Меню
Поиск



рефераты скачать Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии

1.     Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания,  а макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

2.     При определенных правах правительства в установлении налогов и создания денег способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.

3.     Считается, что проблемы, порожденные значительным государственным долгом, не столь обременительны для нормальной экономики. Можно смело утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдержать относительно безболезненно бюджетный дефицит значительных размеров по сравнению с бедной нацией.

     Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

§        Наличие четкой программы финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

§        Контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;

§        Выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

     Овладение этой политикой позволяет обществу находить оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупный дефицит приводит к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран.


2.3. Государственный долг.


     Нарастание бюджетного дефицита в экономики приводит к появлению и росту государственного долга.

     Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имеющихся за это же время положительных сальдо бюджета. Различают внешний и внутренний государственный долг.

     Внешний государственный долг, т.е. долг иностранным государствам, организациям и лицам ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать какие-нибудь ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Надо помнить и то, что кредитор обычно ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

      Внутренний долг государства, т.е. долг своему населению, приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не происходит, но возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительными.

     Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во- вторых, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Необходимо так же с другой стороны, для оценки величины государственного долга исследование роста бюджетного дефицита.

     Существует много различных мнений в отношении к бюджетному дефициту и государственному долгу. Кейнсианцы, например, рискнули заявить, что увеличение государственных расходов, приводящие к дефициту бюджета, в период спада производства может привести к стабилизации экономики. Но и сейчас многие экономисты считают рост государственного дефицита и долга недопустимым при любых условиях.

2.4. Избыток бюджета.

 

     Избыток  бюджета – это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

BS= t∙ Y-G-TR

где  BS – бюджетный избыток

t – налоговая ставка

Y – выпуск (производство, доход)

G – гос. Закупки

TR – трансфертные платежи

 

Из этой формулы мы видим, что увеличение государственных расходов сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

Хотя вполне вероятно, что увеличение налоговой ставки, сохраняющей государственные расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный избыток, возможно, что конечный результат  будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

Избыток бюджета при допущении полной занятости – это такой избыток бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный избыток при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для избытка бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

BS* = t∙Y* - G – TR


Где BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости

        Y* - доход при полной занятости

    

     Разница между фактическим бюджетным избытком и бюджетным избытком при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада. Если производство ниже уровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).



2.5. Мультипликатор сбалансированного бюджета.


     Многие экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?

     Предположим, что объем государственных закупок увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц. Однако – и этот пункт является здесь ключевым – сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75∙ 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода. Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов). Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц. Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.

     На рис.1 показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1

 

 Рис.1 Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.

    

     Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД1 пересекает биссектрису системы координат в точке Е1. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4∙25). Наши рассуждения предполагают, что величина прироста равновесного уровня доходов может быть вычислима с помощью стандартной формулы мультипликатора: мультипликатор – прирост расходов при исходном, первоначальном уровне доходов.

     Данный пример является хорошей иллюстрацией особого варианта фискальной политики: фискального расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные расходы увеличиваются на одинаковую величину. В этом случае мы получаем знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

     Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов – имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

     Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.

     При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.

            



 

Глава 3. Российский бюджет, проблема дефицита.

     Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп.

     Основной особенностью нынешнего этапа развития страны является непрерывное беспрецедентное ухудшение всех без исключения сфер экономики. Причина такого положения в том, что начиная с 1992 года и по настоящее время в России отсутствует полномасштабная стратегия экономического развития. Хотя нынешний период в экономике России принято считать вполне благополучным, если вести отсчет от показателей декабря 1998 года. Однако анализ одной из наиболее серьезных проблем – государственного долга – показывает, что в перспективе, причем не очень отдаленной, весьма вероятен новый глубокий финансовый кризис. Важной составляющей бюджетного дефицита является госдолг.

     Следует отметить, что история долговой пирамиды начинается с самого первого года реформ – с 1992-го, когда расходы федерального бюджета составляли 3,3 трлн. рублей, а доходы 2,3 трлн. рублей, то есть дефицит бюджета был равен 1 трлн. рублей, или 5% от валового внутреннего продукта. Для формирования сбалансированного бюджета было необходимо либо уменьшить расходы, либо увеличить налоговую ставку. Вместо этого и в 1993 году был сформирован бюджет, где дефицит бюджета составил уже 10,4% от ВВП. Именно в этом году было положено начало строительству долговой пирамиды, которая в августе 1998 года привела к дефолту.

     На первое сентября 1999 года внутренний госдолг равен 347,7 млрд., из которых 105 млрд., подлежат реструктуризации. В итоге необходимо погашать 242,7 млрд. рублей только по внутреннему госдолгу, при этом расходы федерального бюджета на 2000 год превышают его доходы на 57,9 млрд. рублей.     

     Если Запад захочет решить долговую проблему России, он должен непосредственно вступить в экономико-политический диалог с Россией, создав для этой цели отдельный инструмент. Скорее всего, это будут законодательные или конституционные изменения, связанные с бездефицитностью бюджетов всех уровней, полным запретом внешних заимствований для всех государственных или парагосударственных институтов, введением в действие жестких бюджетных процедур, ужесточением банковского контроля.

     Соглашение о реструктуризации внешнего долга обеспечит определенные внешние – и минимальные – условия развития российской экономики. Не менее важным будут усилия, направленные на решение внутренних проблем.

     Ключевой из них представляется проблема сбалансированности бюджета. В настоящее время доходы расширенного правительства (в терминологии МВФ расширенное правительство включает в себя федеральный, региональные бюджеты и внебюджетные фонды, в первую очередь государственный пенсионный фонд) находятся на уровне чуть ниже 30% ВВП, в то время как расходы слегка превышают этот уровень.

     Хотя некоторые российские экономисты настаивают на значительном снижении доли бюджета расширенного правительства в ВВП, на мой взгляд, это нереально. Основную часть расходов расширенного правительства составляют социальные статьи: государственные пенсии, образование, здравоохранение. Хотя все эти области нуждаются в реформировании, реформы не приведут в ближайшие году к сокращению этих расходов. Сокращение неэффективных трансфертов будет компенсироваться увеличением целевой помощи менее обеспеченным слоям.

     Также маловероятно в ближайшие годы сокращение расходов на оборону. Резервы – субсидии жилищно-коммунальному хозяйству и муниципальному транспорту. Масштабы субсидий – порядка 4% ВВП, из которых половина может быть сэкономлена. Это, пожалуй, единственный крупный резерв сокращения бюджетных расходов.

Что касается доходов, то при относительно небольшом по европейским стандартам уровне налоговых изъятии – менее 30% от ВВП – они формируются за счет крайне несправедливой (inequitable) системы налогообложения, в которой добросовестные налогоплательщики выплачивают очень высокую (до 70%) долю своих доходов, а другие не платят налогов вовсе. Поэтому задача налоговой реформы – на столько изменение доли налоговых изъятий, сколько создание простой, справедливой и эффективной системы налогообложения.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Бюджет занимает очень важное место в финансовой системе страны, а значит, имеет основополагающее значение для развития экономической и политической ситуации в государстве. Средства из бюджета используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства.

     В заключении необходимо отметить, что бюджетная политика как экономическая категория – это часть экономических отношений направленных на достижение экономической эффективности, социальной справедливости и политической стабильности.

     В курсовой работе была рассмотрена проблема Российского бюджета.  Только высокие темпы реального экономического роста при низкой инфляции позволят не только достаточно быстро расплатится с госдолгом (внешним и внутренним), но и обеспечить низкую ставку рефинансирования и рост курса рубля. Несомненно, проблема российских долгов вполне решаемая, и достаточно быстро, но при условии – принимаемые меры должны обеспечивать устойчивый экономический рост.



        




    


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.     Общая теория финансов: Учебник/ Л.А .Дробозина



         



 
  



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.