Меню
Поиск



рефераты скачать Государственный бюджет: источники формирования, расходы, дефицит

Государственный бюджет: источники формирования, расходы, дефицит


Государственный Университет                                                    по Землеустройству

Кафедра экономической теории и менеджмента.




Курсовая работа по экономической теории на тему:

«Государственный бюджет:                                                         источники формирования, расходы, дефицит»

                                                                            Выполнила:

                                                                                      Студентка 12э группы.


                                                                           Проверил:

                                                                                    Германович АГ.












Москва 2002 г.


Содержание

Введение___________________________________________________

1.    Глава 1: Государственный бюджет: источники формирования, расходы, дефицит_________________________________________

2.    Глава 2: Государственный бюджет  2002 год (доходы и расходы)_________________________________________________

4. Заключение_______________________________________________

5. Список литературы________________________________________

Введение:

Не только банки оперируют денежной массой страны. Предложение денег в стране регулируется мерами правительства по налогообложению, определению государственных расходов, размером бюджетного дефицита и способов его покрытия. Манипулирование бюджетом, налогами, государственными займами - важный инструмент макроэкономического регулирования, а так же решения общенациональных, социальных задач. Поэтому, изучая макроэкономику, необходимо ознакомиться с бюджетом, налогами и основами бюджетно-налоговой политики. Это то с чем мы сталкиваемся при уплате налогов, участвуя в лотереях, получая стипендии, пособия и т.п.

Глава I. Государственный бюджет: источники формирования, расходы, дефицит.


Финансовая и бюджетная система государства.

Финансы - экономический инструмент, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства.

Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом.

В рамках централизованных финансов рассмотрим государственную бюджетную систему РФ. Прежде всего,  бюджет это роспись доходов и расходов государства на определенный срок, иными словами, это финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые расходы и доходы. Структурно,  любой  бюджет  включает  две  части:  доходы  субъекта  и  его  расходы.  Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, бюджетная  система  выполняет  при  этом  три  функции:

1.фискальную  -  через  изъятие  налогов  обеспечивает  необходимые  ресурсы  для  правительственной  деятельности,  то  есть  для  покрытия  расходов  на  военные,  экономические  и  социальные  программы,  а  также  на  существование  аппарата  управления;

2.экономического  регулирования  -  налоги  и  расходы  используются  как  рычаги  управления  хозяйственной  деятельностью  и  осуществления  определённых  целей  экономической  политики  (стабилизации  экономики,  стимулирования  её  роста,  структурных  сдвигов  и  т.  п.);

3. выравнивания  доходов  -  то  есть  перераспределения  доходов,  благодаря  прогрессивной  системе  налогообложения  и  системе  трансфертных  платежей,  мало  обеспеченным  и  безработным  гражданам,  инвалидам,  детям,  отсталым  регионам.  Бюджетное устройство определяется государственным устройством – в унитарных государствах это, как правило, два уровня государственный и местный бюджеты. В федеральных государствах три звена: федеральный бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. В соответствии с Федеральным законом « Об уставах бюджетного устройства и

Бюджетного процесса в РСФСР»1 бюджетная система нашей страны представляет собой совокупность бюджетов трех уровней – федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований. Бюджетная система Российской Федерации основывается на экономических отношениях и принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности трех бюджетов.2

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40 процентов национального дохода). Централизация средств в Федеральном бюджете дает возможность маневрировать ресурсами, направлять их на определяющие участки экономического и социального развития, осуществлять единую социально-экономическую политику в стране. Огромные суммы, концентрирующиеся в бюджете, позволяют государству проводить активную экономическую и социальную политику. Сейчас в ведении правительства должно находиться и регулирование бизнеса, и помощь нуждающимся, и улучшение системы образования, и стимулирование экономического развития. Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в наше стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

-             преодоление последствий финансового кризиса, поддержания уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;

-             прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;

-             стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;

-             снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;

-             осуществление реструктуризации государственного долга РФ;

-             минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;

-             снижение платежей, сокращение ненадежных форм расчетов.

-             Полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджет Российской Федерации как основной финансовый план государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.

Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.


Источники формирования Государственного бюджета.

Доходы бюджета поступают из трех источников:

Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка). Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог. Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.

Например, налог на продажи, как и все косвенные налоги, большим бременем ложиться на лиц с низкими доходами, чем на лиц с высокими доходами. Поэтому косвенные налоги носят, регрессивный характер. Прямые и косвенные налоги. Прогрессивное налогообложение связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство. Регрессивное и пропорциональное налогообложение в большей мере связано с косвенными налогами, как акцизные сборы, налоги с продаж, налоги с добавленной стоимости. В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:

-             подоходный налог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);

-             налоги на прибыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;

-             налоги на имущество и наследство;

-             налоги с продаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%).

Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

-             налога на игорный бизнес:

-             налог на покупку иностранных денежных знаков;

-             лицензионных и регистрационных сборов;

-             налога на операции с ценными бумагами;

-             платежей за использование недрами;

-             дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности;

-             Прибыли Центрального Банка РФ;

-             Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Так же стоит отметить земельный налог и арендную плату за земельные участки. При организации эффективного землевладения и землепользования многие категории земель могут стать важным источником пополнения доходной части бюджета. Посредством земельных платежей администрации территории решают многие сложные вопросы доходности бюджета.

Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.


Расходы бюджета Российской Федерации.

Бюджетные  расходы  идут  на  такие  основные  статьи,  как:  содержание  вооружённых  сил  и  государственного  аппарата;  финансирование  социальной  инфраструктуры  (социальное  обеспечение,  здравоохранение,  просвещение,  наука  и  пр.);  финансирование  хозяйства;  выплата  процентов  по  государственному  долгу. Соотношение  между  этими  глобальными  категориями  определяется  многими  факторами:  социальной  и  экономической  структурой  в  конкретной  стране,  долей  государственного  сектора,  историческими  и политическими  традициями,  общей  стратегией  регулирования  экономики. 

Значительный  удельный  вес  продолжают  занимать  военные  расходы.  Рассматривая  военные  расходы,  необходимо  учитывать  не  только  прямые,  но  и  косвенные  затраты,  к  числу  которых  относятся  выплаты  процентов  по  военным  долгам,  пенсии  и  пособия  инвалидам  войны,  ветеранам  и  т.  д.

Расширение  функций  государства  сопровождается  тем,  что  масштабы  государственных  расходов  увеличиваются  темпами,  значительно  превышающими  темпы  роста  ВНП. 

К  числу  важнейших  статей  государственных  расходов  относятся  затраты,  связанные  с  созданием  наиболее  благоприятных  предпосылок  для  функционирования  производственных  секторов  экономики.  Всё  более  значительное  место  занимают  и  расходы  на  создание  объектов  социальной  инфраструктуры,  в  первую  очередь  -  на  образование  и  здравоохранение.

Конечно же, главным  источником  покрытия большинства  государственных  расходов  являются  налоги.

Доходы и расходы бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета. Кроме того, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством, а также за счет зачисления в доходную часть этих бюджетов (на законодательной основе) определенной доли поступлений от целевого ряда федеральных налогов.

Важную роль в структуре централизованных финансов иг­рают внебюджетные фонды. В странах с развитой рыночной эко­номикой наиболее крупными внебюджетными фондами явля­ются фонды национального страхования, образуемые за счет страховых взносов работников предприятий, предпринимате­лей и дотаций из государственного бюджета. Средства этих фон­дов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалид­ности, в случае потери кормильца, пособий повременной нетрудоспособности, по безработице.    В рамках финансовой системы России в настоящее время насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и производственного назначения. Все внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение: для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики.

Одним из звеньев финансовой системы государства являет­ся государственный кредит. Главная форма экономических от­ношений в рамках государственного кредита - это ситуация, когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение дру­гих обязательств, взятых физическими и юридическими лица­ми, оно является гарантом.

Как экономическая категория, государственный кредит на­ходится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита - и несет черты, как тех, так и других; В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется «рефинансированием государственного долга».      

Государственные займы классифицируются:

- по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;

- в зависимости от места размещения: на внутренние и внешние;                                          

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.