p> 2. Источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета. Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Рассмотрим их на примере
федерального бюджета Российской Федерации. Для составления отчетов об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация
РФ, утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной
классификации РФ» с изменениями и дополнениями от 8.08.2001 г. Бюджетная классификация РФ ( это группировка доходов и расходов
бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников
финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость
показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Основные принципы бюджетной классификации полностью вошли в Бюджетный
кодекс РФ (гл. 4), согласно которому бюджетная классификация включает:
классификацию доходов бюджетов РФ;
функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета;
классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований;
классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных
внешних активов РФ. Особое внимание обращено на доходы бюджетов разных уровней (см.
рис.2.1). Доходы бюджетов ( денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение
органов государственной власти соответствующего уровня. Рис.2.1 Структура доходов бюджета. Согласно действующей бюджетной классификации все доходы бюджетов
делятся на следующие виды:
Налоговые доходы, которые включают в себя:
- прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда;
- налоги на товары и услуги;
- налоги на имущество;
- платежи за использование природных ресурсов;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, сборы и пошлины;
Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса
относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и
муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,
административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы,
конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,
причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы
принудительного изъятия;
доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней
бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от
внешнеэкономической деятельности).
Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают
следующие поступления:
От нерезидентов;
От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по
взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
От государственных внебюджетных фондов;
От государственных предприятий и учреждений;
От наднациональных организаций. Бюджетные расходы ( это денежные средства, направляемые на финансовое
обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям: a. расходы федерального бюджета; b. Расходы бюджетов субъектов РФ; c. расходы местных бюджетов; Рассмотрим виды расходов, финансируемых исключительно из федерального
бюджета:
обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной
палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов
исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на
общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении
федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление
конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского
транспорта;
государственная поддержка атомной энергетики;
ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
федерального масштаба;
исследование и использование космического пространства;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в
ведении органов государственной власти РФ;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга РФ;
компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату
государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих
финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет средств
федерального бюджета;
пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных
камней, государственного материального резерва;
проведение референдумов и выборов РФ;
федеральная инвестиционная программа;
обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти,
приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов
бюджетов других уровней;
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другие уровни власти;
финансовая поддержка субъектов РФ;
федеральный статистический учет;
прочие расходы. Рассмотрим доходы и расходы, отраженные в федеральном бюджете на 2002
года. Таблица 2.1 Доходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение)
| |сумма |Удельный вес |
| | |дохода во |
| | |всех доходах |
| | |федерального |
| | |бюджета, % |
|Налоговые доходы, всего |1 726 310 100,0 |81,21% |
|Налог на прибыль |207 443 700,0 |9,76% |
|Налог на игорный бизнес |1 009 200,0 |0,05% |
|Налог на добавленную стоимость |773 508 000,0 |36,39% |
|Акцизы |224 815 000,0 |10,58% |
|Лицензионные и регистрационные сборы |804 100,0 |0,04% |
|Налог на покупку иностранных денежных |1 849 400,0 |0,09% |
|знаков | | | Продолжение табл. 2.1 |Налоги на совокупный доход |5 677 600,0 |0,27% |
|Налоги на имущество |920 000,0 |0,04% |
|Платежи за использование природными |183 715 700,0 |8,64% |
|ресурсами | | |
|Таможенные пошлины |324 108 900,0 |15,25% |
|Прочие налоги, пошлины и сборы |2 458 500,0 |0,12% |
|Неналоговые доходы, всего |104 284 200,0 |4,91% |
|Доходы от имущества, находящегося в |50 472 500,0 |2,37% |
|государственной собственности, или от | | |
|деятельности государственных организаций | | |
|Доходы от оказания услуг или компенсации |2 779 400,0 |0,13% |
|затрат государства | | |
|Перечисление прибыли Банка России |4 000 000,0 |0,19% |
|Платежи от государственных организаций |13 972 400,0 |0,66% |
|Плата за пользование водными |7 000 000,0 |0,33% |
|биологическими ресурсами | | |
|Доходы от использования лесного фонда |1 950 000,0 |0,09% |
|Прочие поступления от имущества, |4 822 300,0 |0,23% |
|находящегося в государственной | | |
|собственности, или от деятельности | | |
|государственных организаций | | |
|Доходы от продажи земли и нематериальных |290 000,0 |0,01% |
|активов | | |
|Административные платежи и сборы |804 100,0 |0,04% |
|Доходы от внешнеэкономической деятельности|47 911 900,0 |2,25% |
|Прочие неналоговые доходы |3 114 300,0 |0,15% | Продолжение табл. 2.1
|Доходы целевых бюджетных фондов, всего |13 893 900,0 |0,65% |
|Единый социальный налог (взнос), |281 230 000,0 |13,23% |
|зачисляемый в федеральный бюджет | | |
|Всего доходов |2 125 718 200,0 |100% | Основная часть доходного потенциала (табл. 2.1) федерального бюджета
на 2002 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около
81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили
неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном
использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля
в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно
высокой ( около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи
в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета. В доходах российского федерального бюджета основные налоговые
поступления ( это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы,
таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от
всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно
рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное
налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара,
которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге,
чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос
и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического
развития страны. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются
регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и
местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги,
как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на
территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин
автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением
пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы
и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической
деятельности. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит
перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей
субъектов РФ. Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть
федерального бюджета. Структура и основные составляющие расходной части федерального бюджета
на 2002 год приведены в табл. 2.2. Таблица 2.2 Расходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение).
| |Сумма |Удельный вес |
| | |статьи расходов |
| | |во всех расходах|
| | |федерального |
| | |бюджета, % |
|Государственное управление и местное |56 745 563,30 |2,91% |
|самоуправление | | |
|Судебная власть |19 111 999,80 |0,98% |
|Международная деятельность |42 858 764,50 |2,20% |
|Национальная оборона |284 157 831,50 |14,59% |
|Правоохранительная деятельность и |173 863 288,30 |8,93% |
|обеспечение безопасности государства | | |
|Фундаментальные исследования и содействие|30 317 957,10 |1,56% |
|научно-техническому прогрессу | | | Продолжение табл. 2.2
|Промышленность, энергетика и |57 707 669,70 |2,96% |
|строительство | | |
|Сельское хозяйство и рыболовство |26 821 500,00 |1,38% |
|Охрана окружающей природной среды и |9 758 799,80 |0,50% |
|природных ресурсов, гидрометеорология, | | |
|картография и геодезия | | |
|Транспорт, связь и информатика |7 034 319,70 |0,36% |
|Предупреждение и ликвидация последствий |8 693 085,00 |0,45% |
|чрезвычайных ситуаций и стихийных | | |
|бедствий | | |
|Образование |80 088 334,70 |4,11% |
|Культура, искусство и кинематография |10 292 505,80 |0,53% |
|Средства массовой информации |10 264 830,20 |0,53% |
|Здравоохранение и физическая культура |31 908 141,60 |1,64% |
|Социальная политика |430 350 521,50 |22,10% |
|Обслуживание государственного долга |285 009 298,70 |14,64% |
|Финансовая помощь бюджетам других уровней|265 406 554,00 |13,63% |
|Исследование и использование космического|9 742 000,00 |0,50% |
|пространства | | |
|Военная реформа |16 544 982,80 |0,85% |
|Дорожное хозяйство |68 519 404,00 |3,52% |
|Прочие расходы |-3 067 652,00 |-0,16% |
|Резервный фонд |4 300 000,00 |0,22% |
|Проведение выборов и референдумов |2 632 436,00 |0,14% |
|Целевые бюджетные фонды |13 893 900,00 |0,71% |
|Всего расходов |1 947 386 |100% |
| |255,40 | |
|Кроме того: |281 230 000,00 | |
|Расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд | | |
|в счет поступлений от единого социального| | |
|налога | | | Спецификой федерального бюджета РФ является финансирование за сет
этого бюджета общегосударственных расходов, в том числе фиксирование
расходов на оборону, на фундаментальные научные исследования, международную
деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга.
Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование
государственного управления, правоохранительной деятельности. В федеральном бюджете 2001 года наибольший удельный вес среди всех
статьей расходов, занимало обслуживание государственного долга (20,09%). В
федеральном бюджете на 2002 год для этих целей выделяется только 14,64%. Но
в то же время существенно возросли расходы на социальную политику. Как
видно из указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (от 9,03 до
22,10%) по сравнению с прошлым годом расходы, направляемые на социальную
политику. Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная
роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности
экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие
бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии
бюджетных расходов они служат единой цели ( обеспечению финансовыми
ресурсами федеральных потребностей. 3. Роль государственного бюджета как финансовой базы социально- экономического развития общества. Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет
создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В
табл.2.2 перечислены направления деятельности государства, которые
обеспечиваются бюджетными средствами. Государственный бюджет является важным инструментом претворения в
жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию
средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического
прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе. Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные
средства предназначаются для осуществления социально-экономической
политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета
реализуются общегосударственные и региональные программы
народнохозяйственного и социально-экономического характера. Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии
общества заключается в следующем:
Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие
экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет
перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру
общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях
хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем
изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство,
используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного
воздействия на экономику ( предоставляет организациям и предприятиям
субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование
отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном
итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного
механизма для регулирования экономики осуществляется посредством
маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными
средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции
развития общественного производства.
Государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем.
Путем улучшения бюджетного финансирования учреждений социальной сферы (
просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного
строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных
процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в
совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой
осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень
социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный
бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан
по их материальному положению.
На современном этапе развития экономики государственный бюджет становится
одним из основных инструментов государства в проведении экономической и
социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство
концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и
социальной политики, преодоление экономического кризиса.
Государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического
развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.
Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной
основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде
кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в
строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения (
магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ,
больниц, жилья, театров и других предприятий.
Основная роль бюджета состоит в том, что он ежегодно мобилизует и
концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения в
централизованном государственном фонде для финансирования народного
хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности
страны, на содержание органов государственной власти и образования
резервов. Роль государственного бюджета далее заключается в том, что он
служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил
общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании
его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации
экономической политики государства, направленной на повышение жизненного
уровня населения страны.
Государственный (федеральный) бюджет ( это ведущее звено бюджетной системы.
Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства,
общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий,
фундаментальных научных исследований. Для финансирования этих
общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти
ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода. Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства
дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с
учетом приоритетности финансирования государственных программ. Выводы В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы,
раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории. При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание
государственного бюджета как экономической категории, изложить его основные
свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направления
расходования средств государственного бюджета; определить роль
государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического
развития общества. В результате написания данной курсовой работы я пришла к следующим
выводам:
Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним
из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять
экономическое и социальное регулирование.
Государственный бюджет является экономической категорией и выражает
экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования
централизованного фонда денежных средств государства. Государственный
бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений
между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и
населением ( с другой, по поводу распределения и перераспределения
совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования
централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в
его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов,
присущи две функции ( распределительная (перераспределительная) и
контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит
распределение средств на производственную и непроизводственную сферы,
межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов,
формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация
денежных средств в руках государства и их использование с целью
удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция
государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов
бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том,
что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход
процессов в нем, возникающие там тенденции. Бюджетный контроль преследует
три основные цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда
государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых
ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Источники формирования и направления использования государственного бюджета
как основной финансовой базы страны очень разнообразны. Классификация
доходов и расходов бюджета проводится в соответствии с единой бюджетной
классификацией, утверждаемой в форме федерального закона. Бюджетная
классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования
дефицитов бюджетов. Основная цель такой группировки ( обеспечение
сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Все
доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые поступления,
неналоговые поступления и безвозмездные перечисления. Классификация
расходов государственного бюджета отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (функциональная классификация); по
их экономическому содержанию (экономическая классификация); по
распределению бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов.
Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества
заключается в следующем:
государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие
экономики.
государственный бюджет играет важную роль в решении социальных проблем.
государственный бюджет играет важную роль в выравнивании экономического
развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов.
бюджета ежегодно мобилизует и концентрирует денежные накопления
предприятий, организаций и населения в централизованном государственном
фонде.
государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают
возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом
приоритетности финансирования государственных программ. Литература Конституция Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 05.08.2000 № 116-ФЗ, от 08.08.2001 № 126-ФЗ, от
29.05.2002 № 57-ФЗ, от 10.07.2002 № 86-ФЗ, от 24.07.2002 № 110-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральными законами от 31.12.1999 № 227-ФЗ, от 27.12.2000 №
150-ФЗ, от 30.12.2001 № 194-ФЗ). Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год» от 30 декабря 2001
года № 194-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 12.03.2002 № 27-ФЗ, от
30.06.2002 № 78-ФЗ, от 4.07.2002 № 99-ФЗ, от 24.07.2002 № 110-ФЗ, от
25.07.2002 № 116-ФЗ, от 25.10.2002 № 126-ФЗ). Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15
августа 1996 года № 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 05.08.2000 N 115-
ФЗ, от 08.08.2001 N 127-ФЗ, от 07.05.2002 N 51-ФЗ). Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 2001 год» от 27 декабря 2000
года № 150-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.03.2001 № 34-ФЗ, от
08.08.2001 № 131-ФЗ, от 08.08.2001 № 132-ФЗ, от 17.10.2001 № 135-ФЗ, от
14.12.2001 № 161-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным
законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ). Постановление Правительство Российской Федерации от 15 августа 2001 г. №
584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на
период до 2005 года». Указ Президента Российской Федерации «О мерах по укреплению финансовой
дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации»
от 14 мая 1998 года № 554. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации:
учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Издательско-
торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В.
Романовского. М.: ЮНИТИ, 1999. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В.
Романовского. М.: Юрайт, 1999.
----------------------- Бюджетные доходы Неналоговые доходы Доходы целевых бюджетных фондов Безвозмездные перечисления Налоговые доходы Остаток средств на конец предш. периода
Страницы: 1, 2
|