Государственный бюджет: проблемы формирования и использования
Томский государственный университет Международный факультет управления Кафедра экономики “Государственный бюджет: проблемы формирования и использования” Курсовая работа студента I курса Бармина П.Н. Научный руководитель: к. э. н. Лившиц В.И. Томск 2002 План: Введение стр. 3 1. Сущность и структура государственного бюджета: стр. 5 1.1. Понятие государственного бюджета
стр. 5 1.2. Разработка и утверждение государственного бюджета стр. 8 1.3. Структура государственного бюджета
стр. 10 2. Проблема сбалансированности бюджета стр. 23 Заключение стр. 30 Список использованной литературы стр.
31 Введение. Прежде, чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации,
выявлять его достоинства и недостатки, необходимо определить, что,
собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им
является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в
форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет
- ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий:
налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их
действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в
отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения
государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения
национального дохода (частично и национального богатства) в связи с
образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать
финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического
развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального
дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни
одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и
многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем,
отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение
государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования,
показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет
объективно может быть не просто средством государственного экономического
регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной
сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и
совершенствование материально-технической базы общественного производства.
Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его
использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно
только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в
создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным
выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений
на решение экономических и социальных задач. Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества и основных черт бюджетной
системы, выявления наиболее значительных проблем использования
государственного бюджета и рассмотрение возможных путей их решения. 1. Сущность и структура государственного бюджета. 1.1. Понятие государственного бюджета. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,
организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.
Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-
первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником
которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и,
во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного
фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения
общегосударственных потребностей. Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку
охватывают разные направления распределительного процесса (между секторами
экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного
хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования
(федеральный, республиканский, местный). Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем,
что в руках государства ежегодна должна концентрироваться определенная доля
национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных
потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек
государственного управления. В процессе функционирования бюджетные отношения получают
соответствующее им материально-вещественное воплощение; они
материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем
сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда,
отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства,
зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования
на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом
экономических и социальных задач и т.п. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию
бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения,
возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу
перераспределения национального дохода (частично - и национального
богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда,
предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-
культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать
финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального
развития. Будучи экономической формой существования реальных, объективно
обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое
общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его
государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в
качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь
частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам
в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и
звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие: . государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований ; . с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности; . пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития; . область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями. Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу получил свое
признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно
которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может
рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с
позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его
финансовый план. Сущность государственного бюджета как экономической категории
реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную
функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках
государства и их использование с целью удовлетворения
общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько
своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение
государства, как фактически складываются пропорции в распределении
бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности
государственного бюджета как экономической категории накладывают
отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект
их действия характеризуются определительной спецификой. Так, содержание распределительной функции бюджета определяется
процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными
подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев
финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое,
межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный,
республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как
бюджет. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в
отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного
производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является
чистый доход; однако, это не исключает возможности перераспределения
через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и
национального богатства. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через
формирование и использование фонда денежных средств государства -
отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том,
как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных
субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов
государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции
составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих
показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия
на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство,
осуществляя перераспределение национального дохода, может изменять
структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования,
осуществлять социальные преобразования и т.д. Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет
благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-
технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного
финансирования науки, совершенствование государственной системы
подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового
режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому
подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые
технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в
итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса. Функционирование государственного бюджета происходит посредством
особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные
этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в
руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение;
доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы -
удовлетворению общегосударственных потребностей. 1.2. Разработка и утверждение государственного бюджета. Разработка бюджетов любого уровня представляет собой чрезвычайно
сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение, утверждение,
собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что получило
название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется Законом РФ “Об
основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”, решениями
государственных представительных органов власти субъектов Федерации,
Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми
Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства. Бюджетный
процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его
составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31
декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает составление
отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Действующей конституцией
определен круг органов государственной власти, участвующих в разработке и
утверждении бюджета, а также в контроле за его исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление
исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует
разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на
основе которых создается сводный финансовый баланс государства по
территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-
экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение
стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и
направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую
программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое
выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы
бюджета и постатейно разрабатывать его расходы. Непосредственная работа по
составлению проекта бюджета проводится Министерством финансов РФ, а также
налоговыми и таможенными органами. При этом используются различные методы:
метод экономического анализа, позволяющий, на основе анализа выполнения
бюджета за прошлый год установить причины отклонений и соответствующем
образом откорректировать проектируемый бюджет; нормативный метод,
определяющий нормы всех статей расхода в общей сумме бюджета;
экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели исходя из их
динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются вышестоящими
органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или
исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие
утверждение бюджета до начала финансового года. Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ
Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную
Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы
социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления
бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п.
Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о
бюджетах государственных внебюджетных фондов. Следующая стадия бюджетного
процесса - его рассмотрение и утверждение в законодательных органах:
Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов
Федерации и местных самоуправления. Проект Федерального бюджета и
сопутствующие документы направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам
и финансам Государственной Думы для принятия бюджета к рассмотрению
Государственной Думой. Все материалы передаются Президенту РФ, Совету
Федерации, комитетам Думы и в Счетную палату. Получив заключения от
комитетов, Государственная Дума начинает рассмотрение бюджета в нескольких
чтениях. Принятый Госдумой бюджет по Конституции в течение пяти дней
передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его отклонения
Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного
голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него
проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции
РФ).Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется
Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное
исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с
нижестоящими исполнительными органами. 1.3. Структура государственного бюджета. Бюджетная система в первую очередь определяется действующим
государственным устройством. В унитарных (единых) государствах бюджетная
система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные
бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная
система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (федеральный);
бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в
Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты. Государственная
бюджетная система Российской Федерации функционирует в соответствии с
Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в
РСФСР" от 10 октября 1991 г. и включает: . Федеральный бюджет; . 21 республиканский бюджет в составе российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области (всего - 89);
Страницы: 1, 2, 3
|