|
Построение бюджета должно подчиняться бюджетному тождеству: Трансферт – денежная сумма, передаваемая государством беднейшим гражданам для повышения их уровня жизни и формируемая за счет средств, изъятых с помощью налогов у более состоятельных граждан. Но управлять государственными финансами на основе этой формулы на самом деле крайне сложно: от правительства все время требуют новых и новых расходов. Требуют бедняки и пенсионеры, требуют отрасли находящиеся в кризисе, требуют музыканты, учителя, требует армия и т.д. И у каждого просителя свой резон, но ведь и финансовые ресурсы государства не бесконечны.
Это означает, что государственный бюджет составлен с дефицитом. 2. Бюджетный дефицитВ такой ситуации наша страна находится уже много лет. По расчетам экспертов, еще в 1987 г. размер дефицита государственного бюджета СССР достиг величины почти 9%. Возможно, дефицит государственного бюджета существовал и раньше, но это всегда было государственной тайной, и теперь уже правдивых данных не найти. Если же сравнить величину дефицита бюджета с его доходами, то мы обнаружим, что, скажем, в декабре 1993 г. дефицит госбюджета РФ составлял 16% к доходам бюджета, а в декабре 1994г. – уже 35%. Годовой бюджет на 1995г. был принят с дефицитом на уровне примерно 29%. 3. Способы решения проблемы дефицита бюджетаМировая практика знает четыре основных способа решения этой проблемы: 1) сокращение бюджетных расходов; 2) изыскание источников дополнительных доходов; 3) выпуск необеспеченных денег для расхода; 4) одалживание денег у граждан, банков, организаций, других государств и иностранных организаций. Сокращение бюджетных расходов. Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой, а реально самый безболезненный. К началу 90-х годов доля государственных расходов в общей стоимости товаров и услуг, произведенных страной за год, составляла 60%. Даже после приватизации, освободившись от предприятий с титулами “планово-убыточные” доля госрасходов страны никак не опускается ниже 50% (хотя в развитых странах 40%), а причина в том, что государству достаются финансировать те нужды общества, которые больше никто финансировать не хочет или не может. Например “на шее” госбюджета висит почти вся сфера образования. В других странах значительная доля образовательных услуг оказывается за плату и немалую. Но в России для большинства граждан пока не по силам учить своих детей в школах и вузах за плату. Если государство в этой ситуации откажется поддерживать из госбюджета систему образования, то молодежь лишиться шансов на образование, а школьные и вузовские педагоги окажутся на улице в толпе безработных. По этому максимум того, что пока может себе позволить российское государство, - понемногу урезать различного рода социальные расходы и пособия. В результате чего государственные школы, больницы перестают получать деньги на ремонт своих помещений и приобретение новых книг и пособий, а многодетные семьи не могут купить малышам новую одежду. Нередко приходится сокращать расходы на армию, что ведет к увольнению в запас кадровых офицеров. Очевидно, что урезание социальных программ, пособий обычно ведет к росту напряженности в обществе и подрывает его политическую стабильность. Поэтому на такой шаг правительства идут в самую последнюю очередь – если не удается реализовать остальные три способа преодоления дефицита бюджета. Изыскание источников дополнительных доходов. Самый лучший способ – привлечение в бюджет дополнительных доходов. Однако, реально решить такую задачу крайне трудно. Конечно, можно пытаться повышать налоги или пошлины, но это путь опасный и ведет часто к сокращению налоговых доходов государства. Причин тому две: во-первых, люди теряют интерес к труду, если слишком большая доля их заработков отбирается государством; во-вторых, люди начинают прятать свои доходы от налогообложения. Такую картину хорошо иллюстрирует линия Лаффера (рис. 1). Первая линия – гипотетическая кривая сбора налогов – показывает, как росла бы абсолютная сумма налоговых поступлений в бюджет при увеличении ставок налогообложения, если бы людям и фирмам был безразличен их размер. На второй линии - за определенной гранью рост ставки налогообложения приводит уже не к росту
Рис. 1 Кривая Лаффера – модель налоговой политики. а к снижению абсолютной величины поступлений средств в бюджет. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег. Самый легкий и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете – выпуск государством денег сверх реальных потребностей экономики. Этот способ на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Причина проста – общенациональный рынок, немедленно определяет истинную цену этим деньгам. На их появление он реагирует скачком цен или исчезновением товаров с прилавка. Также известно, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, зависящие от инфляционного роста доходов налогоплательщиков. Дело в том, что расходы нужно осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги берутся с доходов вчерашних, при старом уровне цен. В итоге дефицит не сокращается, а возрастает.
У кого же государство может взять деньги взаймы? Прежде всего у собственного, то есть государственного банка. Но изымая деньги из Центрального банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить. По этому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и организаций страны. Формы такого одалживания могут быть самыми разными, но чаще это делается путем продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги – обязательства государства вернуть одолженную сумму плюс проценты за использование этих денег. Одалживание денег, решает одну проблему и немедленно рождает другую проблему иную – необходимость завтра добыть деньги для расплаты по долгам. Заимствование денег рождает государственный долг. 4. Государственный долг
Государственный долг – сумма ссуд, взятых государственными органами и еще не возвращенных кредиторам. Государственный долг бывает двух видов: 1) внутренний – перед гражданами, банками и фирмами своей страны; 2) внешний – перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями предоставившим деньги взаем на основе правительственных соглашений. Большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом. Впрочем, при разумном ведении дел большой государственный долг не разрушает экономику страны и не приводит к острым социально – политическим конфликтам. Иное дело, если привлеченные в долг деньги используются неразумно. Тогда обслуживание государственного долга повисает на бюджете тяжким грузом и государство оказывается перед нелегким выбором: Ø либо прекратить погашение долга “заморозить” его до лучших времен; Ø либо для погашения долга сокращать расходы на социальные программы и поддержку национальной экономики. Очевидно, что любая из этих путей не сулит радости ни руководству страны, ни гражданам. Предотвращение таких ситуаций может только проведение очень тщательно продуманной и последовательной государственной финансовой политики. Список использованной литературы1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1999 2. Липсиц И. В. Экономика (книга1) – М.; Издательство “Вита – Пресс”.1997. 3. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник – М: Юристъ, 2000. 4. Любимов Л. М. Введение в экономическую теорию: В 2 кн. – М.: “Вита – Пресс”, 1999. 5. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник., 2000 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.