Государственное регулирование экономических отношений
ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету «ПОЛИТЭКОНОМИЯ» на тему: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» Выполнила: студентка 1 курса группы «А» заочного отделения ДЭГИ Петрасюк Оксана Станиславовна Научный руководитель ст. преподаватель Кузнецова В.Н. Донецк – 2002 СОДЕРЖАНИЕ стр. |Введение…………………………………………………………………… |3 |
|1. Сущность государственного регулирования экономики……………. |5 |
|1.1. Необходимость государственного вмешательства в экономику... |5 |
|1.2. Экономические функции государства…………………………….. |8 |
|2. Способы государственного регулирования экономики |10 |
|2.1. Классификация форм и методов государственного | |
|регулирования………………………………………………………………….. |10 |
|2.2. Социальное регулирование……………………………………….. |12 |
|2.3. Поддержание международной конкурентоспособности и | |
|оптимальной структуры производства………………………………… |15 |
|2.4. Обеспечение макроэкономической стабильности……………….. |16 |
|3. Государственное регулирование в условиях переходного |19 |
|периода... | |
|4. Особенности государственного регулирования экономики Украины |27 |
|Заключение………………………………………………………………… |35 |
|Список литературы………………………………………………………... |36 |
|Приложение 1. Формы и методы финансовой поддержки санации | |
|предприятия…………………………………………….. |37 |
|Приложение 2. Финансовое участие государства в санации | |
|приватизированных предприятий……………………………… |38 | ВВЕДЕНИЕ Формирование оптимальной макроэкономической структуры, обеспечивающей
динамизм производительных сил и сбалансированность внутреннего рынка,
предполагает наличие системы централизованного регулирования, в частности
такого института, каким является государство. В условиях рыночных отношений
важное значение имеет поддержание на необходимом уровне степени
государственного вмешательства в экономику, достижение оптимальности
правового регулирования общественных отношений, в том числе – отношений
предпринимательства, во всех отраслях и сферах народного хозяйства. Значимость государственного регулирования особенно актуальна в период
трансформации от административно-командной системы к рыночной модели
экономики, когда существенно усиливается потребность в жесткой
координирующей структуре, оказывающей определенное влияние на формирование
необходимых предпосылок становления конкурентной среды и развития
совокупного рынка. В процессе формирования многоукладной рыночной модели
экономики государство как регулирующий орган гарантирует стабильность
воспроизводства, способствует устойчивой работе предприятий различного
статуса как основных налогоплательщиков и непосредственных производителей
материальных благ. Участия в хозяйственной жизни общества раскрывается в работах многих
экономистов. Еще А. Смит отмечал, что «видимая рука» правительства должна
регулировать «невидимую руку» конкуренции. Проблемы государственного
регулирования экономики раскрыты в трудах Дж.М. Кейнса, М. Фридмена,
В. Леонтьева, Д. Гелбрейта, А. Маршалла, П. Самуэльсона, Д. Норта и др.
Различия между концепциями сводятся к используемым методам государственного
воздействия, вплоть до полного их отрицания. Целью данной работы является исследование роли государства как
институциональной структуры в экономике. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие
сущности государственного регулирования, характеристика функций государства
в управлении экономикой, методов и инструментов государственного
регулирования, раскрытие особенностей государственного регулирования
экономики в условиях ее рыночной трансформации, также рассмотрена специфика
государственного регулирования в Украине. В процессе написания работы использовались материалы периодической
печати, экономическая литература. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка
литературы и двух приложений. 1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 1. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений
носит весьма проблематичный характер. Одни ученые-экономисты считают
необходимым жестокое государственное регулирование всех отношений в сфере
экономики, другие же – отбрасывают необходимость такого регулирования
вообще. Отрицательными являются последствия как чрезмерного регулирования
государством экономических отношений, так и полного невмешательства его в
сферу экономики. Мировой опыт экономической практики доказывает, что нет, и не может
быть эффективной социально ориентированной рыночной экономики,
основывающейся на современных научно-технических достижениях, без активной
регулирующей роли государства. Реальная рыночная экономика никогда, даже на
первых этапах ее становления не обходилась без вмешательства государства.
Менялись лишь задачи, формы, инструментарии такого вмешательства и его
масштабы. Экономическая роль государства еще в начале ХХ века была предельно
ограниченной. Положение изменилось в период первой мировой войны, когда
вначале в Германии, а затем в странах Антанты государство начало активно
вмешиваться в хозяйственную жизнь с целью мобилизации ограниченных ресурсов
для достижения военной победы. Отмеченные меры носили, однако,
чрезвычайный, военно-мобилизационный характер, а потому с окончанием войны
государственное вмешательство в хозяйственную жизнь сошло на нет. К началу 30-х годов среди западных экономистов господствовало мнение о
том, что экономические спады (кризисы) объясняются случайными причинами,
что механизм рыночного саморегулирования в принципе обеспечивает
соответствие между совокупными спросом и предложением, следовательно, и
автоматический выход экономики из кризиса и последующий ее подъем на базе
обновления основного капитала и ликвидации нерентабельных предприятий.
Однако во время глубокого кризиса и затяжной депрессии 30-х годов стало
очевидно, что механизм рыночного саморегулирования не справляется со своими
функциями, не обеспечивает автоматический выход из кризиса, что требует
перехода к активному государственному регулированию экономики. Такое
регулирование на практике стало осуществляться в США с 1933г. командой
президента Ф.Д. Рузвельта, разработавшей и реализовавшей так называемый
«Новый курс». Теория государственного регулирования была создана
Дж.М. Кейнсом и его последователями. Кейнс сделал справедливый вывод о том,
что выход из глубокого кризиса, рост объемов производства и уровня
занятости невозможны без активного участия государства. [6, с.37] На современном этапе в преобладающем большинстве стран мира
функционирование народного хозяйства характеризуется, в первую очередь,
ростом регулирующей роли государства по отношению как к государственному
сектору экономики, так и к частному, и к их взаимодействию, что обусловлено
определенным уровнем осознания необходимости не только разграничения
частных и публичных интересов в обществе, но и поддержания оптимального
баланса между ними. В то же время всем хорошо известны последствия отказа
публичной власти от регулирования экономических отношений в процессе
перехода от административно-командной системы хозяйствования и управления к
смешанной. Примеры Украины, России и других стран СНГ, скорее всего, войдут
во все учебники и хрестоматии начала ХХI века, как яркие иллюстрации того,
к чему может привести вытеснение государства на начальном этапе проведения
рыночных реформ. Особенно важно определение роли государства в регулировании экономики
на так называемых «переходных» этапах его развития (подобных тому, какой
переживает в настоящее время Украина, - когда осуществляется переход от
административно-командного порядка общественной жизни к демократическому,
когда в общественных интересах, ориентациях и мотивах поведения людей,
социальных ценностях отражаются черты, присущие именно смешанной форме
социально-экономических процессов и структур - от остаточных
административно-командных до разнообразных частных). При определении роли
государства необходимо учитывать состояние экономики, уровень ее
зависимости от государства, социальный фактор и менталитет народа, особенно
– при переходе от командно-административной системы к рыночной экономике. Особую актуальность в условиях трансформации общества приобретают
проблемы реализации таких закономерностей, как сбалансированность
экономических интересов и достижение адекватного этому процессу правового
механизма их регулирования в направлении достижения оптимальности
соотношения экономических интересов различных форм собственности и правовых
норм, институтов государственной и частной собственности. В странах, осуществляющих трансформацию к рыночной экономике (в еще
большей мере, чем в странах с уже развитой рыночной экономикой),
проявляется необходимость государственного регулирования экономики в этот
период. Это объясняется тем, что самоорганизация (а рынок представляет
собой классический образец самоорганизации) свойственна достаточно
устойчивым системам и малоэффективна в период перехода от одной системы к
другой. Важно иметь в виду, что в условиях социально-экономической
трансформации принцип самоорганизации способствует усилению защитной
функции, возврату экономики в предыдущее состояние, ускорению старых
тенденций. А это очень опасно. К тому же, отсутствие каких-либо
регулирующих основ в период трансформации приводит к нарастанию хаотических
процессов, что можно проследить на примере Украины. Некоторые ученые, отмечая необходимость государственного регулирования
экономики, подчеркивают необходимость его ограничения, подчиненности
рыночному саморегулированию. Направление государственного регулированию
экономики должно, во-первых, отражать границы переходного периода и не быть
определяющими, во-вторых, оно должно быть подчинено цели ограничения
методов государственного регулирования экономики, методам ее рыночного
регулирования. [6, с.39] Преобладающее большинство ученых признают необходимость
государственного регулирования экономики. Отличия в их позициях заключаются
в определении степени и форм такого регулирования и его соотношения с
рыночным саморегулированием. 2. . Экономические функции государства В системе «свободного» рынка нельзя обойтись без государства. Оно
берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам
рынок. Это по крайней мере три функции:
1) обеспечение экономики нужным количеством денег;
2) регулирование так называемых «внешних» (или побочных) эффектов;
3) удовлетворение потребностей в «коллективных благах» (или в «общественных товарах»). Указанные выше функции – это максимум того, что может делать
государство в условиях свободного рынка, и одновременно минимум того, что
оно делает в реальной рыночной экономике. Государственное вмешательство в экономику связано с ограниченностью
самого рыночного механизма. Обычно в учебниках «Экономикс» выделяют три
глобальные функции государства: эффективность, справедливость и
стабильность. [11, с.129] Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон»,
используя различные экономические инструменты, который обеспечил бы
эффективное функционирование производства. В частности, большое значение
имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечение максимально
благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации
конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную
систему хозяйствования. Поддержание действия конкуренции – его важнейшая
функция. Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения
доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и
рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех,
к то преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чисто
рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного
минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и
признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка,
несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на
себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание
нетрудоспособных, престарелых и т.п. Кроме того, рыночная экономика не
обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная
безработица (естественной считается безработица до 6%) [11, с.129], поэтому
регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных –
это тоже функция государства в рыночной экономике. Государство к тому же
должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень их
потребления через минимальную зарплату. Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию
поддержания экономической стабильности, сглаживания циклической формы
развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику. Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя обеспечение
правовой основы и социального климата, способствующих эффективному
функционированию рыночной экономики; компенсацию негативных сторон рынка;
поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики –
изъятия части доходов хозяйствующих субъектов с целью формирования
государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных научных
исследований стимулирует развитие таких направлений НТП, которые требуют
вложения очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с
большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными
перспективами. Государство также берет на себя решение региональных
проблем. 2. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 2.1. Классификация форм и методов государственного регулирования В литературе понятие «государственное регулирование» не определено,
однако ученые называют его разнообразные формы и методы. Так, экономисты
считают, что государственное регулирование осуществляется путем социально-
экономического регулирования прогнозирования через антимонопольную политику
и развитие конкуренции, государственную стандартизацию, метрологию и
сертификацию, систему налогообложения, другие формы регулирующего влияния
государства. Вместе с нормативно-правовым регулированием соответствующих
сфер хозяйствования, для экономической деятельности государства характерна
разработка комплексных и региональных программ. [6, с.39] Государственное регулирование, наряду с планированием
(программированием) организационной деятельности, стимулированием и
контролем, государственными мониторингом и протекционизмом (поддержкой
частного предпринимательства), правовой организацией государственного
сектора рыночной экономики, является одним из направлений государственного
влияния на развитие экономических процессов. Для обоснования существования многочисленных и разнообразных видов
деятельности, попадающих под понятие государственного регулирования
экономики, необходимо дать их классификацию. Деятельность по государственному регулированию экономики может быть
классифицирована в зависимости от того, в чью пользу оно осуществляется.
Так, некоторые виды регулирования нацелены на защиту групп предпринимателей
(например, запрет дискриминации среди конкурирующих субъектов
предпринимательской деятельности, защита малого и среднего
предпринимательства), другие – на защиту потребителей (например,
регулирование безопасности товаров) или общественных интересов в целом
(например, защита окружающей среды). Классификация регулирования возможна по масштабам его влияния – либо
на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть имеет ли
узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния
могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов
регулирования влияет на экономику в целом. Государственное регулирование экономики также можно разделить на два
типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции или
является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для достижения
других специфических целей. Классическим примером первого типа регулирования является естественная
монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом
продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее
эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции,
функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление
коммунальных услуг – типичный пример такой монополии, а регулирование
доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства – это пример
государственного регулирования.
Страницы: 1, 2, 3
|