Государственный бюджет. Функции и структура
Государственный
бюджет. Функции и структура.
Бюджет- это роспись государственных
доходов и расходов на определённый срок, утверждённая в законодательном
порядке. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный
денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода
и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Функции бюджета
Фискальная функция означает создание
финансовой базы функционирования государства в условиях фактического отсутствия
у него собственных доходов (исключая доход от государственной собственности).
Функция экономического регулирования - это
использование государством налогов (основного источника доходов бюджета) для
проведения своей экономической политики.
Социальная функция предполагает
использование государственного бюджета для перераспределения национального
дохода.
Структура государственного бюджета в
каждой стране имеет свои национальные особенности. Она зависит от характера
административной системы, структурных особенностей экономики и ряда других
факторов. Государственный бюджет представляет собой совокупность бюджетов всех
уровней государственных административно-территориальных властей.
Построение бюджета основано на соблюдении
определённых принципов:
Принцип единства - сосредоточение в
бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна
существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и
бюджетной классификации.
Принцип полноты означает, что по каждой
статье бюджета учитываются все затраты и все поступления
Принцип реальности предполагает правдивое
отражение доходов и расходов государства
Принцип гласности – это обязательное
информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Доходы и расходы государственного бюджета
В бюджете находит своё отражение структура
расходов и доходов государства. Расходы показывают направления и цели бюджетных
ассигнований.
Приблизительная структура бюджетных
расходов и доходов для рыночной экономики:
Расходы:
Затраты на социальные услуги
(здравоохранение, образование)
Затраты на хозяйственные нужды
(капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям)
Расходы на вооружение и материальное
обеспечение внешней политики.
Административно-управленческие расходы
(содержание милиции, юстиции)
Платежи по государственному долгу
Доходы:
Налоги
Неналоговые поступления (доходы от
государственной собственности, государственной торговли)
Взносы в государственные фонды
Действенность государственного
регулирования с помощью бюджетных расходов зависит от:
относительных размеров расходуемых сумм
структуры этих расходов
эффективности использования каждой единицы
расходуемых средств
Идеальное исполнение государственного
бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств.
Превышение расходов над доходами ведёт к
образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами –
внутренними и внешними.
Сбалансированность государственного
бюджета. Проблема государственного долга.
Баланс бюджета означает равенство доходов
и расходов. Если расходы бюджета превосходят доходы, то налицо бюджетный
дефицит .
Дефицит бюджета – это сумма, на которую в
данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает
определённые изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат этих
изменений.
Причин бюджетного дефицита может быть
достаточно много:
спад общественного производства
рост предельных издержек общественного
производства
оборот «теневого» капитала в огромных
масштабах
непроизводительные расходы
и другое
Государственный долг-это сумма накопленных
в стране за определённый период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это
же время положительных сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит и государственный долг
тесно связаны. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия
бюджетного дефицита.
Во-вторых, определить насколько опасен то
или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины
государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного
долга необходимо исследование роста дефицита.
Использование методов финансирования за
счёт государственного долга даёт государств у один из наиболее гибких
инструментов регулирования экономических и социальных процессов.
Государственный долг связан со вторичным
распределением стоимости ВНП для формирования дополнительных ресурсов
государства в результате займа денежных средств у населения и кредитов
иностранных государств.
Функции государственного долга:
Фискальная (создание финансовой базы
государства, поддержание функционирующего рынка долговых государственных
обязательств);
Стимулирующая (поддержание стабилизации
экономики, воздействие на безработицу, уровень цен, внешнеэкономический баланс
и т.п.)
Двойственная природа государственного
долга порождает и противоречивость его воздействия на экономику:
стабилизационное и дестабилизирующее. В этих условиях необходимо регулирование
государственного долга.
Управление государственным долгом включает
формирование политики государственного долга, установления границ
государственной задолжности, определение основных направлений и целей
воздействия на микро- и макроэкономические показатели, а также создание
институциональных, бюджетных и политико-психологических инструментов для
управления государственным долгом.
Список
литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/
|