Ставропольского края и перспективы их развития
|
39
|
|
3.1.
|
Основные формы внешнеэкономических
связей ставропольского края
|
39
|
|
3.2
|
Направления и перспективы развития
внешнеэкономических связей
|
41
|
|
Заключение
|
48
|
|
Литература
|
49
|
Введение
Важнейшей составляющей экономических реформ в
России явилось упразднение государственной монополии на внешнеэкономическую
деятельность, что поставило российскую экономику в условия прямого воздействия
колебаний ценовой конъюнктуры на мировых рынках, жесткой глобальной
конкуренции, резко возросшей трансграничной мобильности национальных
финансовых и инновационных ресурсов, активного проникновения в неё
транснациональных корпораций.
Трансформация к условиям открытой экономики
прошла несколько этапов, связанных с приспособлением к новому соотношению
мировых и внутренних цен, созданием соответствующей нормативно-правовой базы,
институтов и макроэкономических регуляторов внешнеэкономической деятельности.
Сложившийся на сегодняшний день в России механизм осуществления внешних
экономических связей, прежде всего, призван расширить хозяйственную самостоятельность
всех участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и регионов
страны. Это позволяет субъектам РФ рассматривать внешнеэкономические связи как
инструмент своего социально-экономического развития.
На современном этапе становления рыночной
экономики для субъекта Федерации внешнеэкономическая деятельность выступает
результатом межгосударственного и межрегионального географического разделения
труда и условием повышения эффективности региональной экономики. Участие в
глобальных процессах предоставляет регионам возможности проникновения на новые
рынки сбыта продукции, привлечения прямых иностранных инвестиций и новых
технологий, но и несет у грозы оттока части ресурсов развития - кадров высокой
квалификации, научно-технических разработок, финансовых ресурсов и пр. Поэтому
важнейшее значение имеет комплексный анализ сложившейся в отдельном регионе –
Ставропольском крае - системы внешнеэкономических связей с позиций выявления
ключевых проблем развития внешнеэкономической деятельности и выработки научно
обоснованных предложений по эффективному включению региона в мировую экономику
и максимальному использованию его внешнеэкономического потенциала для
достижения устойчивого социально-экономическою развития.
Вместе с тем, к настоящему времени степень
разработанности проблем развития внешнеэкономических связей регионов России не
в полной мере соответствует тому важному месту, которое внешнеэкономическая
деятельность может занимать в социально-экономическом развитии субъектов РФ.
Целью исследования работы является
комплексный экономико-географический анализ внешних экономических связей Ставропольского
края, выделение на его основе перспективных направлений развития внешних
экономических связей региона. В соответствии с целью исследования поставлены
следующие задачи:
- выявить условия и факторы формирования внешних
экономических связей области;
- провести комплексный анализ сложившихся форм
внешнеэкономических связей региона, их территориальной организации;
- определить место края в системе внешних
экономических связей Российской Федерации;
- дать оценку сложившейся в регионе системе
управления внешнеэкономической деятельности;
Объектом
исследования является система внешних экономических связей Ставропольского
края.
Предметом
исследования работы выступает территориальная
организация внешних экономических связей Ставропольского края.
Информационной
базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной
статистики, в том числе Территориального органа Росстата по Ставропольскому
краю, официальные Интернет-сайты органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
Теоретическая
и методологическая основа исследования. В качестве инструментов
исследования в работе использовались графический и картографический методы.
Глава 1.
Теоретические основы изучения внешних экономических связей субъекта Российской
федерации
1.1.
Историко-географические
особенности возникновения различных форм внешнеэкономических связей
Активному участию бывшего СССР в
мирохозяйственных связях препятствовали длившееся с момента образования
«мировой социалистической системы» противостояние Запада и Востока, «железный
занавес», созданный на пути нормальных партнерских отношений в сфере
международной торговли.
На долю социалистических стран в середине 80-х
годов XX в. приходилось
немногим более 1/10 мирового торгового оборота, тогда как удельный вес капиталистических
государств превышал 2/3. Основной объем внешней торговли СССР приходился на
страны социалистического лагеря (Хрущёв, 2004).
Масштабы
и структура внешней торговли Советского Союза не соответствовали ни потенциальным
возможностям государства, ни его потребностям. В 80-х годах доля страны,
производившей пятую часть всего мирового объема промышленного производства,
составляла лишь 4% мирового товарооборота, т. е. находилась на уровне дореволюционной
России. По абсолютным объемам внешней торговли СССР располагался в конце «первой
десятки» стран. В товарной структуре экспорта почти 4/5приходилось на топливо,
различные сырьевые товары и полуфабрикаты, тогда как в импорте преобладали готовые
изделия.
Нарастание экономической нестабильности в стране в
конце 80-х — начале 90-х годов XX в. заметно отразилось и на внешней торговле. Только за
первую половину 90-х годов ее объектов, сократился почти в полтора раза. За
последние 10 лет объем внешнеторгового оборота так и не смог превысить уровень
1990 г.
Снижение объема экспортно-импортных операций в
конце 1980-х начале 90-х годов объясняется последствиями
финансово-экономического кризиса 1998 г. и неблагоприятными внешними условиями
(падение мировых цен на нефть). Вместе с тем, в последние годы отмечается уверенный
рост положительного сальдо внешней торговли, связанный с перераспределением
товарных потоков с внутреннего рынка на внешний.
Начало рыночных реформ в России положило конец
существовавшей в бывшем Советском Союзе государственной монополии на внешнеэкономическую,
в том числе внешнеторговую деятельность, когда право выхода на внешние рынки
имел лиан весьма ограниченный круг специализированных государственных
внешнеторговых организаций.
Внешнеэкономическая деятельность принимает все
более открытый характер. Заметно расширилось число участников внешнеторговых
операций. В соответствии с действующей Конституцией и Федеративным Договором
право на внешнеэкономическую деятельность (скоординированную на федеральном
уровне) получили непосредственно субъекты Российской Федерации — республики,
автономии, края, области, а также отдельные предприятия, компании (Хрущёв, 2004).
Во внешнеторговых операциях среди субъектов
Российской Федерации лидируют Москва, Тюменская область, Санкт-Петербург,
Красноярский край, Московская и Самарская области. На их долю в 2000 г. приходилась
половина всего внешнеторгового оборота страны (Хрущёв, 2004).
Включению России в мирохозяйственные связи
благоприятствует изменение «политического климата» на планете. Существовавшие
ранее по отношению к СССР, а затем и к России (как его правопреемнице)
дискриминационные ограничения на развитие торговли со странами Запада
фактически сняты.
Одним из важных шагов в этом направлении стало
подписание в июне 1994 г. на острове Корфу Соглашения о партнерстве и
сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом. Оно предусматривает
реализацию на практике четырех свобод: свободы движения товаров, капиталов,
рабочей силы и услуг. Тем самым были созданы предпосылки для налаживания
деловых, партнерских отношений между западноевропейскими государствами и
Россией в сфере торговли, научно-технического сотрудничества, формировании рынков
рабочей силы; обеспечивается режим наибольшего благоприятствования в области таможенно-тарифного
регулирования и налогообложения Заключение этого соглашения тем более важно,
что на долю ЕС приходится теперь 1/3 российского экспорта и 2/5— импорта (Плисецкий,
2002).
Наметившийся в последнее время рост удельного
веса стран с развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России
отражает, по сути, те изменения в ориентирах внешнеэкономической деятельности
нашего государства, которые складывались под влиянием многих факторов. Среди
них: смена политических режимов и переход к рыночному хозяйству бывших
социалистических стран Восточной Европы, последовавший затем роспуск Совета
Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и разрушение сложившейся более чем за 40-летний
период его существования устойчивой системы международного социалистического
разделения труда, переход к расчетам в торговле с большинством стран в
конвертируемой валюте и др.
В
результате коренным образом изменилась география внешней торговли России.
Существенно сократился объем торговли с бывшими социалистическими странами. Их
доля во внешнеторговом обороте России снизилась почти в 3,5 раза—с 50% в 1990 г.
до 15% — в 2002 г. (табл. 1).
Таблица
1.
Географическая
ориентация внешней торговли России в 2002 г., %
|