p> Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее
значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его
размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя он
не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах,
предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является
собственником предприятия. Это делает государство владельцем части
общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята
довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного
труда во Франции и Италии, до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии. Во всех промышленно развитых странах становление и развитие
государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях
(угольная промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и
воздушный транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.).
Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е.
совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют
особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина
инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к
конкуренции и периодическим кризисам. Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных
актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми
элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования
экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно. К
ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п. Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут
быть направлены на:
- стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно)
равновесия между сбережениями и инвестициями;
- обеспечение полной занятости;
- стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
- воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на
некоторые специфические товары;
- поддержку устойчивого экономического роста;
- перераспределение доходов и некоторые другие цели. Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным
образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Ее можно определить
как политику, проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем
регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной
сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с
другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике
существенно различается. Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия
назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования
и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со
сложившейся централизованной экономической системой пытаются, в ходе
разгосударствления, возродить с помощью государства (как это ни
парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без
которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в
объятиях государства этот животворящий интерес. 3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших
областей приложения государственного вмешательства. Регулирование
развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия
препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть
в так называемых естественных монополиях, государством создаются
общественные регулирующие органы, для контроля за их экономическим
поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала
необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного
законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности
естественных монополий. Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может
обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции,
достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного
пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная
деятельность. Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут
использоваться два варианта: государственная собственность и
государственное регулирование. Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход,
т. е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечёт за собой
отсутствие стимула предприятия к снижению издержек. Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы
защитить общество от рыночной власти естественных монополий путём
регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать
прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению
эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях,
когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией. Другим видом контроля являются антимонопольные законы. Эта форма
контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон
Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-
либо отрасли. Однако формулировка была довольно размыта, что не позволяло
чётко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914
г. В принципе он был продолжением закона Шермана и, лишь, уточнял некоторые
его пункты. В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В её
компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также
расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной
торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил
независимому антимонопольному органу полномочия для проведения
расследований. Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к ним
доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно,
бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки
обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелких
производителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко и
плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много
других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законы
не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов
конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у
предпринимателей значительно сократятся стимулы делать своё предприятие
более сильным и выпускать больше продукции. Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает
оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и
конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран
это соотношение было различным, корректируемым под особенности развития
экономики, государство должно умело и эффективно использовать этот
механизм. 4. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. Как я уже упоминал, бюджетная (фискальная) политика является одним из
главных инструментов государственного регулирования экономики. Посредством
бюджетной политики государство оказывает воздействие на рыночный механизм
через свои расходы и доходы (налогообложение). Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и
источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно
обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны,
штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года,
полномочные представители исполнительной власти, отчитываются о своей
деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов, в
соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете. Государственные расходы считаются одним из важных элементов
макроэкономической политики. Они влияют на распределение, как дохода, так и
ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и
трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как
правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону,
строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т. д.).
Трансфертные платежи – это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы,
полученные от всех налогоплательщиков, определённым слоям населения, в виде
пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т. д. Нужно
заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и
непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют
ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к
перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.
Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.
Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру
производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде
налогов у одних слоёв населения, выплачиваются другим. Однако те, кому
предназначены трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и
достигается изменение структуры потребления. 4.1. Налоги. Их роль в рыночной экономике. Другим важным инструментом государственной бюджетной политики является
налогообложение. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с
уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой
системы, отвечающей условиям развития общественного производства,
эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие
функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы,
обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в
формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно,
так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный
бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических
нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране
ряд лет. На первое место следует поставить функцию, без которой в
экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - р е г у л и р у ю щ а я. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика.
Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны.
Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в
современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело -
как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как
говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,
центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основных
направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть
разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения
действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и
наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции
государственных органов, регулирующие взаимоотношение
товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,
товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,
устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения
ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка
непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства
в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим
в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о
финансово-экономических методах воздействия государства на интересы
людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном,
выгодном обществу направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного
подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей
организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью
распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность
предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным, не
отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на
предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система
экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью,
возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночной
экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, а
зарабатывают, (исключение составляют безработные), да и то свое пособие
они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-
экономическими методами - путем применения отлаженной системы
налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных
закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное
место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает
условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее
время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельского
хозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим, в
Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включая
рыболовецкие), совхозы, другие производители сельскохозяйственной
продукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в
колхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, если
более 25%, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается
налогом в общем порядке. Приведенные положения могут служить примером использования
государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие
экономики в необходимом обществу направлении. Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику
невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно
создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений
экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия,
"мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же
"мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не
обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно
поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных
фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их
деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу
- особые льготные условия налогообложения. Другая функция налогов – с т и м у л и р у ю щ а я. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует
технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные
вложения в расширение производства и др.. Стимулирование технического
прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма
прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию,
расширение производства товаров народного потребления, оборудование для
производства продуктов питания и ряда других освобождается от
налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. В прежнем Законе о налогах
этой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но
непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от
налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные
затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически
освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или
частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была
предусмотрена и у нас, в прежнем законодательстве: облагаемая прибыль
уменьшалась на сумму, составлявшую 30% затрат на проведение научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ. Было бы целесообразно и
сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например, 50%) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь -
включать эти расходы в затраты на производство. Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремление
способствовать возрождению российской деревни пронизывает все наше
налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходов
банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30%. В
то же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вес
кредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50% всех
вложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей -
20%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|