Меню
Поиск



рефераты скачать География внешнеэкономической деятельности Ставропольского края

География внешнеэкономической деятельности Ставропольского края







Дипломная работа

География внешнеэкономической деятельности Ставропольского края





Оглавление

 

 

стр.

 

Введение

3

Глава 1.

Теоретические основы изучения внешних экономических связей субъекта Российской федерации

6

 

1.1.

Историко-географические особенности возникновения различных форм внешнеэкономических связей

6

 

1.2.

Современны направления и формы внешнеэкономического сотрудничества России.

13

Глава 2.

Внешнеэкономическая деятельность Ставрополья и других субъектов ЮФО

25

 

2.1.

Место Ставропольского края во внешнеэкономической деятельности ЮФО

25

 

2.2.

Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества регионов Юга России

35

Глава 3.

География внешних экономических связей Ставропольского края и перспективы их развития

39

 

3.1.

Основные формы внешнеэкономических связей ставропольского края

39

 

3.2

Направления и перспективы развития внешнеэкономических связей

41

 

Заключение

48

 

Литература

49


Введение

 

Важнейшей составляющей экономи­ческих реформ в России явилось упразднение государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, что поставило российскую экономику в условия прямого воздействия колебаний ценовой конъюнктуры на мировых рынках, жесткой глобальной конкуренции, резко возросшей трансграничной мобильности нацио­нальных финансовых и инновационных ресурсов, активного проникновения в неё транснациональных корпораций.

Трансформация к условиям открытой экономики прошла несколько этапов, связанных с приспособлением к новому соотношению мировых и внутренних цен, созданием соответствующей нормативно-правовой базы, институтов и макроэкономических регуляторов внешнеэкономической деятельности. Сложившийся на сегодняшний день в России механизм осуществления внешних экономических связей, прежде всего, призван расширить хозяйственную само­стоятельность всех участников внешнеэкономической деятельности, в том числе и регионов страны. Это позволяет субъектам РФ рассматривать внешнеэкономические связи как инструмент своего социально-экономического развития.

На современном этапе становления рыночной экономики для субъекта Федерации внешнеэкономи­ческая деятельность выступает результатом межгосударственного и межрегиональ­ного географического разделения труда и условием повышения эффективности регио­нальной экономики. Участие в глобальных процессах предоставляет регионам воз­можности проникновения на новые рынки сбыта продукции, привлечения прямых иностранных инвестиций и новых технологий, но и несет у грозы оттока части ресурсов развития - кадров высокой квалификации, научно-технических разработок, финансовых ресурсов и пр. Поэтому важнейшее значение имеет комплексный анализ сложившейся в отдельном регионе – Ставропольском крае - системы внешнеэконо­мических связей с позиций выявления ключевых проблем развития внешнеэкономи­ческой деятельности и выработки научно обоснованных предложений по эффектив­ному включению региона в мировую экономику и максимальному использованию его внешнеэкономического потенциала для достижения устойчивого социально-экономическою развития.

Вместе с тем, к настоящему времени степень разработанности проблем развития внешнеэкономических связей регионов России не в полной мере соответствует тому важному месту, которое внешнеэкономическая деятельность может занимать в социально-экономическом развитии субъектов РФ.

Целью исследования работы является комплексный экономико-географический анализ внешних экономических связей Ставропольского края, выделение на его основе перспективных направлений развития внешних экономических связей региона. В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

- выявить условия и факторы формирования внешних экономических связей области;

- провести комплексный анализ сложившихся форм внешнеэкономических связей региона, их территориальной организации;

- определить место края в системе внешних экономических связей Россий­ской Федерации;

- дать оценку сложившейся в регионе системе управления внешнеэкономи­ческой деятельности;

Объектом исследования является система внешних экономических связей Ставропольского края.

Предметом исследования работы выступает терри­ториальная организация внешних экономических связей Ставропольского края.

Информационной базой исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики, в том числе Территориального органа Росстата по Ставропольскому краю, официальные Интернет-сайты органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В качестве инструментов исследования в работе использовались графический и картографический методы.

Глава 1. Теоретические основы изучения внешних экономических связей субъекта Российской федерации


1.1.             Историко-географические особенности возникновения различных форм внешнеэкономических связей

Активному участию бывшего СССР в мирохозяйственных связях препятствовали длившееся с момента образования «мировой социалистической системы» противостояние Запада и Востока, «железный занавес», созданный на пути нормальных партнерских отношений в сфере международной торговли.

На долю социалистических стран в середине 80-х годов XX в. приходилось немногим более 1/10 мирового торгового оборота, тогда как удельный вес капиталистических государств превышал 2/3. Основной объем внешней торговли СССР приходился на страны социалистического лагеря (Хрущёв, 2004).

Масштабы и структура внешней торговли Советского Союза не соответствовали ни потенциальным возможностям государства, ни его потребностям. В 80-х годах доля страны, производившей пятую часть всего мирового объема промышленного производства, составляла лишь 4% мирового товарооборота, т. е. находилась на уровне дореволюционной России. По абсолютным объемам внешней торговли СССР располагался в конце «первой десятки» стран. В товарной структуре экспорта почти 4/5приходилось на топливо, различные сырьевые товары и полуфабрикаты, тогда как в импорте преобладали готовые изделия.

Нарастание экономической нестабильности в стране в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. заметно отразилось и на внешней торговле. Только за первую половину 90-х годов ее объектов, сократился почти в полтора раза. За последние 10 лет объем внешнеторгового оборота так и не смог превысить уровень 1990 г.

Снижение объема экспортно-импортных операций в конце 1980-х начале 90-х годов объясняется последствиями финансово-экономического кризиса 1998 г. и неблагоприятными внешними условиями (падение мировых цен на нефть). Вместе с тем, в последние годы отмечается уверенный рост положительного сальдо внешней торговли, связанный с перераспределением товарных потоков с внутреннего рынка на внешний.

Начало рыночных реформ в России положило конец существовавшей в бывшем Советском Союзе государственной монополии на внешнеэкономическую, в том числе внешнеторговую деятельность, когда право выхода на внешние рынки имел лиан весьма ограниченный круг специализированных государствен­ных внешнеторговых организаций.

Внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый характер. Заметно расширилось число участников внешнеторговых операций. В соответствии с действующей Конституцией и Федеративным Договором право на внешнеэкономическую деятельность (скоординированную на федеральном уровне) получили непосредственно субъекты Российской Федерации — республики, автономии, края, области, а также отдельные предприятия, компании (Хрущёв, 2004).

Во внешнеторговых операциях среди субъектов Российской Федерации лидируют Москва, Тюменская область, Санкт-Петер­бург, Красноярский край, Московская и Самарская области. На их долю в 2000 г. приходилась половина всего внешнеторгово­го оборота страны (Хрущёв, 2004).

Включению России в мирохозяйственные связи благоприятст­вует изменение «политического климата» на планете. Существовавшие ранее по отношению к СССР, а затем и к России (как его правопреемнице) дискриминационные ограничения на развитие торговли со странами Запада фактически сняты.

Одним из важных шагов в этом направлении стало подписание в июне 1994 г. на острове Корфу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом. Оно предусматривает реализацию на практике четырех свобод: свободы движения товаров, капиталов, рабочей силы и услуг. Тем самым были созданы предпосылки для налаживания деловых, партнерских отношений между западноевропейскими государствами и Россией в сфере торговли, научно-технического сотрудничества, формировании рынков рабочей силы; обеспечивается режим наибольшего благоприятствования в области таможенно-тарифного регулирования и налогообложения Заключение этого соглашения тем более важно, что на долю ЕС приходится теперь 1/3 российского экспорта и 2/5— импорта (Плисецкий, 2002).

Наметившийся в последнее время рост удельного веса стран с развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России отражает, по сути, те изменения в ориентирах внешнеэкономической деятельности нашего государства, которые складывались под влиянием многих факторов. Среди них: смена политических режимов и переход к рыночному хозяйству бывших социалистических стран Восточной Европы, последовавший затем роспуск Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и разрушение сложившейся более чем за 40-лет­ний период его существования устойчивой системы между­народного социалистического разделения труда, переход к расчетам в торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и др.

В результате коренным образом изменилась география внешней торговли России. Существенно сократился объем торговли с бывшими социалистическими странами. Их доля во внешнеторговом обороте России снизилась почти в 3,5 раза—с 50% в 1990 г. до 15% — в 2002 г. (табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Географическая ориентация внешней торговли России в 2002 г., %


Группы стран - внешнеторговые партнеры России

 

Внешнеторговый оборот

 

В том числе

 

экспорт

импорт

СНГ

19

14

34

Промышленно развитые государства

53

55

47

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)1

15

17

7

Развивающиеся государства

13

14

12

Источник:  Плисецкий Е.. Л.. Коммерческая география и мировой рынок. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 176 с.

Рис.1. Внешняя торговля России (2002 г.)


По действующей международной классификации к странам ЦВЕ относят все европейские страны, входившие ранее в социалистический лагерь, а также Прибалтийские государства.

Россия, по существу, утратила традиционные рынки сбыта продукции машиностроения в Восточной Европе и, как следствие, понесла заметные валютные потери. Основными причина­ми этого стали: спад отечественного производства, низкая кон­курентоспособность поставляемых изделий по сравнению с западными аналогами, несоответствие их международным требованиям безопасности и экологических норм, отсутствие сервисной и ремонтной службы и др. В результате спрос на многие российские товары, в том числе автомобили, бытовую техни­ку, несмотря на более низкие цены, на рынках восточноевропейских государств заметно сократился, а предпочтение отдается аналогичным товарам из стран Европы, Японии, Южной Кореи и других стран.

В российском импорте из восточноевропейских стран воз­рос удельный вес продовольствия при абсолютном и относительном снижении доли машин, оборудования и потребитель­ских товаров.

В то же время удельный вес промышленно развитых госу­дарств Запада в торговле с Россией увеличился в 1,5 раза, превысив половину всего внешнеторгового оборота страны. Экспортно-импортные операции России с развивающимися странами сохранились на прежнем уровне — 10-15%.

Сегодня среди стран дальнего зарубежья к ведущим торговым партнерам Российской Федерации относятся ФРГ (в 2000 г. на ее долю приходилось около 10% всего внешнеторгового оборота России), Италия (6%), США (5%), Китай (5%), Великобритания (4%), Польша (4%), Нидерланды (4%), Швейцария (3%), Финлян­дия (3%), Турция (3%), Япония (2 %) и Франция (2%). На них при­ходится половина всего объема внешней торговли Российской Федерации (#"1.files/image002.gif">

Рис. 2. Внешняя торговля Ставропольского края в сравнении с регионами-соседями.

Внешнеторговая активность региона характеризуется также «степе­нью концентрации» ВЭД, т.е. числом организаций, зарегистрированных в качестве ее участников. На протяжении 1997 2000 гг. число региональ­ных (Юг России) предприятий и организаций - участников ВЭД посто­янно и значительно сокращалось: с 7 890 (1997 г.) до 5 222 (1998 г.), 4 024 (1999 г.) и 2 281 (2000 г.). В итоге, за три года число участников ВЭД сократилось здесь почти в 4 раза, наиболее значительно - после кризиса 1998 г. Одновременно происходил рост объема операций (концентрация) сделок участников ВЭД, поскольку объем экспорта и импорта не изме­нялся столь значительно.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.