p> Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит
стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и
объективность нашей рыночной экономической системы. 2.Государственный долг. Современная фискальная политика признает использование бюджетных дефицитов
для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и
росту государственного долга.
Причинами возникоовения государственного долга обычно являются трудные
периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо
переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции,
что требует значительных государственных расходов, как требует их и
содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов,
выпуск денег и дефицитное финасирование. Рост налогообложения приводит в
подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление,
следовательно большая часть военных расходов финансируется за счет продажи
обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады.
В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может
увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к
бюждетным дефицитам. Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические
интересы, приводящиие к увеличению правительственных расходов и
следовательно, увеличению бюджетного дефицита. В определении размеров государственного долга существуют различные
подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного
долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга
игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую
возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по
сравнению с бедной нацией. Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в
необходимости ежегодно отчислять процентные платежи, возникающие как
результат государственного долга. При достижении определенного уровня
платежей по обслуживанию государственного долга по отношению к ВНП
государство теряет возможность дальнейшего экономического роста. Особенно
важно соотношение между иностранными и внутренними кредиторами
правительства. Национальный, или государственный, долг - это общая накопленная сумма всех
положительных сальдо бюджетов федерального правительстваза вычетом всех
дефицитов, которые имели место в стране. Различают внешний и внутренний
государственный долг. Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам,
организациям и отдельным лицам. Внутренний долг - это долг государства
своему населению. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-
первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного
дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер
дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. с
другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо
исследование роста бюджетного дефицита. Именно по этому в этой работе
следует посвятить целую главу данному вопросу. Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование
экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства
нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В
настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых
проблем современной бюджетной политики России. Обслуживание внешнего долга также стало весьма серьезной проблемой для
российского бюджета. В бюджете 1996 года на выплату долгов было
предусмотрено 8,5 млрд. долларов, из которых примерно половина пошла на
обслуживание долгов России, взятых после 1991 года и не подлежащих
реструктуризации. Эти расходы превышали размеры иностранных частных
капиталов и внешнеэкономической помощи, которую Россия получает от
иностранных банков и международных финансовых организаций. Существенной проблемой для бюджетной системы становится также практически
неуправляемый и неконтролируемый рост объемов облигационных займов
субъектов Федерации. Последствия этого могут превзойти аналогичные
тенденции роста ГКО, поскольку территориальные займы выпускаются в основном
под залог имущества и земли. Одной из “детских болезней” российской экономики времен переходного
периода стал непомерно возросший внутренний долг, как внешний, так и
внутренний. Однако ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые
западные страны, члены Парижского и Лондонского клубов, являются не только
кредиторами, но и крупнейшими должниками, в первую очередь, конечно же,
речь идет о внутренней задолженности, и наиболее классическим примером
здесь являются Соединенные Штаты. Поэтому, на мой взгляд не следует так уж
драматически и болезненно воспринимать проблему относительно высокого
уровня государственной задолженности как это делают некоторые особо ретивые
российские политики, обвиняя реформаторов в том, что они “продали Родину за
кредиты МВФ, выданных на проведение преступных реформ антинародного режима”
(справедливости ради полагаю необходимым отметить, что большая часть
внешнего долга России - это наследство СССР, а именно, бездарной
экономической политики правительств Рыжкова-Павлова в 1985-1990 годах. Ведь
именно правительству Рыжкова мы обязаны уменьшением золотого запаса,
обретением гигантской скрытой инфляции, тотальному дефициту и т.д.
возвращаясь же непосредственно к проблеме государственного долга хотелось
бы подчеркнуть, что данную проблему невозможно подробно разобрать в рамках
нескольких докторских диссертаций, не говоря уже об одной курсовой. 2.1 Из истории вопроса
Кредитная история России началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала
первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская
империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств
накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в
составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг.
Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1
января 1913г. равнялась 38 млн. руб. На графике отражена динамика
государственного долга Российской империи в начале XX в.: сумма
задолженности возросла в период русско-японской войны и революции, а затем
стабилизировалась.
[pic] На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали
его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало
строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета,
оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из
традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть
второго на 90% составляли средства полученные от внутренних и внешних
займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства
железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При
благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие
расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам
(проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета. Выпуск новых займов был в непосредственной компетенции царя и министерства
финансов. Однако после созыва Государственной Думы она получила право
утверждать каждый конкретный заем. Время и условия займа по-прежнему
определялись по решению правительства. По большей части государственных долгов выплачивалось 4% годовых. Сумма
всех бумаг с такой доходностью составляла более 2,8 млрд. золотых рублей —
около 2/3 всего рынка. Все ценности, размещаемые в то время на рынке, разделялись на 3 категории: краткосрочные; долгосрочные; бессрочные; Срок обращения краткосрочных обязательств ограничивался законом и
колебался от 3 месяцев до 1 года. Купюры выпуска не должны были превышать
500 руб. Право эмиссии по краткосрочным обязательствам предоставлялось
лично министру финансов с условием, что общая сумма обязательств в каждый
момент не превысит 50 млн. руб. В 1905 г. права министра были расширены до
200 млн. руб. с правом выпуска краткосрочных обязательств, в том числе и на
иностранных рынках. Государственное казначейство и частные лица имели право
учитывать эти обязательства в Государственном банке, проценты считались в
виде дисконта. Основу государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы.
Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80
лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство
обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем
становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной
скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем
погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже. Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов.
Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей.
Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело
никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку
иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не
существовало. В 1906 г. в Основном законе имелась статья 114: “При обсуждении государственной росписи не подлежат исключению или
сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим
принятым на себя Российским Государством обязательствам.” Законодатели
заранее пресекали соблазн нарушить одно из основных правил рынка — платить
вовремя и полностью. Российское правительство в результате длительных и кровопролитных усилий
сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке
аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом. Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и
далеко не всегда целью для реализация какого-либо конкретного проекта.
Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели
первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической
политике, не меняя ее курса. Отказавшись платить долги своим и иностранным гражданам, правительство
Советской России заложило основу новой финансовой культуры. В результате
облигации, выдаваемые как часть заработной платы, оказались просто
бумажками. В 1991 году после распада СССР сначала предполагалось, что каждое из
государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (союзный
долг тогда оценивался в 108 миллиардов долларов[3]), а также иметь
соответствующую долю в активах бывшего СССР. Однако получилось так, что только Россия смогла обслуживать свои
обязательства по внешним долгам. Поэтому вскоре договорились, что Россия
примет на себя долги всех бывших республик СССР в обмен на их отказ от
причитающейся доли активов (так называемый нулевой вариант). Подобное
решение стоило дорого, но позволило сохранить свои позиции на внешних
финансовых рынках, зарубежную инфраструктуру, обеспечило доверие
потенциальных партнеров. Переговоры с Лондонским клубом о долгосрочной
реструктуризации долгов СССР коммерческим банкам Россия вела с декабря 1992
года. Первоначально прогрессу переговоров препятствовала позиция банков-
кредиторов, настаивавших на отказе России от государственного иммунитета
(это означало, что взыскания кредиторов могли быть обращены на активы СССР
или России за рубежом). Осенью 1994 года на сессии МВФ в Мадриде стороны
нашли компромисс, договорившись, что должником перед Лондонским клубом
будет выступать Внешэкономбанк[4]. На время переговоров банки-кредиторы
предоставляли Внешэкономбанку отсрочки платежей (так называемые ролл-
оверы). Всего в рамках Лондонского клуба был предоставлен 21 ролл-овер. В
ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены
банковского консультативного комитета Лондонского клуба подписали
Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга
бывшего СССР клубу на общую сумму 32,3 миллиарда долларов, включая проценты
сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом[5]. После этого Внешэкономбанк подготовил и разослал 400 с лишним банкам-
кредиторам финансовые условия урегулирования задолженности перед Лондонским
клубом, а это около 27 тысяч отдельных долговых требований в 15 валютах
(сложность и масштабность сделки не имеют равных в двадцатилетней истории
клуба). 2.2 Внешний долг Российской Федерации Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку
может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в
долгосрочной перспективе. Нельзя забывать, что глубокий более чем
десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом
производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно
крупными внешними долгами.
Внешний долг России |показатель |1992|1993|1994|1995|1996|1997|1998|
|Внешний долг: СССР, млрд. долл. |104,|103,|108,|103,|100,|97,8|95,0|
| |9 |7 |6 |0 |8 | | |
| |2,8 |9,0 |11,3|17,4|24,2|33,0|55,0|
|России, млрд. долл. | | | | | | | |
|Обслуживание внешнего долга, % |0,7 |0,3 |0,5 |0,9 |0,9 |0,7 |1,2 |
|ВВП | | | | | | | | Источник: «Социально-экономические проблемы России» М.,1999.С.77 «Переход России на внешние заимствования пришелся на конец подъема мировой
экономики и начало финансового кризиза, охватившего финансовые рынки
развивающихся стран в 1997-1999 г. В результате девальвации российского
рубля в 1998 г. государственный долг, номинированный в иностранной валюте,
за несколько месяцев увеличился более чем втрое, а весь государственный
долг – почти вдвое!»[6] Приняв на себя все внешние долги, Россия по условиям “нулевого варианта”
стала одновременно правопреемником и по всем зарубежным финансовым активам
СССР. Вроде бы общие размеры этих активов превышают сумму контрактных
обязательств по полученным иностранным кредитам, однако реальная ситуация
сейчас складывается таким образом, что с позиций текущего платежного
баланса России весьма незначительные поступления от указанных финансовых
активов далеко не равнозначны крупным платежам по обслуживанию внешней
задолженности. И дело здесь отнюдь не в расхождении графиков
соответствующих поступлений и платежей. Кредиторы государства объединены в Парижский клуб, в котором все вопросы
решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чисто
коммерческого подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основном
зарубежные банки-кредиторы. До 1991г. Внешэкономбанк считался первоклассным заемщиком, ему давали
кредиты крупные банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итоге
они оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы
долларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другие
же, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей,
приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов,
т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они стали
представлять собой единый инструмент. Некоторые банки стремились избавиться от этих кредитных соглашений, другие
их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которой
выдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большое
количество банков, желающих купить и продать долговые обязательства,
обусловили высокую ликвидность инструмента внешних долгов. За четыре года функционирования рынка внешнего долга России выработан
механизм торговли. Заключенная дилерами сделка оформляется соглашением между покупателем и
продавцом. Затем происходит переоформление долга Внешэкономбанка с одного
кредитора на другого. ВЭБ ведет реестр кредиторов и дает согласие на
подобную перезапись. И хотя случаев отказа в таком переоформлении
зафиксировано не было, сам процесс занимает длительное время. Формально
стороны оставляют 21 рабочий день, для того чтобы переписать права
собственности с продавца на покупателя. При этом в соглашение включено
положение о том, что стороны приложат максимум усилий для соблюдения этого
срока. Однако на практике это не всегда удается — сделка требует
длительного обмена письмами: сначала происходит подтверждение сделки между
контрагентами, затем продавец посылает запрос на reassignment
(перерегистрацию) во Внешэкономбанк, получает от него положительный ответ,
после чего вместе с покупателем переписывает сам кредит. Для упрощения сделок время от времени создаются синдикаты, куда входят
основные западные инвестиционные банки, торгующие данным инструментом. Эти
синдикаты при посредничестве крупных аудиторских фирм, таких как Arthur
Anderson, Price Waterhouse и др., клирингуют сделки между собой. В
результате вместо тысяч перерегистраций возникает необходимость лишь в
нескольких с участием начальных и конечных владельцев.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|