Государственный долг России
Введение.
В последние
годы уделяется большое внимание растущему государственному долгу. Быстро
растущая задолженность государства перед внутренними и внешними кредиторами
служит очень большой проблемой даже в прогнозах самых оптимистично
настроенных аналитиков. Государственный долг увеличивается с каждым
годом не менее чем на десять миллиардов долларов США. Чем грозят России
такие впечатляющие темпы наращивания задолженностей? Будут ли в
состоянии расплатиться с такими огромными долгами следующие поколения
граждан России? Положение государства на сегодня настолько тяжелое, что каждый
год Россия вынуждена выторговывать у иностранных кредиторов по пять –
шесть миллиардов долларов только для выплаты процентов по уже
накопленным задолженностям. Что необходимо предпринять для того чтобы
вытащить наше государство из глубокой долговой ямы? Думаю, этот вопрос ставил
перед собой не один кабинет министров Российской Федерации. И грамотные
эксперты не один год решают данную проблему. Тем не менее, только недавно
Правительством России стали предприниматься меры к решению этой острейшей
проблемы. Возможно, внешний долг не так сильно заботит россиян сегодня, когда
перед нами все признаки кризисной экономики: инфляция, безработица, спад
производства, тяжелое положение в социальной сфере. Но уже теперь ясно, что
этот ряд будет пополнен не менее серьезной проблемой.
1.История возникновения государственного долга России.
Для того чтобы лучше разобраться во внутренних причинах современных
долговых проблем России, необходимо совершить небольшой экскурс в историю.
Практически до начала
ХХв. России внешний заем был осуществлен Екатериной II в 1769г. в Голландии.
Голландцы являлись основными кредиторами России во второй половине XVIII –
начале XIX вв. К 1815 г. долг перед Голландией превысил 100 млн. гульденов, а
расстроенные войной финансы не позволяли рассчитаться с кредиторами. В эти годы
произошла первая в истории России реструктуризация внешнего долга страны. Долг
был окончательно погашен через 76 лет - в 1891 г.
Со второй половины XIXв.
Россия начала испытывать еще большую нехватку внутренних ресурсов. Из-за
границы в это время были получены значительные средства, в основном для
развития тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Доля
иностранного капитала (французского, бельгийского и немецкого) во вложениях в
экономику страны достигала 72%. К этому моменту относится и известная сделка с
Аляской. 18 (30) марта 1867 г. был подписан договор с США, по которому эта
земля была продана им за 7,2 млн. долларов. Царская Россия (с Александром II на
престоле) не могла в то время обеспечивать оборону русских поселений в Северной
Америке и одновременно сильно рассчитывала на поддержку американцев в своей
борьбе за ликвидацию невыгодных условий Парижского мирного договора 1856г. по
результатам Крымской войны. Именно поэтому их двух претендентов на Аляску – Англии
и США – предпочтение было отдано последним. В конце прошлого века российским
правительством было пущено еще несколько золотых займов, которые были
впоследствии также реструктуризированы.
Дореволюционная Россия
капиталы из-за рубежа привлекала в основном в виде государственных займов и
частных инвестиций, хотя эти средства не были решающими для развития
национальной экономики, а скорее дополняли внутренние накопления. Политика
царской России нацеливалась на поддержание экономической независимости и максимально
возможного национального само обеспечения, что опиралось, в свою очередь, на
созданное веками самое обширное в мире территориально-хозяйственное
пространство. Данная независимость включала: самообеспеченность
продовольствием, основанную на богатейших промышленно-сырьевых ресурсах;
динамично развивающуюся многоотраслевую национальную промышленность;
оптимальную транспортную инфраструктуру с выходом ко всем окружающим морям;
устойчивую и надежно контролируемую кредитно-банковскую систему и собственную
твердую (золотую) валюту; высокопрофессиональные научные и технические кадры.
При всем этом страна являлась крупным экспортером зерна и ряда других товаров.
Многими государствами в то время Россия признавалась одной из главных мировых
держав.
История заключения
царским правительством займа 1906 г. тесно переплетается со сложными
внешнеполитическими проблемами России тех времен. Первые попытки получить
большой международный заем с помощью французского правительства восходят ко
времени русско-японской войны, когда Россия стала испытывать финансовые
затруднения. Тогда французское правительство, не заинтересованное в продолжение
дальневосточной авантюры, отказало в деньгах.
Обострение
франко-германских противоречий и стремление поскорее получить заем вынудило, в
конце концов, царское правительство выступить против Германии и поддерживающей
ее Австро-Венгрии. Альхесирасская конференция, собравшая 13 крупнейших стран,
имела две исторических результата: решение вопроса с Марокко в пользу Франции и
решение вопроса с займом в пользу России.
17 апреля 1906г. был
выпущен «Российский государственный 5% заем 1906г.» на общую сумму 2250 млн.
французских франков. Из которых французские банки должны разместить 1200 млн.,
русские - 500 млн., английские 330 млн., австро-венгерские –165 млн. и
голландские – 55 млн. Заем был заключен сроком на 50 лет и должен был быть
погашен до 1956г. При этом царское правительство взяло на себя важное, имевшее
политическое значение условие не привлекать новый заем, ни в какой другой стране
и обратиться к французскому правительству, если появится нужда в валюте до
истечения двухлетнего срока с момента заключения займа. Кроме того, французское
правительство использовало финансовую зависимость России и для изменения в
свою пользу франко-русской конвенции.
Публичные займы царской
России размещались без определенного деления на внутреннюю и внешнюю
задолженность, а состояли из двух основных категорий: займов для общих нужд
государства (65%) и для строительства железных дорог (35%). На начало 1914г.
общий публичный долг составлял 8,8 млрд. долл., иностранная часть задолженности
была менее 45%.
Задолженность России в период с 1900 по 1914 годы.
(в млрд.долл.)
Немаловажным фактором внешнеэкономической
независимости является состояние золотовалютных резервов страны. А эти резервы,
начиная с 1914 г., целенаправленно снижались. За три года до Октябрьской
революции золотой запас России составлял более 1337 тонн и был самым крупным в
Европе. И за каких-то пять лет, он уменьшился почти в три раза, не считая
вывезенных из страны более полмиллиарда золотых рублей, которые составляют
почти 50 млн. долл. на настоящий момент (николаевский рубль 11,3 долл. США). А
всего в пересчете на доллары с учетом сегодняшних цен Россия тогда потеряла
около 10 миллиардов.
После революции 1917 г.
государственная политика внешней независимости стала еще более жесткой и
целенаправленной, что объяснялось, прежде всего, и необходимостью
восстановления основных устоев и параметров дореволюционной само обеспеченной
экономики в условиях внешней кредитной блокады. Историческая оправданность
такого укрепления национального экономического оборонного потенциала в полной
мере проявилась в Великой отечественной войне, выигранной при минимальной
поддержке со стороны западных союзников. Так же без какой-либо помощи извне
было осуществлено и послевоенное восстановление народного хозяйства.
В идеологическом и
практическом плане принцип обеспечения внешней независимости четко отстаивался
вплоть до конца 1980-х гг., и внешнеэкономические связи Советского Союза
отличались безукоризненной платежеспособностью. Однако такой принцип имел и
скрытые противоречивые моменты.
После распада СССР в
конце 1991г. России в срочном порядке пришлось взять на себя долговые
обязательства перед иностранными кредиторами. В итоге внешний долг увеличился с
29 млрд. долл. (50% экспорта) в 1985 г. до 119 млрд. долл. (260%) в 1994 г. и в
1995 г. — 130 млрд. долл.(265%).
Однако в 1984 году
произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд.
(внешний долг составил уже 5% ВНП) В 1986 сумма внешних займов превысила $30
млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП).
Еще $30 млрд.
задолженности было накоплено Союзом в 1988 - 1991 годах, - когда западные
государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов.
К концу 1991 года
внешний долг России составил $57 млрд.(10% ВНП) Именно с этой суммы начинались
переговоры с зарубежными кредиторами о правопреемстве Советских долгов.
28 октября 1991 года
12 советских республик (кроме прибалтийских) подписали Меморандум "О
взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР", взяв на
себя солидарную ответственность за советский долг.
Договор о
правопреемстве в отношении внешнего долга и активов СССР, был подписан бывшими
союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из
государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также
иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. России тогда перешло 61,3 %
Советской задолженности, т.е. примерно $57 млрд. (7 стран бывшего СССР не
поставили свои подписи под Договором).
Однако, спустя 16
месяцев (2 апреля 1993 года) Правительство Российской Федерации заявило о
взятии на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению
внешнего долга СССР взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР (так
называемый нулевой вариант) - таким образом весь государственный внешний долг
бывшего СССР ($93 млрд.) перешел к России.
До 1983 года внешний
долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал $5 млрд. (1-1.5 %
ВНП страны).
СССР в послевоенные
годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим свои
долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным.
Общая задолженность
третьих стран по государственным кредитам бывшего СССР оценивается
ориентировочно в 170 млрд. долл. При этом следует учитывать, что подавляющая
часть кредитов выражена в прежних инвалютных рублях, и их пересчет в
современные доллары связан с немалыми сложностями и противоречиями. Поэтому
иногда предлагается считать, что нам должны по этим кредитам примерно 100 млрд.
инвалютных рублей и 7 млрд. долл. По некоторым оценкам, более половины долгов
можно отнести к безнадежным. По различным оценкам, Россия может получить от
своих должников лишь от 15 до 20 млрд. долл., да и то в течение 20-25 лет. Как
видно, взятые на себя Россией союзные долги намного весомей противостоящих им
финансовых активов. Если принять ориентировочно эту разницу на уровне 50 млрд.
долл., то при реальной доле России в кредитных обязательствах СССР около 60%
убыток от нулевого варианта определяется в 20 млрд. долл. (40% от 50 млрд.
долл.). Реальная цифра может оказаться еще более весомой.
Итак,
поскольку курсовая работа носит название "Государственный долг Российской
Федерации. Анализ структуры и динамика», следует дать определение
государственному долгу.
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от
признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный
государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых
обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть
выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы
государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок
которых наступил.
Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный
и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает
задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками,
входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной
работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий
государственный долг характерны на современном этапе для большинства
промышленно развитых стран. Государство, широко используя свои возможности для
привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного
финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как
внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного
долга - внутреннего и внешнего.
Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний
долг - это обязательства,
возникающие в иностранной валюте. Под государственным внутренним долгом
понимаются долговые обязательства федерального правительства, возникающие в
валюте Российской Федерации. Долговые обязательства федерального
правительства обеспечиваются всеми активами, находящимися в его распоряжении.
Государственный долг – это общая
сумма всех выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не
выплаченных по ним процентов. Внутренний долг образуется вследствие
возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения
расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия
бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние
осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых
учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего
казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми обязательствами
государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и
есть приблизительное определение внутреннего долга. Если пользоваться более
«сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ
пополнения государственной казны за счет заема средств у населения и
юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих
налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска
государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от
общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита
государственного бюджета и др. Внешний долг - это задолженность
государства гражданам или организациям или правительствам других стран в
национальной и иностранной валюте.. Внешний долг может образовываться когда
государство берет кредит у другого государства, либо прибегает к услугам
международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является
Международный валютный фонд (International Monetary Fund). Вердикт именно этой
организации может стать своего рода зеленым цветом для государства, желающего
стать кредиторам какой-нибудь страны, или красным – когда государство,
желающее получить кредит, не является кредитоспособным по мнению специалистов
из МВФ. Отрицательные последствия государственного долга связаны с тем, что
выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и
требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития
производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и
вытеснять частное инвестиционное финансирование. Наибольшим бременем на страну
ложится внешний долг, так как в этом случае страна вынуждена отдавать наиболее
ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и
погасить долг. Кроме того, получение зарубежных займов и кредитов связано
обычно с выполнением определенных условий, диктуемых кредитором. Однако от
бремени государственного долга страдают в большей степени слаборазвитые страны.
В преуспевающей экономике, по мнению многих зарубежных теоретиков, долг, как
частный, так и государственный, играет в целом положительную роль. Я считаю,
что в государственный долг России не играет положительную роль.
3.Государственный долг в настоящее
время.
Стремительный рост
внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой
управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и
первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятие
Россией на себя финансовых обязательств СССР существенно увеличили долговое
бремя. Относительная тяжесть долга возросла также в результате значительного
снижения реального курса рубля в 1991-1992 гг. и в 1998 г.
Увеличение внешнего долга
сопровождалось взрывным ростом платежей по его обслуживанию и погашению.
Неспособность осуществлять выплаты дважды за последние десятилетие – в декабре
1991 г. и августе 1998 г. – привела к национальным дефолтам. Соглашения о
реструктуризации долговых платежей нельзя признать удачными. Хотя они позволили
уменьшить нагрузку на экономику страны в течение 1992-2000 гг., но существенно
увеличили бремя внешнего долга, как в целом, так и в части, приходящейся на
первое десятилетие XXI века.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|